Занятие по экологии для младших школьников
Данный материал предназначен для использования в начальных классах. Он будет полезен учителям при подготовки внеурочным мероприятиям по экологическому направлению.
Цели: ознакомление с экологическими проблемами природы.
Задачи:
- образовательные: познакомить с экологическими проблемами и способами их решения;
- развивающие: развивать речь, мышление, логику;
- воспитательные: воспитывать ответственность у детей за свое поведение; воспитывать трепетное отношение к природе.
Форма проведения: дискуссия.
Методы и приемы: беседа, рассказ, объяснение, ответы на вопросы.
Ход мероприятия
Учитель: Вчера я получила письмо.
«Здравствуйте, дети!
Обращаюсь к вам, так как больше не могу терпеть, происходящие со мной. Человек – это самое развитое существо на нашей планете. Он властвует над ней, он владеет всеми природными ресурсами.
В последнее время люди забыли, что они сами часть меня. Сейчас из – за этого творятся непоправимые вещи: безжалостно вырубаются мои леса, убиваются животных, чистой воды в моих водоемах почти не осталось, в следствии чего стало мало рыбы, в воздухе появились озоновые дыры. Идет глобальное потепление. Тают ледники, затапливая сушу.
Уважаемые дети, вы тоже причастны к этому процессу. Вы рвете цветы, ломаете ветки, прямо себе под ноги бросает мусор. Брошенный кусок газеты разлагается два года, а пластиковая бутылка больше ста лет.
Очень прошу вас остановиться и задуматься! Надеюсь на ваше понимание.
Ваша Природа».
Что вы думаете о письме природы?
Учащиеся: Люди загрязняют природу. Природа не справляется с загрязнением. Природа просит помощь.
Учитель: Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить на классном часе?
Учащиеся: О природе, о экологии.
Учитель: В последнее десятилетие мы всё чаще слышим слово «экология». Эта наука пытается дать ответы на трудные вопросы: что можно брать у природы, как это правильно делать? Слово «экология» составлено из 2 греческих слов: «ойкос» - «жилище, дом» и «логос» - учение. Наука о жилище, доме. А что мы с вами называем общим домом?
Учащиеся: Природу.
Учитель: Правильно, Природу. А обитатели этого дома – звери, птицы, рыбы, насекомые, травы, деревья, водоросли, микробы и все мы – люди.
Сейчас я вам буду задавать вопросы с обитателями нашей планеты, а вы будете на них отвечать:
- Что такое конфетное дерево? (Подсушенные на солнце плоды конфетного дерева та-кие же вкусные и сладкие, как настоящие конфеты).
- Название какой змеи может быть наречием? (Уж).
- Какие ягоды можно собирать весной из-под снега? (Клюкву, бруснику).
- Кто из комаров кусается: самец или самка? (Самка).
- Какие ядовитые грибы растут в наших лесах? (Бледная поганка, мухомор, ложные опята, желчный гриб).
- Название какого ядовитого растения леса связано с названием птицы? зверя? (Вороний глаз, волчье лыко).
- Почему крылатки клена и ясеня кружатся при падении? (Семена клена и ясеня снабжены крылышком, при падении оно работает, как винт вертолета, потому семечко и кружится).
- Есть ли такая трава, которая крепче деревьев? (Да. Это бамбук).
- Кто над нами вверх ногами? (Муха. У нее на лапах есть подушечка с присосками и зацепками).
Учитель: Предлагаю вам поиграть в игру «Если вдруг…». Условия этой игры таковы: я вам буду давать начало ситуаций, а вы должны её продолжить.
Например, если люди уничтожат все цветы на Земле ...погибнут пчелы. Продолжите теперь вы:
- Если на городских пляжах перестанут убирать территорию … (то они будут грязными)
- Если вырубят все леса на земле … (то будет грязный воздух)
- Если все заводы по переработке мусора закроются… (то на улицах будут кучи мусора)
Учитель: Да, ребята, из игры мы видим, что в природе одно зависит от другого. Значит не зря природа бьет тревогу и просит у нас помощи.
Учёный Барри Коммонер сформулировал четыре закона экологии.
Первый закон: «Всё связано со всем».
Второй закон: «Всё должно куда-то деваться».
Третий закон: «Ничто не даётся даром».
Четвёртый закон: «Природа знает лучше».
Учащиеся: Всё связано со всем: Если все заводы по переработке мусора закроются, то на улицах будут кучи мусора.
Всё должно куда-то деваться. Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.
Ничто не даётся даром. Уничтожили воробьёв – вредители съели весь урожай, отстреляли птиц – исчезли лисы.
«Природа знает лучше». Человек, желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы всё связано со всем: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить.
Учитель: Сегодня перед людьми стоит задача сохранить природные богатства для будущих поколений. Поэтому был создан специальный экологический календарь, включающий в себя особые дни. Вы знаете какие – либо даты из экологического календаря?
Учащиеся готовят мини-сообщение о каждой из дат:
16 сентября - Международный день охраны озонового слоя Земли.
20 сентября - День леса.
27 сентября - День моря.
4 октября - День защиты животных.
29 декабря - День биологического разнообразия.
22 марта - Всемирный день воды.
1 апреля - День птиц.
18-22 апреля - Дни заповедников и национальных парков.
22 апреля - День Земли.
5 июня - День охраны окружающей среды.
17 июня - День борьбы с опустыниванием и засухой.
Учитель: По вашему мнению, что из перечисленного может навредить природе, что помочь, а что будет нейтрально?
Посадка деревьев
Вырубка лесов
Охота на редких животных
Сбор первоцветов
Строительство очистных сооружений на заводах
Разведение костров в лесу
Выброс дыма заводом
Создание заповедников
Участие в субботниках
Создание красной книги
Стирка ковров на берегу реки
Учащиеся: Приносит вред природе вырубка лесов, охота на редких животных, выброс дыма заводом, стирка ковров на берегу реки.
Нейтральные действия сбор первоцветов, разведение костров в лесу.
Помогают посадка деревьев, строительство очистных сооружений на заводах, создание заповедников, участие в субботниках, создание красной книги
Учитель: Что вы поняли из нашего сегодняшнего разговора? Что можно делать? Что нельзя? Какие выводы сделали?
Рекомендуем посмотреть:
Экологическая сказка, 2 класс. Сценарий
Экологическая игра для 2-3 класса. Конспект
Рассказ о березе для детей 6 - 8 лет
Внеклассное мероприятие по экологии для 2-5 класса. Экологическая экскурсия
Похожие статьи:
Классный час, 2 класс. Экологическое воспитание
Викторина по экологии с ответами для начальной школы
Познавательная беседа в начальной школе. Вода и её свойства
Игра «Поле чудес» для начальной школы, 3-4 класс. Подводный мир