Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Дидактическая игра по экологии для школьников 5-8 класса

Дидактическая игра "Экологическая карусель" для учащихся среднего и старшего возраста
Дидактические игры с экологическим содержанием способствуют формированию экологического сознания и экологической культуры личности учащихся. Их нетрадиционный, непривычный для учащихся подход служит отличным стимулом для приобретения практических и общественно значимых знаний.
Данная игра разработана на основе многолетнего опыта работы с учащимися и используется на экологических секциях районных туристско-эколого-краеведческих сборов актива, турслётах, летних профильных лагерях, в сокращенном варианте – на уроках и факультативах по экологии, биологии. Участниками игры могут быть как одно, так и разновозрастные команды учащихся.
Игра имеет чётко выраженную экологическую направленность, что определяет её большую актуальность, предельно конкретное изложение материала, несложные правила игры могут оказать действенную помощь педагогам эколого-краеведческой работы с учащимися.
Настоящее пособие включает: условия, содержание и правила проведения игры; вопросы к игре; список литературы. К игре разработаны «игральные» карты с вопросами и ответами по следующим учебным темам: «Знакомые незнакомцы», «Правила поведения в туристическом походе», «Путешествие по экологической тропе», «Азбука начинающего туриста», «По страницам Красной книги Среднего Урала», «Чистая речка», «Камская ГЭС».
Методическое пособие рекомендовано для работников школ, учреждений дополнительного образования и актива учащихся.

Цель игры:
Актуализация знаний учащихся о природе родного края, правилах поведения в природной среде, формирование активной жизненной позиции на основе развития экологического мышления, творческого подхода к изучаемым вопросам.
Задачи:
обучающие:
- расширить знания о разнообразии флоры и фауны родного региона, ознакомить с редкими и исчезающими видами
- познакомить с закономерностями взаимодействия живых организмов и их сообществ между собой и со средой обитания;
- формировать систему знаний о целостности и единстве материального мира;
воспитательные:
- формировать ценностную ориентацию, связанную с экологической культурой потребления природных богатств;
- формировать положительный эмоциональный фон на основе понимания ценности окружающей среды и ее уникальной красоты и гармонии;
- формировать нравственные, этические запреты на действия, которые могут привести к нарушению экологической среды, к разрушению живого;
- воспитать общественно-активного человека способного адаптироваться в современных условиях и реализовать свои знания на практике;
развивающие:
- формировать навыки принимать экологически обоснованные решения, связанные с деятельностью в окружающей среде, моделировать последствия;
- развивать интерес детей к экологическим проблемам природной зоны, становлению их коммуникативных умений, сообразительности и находчивости.
- развивать наблюдательность, зрительную память, образное мышление, монологическую речь.

Форма игры: аттракцион – карусель, т. е. движение по кругу с выполнением обязательных условий и правил. Деятельность: взаимный опрос по разработанным и приготовленным руководителем игральным картам. В ходе игры участники обсуждают ответы, дополняют друг друга, набирают за работу очки – Эки, материализующиеся в жетоны разного достоинства (1, 10, 50, 100 Эков), отличающиеся по цвету или надписи. Цена полного ответа либо его части указана на лицевой стороне карты и соответствует степени сложности (например, n x 2, где n – отдельно названный пример или пункт ответа). Жетоны выдаются педагогом – Экспертом по ходу игры. Жетоны мелкого достоинства постепенно обмениваются на более крупные, происходит подсчет очков, что стимулирует азарт, соревновательный эффект и заставляет более внимательно относиться к игре.
Оборудование игры: «игральные» карты соответствующего образца с экологической тематикой, инструкция с правилами проведения игры, жетоны и учетные карточки, позволяющие учитывать активность и знания участников игры, эмблемы-визитки разного достоинства.
Участники игры: учащиеся 5 – 11 классов, возможны разновозрастные команды и отряды с разной степенью подготовки, в количестве 6 – 12 человек.
Для вовлечения всех учащихся класса (отряда) в игровой процесс следует иметь несколько колод карт с одинаковой тематикой или разделить большую колоду на части, по числу игровых групп.
Продолжительность игры: на экологических сборах или в лагерях – 3 – 5 туров по 1 – 1,5 часа в течение 1 – 2 недель; на уроках и факультативах – серия из 3 – 5 туров в течение четвери во время изучения соответствующих тем.
Пояснения и правила игры
Блок- схема игры
1. Вводная беседа педагога-Эксперта о целях и задачах игры, изложение правил игры.
2. Раздача карт участникам игры. Изучение содержания карт.
3. Выявление первого водящего- «карусельщика» с помощью загадки
4. «Карусельщик» зачитывает вопрос карты, а все играющие, соблюдая строгую очерёдность (по ходу движения карусели), отвечают, дополняют друг друга
5. «Карусельщик» дополняет ответ, используя содержание карты
6. Эксперт оценивает ответы каждого игрока по ходу оборота карусели в баллах по предложенной системе.
7. Следующим «карусельщиком» становится игрок, сидящий слева от начинающего
8. Подсчёт очков игроков, выявление победителей, подведение итогов тура.
9. Подробное изучение материала карт, вызвавших наибольшее затруднение

Содержание игровых карт
Размер карты произвольный. Так как вопросы разные и некоторые предполагают большой, развернутый ответ, то наиболее приемлемый размер – 7 х 10. На лист А4 при книжной ориентации помещается текст 6 - 9 вопросов. Основа карты - плотный картон.
На лицевой стороне карты: вопрос; полный, развернутый ответ на определённую тему; «цена» ответа в Эках.
На оборотной стороне – изображение растения, животного, природного сообщества, хозяйственного объекта, не относящегося к теме данного вопроса. Изображения, имеющиеся на других картах, позволяют иллюстрировать содержание практически каждого вопроса и способствуют развитию памяти и образного мышления. Иллюстрации можно взять из старых учебников биологии.

Например:
Какие растения являются индикаторами верховых болот? (болот атмосферного питания)
n x 3эк
Сфагновые мхи (белые).
Клюква, морошка, голубика.
Разнообразные мелкие кустарники, мелкие ивы.
Развитие на поверхности верхового болота хорошего соснового древостоя является признаком интенсивного движения воды в нем, а угнетенность яруса сосны – признаком застойного режима.

Изображение – жаворонок полевой

Условия игры
1) Участники садятся вокруг стола. Игровые карты раскладываются изображениями вверх. Дается время на рассматривание изображений.
2) Всем участникам раздается равное количество карт и дается время на изучение их содержания. При наличии большого количества карт, подготовленных для нескольких туров, выдается ограниченное число, например: 1-й тур – по 3 карты, 2-й тур – 5 карт, 3-й – 7 и т. Д. Все лишние карты остаются лежать на столе. В последнем туре разбираются все имеющиеся карты.
3) Запускает игру педагог-Эксперт загадкой о растении либо животном, чьё изображение имеется на одной из карт. Паролем для запуска карусели является не только разгадка, но и нахождение изображения данного объекта на оборотной стороне одной из карт. В случае не разгадывания первой загадки игрокам предлагается следующая загадка.
Загадки должны быть достаточно сложными, новыми для каждого тура и, желательно содержать экологическую информацию.
Например:
Живет в лесочке и возле кочки, и темной яме;
Заводит дружбу с муравьями, а в жилах кровь желта и ядом напита.( Чистотел)

Спит в землянке круглый год,
лишь весну встречать встает,
а проводит весну –
и опять ко сну. (Первоцвет, подснежник)

