Конспект игры «Они нуждаются в защите»
Интеллектуальная экологическая игра по Красной книге НАО
Автор: Толстикова Татьяна Александровна, воспитатель ГБООУ НАО «НСШИ», г. Нарьян-Мар
Цель: знакомство с отдельными видами животного и растительного мира, внесёнными в Красную книгу НАО
Задачи: воспитывать бережное отношение к природе родного края,
развивать интеллектуальные способности,
расширять кругозор детей,
формировать читательский интерес,
способствовать сплочению детского коллектива.
Описание: игра предназначена для учащихся 2-3 классов и может быть интересна педагогам начальной школы для углублённого знакомства с Красной книгой.
Игра проводится по принципу игры «Морской бой». Группа детей делятся на 2 команды. На доске вывешено поле 7*7, обозначенное цифрами и буквами, как при игре «морской бой». Это «заповедная зона». На ней находятся: животное, рыба, насекомое, гриб, 2 цветка, 4 браконьера. Каждая команда делает по очереди ход, но при попадании на фигуру, команда продолжает играть, пока не отгадает всю фигуру или не ошибётся. Если они попали на клетки с фигурами, значит, им удалось защитить этот вид флоры и фауны, и они зарабатывают 5 баллов независимо от величины фигуры. Если они попали на браконьера, от них исходит опасность окружающей среде, и они теряют 5 баллов. На остальных полях находятся названия животного или растения, внесённого в Красную книгу НАО, которое нужно отгадать, за что команда получает 3 очка. Если команда не справилась с заданием, его может выполнить команда соперников, за что получает дополнительный балл. Если команды не справились, ответ озвучивает педагог. Игра проводится до тех пор, пока всё поле не открыто.
Оформление: заголовок «Они нуждаются в защите», Красная книга НАО, игровое поле, иллюстрации с изображением природы НАО, карта округа, образцы фигур.
Ход игры.
Педагог: Здравствуйте, ребята! На уроках Вы познакомились с Красной книгой. Что это за книга?
Дети: Красная книга - это список редких и исчезающих животных и растений.
Педагог: С какой целью была издана эта книга? Чему она нас учит?
Дети: Красная книга с целью сохранения живой природы и учит охранять и беречь природу!
Педагог: Ребята, в нашем округе тоже в 2006 году издана такая книга. Каждые 10 лет она будет переиздаваться. Сейчас в Красную книгу НАО включено 225 названий животных и растений. В книге о каждом её представителе сделано подробное описание, указано, почему он внесён в Красную книгу и на карте показано место его обитания (показываю на примере одного представителя).
Сегодня вы будете участниками игры, посвящённой Красной книге нашего округа, которая называется «Они нуждаются в защите». Проходить она будет по принципу игры «морской бой». На нашем поле изображена «заповедная зона», на которой находятся некоторые представители животного и растительного мира Ненецкого округа, нуждающиеся в нашей защите. Их схемы перед вами. Но в эту зону пробрались и браконьеры. Кого называют браконьерами?
Дети: Людей, которые незаконно охотятся и рыбачат.
Педагог: Во время игры каждая команда будет по очереди делать ход. Если вы попадёте на фигуру и полностью её откроете, вы защитили этот вид флоры и фауны и заработали 5 баллов. Если вы попали на браконьера – от вас исходит опасность, и вы теряете 5 баллов. На всех других полях находятся животные и растения, которые нужно отгадать с помощью какой-либо головоломки или описания.
И так, начинаем нашу игру. Та команда, которая наберёт больше баллов – победитель нашей игры.
В скобках, после названия каждого представителя Красной книги указана страница с информацией о нём. После того, как дети отгадают животное или растение, показывается его изображение и соответствующая страница книги.
Значение полей:
А-1 Дикий северный олень (стр. 364) Узнай животное по описанию: Копытное средних размеров, относительно коротконогое, с вытянутым туловищем. Длина тела – 1,5-2,2 метра, масса – 100-220кг. Длинные волосы на шее образуют гриву. И самки и самцы имеют рога.
А -2 Цветок
А-3 Обыкновенный сморчок (57) Ребус – разгадайте название гриба.
А-4 Белая чайка (340) Отгадайте загадку:
Белокрылая птица над морем летает,
Рыбу увидит – клювом хватает.
А-5 Сибирский осётр (280) Ребус – разгадайте название рыбы.
А-6 Гриб
А-7 Гриб
Б-1 Серножёлтый лютик (169) Анаграмма – отгадай название цветка
ТЮКИЛ
Б-2 Браконьер
Б-3 Махаон (263) Ребус – разгадайте название бабочки.
Б-4 Насекомое
Б-5 Браконьер
Б-6 Пискулька (302) Ребус- разгадайте название птицы.
