Методический сборник для педагогов и родителей «Дружба и доброта шагают рядышком всегда!»
Утреннее приветствие
Придумано кем-то, просто и мудро,
При встрече здороваться: «Доброе утро»
Доброе утро и солнцу, и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам,
И всем, кто живет на этой планете,
Доброе утро, скажем все вместе.
Поздороваемся, улыбнемся и подарим друг другу частичку своей доброты!
Пальчиковая гимнастика
Если пальчики грустят- доброты они хотят. (пальцы плотно прижимаем к ладони)
Если пальчики заплачут, их обидел кто-то значит. (трясем кистями)
Наши пальцы пожалеем, добротой своей согреем. («моем» руки, дышим на них)
К себе ладошки мы прижмём, (поочередно прижимаем к груди, 1-сверху,2- сверху)
Гладить ласково начнём. (гладим ладонь другой ладонью)
Пусть обнимутся ладошки. («замок»)
Поиграют пусть немножко. (пальцы играют)
Каждый пальчик нужно взять и покрепче обнимать. (каждый палец зажимаем в кулачке)
Игровое упражнение «Я ценю в тебе…»
Дети становятся в круг, передают друг другу сердце и со словами: «я ценю в тебе…» называют качества сверстников.
Игра на перфокартах «Подбери нужный символ»
Дети подбирают один или несколько подходящих символов к поступкам и ситуациям, изображенных на картинках, объясняют свой выбор.
Символы качеств человека: честный – лживый, обманщик; добрый – злой, щедрый – жадный, скупой; мужественный – трусливый; вежливый – грубый; внимательный – равнодушный.
Упражнение «Корзина нравственных (хороших, лучших) качеств человека»
Участникам предлагается наполнить корзину разноцветными шарами, называя нравственные качества человека.
Предполагаемые ответы: внимательный, ласковый, щедрый, отзывчивый, доброжелательный, приветливый, добродушный, сердечный, душевный, жалостливый, вежливый, терпеливый, честный, трудолюбивый, тактичный, искренний, скромный.
Игра «Паутинка»
Участники становятся по кругу и передают клубок ниток, вспоминая добрые дела, поступки, качества друг друга. Например: «Спасибо тебе, Алеша, что ты мне вчера помог застегнуть куртку»; «Спасибо тебе, Саша, ты достал одежду с верхней полки»»; «Спасибо тебе, Кристина, ты помогала мне убирать одежду в шкаф». «Спасибо тебе, Малика, ты помогала мне убирать одежду в шкаф».
Игровое задание «Дерево дружбы»
Участники выбирают картинку с ситуацией, озвучивает правило, а вешает на дерево.
Игровое задание
Какой сказочный герой зашифрован в мнемотаблице?
Задачи участников – рассмотреть все картинки в мнемотаблице, отгадать сказочного героя, который в ней зашифрован, охарактеризовать его, какие поступки он совершал в сказке (Карабас Барабас, Дюймовочка, Красная Шапочка,
Кот Леопольд, Доктор Айболит)
Игровое упражнение «Наполни сосуд»
На столе лежат кристаллы и стоит пустой сосуд. Каждый участник опускает кристалл в сосуд и озвучивает, какой добрый поступок он совершил, что доброго и полезного сделал в детском саду, дома, по отношению к другим людям.
Игра «Мост вежливых слов»
Участники поочередно проходят по «мосту через реку», закончив стихотворение верным словом:
1. Придумано кем-то просто и мудро
При утренней встрече здороваться…(доброе утро).
2. До чего ж оно красиво слово доброе…(спасибо).
3. Говорит лиса Матрёна:
Отдавай мне сыр, ворона!
Сыр большой, а ты мала!
Всем скажу, что не дала!
Ты, лиса, не жалуйся, а скажи: …(пожалуйста)
4. Олениху в два часа навестить пришла лиса.
Оленята и олень ей сказали…(добрый день)
5. Неуклюжий песик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они, но сказал он … (извини)
6. К осьминожке камбала в понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье ей сказала: … (до свидания)
7. Растает даже ледяная глыба
От слова доброго (спасибо).
8. Когда нас ругают за шалости,
Говорим… (простите пожалуйста).
9. Зазеленеет старый пень,
Когда услышит… (добрый день).