Ниток много-много,
А в клубок не смотаешь.
Одежды себе не шьет,
А ткань ткет. (Паук)

На лугу найдешь весной
Лист волнистый, вырезной,
И портнихе не позор
Взять к манжетам тот узор. (Манжетка)

4) Отгадавший загадку-пароль становится «Карусельщиком» и начинает игру: читает вопрос любой из своих карт, а сидящий слева дает по возможности полный ответ. Если ответ на вопрос требует перечислений, разъяснений, которые не сделаны первым отвечающим, их дают следующие игроки.
5) Отвечать следует по очереди – по движению часовой стрелки. Не допускается «запрыгивание на движущуюся карусель», т. е. ответ вне очереди. За нарушение – штраф 1 Эк.
6) Запрещается «бесплатный проезд» - пропуск хода: обязательно надо дать ответ (либо дополнение, пояснение к уже данному ответу). Исключениями являются: 1-й тур; полный, исчерпывающий ответ, данный предыдущими игроками; ответы на ещё ни разу (за всю игру) не зачитанные вопросы. Во все следующие туры взимается штраф, например: 2 тур - 1 Эк, 3 тур – 2 Эка, 4 – 3 Эка и т.д.
7) Запрещается «тормозить движение» (затягивать с ответом) - время на размышление не более 5 сек. При нарушении участник «сбивается с ног» и право ответа переходит к следующему игроку.
8) Эксперт и «Карусельщик» (по ответу в карте) внимательно следят за ответами участников и при полном проходе круга, по необходимости, дают небольшие дополнения.
9) Если ответа на вопрос карты нет или вопрос вызвал большие затруднения, её откладывают для самостоятельного изучения после игры по заранее подготовленной литературе, либо тема изучается с помощью преподавателя.
10) Следующим «Карусельщиком» зачитывающим карту, является участник слева, таким образом, каждый имеет право первого ответа и возможности набрать максимальное количество очков.
11) После обсуждения карта обязательно выкладывается на стол изображением вверх, т.к. изображение объекта, чаще всего, повторяется неоднократно в ответах следующих вопросов. Например: мать-и-мачеха может быть упомянута как растение – первоцвет, как лекарственное растение, как растение – медонос и растение – индикатор глинистой почвы;
жаворонок – перелетная птица, певчая птица, компонент биоценоза, птица, гнездящиеся на земле, и т.д.
12) Для поддержания формы игры необходимо постоянно использовать принятую терминологию: «бесплатный проезд», «запрыгивание на ходу», «торможение движения» и др.

Система дополнительных поощрений
Кроме очков, обозначенных на карте, участники могут получить:
1. За правильный ответ на загадки эксперта 3 Эк
2. За нахождение изображения к загадке эксперта 5 Эк
3. За узнавание, показ и название соответствующего объекта-ответа к вопросу на своих картах 2 Эк
4. За узнавание, показ и название соответствующего объекта-ответа к вопросу на чужих или не розданных картах 3 Эк
5. За заключительный ответ или завершающее дополнение на вопрос при перечислении правил или объектов Эк х 2 (от указанных в карте)
6. Существенное дополнение при определении понятия 3 Эк
7. Небольшое дополнение при определении понятия 1 Эк

Присуждаемые звания и учет достижений
Каждому участнику выдаётся личная учетная карточка члена ЭКО-ТУР, куда заносятся очки, зарабатываемые в ходе игры. После каждого тура участникам, набравшим определенное количество очков, присуждаются очередные звания и выдаются красочные эмблемы-визитки: ЭКО-ЛЮБ, ЭКО-ЗНАЙ, ЭКО-ВЕД, ЭКО-АСС, ЭКО-ЭКСПЕРТ, по следующей системе:
1 тур – ЭКО-ЛЮБ – участнику, набравшему максимальное количество очков. Эта сумма является обязательным минимумом, при котором присуждается данное звание в дальнейшем.
2 тур – ЭКО-ЗНАЙ – участнику, набравшему наибольшее количество очков, превышающее максимум предыдущего тура (соответственно минимум для звания ЭКО-ЗНАЙ в следующих турах).
ЭКО-ЛЮБ - участникам, с числом очков, равным результату 1 тура, но не достигшим максимума 2 тура.
3 тур – ЭКО-ВЕД – участнику, набравшему, соответственно, новое максимальное число очков и т. д.
По окончании игры подсчитывается сумма очков для каждого участника за все прошедшие туры, подводятся итоги. Игроку, имеющему наибольший суммарный результат, присваивается звание ЭКО-ЭКСПЕРТ с правом самому руководить игрой, организуемой для новых участников.
Достоинством данной игры является непосредственное общение участников, ведение диалогов, дискуссии, отстаивание правильности своего ответа, выработка умений слушать и быть выслушанным.
При правильном развитии игры, при включении в игру знакомых карт, участники отвечают быстрее, скорость «движения по кругу» увеличивается, карусель раскручивается.
Автором разработаны «игральные» карты с учетом краевого компонента по следующим учебным темам: «Знакомые незнакомцы», «Азбука начинающего туриста», «Правила поведения в туристическом походе», «Путешествие по экологической тропе», «По страницам Красной книги Среднего Урала», «Чистая речка», «Камская ГЭС».
Карты могут пополняться и комплектоваться по различным темам.

Список литературы
1. Алексеев В. А. 300 вопросов и ответов по экологии /Художники В. Х. Янаев, В. Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1998. – 240 с., ил. – (Серия: «Расширяем кругозор детей»)
2. Велек Й. Что должен знать и уметь юный защитник природы./ Перевод с чешского и послесловие Л. Р. Серебрянного. – Москва, Издательство «Прогресс», 1983
3. Верзилин Н.М. По следам Робинзона: для учащихся среднего и старшего школьного возраста. - М.: Просвещение, 1994.
4. Волович В.Г. Человек в экстремальных условиях природной среды.- 2-е изд. испр. и доп.- М.: Мысль, 1983.
5. Комплексное использование и охрана водных ресурсов. Под редакцией О.А. Юшманова М.: Агропромиздат 1985
6. Красная книга Среднего Урала (Свердловская и Пермская области): Редкие, находящиеся под угрозой исчезновения виды животных и растений/ Под ред. В. Н. Большакова и П.Л. Горчаковского. - Екатеринбург: изд-во Урал. ун-та, 1996
7. Методы охраны внутренних вод от загрязнения и истощения Под редакцией И.К. Гавич М.: Агропромиздат 1985
8. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России Учебник из Федерального комплекта для 9 – 11–х классов общеобразовательной школы. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Устойчивый мир, 1999. – 272 с., с ил.
9. Мурзаев Э.М. Словарь народных географических терминов. – М.: Мысль, 1984, 653с., ил. Страница 108.
10. Овеснов С.А. Конспект флоры Пермской области. – Пермь: Изд-во Перм.ун-та, 1997. – 252 с.
11. Переведенцевы Л.Г. и В.М. Грибы России. Кн. 1. - Пермь: Изд-во ПГПУ, 1995.
12. Симаков Ю.Г. Живые приборы. - М.: Знание, 1986.
13. Состояние и охрана окружающей среды Пермской области в 1998 г. Материалы к государственному докладу о состоянии окружающей среды Российской Федерации в 1998г. – Пермь, 1999
14. Стрижев А.Н. Туристу о природе. Фенологические наблюдения в походе. - М.: Профиздат, 1986.
15. Терешенков О.М., Новикова Е.А. Экология Пермской области. – Санкт-Петербург: МНПО «ЭКОБЛИК», 1994. – 24 с.