Б-7 Купальница открытая (170) Отгадайте загадку
Смотрят из канавки жёлтые купавки,
У них на самом донышке горит кусочек солнышка.
В-1 Животное
В-2 Белый медведь (345) Узнай животное по описанию: Самый крупный хищник животного мира. Длина тела 1,6-3,3 метра, масса-380-500кг. Голова небольшая, шея длинная и подвижная. Задняя часть тела массивнее передней, конечности длинные, ступни очень широкие. Меховой покров густой, белой окраски.
В-3 Насекомое
В-4 Насекомое
В-5 Осиновик белый (59) Отгадайте загадку:
Я родился в день дождливый под осиной молодой,
Круглый, гладенький, красивый, с ножкой толстой и прямой.
В-6 Малый (тундровый) лебедь Загадка:
Длинношеяя та птица грациозна, как царица,
Гладью водной проплывает, чудно шею извивает.
В-7 Рыба
Г-1 Животное
Г-2 Жужелица (276-278) Ребус – разгадай название насекомого
Г-3 Родиола розовая (золотой корень) (191) Ребус – разгадай название цветка
Г-5 Атлантический белобокий дельфин, беломордый дельфин (353) Анаграмма – отгадай название животного
ФЛИДЕНЬ
Г-6 Рыба
Г-7 Рыба
Д-1 Животное
Д-2 Животное
Д-3 Браконьер
Д-4 Орлан – белохвост (315) Анаграмма – отгадай название птицы
ЛОРАН
Д-5 Нельма (281) Головоломка – вычеркните повторяющиеся буквы и прочтите название рыбы
БНУЗЕБЗЛТШЬТИМУШАИ
Д-6 Фиалка наскальная (202) Анаграмма – отгадай название цветка
КАЛИФА
Д-7 Рыба
Е-1 Животное
Е-2 Кит гренландский, горбатый, северный синий (358-360) Узнай животное по описанию. Морское млекопитающее, длина тела в зависимости от вида от 16 до 33м, масса тела до 100 тонн. Очень большая голова с огромной ротовой полостью. Нижняя челюсть обычно шире верхней. Окраска чаще чёрная, тёмно-синяя.
Е-3 Тюлень обыкновенный и длинномордый (350, 351) Отгадайте загадку:
Шерсти я имею мало, но среди полярных льдов
Жир меня, как одеяло, бережёт от холодов.
Е-4 Колокольчик одноцветковый (222) Отгадайте загадку:
Не зовёт на перемену и обратно на урок,
Потому что это просто голубой лесной цветок.
Е-5 Цветок
Е-6 Перламутровка (272) Ребус – разгадайте название бабочки.
Е-7 Рыба
Ж-1 Животное
Ж-2 Животное
Ж-3 Одуванчик голый, снежный, арктический (230-232) Отгадайте загадку:
Белым шариком пушистым я красуюсь в поле чистом.
Дунул лёгкий ветерок – и остался стебелёк.
Ж-4 Корюшка малоротая (287) Ребус – разгадайте название рыбы.
Ж-5 Серый журавль (324) Отгадайте загадку:
Стали братья на ходули, ищут корму на пути.
На бегу ли, на ходу ли – им с ходулей не сойти.
Ж-6 Браконьер
Ж-7 Морж (348) Отгадай загадку:
Заерь клыкастый, вместо ног – ласты.
Хвост по льдуволочится, мороза зверь не боится.
Педагог: Вот и подошло к концу наше путешествие по заповедной зоне. Ребята, встретились ли вам знакомые представители животного и растительного мира? Какие? (ответы детей) Сможем ли мы с вами помочь сохранить их? Как?
Дети: Не рвать цветы, не разорять гнёзда, рассказывать взрослым о том, что нельзя заниматься браконьерством и т.п.
Педагог: Я уверена, что не только в нашей игре вы защищали растения и животных, которым грозит опаснсть, а будете и в реальной жизни их надёжными защитниками. А чтобы больше узнать об охраняемых животных и растениях нашего округа, чаще заглядывайте в Красную книгу Ненецкого автономного округа.
Подведение итогов, награждение победителей.
В игре использованы загадки Узоровой и Нефёдовой из «Большой книги загадок» и авторские ребусы.
Рекомендуем посмотреть:
Экологическая игра для 4 класса
Экологическая сказка, 2 класс. Сценарий
Рассказ о березе для детей 6 - 8 лет
Внеклассное мероприятие по экологии для 2-5 класса. Экологическая экскурсия
Похожие статьи:
Классный час, 2 класс. Экологическое воспитание
Викторина по экологии с ответами для начальной школы
Познавательная беседа в начальной школе. Вода и её свойства
Игра «Поле чудес» для начальной школы, 3-4 класс. Подводный мир