Игра «Дерево добра»
Участникам демонстрируется макет дерева без листьев. Их задача – выбрать листья с изображением только добрых дел и хороших поступков, рассказать о них и подарить их дереву.
Чему учит эта игра? (стараться совершать только хорошие поступки).
Игра «Круг заботы»
Дети стоят в кругу, и воспитатель вкладывает в руки детей разных игрушечных домашних питомцев (или их изображения), а затем называет одного из них, например, кошку. Ребенок, у которого в руках оказывается кошка, выходит на середину круга, воспитатель просит детей по очереди рассказать, как нужно заботиться о кошке.
Коммуникативная игра «Круг вежливости».
Дети стоят парами лицом друг к другу по кругу. Педагог показывает карточки с изображением способа приветствия. Дети здороваются со своей парой данным способом и меняются парами.
Коммуникативная игра «Стиральная машина»
Поставьте детей на небольшом расстоянии в два параллельных ряда лицом друг к другу. Пусть один ребенок пройдет с одного конца между этими рядами («через мойку»). Каждый пожимает ему или ей руку, одновременно произнося слова похвалы, симпатии и поощрения.
В результате этого из такой «мойки» появляется сияющий, счастливый человечек. Он или она затем присоединяются к ряду, и эта процедура затем снова повторяется. (Ежедневное пропускание одного или двоих через такую «мойку» доставляет гораздо больше удовольствия, чем «мойка» всех за один раз).
Игра «Волшебные очки»
Дети по очереди примеряют волшебные очки и называют достоинства рядом стоящего товарища.
Игра «Сундук добрых дел»
Дети по очереди подходят к сундуку, достают один предмет и говорят какое полезное, доброе дело можно совершить с его помощью.
Создание постеров
«Спеши делать добро» и «Как аукнется, так и откликнется»
Ребята, очень важно уметь поставить себя на место другого человека, почувствовать, как другому может быть тяжело, грустно или обидно, согласны? Обратите внимание – на картинки и два пустых постера, каждый из них имеет свое название: «Спеши делать добро» и «Как аукнется, так и откликнется». Возьмите по одной картинке, рассмотрите её и дайте оценку изображенной ситуации, а затем наклейте на соответствующий постер. Обоснуйте свой выбор постера.
Упражнение «Обида»
Демонстрирует силу словесного воздействия на человека. Убеждает осторожно выбирать слова в общении с людьми, относиться к ним с уважением, с добротой.
Педагог: Сейчас мы проведём эксперимент. Перед вами лежат бумажные сердца. Пока я считаю до трёх, вы будете говорить обидные слова сердцу, но только мысленно, потому что обидные слова вслух не стоит произносить. С каждым обидным словом вы будете его сминать. (Педагог считает, дети действуют).
Педагог: Отложите сердце. Посмотрите на него. Как оно теперь выглядит? Почему? А можно это как-то исправить?
Педагог: Хорошо, попробуем извиниться перед сердцем, скажем ему приятные слова. Я буду считать до трёх, а вы вслух будете произносить слова извинений, и с каждым приятным словом разворачивать, расправлять, разглаживать сердце. Только слова должны произноситься громко, потому что добрых слов не надо стесняться, их нужно говорить уверенно и решительно. (Педагог считает, дети действуют).
Педагог: Отложите сердце. Посмотрите снова на него. Сердце теперь лучше выглядит? Стало ли оно прежним? Почему? (прежним оно не стало, потому что обидные слова ранят сердце).
Педагог: Какой вывод вы сделали для себя, проведя этот эксперимент? Предполагаемые ответы: не надо обзываться, говорить обидные слова. Надо чаще говорить приятные слова, ведь они украсят даже самый тяжелый день.
Подвижная игра «Верные друзья»
Цель: формирование представление о взаимопомощи и дружелюбии.
Ход игры: разделить зал мелом или веревками на две части. Одна часть – суша, другая море. Дети берутся за руки и под музыку ходят по кругу.
Когда музыка обрывается, все останавливаются. Те дети из круга, которые оказались на «суше», должны спасти тех, кто оказался в «море». Для этого дети выполняют разные задания, которые предлагает им педагог (шагом, подскоками, бегом, прыжками и т.д.).
Подвижная игра «Только хорошее»
Цель: формирование у детей представление о положительных качествах человека.
Ход игры: Дети стоят в одной шеренге, педагог с мячом в руках встает перед детьми, а затем каждому из них бросает мяч. Дети ловят мяч только тогда, когда воспитателем произносится какое-либо хорошее качество (правдивость, доброта, аккуратность).