СОДЕРЖАНИЕ КАРТ (на листе А4 помещается 6 карт)
Какие выделяют загрязнения поверхностных и подземных вод?
n x 3эк
механическое - повышение содержания механических примесей,
химическое - наличие в воде органических и неорганических веществ токсического и нетоксического действия;
бактериальное и биологическое - наличие в воде разнообразных патогенных микроорганизмов, грибов и мелких водорослей;
радиоактивное - присутствие радиоактивных веществ в поверх-ностных или подземных водах;
тепловое - выпуск в водоемы подогретых вод тепловых и атомных электростанций

Какие растения Камского бассейна обитают в водоемах и по их берегам?
n x 2эк
Погруженные в воде: рдест курчавый, рдест плавающий, роголистник погруженный, кувшинка белоснежная, кубышка желтая;
На поверхности воды: многокоренник обыкновенный, ряска маленькая, ряска трехдольная
По берегам: рогоз широколистный, частуха подорожная, стрелолист обыкновенный, тростник обыкновенный, осока острая, осока пузырчатая, камыш озерный, калужница болотная, ситник развесистый, ива белая или Ветла, ива Чернотал, ольха серая

Какое влияние на обитателей водоемов могут оказать отходы целлюлозно-бумажной промышленности?
5эк
Окисление древесной массы сопровождается поглощением значительного количества кислорода, что приводит к гибели икры, мальков и взрослых рыб. Волокна и другие нерастворимые вещества засоряют воду и ухудшают ее физико-химические свойства.

Что такое «тепловое загрязнение» как оно сказывается на обитателей водоемов?
5эк
Нагретые сточные воды тепловых ЭС и др. производств причиняют “тепловое загрязнение”. Оно угрожает довольно серьезными последствиями: в нагретой воде меньше кислорода, резко изменяется термический режим, что отрицательно влияет на флору и фауну водоемов, при этом возникают благотворные условия для массового развития в водохранилищах сине-зеленых водорослей - так называемого “цветения воды”, которое приводит к гибели рыб

Длительное время по Каме и Чусовой (через шлюзы ГЭС) происходил молевой сплав леса – сплав бревен в плотах. Почему такой вид транспортировки сейчас запрещен?
5эк
Из гниющей древесины и коры выделяются в воду различные дубильные вещества. Смола и другие экстрактивные продукты разлагаются и поглощают много кислорода, вызывая гибель рыбы, особенно молоди и икры. Кроме того, молевые сплавы сильно засоряют реки, а топляк нередко полностью забивает их дно, лишая рыб нерестилищ и кормовых мест.

В чем заключается сущность механического метода очистки сточных вод?
5эк
Из сточных вод путем отстаивания и фильтрации удаляются механические примеси. Частицы в зависимости от размеров улавливаются решетками, ситами, песколовками, септиками, навозоуловителями. Поверхностные загрязнения - нефтеловушками, бензомаслоуловителями, отстойниками и др. Это позволяет выделять из бытовых сточных вод до 60-75% нерастворимых примесей, а из промышленных до 95%, многие из которых как ценные примеси, используются в производстве.

В чем заключается сущность химического метода очистки сточных вод?
5эк
Химический метод заключается в том, что в сточные воды добавляют различные химические реагенты, которые вступают в реакцию с загрязнителями и осаждают их в виде нерастворимых осадков. Химической очисткой достигается уменьшение нерастворимых примесей до 95% и растворимых до 25%

На чем основан биологический метод очистки сточных вод?
5эк
На использовании закономерностей биохимического и физиологического самоочищения рек и других водоемов. Типы биологических устройств по очистке сточных вод: биофильтры, биологические пруды и аэротенки.
Применяется при очистке коммунально-бытовых стоков, отходов предприятий нефтеперерабатывающей, целлюлозно-бумажной промышленности, производстве искусственного волокна

За счет чего происходит очистка сточных вод в биофильтрах?
3эк
В биофильтрах сточные воды пропускаются через слой крупнозернистого материала, покрытого тонкой бактериальной пленкой. Благодаря этой пленке интенсивно протекают процессы биологического окисления. Именно она служит действующим началом в биофильтрах.

Что такое природное сообщество? Дайте определение и приведите примеры водных сообществ.
5эк + n x 2эк
ПРИРОДНЫМ СООБЩЕСТВОМ называется исторически сложившаяся совокупность микроорганизмов, грибов, растений и животных, длительное время существующих на одной территории, приспособленных к определённым условиям существования, оказывающих влияние друг на друга и на среду обитания.
Примеры: Тихий океан, коралловый риф, Камское водохранилище, лесное озеро, верховое болото, лужа...

Какие структурные компоненты образуют биоценоз? Приведите примеры.
3 x 3 + n x 3эк
Продуценты – зелёные растения, производители органического вещества.
Консументы – растительноядные и плотоядные животные, потребители органического вещества.
Редуценты – в основном микроорганизмы, грибы – разрушители органических остатков.
Примеры: хлорелла (прод) – инфузория туфелька (конс-1) – малек тюльки (конс-2) – окунь (конс-3) – щука (конс-4), гилостные бактерии (редуц)
Водоросль – карась – цапля – гнилостные бактерии.

Какие рыбы обитают в водоемах Пермского края?
n x 1эк

Стерлядь (нужд. в охр.), тюлька, ручьевая форель (нужд. в охр.), таймень (нужд. в охр.), хариус европейский, щука, плотва, елец, голавль, язь, гольян речной, гольян озерный, красноперка, жерех, верховка, линь, подуст, пескарь, уклея, быстрянка (нужд. в охр.), густера, синец, лещ восточный, белоглазка или глазач, чехонь, карась золотой, карась серебряный, сазан, вьюн, голец, шиповка, сом, налим, судак, окунь, ёрш, головешка-ротан (биологич. загрязнение), бычок-подкаменщик (внесен в Красную книгу Среднего Урала)

Какие птицы Пермского края гнездятся по берегам водоемов и питаются водными организмами?
n x 3эк

Гагары (краснозобая, чернозобая), поганки, выпь, серая цапля, гуси (серый, белолобый, гуменник), лебедь-шипун, лебедь-кликун, кряква, чирок-свистунок, свиязь, шилохвость, широконоска, нырок, чернеть, гоголь, турпан, крохаль, сокол скопа, чайки (малая, озерная, серебристая, сизая), крачки (черная, белокрылая, речная, малая), зимородок, береговая ласточка, камышовки

Жизнь каких млекопитающих тесно связана с пресными водоемами (назвать и пояснить образ жизни)?
n x 2эк
Бобр – строит хатки, питается корой прибрежных растений
Выхухоль (внесена в Красную книгу) – строит норы по берегам рек, питается беспозвоночными
Норка (европейская норка внесена в Красную книгу, американская - завезена),
Выдра – питаются рыбой, земноводными
Ондатра (завезена в Россию) – строит норы по берегам, питается растениями (вытесняет выхухоль), водяная крыса

Какие членистоногие обитают в пресных водоемах?
n x 2эк
ракообразные: речной рак, дафния, циклоп, рачки- бокоплавы
паукообразные: паук-серебрянка, водяные клещи
насекомые: личинки стрекоз (коромысло, девки, лютки, бабки), ручейники, поденки, клопы (водяной скорпион, плавт, гладыш, водомерка), жуки (водолюб, плавунец, вертячка), личинки комаров, мошки, мухи - журчалки

Какие живые организмы называются биоиндикаторами? Приведите примеры.
5эк + n x 3эк

БИОИНДИКАТОРЫ – это живые организмы, по наличию, состоянию и поведению которых можно судить о степени изменений окружающей среды, в том числе о присутствии концентрации загрязняющих веществ.
Например: Кипрей (иван-чай) – растет на кострищах, пожарищах, т.к. требователен к калию. Мать-и-мачеха – на глинистых почвах. Тростник, рогоз – во влажных, заболоченных местах. Трубочник, рачки бокоплавы живут в грязных, промышленных водах. Раки, лягушки - только в чистой воде

Какие растения свидетельствуют о близком залегании подземных вод? (индикаторы низовых болот).
n x 5эк + n x 2эк

1.Растения – ГИГРОФИТЫ – указывают на близкое залегание грунтовых вод или постоянные скопления верховодки: Ряски, Рогоз, Калужница, Болотный хвощ, осоки – стоячая, слабопроточная вода;
Тростник, Озерный камыш – проточные водоёмы с энергичным водообменом.
2.Растения – ГИДРОФИТЫ – указывают на близкую воду: Таволга вязолистная, Лесной камыш, Серая и Черная ольха.

Какие растения являются индикаторами верховых болот? (болот атмосферного питания)
n x 3эк
Сфагновые мхи (белые).
Клюква, морошка, голубика.
Разнообразные мелкие кустарники, мелкие ивы.
Развитие на поверхности верхового болота хорошего соснового древостоя является признаком интенсивного движения воды в нем, а угнетенность яруса сосны – признаком застойного режима.

Какие существую способы очистки сточных вод?
n x 1эк (5)
Методы очистки сточных вод можно разделить на механические, химические, физико-химические и биологические. Когда они применяются вместе, то метод очистки и обезвреживания сточных вод называется комбинированным.

Назовите животных – индикаторов чистых и грязных водоемов?
n x 3эк
1. Хариус и ручьевая форель живут только в чистой, холодной, быстротекущей воде с большим содержанием кислорода.
2. Беззубка, перловица, озерная лягушка, речной рак, ёрш, окунь, судак, щука - медленнотекущие реки и озера с чистой водой
3. Трубочник, рачки – бокоплавы - индикаторы грязных, промышленных вод

В чем проявляются последствия эвтрофикации водоема?
5эк
Эвтрофикация – массовое размножение водорослей-продуцен-тов («цветение воды») и последующее резкое ухудшение качества воды. Когда водоросли отмирают, начинается их разложение, и в воде уменьшается количество растворенного кислорода, что приводит к гибели рыб и многих беспозвоночных животных

Что такое аэротенки и как они работают?
10эк
Аэротенки - огромные резервуары из железобетона, где находится активный ил из бактерий и микроскопических животных. Организмы бурно развиваются в аэротенках, благодаря органическим веществам сточных вод и избытоку кислорода, поступающего в сооружение потоком подаваемого воздуха. Бактерии склеиваются в хлопья и выделяют ферменты, минерализующие органические загрязнения. Ил с хлопьями быстро оседает, отделяясь от очищенной воды. Инфузории, жгутиковые, амебы, коловратки и другие мельчайшие животные, пожирают бактерий и омолаживают бактериальную массу ила.

Что может загрязнить природные воды?
n x 1эк
1. Сточные и канализационные воды населенных пунктов.
2. Отходы промышленности, неочищенные воды шахт, рудников
3. Нефть и нефтепродукты.
4. Удобрения и ядохимикаты (пестициды), смываемые с полей.
5. Навозная жижа – сток с территорий животноводческих ферм.
6. Радиоактивные и термальные (теплые) воды.
7. Биологические загрязнители
(отмершие части растений)
8. Бытовой и промышлен. мусор
9. Отходы производства при разработке рудных ископаемых,
10. Сбросы водного и железнодорожного транспорта; и т.д.

Какие живые организмы участвуют в «самоочищении» воды?
n x 2эк
1. Бактерии, грибки, водоросли, жгутиковые, коловратки очищают воду от органических веществ, попадающих со сточными водами.
2. Трубочник, рачки - бокоплавы очищают промышленные сточные воды от органических загрязняющих веществ.
3. Моллюски: перловица, беззубка отфильтровывают из воды взвешенные частицы и выбрасывают их в виде комочков, которые затем используются микроорганизмами.
4. Ивы, ольха, рогоз поглощают корнями соли тяжелых металлов, растворенные органические вещества и осаждают ил.

Что изучает наука ЭКОЛОГИЯ?
5эк
Дословный перевод: «ойкос» – дом, «логос» – наука, т. е. наука о доме, о жилище.
ЭКОЛОГИЯ – раздел биологии, изучающий взаимоотношения живых организмов (животных, растений, грибов, микроорганизмов) между собой и с окружающей средой.

Где берет своё начало река Кама, какую она имеет протяженность?
5эк
Начинается ручьем в деревне Карпушата Удмуртской республики, общая длина 1805 км, по территории Пермской области протекает на протяжении 977 км

Назовите реки Пермского края
n x 1эк
Кама, Чусовая, Вишера, Сылва, Гайва, Лысьва, Обва, Колва, Косьва, Челва, Весляна, Язьва, Вильва, Иньва, Усьва, Шаква, Сива, Васильевка, Вишерка, Ирень, Мулянка, Мотовилиха, Язовая, Егошиха, Данилиха, Усолка, Чермоз… (около 29 тысяч рек и речек)

Какая существует классификация природных ресурсов?
n x 3эк
Природные ресурсы подразделяются на исчерпаемые и неисчерпаемые.
Исчерпаемые подразделяются на невозобновляемые (богатства недр) и возобновляемые (почва, растительный и животный мир, некоторое минеральное сырье, пресная вода)
Неисчерпаемые: космические (солнечная радиация, морские приливы), климатические (атмосферный воздух, энергия ветра), водные (воды Мирового океана)

Какое влияние на окружающую среду оказало строительство ГЭС на Каме и Волге?
n x 3эк

- затоплена и подтоплена большая часть высокопродуктивных сельскохозяйственнных и лесных угодий
- затопленные плодородные почвы обогащают воду биоэлементами, что приводит к эвтрофикации водоемов
- плотины являются непреодолимым препятствием для нерестового хода рыб, что отрицательно сказывается на рыбных запасах
- весенние сбросы воды нарушают условия нереста рыб
- водохранилища способствуют увеличению испарения воды и тем самым вызывают изменения климата, нарушения в режиме грунтовых вод

Какое происхождение имеют названия рек Камского бассейна?
n x 3эк
Ва – в переводе с языка коми означает вода, сырой, мокрый.
Кама – чистая, прозрачная, белая
Гайва – птичья, откликающаяся Вильва – новая, Иньва – женская, Колва – рыбная, Косьва – порожистая, с мелями и перекатами, Койва – пенящаяся, брызгающая, Лысьва – хвойная,
Сива – река волосница, Сылва - снежная, талая, Усьва – падающая вода (с языка манси – узкая),
Чусовая – журчащая, быстрая, Яйва – мясная
От названия деревьев, которые растут по берегам: Березовка, Ольховка, Сосновка, Осиновка, Еловка,
Связанные с добычей соли: Усолка, Усолька, Солониха, Россолка, Солоная

Создает ли Камская ГЭС загрязнение окружающей среды?
n x 2эк
Воздействие ГЭС на экологическую обстановку региона незначительно. Технологический процесс производства электрической энергии на ГЭС не сопровождается выбросами вредных веществ в атмосферу, сбросами сточных вод, ГЭС не имеет шламоотвалов, полигонов и других накопителей опасных отходов