В этом случае они делают шаг в сторону педагога. Если дети случайно «поймают плохое качество» (нетерпимость, жадность, злость), они делают шаг назад. Побеждает тот, кто первым дойдет до педагога. Этот ребёнок становится ведущим.
Подвижная игра «Помоги слепому дедушке»
Цель: формирование чувства уважение к взрослым и сверстникам, внимательного отношения к окружающим их людям, доверию друг к другу, развитие черт характера, способствующих лучшему взаимодействию и взаимопонимания в процессе общения, овладение навыками взаимодействия и сотрудничества, приобщение к этическим нормам поведения, добросовестности и честности в выполнении правил игры.
Ход игры: Количество игроков — не меньше 2-х человек. В начале игры выбирается ведущий путем жеребьевки. Ведущий должен предложить всем участникам разделиться на пары и выяснить, кто из них будет играть роль дедушки, а кто будет ему помогать. Ведущий объясняет, что «дедушка» плохо видит т.к. он старенький, поэтому ему завязывают глаза. Затем ведущий с остальными игроками придумывает маршрут (маршрут не должен проходить по прямой дороге, желательно обходить кусты, деревья, мебель…). По этому маршруту игроки проведут «слепого дедушку». После этого пары встают на старт и по свистку ведущего отправляются в путь. Победившим считается та пара, которая быстро и без ошибок преодолеет весь маршрут. Усложнение игры — до «дедушки» нельзя дотрагиваться и руководить его движением можно только словами.
Подвижная игра «Не выпустим шарик из круга»
Цель: Формирование умения действовать сообща, снятие эмоционального напряжения.
Играющие встают в круг и берутся за руки. В центр круга запускается воздушный шарик. Задача – любыми способами, но, не разъединяя рук, удержать шарик в воздухе как можно дольше.
Музыкальная игра «Приветствие» О. Воеводиной
И.П.: дети стоят в кругу.
Здравствуй, здравствуй! Милый мой дружочек! – машут ладошками друг другу
Встали дружно мы с тобой в кружочек! – берутся за руки
Ручками качаем! Да-да-да! – качают ручками
Вот какие мы с тобой друзья!
Мяу - мяу! Мяу - мяу! Скажет нам котёнок! – перебирают ручками, как лапками
Мяу - мяу! Мяу - мяу! Маленький ребёнок!
Поросёнок: Хрю-хрю-хрю-хрю-хрю! – показывают носики
А телёнок: Му-му-му-му-му! – показывают «рожки»
Пи-пи! Пи-пи! Скажет нам цыплёнок! – руки согнуты в локтях, машут «крылышками»
Пи-пи! Пи-пи! Жёлтенький ребёнок!
Лягушонок: Ква-ква-ква-ква-ква! – покачиваются, растопырив пальчики
А утёнок: Кря-кря-кря-кря-кря! – хлопают руками себя по бокам.
Музыкальная игра «У окошка мы сидели» Ю. Шайкиной
Дети стоят в кругу.
У окошка мы сидели (водящий двигается внутри круга)
И в окошечко глядели. (показывают «окошко»)
Друг в окошко постучал (водящий выбирает себе друга и стучит в окошко)
И меня к себе позвал.
Открываю двери я: (развести руки в стороны)
Мы большие с ним друзья! (обнимаются)
Выбранный друг становится водящим, игра продолжается.
Музыкальная игра «Вместе веселей» М. Мишаковой
Дети стоят парами по кругу, затем мальчики двигаются во внутреннем кругу, девочки во внешнем)
Я сейчас гулять пойду
Друга я себе найду.
Очень грустно без друзей
Ну, а с ними веселей!
(двигаются по кругу внутреннему и внешнему, в конце находят себе друга)
На проигрыш: выставляют ноги, держась за руки.
По дорожке побегу
Друга я найти смогу.
Очень грустно без друзей
Ну, а с ними веселей! (бегут по кругу внутреннему и внешнему)
На проигрыш: кружатся «лодочкой»
По тропинке поскачу
Друга я найти хочу.
Очень грустно без друзей
Ну, а с ними веселей!
(Выполняют поскоки по кругу внутреннему и внешнему)
На проигрыш: берутся за руки и вращают ладошками.