Почему нельзя мыть автомобили на берегу водоема?
3эк
5 г бензина и других нефтепродуктов загрязняют тонкой пленкой 50 м² водной поверхности и нарушают жизнь водоемов

Назовите глобальные экологические проблемы современности.
n x 3эк
- Изменение климата, парниковый эффект
- Истончение ознового слоя,
- Дефицит пресной воды,
- Загрязнение Мирового океана и подземных вод,
- Загрязнение атмосферы
- Пагубное влияние загрязнения среды на здоровье населения
- Сокращение биологического разнообразия,
- Утилизация токсических и радиоактивных отходов
- Сокращение площади лесов, пахотных земель

Каким образом ЛЕС влияет на состояние водоемов?
n x 3эк
1. Повышает влажность воздуха, осуществляет круговорот воды.
2. Поддерживает плодородие почвы и предохраняет ее от эрозии, регулирует влажность почвы.
3. Регулирует гидрологический режим природных водоемов
4. Снижает скорость ветра, задерживает осадки.
5. Снижает скорость снеготаяния, регулирует поступление в водоемы паводковых вод

Что влечет за собой быстрое сокращение площади лесов?
n x 3эк
1 Повышение концентрации углекислого газа в атмосфере.
2 Парниковый эффект, потепление климата.
3 Рост частоты засух, пыльных бурь, наводнений.
4 Усиление эрозии почв.
5 Сокращение числа видов растений и животных.
6 Снижение урожайности сельскохозяйственных культур.
7 Загрязнение, заиление, нарушение систем водоснабжения.

Какими правилами нужно пользоваться при оборудовании костра в лесу?
n x 2эк
1. Выбирать открытые места около воды, песчаные косы, кострища или уже вытоптанные площадки.
2. На новом месте снять дерн и сохранить до своего ухода, положив в тени травой вниз.
3. Расчистить и окопать полосу вокруг кострища.
4. Костер располагать на расстоянии 10 м. От деревьев, чтобы не повредить корни и не нависали сучья и ветки.
5. Уходя из леса костер полностью затушить, остудить, положить на место дерн, притоптать, полить водой.

Что можно и что нельзя использовать в качестве топлива на туристическом костре?
n x 1эк
Можно: валежник, хворост, сухое криволесье, непригодное для хозяйственных нужд; для растопки бересту только со старых пней или сухих берёз;
Нельзя: сдирать бересту с живых берёз; сжигать любые живые растения, заготовленные и находящиеся на полянках дрова; неиспользованное топливо аккуратно сложить в штабель - оно пригодится другим путешественникам.

На каких участках запрещается разводить костёр? Где легко может возникнуть пожар?
n x 2эк
1. На участках с сухим камышом, тростником, мхом, травой.
2. В хвойных молодняках и на вырубках, где имеются остатки лесных горючих материалов.
3. Близко от деревьев, смолистых пней или корней.
4. На торфяниках и лесных каменистых россыпях.
5. В лесу в засушливое время.
6. Категорически запрещается разжигать костёр с помощью бензина или других легко воспламеняющихся жидкостей.

Как утилизируется отходы в походе?
n x 2эк
1. Весь горючий мусор,кроме полиэтилена и пластиковых упаковок – СЖЕЧЬ.
2. Обжечь в костре стеклянные и металлические банки, если нет возможности унести их из леса
на санкционированные свалки.
3. ЗАКОПАТЬ обожжённый мусор и золу в специальной яме на глубину не менее 50 см.
4. Полиэтилен и пластик, в любом случае ВЫНЕСТИ из леса - они практически не разрушаются.

Какое влияние на окружающую среду оказывает систематическое движение по лесным тропам?
n x 2эк
1. Нарушается структура почвы.
2. Нарушается водопроницаемость почвы.
3. Угнетаются растения,
окружающие тропу.
4. Обедняется видовой состав растений, животных, грибов, микроорганизмов.
5. Снижается численность обычных видов.

Что нужно делать, заметив начинающийся лесной пожар?
n x 1эк
Немедленно приступать к его тушению с помощью подручных средств:
-сбивать огонь штормовкой, ветками ЛИСТВЕННЫХ деревьев,
-заливать водой,
-затаптывать ногами,
-забрасывать землёй, песком, дёрном.
Если заметили, что огонь успел подняться с земли и начал перекидываться с дерева на дерево, стал верховым пожаром - немедленно сообщить в МЧС по тел 112, обращатиться за помощью в ближайший сельсовет, лесхоз, лесничество.

Почему нельзя разбивать бивак на склонах холмов и вершинах оврагов?
3эк
ВЫТАПТЫВАНИЕ травы, рубка или повреждение растительности на склонах холмов может привести к эрозии почвы. Здесь корни растений способствуют укреплению почвы, останавливает рост промоин и оврагов.

На каких животных запрещена охота в Пермской области?
n x 3эк
На всех животных, занесенных в Красную книгу, а также на все виды лебедей и журавлей, северного оленя, косулю, ласку, серую и белую куропатку, выпь, кукушек, дятлов, соколообразных, певчих птиц и сов.

Почему оставляемые в лесу стеклянные и металлические банки следует обжигать в костре?
3эк
Обожжённые металлические банки быстрее ржавеют, разрушаются и разлагаются, закопчённое стекло и металл не сыграют роль фокусирующей линзы и не станут причиной пожара, даже если окажутся на поверхности земли.

Какие правила нужно знать, собирая лекарственные растения?
n x 3эк
Самое главное – НЕ ДОЛЖЕН СТРАДАТЬ ЛЕСНОЙ ФОНД
- заготавливать почки, кору, побеги, соплодия и соцветия древесных пород одновременно с лесохозяйственными работами;
- собирать только ту часть растения, которая богата целебными веществами;
- чередовать участки, на которых ведется заготовка сырья, оставлять часть растений нетронутыми, чтобы они могли дать семена.
-при заготовке корней и корневищ оставлять 2/3 растений.

Какие правила надо выполнять,собирая грибы?
n x 2эк
- НЕ собирать неизвестные и сомнительные грибы;
- НЕ собирать перезревшие, заплесневевшие, червивые грибы;
- НЕ собирать грибы, растущие в промышленной зоне и возле оживленных шоссейных дорог;
- НЕ повреждать грибницу – аккуратно срезать гриб или осторожно выкручивать ножку, присыпая лунку землей.
- Никогда не пробовать сырых грибов, в которых сомневаешься

Какие природоохранные правила должен соблюдать в походе каждый человек?
n x 1эк
НЕЛЬЗЯ:
- Рвать цветы в букеты, собирать редкие растения для гербария;
- Ломать ветки черемухи, рябины, калины из-за цветов и ягод;
- Вырубать подрост, оборудуя бивак, расчищая место под палатку,
- Сдирать бересту с живых берез, ломать лапник;
- Валить на дрова живые деревья, делать зарубки на деревьях;
- Разорять птичьи гнезда, ловить слетков, уносить лесных животных домой
- Оставлять после себя мусор, тлеющий костер.

Что вредит лесным птицам?
n x 2эк
1. Вырубка старых дуплистых деревьев.
2. Самовольная вырубка и выжигание кустарника.
3. Шум в лесу во время гнездования.
4. Демаскировка, разорение, уничтожение гнезд.
5. Сбор птенцов из гнезд, отлов слетков.
6. Отстрел, отлов, продажа, содержание лесных птиц.

Как можно помочь лесным птицам?
n x 2эк
1. Изготовление и развешивание домиков-дуплянок и скворечников.
2. Высаживание на пустырях деревьев и кустарников – мест для гнездования.
3. Соблюдение шумового режима во время гнездования.
4. Подкормка птиц зимой
заготовленными семенами сорных и дикорастущих растений.
5. Охрана обнаруженных гнезд.

Почему в лесу весной и летом нельзя шуметь?
n x 2эк
Спугнутые с гнезд птицы, перестают насиживать, могут оставить свое гнездо с кладкой яиц или птенцами, что приводит к гибели потомства.
Потревоженные птицы, боясь близости человека, могут перестать кормить неоперившихся птенцов.
Потревоженные звери покидают свои места, молодняк разбегается, а потом, не найдя родителей, гибнет.

Как влияет ЛЕС на состояние окружающей среды?
n x 3эк
1 Поддерживает равновесие кислорода и углекислого газа в атмосфере.
2 Повышает влажность воздуха, осуществляет круговорот воды.
3 Поддерживает плодородие почвы и предохраняет ее от эрозии, регулирует влажность почвы.
4 Регулирует гидрологический режим природных водоемов
5 Снижает скорость ветра, задерживает осадки.
6 Снижает уровень шума и запыленности.
7 Помогает восстанавливать силы и здоровье человека.

Какие структурные компоненты образуют биоценоз? Приведите примеры из разных биоценозов.
3 x 3эк + n x 3эк
Продуценты – зелёные растения, производители органического вещества.
Консументы – растительноядные и плотоядные животные, потребители органического вещества.
Редуценты – в основном микроорганизмы, грибы – разрушители органических остатков.
Пр: Береза (прод) – берёзовая пяденица (конс –1) – большая синица (конс-2) – сокол сапсан (конс-3) – жуки мертвоеды, почвенные бактерии (редуц)
Водоросль – карась – цапля – гнилостные бактерии.

Объясните значение старых, дуплистых деревьев в природном сообществе.
n x 3эк
1.В дуплах могут поселиться совы и сычи, истребляющие грызунов. Каждая сова сохраняет в год одну тонну зерна.
2.В дуплах живут лесные певчие птицы, дятлы, питающиеся и выкармливающие птенцов личинками, гусеницами, взрослыми насекомыми, являющимися вредителями леса.
3. Здесь могут поселиться летучие мыши, уничтожающие сумеречных и ночных летающих насекомых, например, майских хрущей.

Назовите ядовитые растения нашего края
n x 2эк
Болиголов пятнистый,
Борец северный,
Вороний глаз,
Волчье лыко,
Воронец колосистый,
Вех ядовитый,
Ветреница дубравная,
Калужница болотная,
Копытень европейский,
Купена душистая,
Лютик едкий,
Лютик ползучий,
Лютик жгучий,
Очиток едкий,
Чистотел большой.

Назовите лесные растения и их части, которые можно использовать в пищу во время похода.
n x 1эк
1. Плоды: Рябина, черёмуха, малина, костяника, черника, брусника, земляника, ежевика.
2. Листья и побеги: Сныть, медуница, крапива, кислица, манжетка, щавель, подорожник, кипрей
3. Побеги и корневища: Рогоз.
4. Молодые побеги: Дудник лесной (пекан), Папоротник – орляк.
5. Семена, почки, молодые побеги: Хвойные деревья.
6. Спорангии: Полевой хвощ – «пистики»
7. Сок, почки, листья, пробковый слой коры: Берёза, липа.

Какие живые организмы участвуют в «самоочищении» воды?
n x 2эк
1. Бактерии, грибки, водоросли, жгутиковые, коловратки очищают воду от органических веществ попадающих со сточными водами.
2. Трубочник, рачки - бокоплавы очищают промышленные сточные воды от органических загрязняющих веществ.
3. Моллюски: перловица, беззубка отфильтровывают из воды взвешенные частицы и выбрасывают их в виде комочков, которые затем используются микроорганизмами.
4. Ивы, ольха, рогоз поглощают корнями соли тяжелых металлов, растворенные органические вещества и осаждают ил.

Наличие каких организмов в лесу свидетельствует о чистоте атмосферного воздуха?
n x 2эк
Лишайники являются индикаторами чистого воздуха.
Там, где много разнообразных лишайников, воздух чист.
Первыми исчезают, реагируя на загрязнение воздуха, кустистые лишайники: кладонии (ягель), уснея (вислянка). Затем гибнут листовые и накипные лишайники

Назовите ядовитые и несъедобные грибы наших лесов.
n x 1эк
Бледная поганка
Ложная лисичка
Ложный опенок
Сатанинский гриб
Мухоморы: пантерный, красный, розовый, белый.
Несъедобна свинушка тонкая (коровяк), т. к. активно накапливает соли тяжелых металлов, например, свинец. Регулярное употребление этого гриба ведёт к разрушению клеток крови

Назовите животных – индикаторов чистых и грязных водоемов?
n x 3эк
Чистая, холодная, быстротекущая вода с большим содержанием кислорода: хариус и ручьевая форель.
Медленнотекущие реки и озера с чистой водой: беззубка, перловица, озерная лягушка, речной рак, ёрш, окунь, судак, щука.
Грязные, промышленные воды: трубочник, рачки – бокоплавы.

Назовите основные виды дикаорастущих деревьев Пермского края.
n x 1эк
Хвойные:
Ель европейская, Ель сибирская и их гибриды
Пихта сибирская
Сосна обыкновенная
Сосна сибирская (кедровая)
Лиственница европейская
Лиственные:
Берёза повислая (бородавчатая)
Берёза пушистая
Липа мелколистная,
Осина,
Ольха (серая и черная)
Вяз гладкий (ильм)
Рябина красная (м. б кустом)
Черемуха (м. б. кустом)
Бредина (Ива козья)
Ветла (Ива белая)
Южнее Перми - Дуб черешчатый

Назовите основные виды кустарников, распространенных в нашей местности.
n x 1эк
Хвойные:
Можжевельник обыкновенный.
Лиственные:
Бузина красная,
Волчье лыко,
Верба, или Ива остролистная,
Ежевика сизая,
Жимолость лесная,
Калина красная,
Крушина ольховидная,
Малина лесная,
Смородина черная,
Рябина обыкновенная,
Черемуха обыкновенная,
Шиповник коричный.

Назовите мелких перелетных птиц нашего края.
n x 2эк
Зорянка, Зеленушка, Зяблик, Горихвостка, Скворец, Чиж, Городская ласточка, Береговая ласточка,
Трясогузка белая, Трясогузка желтая, Полевой жаворонок, Овсянка обыкновенная, Длиннохвостая синица,
Крапивник, Королек, Щегол, Иволга, Кукушка, Славка-черноголовка, Мухоловка-пеструшка, Дрозд-рябинник, Вертишейка, Дубонос.

Какие птицы Пермской области занесены в Красную книгу Среднего Урала.
n x 5эк
Орлан – белохвост,
Степной орел,
Скопа,
Орел – беркут,
Сокол – сапсан,
Черный аист,
Краснозобая казарка,
Пискулька.

Назовите оседлых птиц нашего края.
n x 1эк
Домовой воробей, полевой воробей, Сизый голубь, Сорока, Сойка, Галка, Ворона серая(кочует), Ворон
Большая синица, Пищуха, Клест еловик, Клёст сосновик, Поползень,Малый пестрый дятел, Большой пестрый дятел,Рябчик, Глухарь, Тетерев.

Какие растения являются показателями недавних пожаров? Первыми заселяют кострища и пожарища?
n x 2эк
Пионеры – зеленые мхи, например, Кукушкин лен; Иван-чай узколистный; Вереск обыкновенный.
Позже – различные виды ив, береза, осина.

Назовите грибы, съедобные в походе в свежем виде, без предварительного вымачивания.
n x 1
Сыроежка (синявка),
Подберёзовик (обабок),
Подосиновик (красноголовик),
Белый гриб (боровик),
Масленок (еловый, сосновый)
Лисичка обыкновенная,
Шампиньон обыкновенный,
Шампиньон навозный,
Рыжик еловый, Моховик, Козляк
Зонтик пестрый,
Опенок (летний, осенний)

Что такое ярусность? Каково значение этого явления?
5эк
Ярусность сообществ – вертикальное расслоение природных сообществ на ярусы, что обусловлено потребностями организмов в солнечном свете, воде, пище.
Светолюбивые растения приспособлены к колебаниям температуры и влажности, а теневыносливые, растущие под их кроной – к стабильной температуре и влажности.
Благодаря ярусности наиболее плотно заселяются пространства сообществ.

Назовите травянистые растения - первоцветы Прикамья.
n x 2эк
Мать – и – мачеха,
Ветреница лесная,
Медуница темная,
Калужница болотная,
Сочевичник весенний,
Хохлатка плотная,
Гусиный лук желтый,
Первоцвет весенний,
Прострел раскрытый,
Селезёночник очереднолистный,
Копытень европейский,

Назовите приметы ориентирования в лесу по природным объектам.
n x 2эк
1.Мох на деревьях обильнее растёт на северной и северо-западной стороне.
2.У одиноко стоящего на поляне дерева ветки гуще с южной стороны.
3. Трава вокруг дерева летом выше и обильнее с южной стороны, а осенью зеленее и сочнее – с северной.
4. Ягоды (земляника, калина) быстрее зреют с южной стороны.
5.Годичные кольца на пнях шире с южной стороны.
6.Весной снег быстрее сходит с южного склона, там раньше появляется трава и ягоды.

По каким растениям – барометрам можно судить об изменениях погоды?
n x 2эк
Приближение ясной погоды:
- Лютик: открываются цветки,
- Рябина: цветки выделяют нектар и возле них вьются пчелы
- Лиственница: развертывается и становится широкой хвоя.
Приближение дождя:
- Одуванчик, цикорий – закрываются соцветия
- Кислица, клевер – листочки прижимаются к стеблю
- Чистотел – венчики цветков поникают.
- Ель – чешуйки шишек прижимаются
- Папоротник – листья закручиваются книзу.

Назовите насекомых – вредителей лесных древесных пород.
n x 3эк
Семян: шишковая огневка, шишковая листовертка, лиственичная муха.
Корней: майский хрущ (жук), проволочник, медведка.
Хвои: сосновый шелкопряд, сибирский шелкопряд, пяденица, сосновый пилильщик.
Листьев: непарный шелкопряд, златогузка, жуки-листоеды.
Короеды хвойных и лиственных пород – типограф, гравер, полиграф, сосновый лубоед;
Берцовый заболонник, лиственный древесинник.
Усачи – черный сосновый, большой черный еловый.

Назовите дневных хищных птиц, обитающих на территории Пермского края
n x 3эк
Отряд Соколообразные
Сем. Скопиные: Скопа.
Сем. Соколиные : Сапсан, Чеглок, Обыкновенная пустельга, Кобчик, Дербник,
Сем. Ястребиные: Обыкновенный осоед, Черный коршун, Полевой лунь, Степной лунь, Луговой лунь, Болотный лунь, Тетеревяник, Перепелятник, Зимняк или мохноногий канюк, Обыкновенный канюк, Степной орел, Большой подорлик, Могильник, Беркут, Орлан белохвост.

Назовите ночных хищных птиц, обитающих на территории Пермского края.
n x 3эк
Отряд Совообразные.
Белая сова, Филин, Ушастая сова, Болотная сова, Сплюшка, Мохноногий сыч, Воробьиный сыч, Ястребиная сова, Серая неясыть, Длиннохвостая неясыть, Бородатая неясыть

Какие виды называются ИСЧЕЗАЮЩИМИ? Приведите примеры животных и растений Среднего Урала.
5эк + n x 5эк
ИСЧЕЗАЮЩИЕ ВИДЫ – виды, находящиеся в данное время под угрозой исчезновения и выживание которых не представляется возможным без скорейшего принятия специальных мер по их охране.
Млекопитающее – Выхухоль.
Змея – Медянка.
Насекомые – Дыбка степная, Хвостатка терновая.
Растения – Астрагал кунгурский, Василек Маршалла, Незабудочник Уральский, Лен северный, Флокс сибирский.

Почему нельзя собирать коллекции бабочек ? Назовите красивых бабочек, обитающих в Пермском крае.
n x 2эк
Уничтожение бабочек – опылителей приводит к нарушению семенного размножения растений, особо вредно в горных и болотистых местах, где много редких эндемических и реликтовых видов.
Бабочки: крапивница, махаон, адмирал, траурница, дневной павлиний глаз, лимонница (крушинница), голубянка Икар, перламутровка, шашечница, ленточник тополевый, бражники, переливница, медведица

Что такое КРАСНАЯ КНИГА?
5эк
КРАСНАЯ КНИГА – это название списков редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных, содержащие документальные данные о биологии, распространении, причинах сокращения численности и исчезновения отдельных видов.

Какую пользу природе приносят хищные птицы?
n x 2эк
1. Регулируют численность мышевидных грызунов;
2. Избирают из популяции больных и ослабленных животных.
3. Уничтожают вредных для земледелия грызунов.
4. Птицы-санитары подбирают падаль.

Назовите глобальные экологические проблемы современности.
n x 3эк
- Изменение климата, парниковый эффект
- Истончение ознового слоя,
- Дефицит пресной воды,
- Загрязнение Мирового океана и подземных вод,
- Загрязнение атмосферы: кислотные дожди, фотохимический смог
- Пагубное влияние загрязнения среды на здоровье населения
- Сокращение биологического разнообразия,
- Утилизация токсических и радиоактивных отходов
- Сокращение площади лесов, пахотных земель,
- Демографический взрыв.

Что называется ЗАКАЗНИКОМ? Дайте определение и приведите примеры заказников Пермского края.
5эк + n x 3эк
ЗАКАЗНИКИ – участки территории суши или акватории, где временно запрещается использование определённых видов природных ресурсов (отдельных видов растений, животных, полезных ископаемых). Чаще всего встречаются заказники для сохранения и воспроизводства промысловых животных.
Примеры: Тулвинский, Большесосновский, «Адово озеро», Вороновский, «Туренец-остров», Вяткинский, Предуралье, Октябрьский, «Осинская лесная дача», Соликамский, Уинский, Ирмиза

Что такое эрозия почвы? Каковы причины её возникновения?
5эк + n x 3эк
ЭРОЗИЯ почвы – это процессы разрушения и выноса плодородного слоя водой или ветром. Естественная эрозия уравновешивается естественным почвообразованием. При ускоренной эрозии разрушение почвы происходит во много раз быстрее естественных процессов её восстановления.
Ветровая эрозия – перемещение ветром мелких частиц почвы (позёмка, смерчи, пыльные бури).
Водная – смыв поверхностного слоя почвы талыми водами и дождями, размыв ливнями, ручьями, развитие оврагов.

Какие организмы называются РЕЛИКТАМИ? Дайте определение и приведите примеры.
5эк + n x 5эк
РЕЛИКТ – вид растений или животных, сохранившийся от более распространенных в прошлом или исчезнувших флор и фаун.
Примеры: представ. широколиственных лесов: Жимолость + Ленточница Камилла, Липа, дуб + Хвостатка терновая;
таёжных верховых болот: Морошка, Дриада + Перламутровка Фригга
известковых отложений: Шиверекия подольская,
послеледникового периода: Ковыли – перистый, красивейший

Какие организмы называются ЭНДЕМИКАМИ? Дайте определение, приведите примеры
5эк + n x 5эк
ЭНДЕМИК – вид, ограниченный в своем распространении относительно небольшой географической областью.
Примеры: Цицербита уральская, Ветреница пермская, Ветреничка уральская, Астрагалы: кунгурский, горчаковского, пермский, Остролодочники, Тимьяны. Ясколка уральская, Качим уральский,

Что называется ЗАПОВЕДНИКОМ? Дайте определение и назовите заповедники Пермского края.
5эк + n x 3эк
ЗАПОВЕДНИКИ (эталоны) – участки суши акватории со всеми находящимися в их пределах природными объектами, полностью исключёнными из всех видов хозяйственного использования. На этих участках естественные ландшафты сохраняются в ненарушенном состоянии. Заповедники создаются в местах, типичных или уникальных для данной территории.
Заповедники: Басеги, Вишерский.

Каково географическое положение Камской ГЭС?
5эк
Камская гидроэлектростанция располагается у г. Перми, в 18 км вверх по течению от железно-дорожного моста через реку Каму, в 3 км ниже устья реки Чусовой.

Как используются сооружения Камской ГЭС?
n x 2эк
Камская ГЭС – комплексный объект:
- регулируя сток, служит для водного транспорта, сельского и рыбного хозяйства
- по сооружениям Камской ГЭС проходят железнодорожные пути и автомобильная дорога, соединяющие правый и левый берега

Каковы параметры плотины Камской ГЭС?
n x 3эк
Плотина Камской ГЭС:
длина – 2286м
ширина – 15м
высота – 15м
максимальная высота – 35 м

Каковы особенности Камской ГЭС, отличающие её от других гидроэлектростанций?
n x 3эк
Особенность Камской ГЭС в том, что:
- плотина совмещается со зданием электростанции
- все гидроагрегаты размещены внутри плотины
- в ней совмещаются как подводы воды к турбинам, так и водосбросы для пропуска излишней воды в период паводка.

Каковы основные параметры гидроузла?
n x 3эк
- Общая длина подпорного фронта гидроузла – 2,5 км.
- Полный объем водохранилища – 12,2 млрд.м³
- Полезный объем водохранилища – 9,93 млрд.м³
- Площадь водохранилища – 1915 км³
- Глубина водохранилища: наибольшая– 25м., средняя – 6,5м
- Ширина водохранилища – до 30 км

Что входит в состав гидроузла Камской ГЭС?
n x 3эк
- Водосливная железобетонная плотина длиной 429 м, совмещенная со зданием ГЭС
- Русловая земляная плотина длиной 650 м
- Двухниточный шестикамерный судоходно-лесосплавной шлюз.
- Пойменная земляная плотина длиной 1166м
- Подстанция

Когда началось строительство Камской ГЭС и когда она начала работать?
n x 3
Первый проект был разработан в 1930-е годы
Подготовительные работы по строительству ГЭС были прерваны войной. После войны проект был переработан.
Строительство Камской ГЭС началось в 1949 году. Пуск первого агрегата осуществлен 18 сентября 1954 года
В 1964 году ГЭС была принята Государственной комиссией

Каковы основные характеристики Камской ГЭС?
n x 3эк
- 23 поворотно-лопастных гидроагрегата
- Установочная мощность – 510 МВт
- Класс капитальности – 1
- Многолетняя средняя выработка – 1800 млн.кВтч, (проектная – 1700млн.кВтч)
- Число часов использования установленной мощности (в году) – 3750

Как происходит реконструкция на ГЭС?
n x 2эк
С 1997 г. на ГЭС производится реконструкция оборудования, с 2003 г. — происходит замена гидротурбин. Предприятие должно заменить около 80-90 % оборудования до 2015 г. Все турбины станции будут заменены на новые, и должен быть установлен ещё один, 24-й гидроагрегат. Мощность станции после реконструкции должна составить 555 МВт

Рекомендуем посмотреть:

Положение о викторине по краеведению, 7-9 класс Экологическая игра-путешествие для детей 6-9 лет Конкурсная программа по биологии для 5-7 класса Эко-квест для детей. Сценарий

Похожие статьи:

Экологические игры для школьников

Экологическая игра по станциям для летнего лагеря

Игра по экологии «Что? Где? Когда?» для детей начальной школы

Игра по станциям по экологии для школьников 8 класса

Экологическое лото. Сценарий

Загадки о животных с ответами для школьников 6-9 класса
Опубликовано: 3035 дней назад (1 августа 2016)
Просмотров: 6332
+6
Голосов: 6
Светлана Михайловна Киселёва # 1 августа 2016 в 15:11 +1
Здравствуйте Татьяна Степановна! Заглянула к Вам на экологическую игру.Интересная она однако))) Чтобы стать "Карусельщиком" надо быть эрудитом и включить весь экологический потенциал))). Интерес поддерживают правила и условия, помогающие контролировать учащимся свое поведение во время игры, воспитывая выдержку: «бесплатный проезд», «запрыгивание на ходу», «торможение движения» и др. А как приятно блеснуть экологической эрудицией и получить звание ЭКО-АСС, ЭКО-ЭКСПЕРТ, ЭКО-ЗНАЙ, ЭКО-ВЕД И ДР.Дети имеющие разный уровень знаний имеют возможность расширять, систематизировать, делиться полученной информацией. Мне понравилось, спасибо Я с удовольствием проголосую!
Татьяна Степановна Куликова # 1 августа 2016 в 22:55 0
Доброе время суток, здравствуйте, Светлана Михайловна! Спасибо за Вашу оценку. Я разработала эту игру 18 лет назад для сборов экологического актива района. Постоянно провожу её на кружке и факультативах. Даже самые-сымые молчуны и молчуньи вынуждены отвечать. А азарт...
Татьяна Владимировна Морозова # 1 августа 2016 в 16:41 +2
Здравствуйте, Татьяна Степановна. Для меня была открытием такая форма проведения игры. Такую "карусель" можно организовать и на уроках обобщения по любому предмету. Конечно от педагога требуется большая подготовка и она видна в Вашей разработке. Хорошая работа. Спасибо за идею! Вам - голос.
Марина Валерьевна Прасолова # 3 августа 2016 в 10:35 +1
Татьяна Степановна! Я очень люблю проводить с детьми мероприятия по экологии, поэтому Ваша "Карусель" для меня находка. Спасибо Вам, что поделились своей работой.
Татьяна Николаевна Смурова # 4 августа 2016 в 01:36 +1
Татьяна Степановна, внимательно ознакомилась с представленной Вами экологической игрой. Действительно, большой труд, много материала. Есть возможность для ребят и показать свои знания и получить новые. Для классного руководителя ваша игра - находка. Материал можно подобрать свой, исходя из особенностей своего региона, форма же проведения интересная. Голос Вам. Удачи!.
Татьяна Степановна Куликова # 4 августа 2016 в 08:34 0
Спасибо!