Мы пойдём гулять пойдём
И друзей себе найдём.
Очень грустно без друзей
Ну, а с ними веселей!
(встают четвёрками)
На проигрыш: качают руками
Вчетвером гулять пойдём
И друзей себе найдём.
Очень грустно без друзей
Ну, а с ними веселей!
(встали восьмёркой)
На проигрыш: качают руками
Вместе мы гулять пойдём
И друзей себе найдём.
Очень грустно без друзей
Ну, а сними веселей!
(двигаются восемь человек по кругу)
На проигрыш: встают в большой круг и качают руками, хлопают в ладоши.
Музыкальная игра «Хлопали, хлопали» А. Галямовой
Хлопали, хлопали,
Ножками затопали,
Хлопали, хлопали,
Ножками затопали.
А теперь заулыбались,
И за носик подержались,
А теперь заулыбались
И за носик подержались.
Хлопали, хлопали,
Ножками затопали,
Хлопали, хлопали,
Ножками затопали.
А теперь заулыбались,
За животик подержались.
А теперь заулыбались.
За животик подержались.
Хлопали, хлопали,
Ножками затопали,
Хлопали, хлопали,
Ножками затопали.
А теперь заулыбались,
И за ушко подержались.
А теперь заулыбались,
И за ушко подержались.
Хлопали, хлопали,
Ножками затопали,
Хлопали, хлопали,
Ножками затопали.
А теперь заулыбались,
За коленку подержались.
А теперь заулыбались,
За коленку подержались.
Хлопали, хлопали,
Ножками затопали.
Хлопали, хлопали,
Ножками затопали.
А теперь заулыбались
За головку подержались
А теперь заулыбались
И тихонечко обнялись.
(дети стоят в парах и выполняют движения по тексту: хлопают, топают, берут друг друга за носик, за животик, за ушко, за коленку, гладят по головке и обнимаются)
Музыкальная игра «Клубок дружбы» Н. Назарчук
Дети стоят в кругу, у каждого в руках клубочек.
Беги клубок, беги, беги
Не уставай, не уставай.
Найди друзей, найди друзей
Давай, давай, давай, давай.
(передают свои клубочки по кругу)
Катись клубочек ля-ля-ля
За океаны и моря (идут в центр круга)
Катись клубочек ля-ля-ля
Ах, как мала моя земля (расходятся назад в круг)
Катись клубочек ля-ля-ля
За океаны и моря (идут в центр круга)
Катись клубочек ля-ля-ля
Возьмёмся за руки друзья! (расходятся назад в круг и бросают клубочек свой в круг и берутся за руки)
Обсуждение видеоролика «Дружба»
Педагог: Почему с Ежиком никто не хотел дружить? (он был не уклюж, окружающих колол иголками, мяч лопнул об иголки.
Педагог: Какое настроение было у Ежика? (грустное, потому что с ним никто не дружил).
Педагог: Как помогли лесные жители Ежику? (подарили на Новый год мягкие насадки на иголки, чтобы он больше не кололся и не страдал от этого).
Педагог: Какой можно сделать вывод (настоящие друзья приходят на помощь в любых ситуациях).
Продуктивная деятельность
«Кораблики- вестники добра»
Участники складывают из бумаги кораблики в технике «оригами», выпускают их в «море» с добрыми пожеланиями друг другу и всем людям.
Двигательное упражнение «Дружба»
Дети становятся в рассыпную.
Мы похлопаем в ладоши,
Дружно, веселее. (хлопать в ладоши)
Наши ноги постучали,
Дружно и сильнее. (шагать на месте)
По коленям мы ударим,
Тише, тише, тише. (по коленям хлопать)
Наши руки поднимайтесь,
Выше, выше, выше. (руки вверх)
Наши руки закружитесь,
Закружитесь и остановитесь. (сделать лодочку и покружиться на месте)
Встаньте дети, встаньте в круг, (дети встают в круг)
Я твой друг и ты мой друг. (повернуться к ребенку с раскинутыми руками)
Пусть будет шире Дружбы круг. (сделать круг шире)
В кругу стоят твои друзья,
Ты подари улыбку им. (повернуться и улыбнуться соседнему ребёнку)
Слева друг и справа друг,
А вместе это дружный круг. (движения выполняются в соответствии со словами)
Двигательное упражнение «Дедушка»
Верный друг мой – это дед! (руки прислонить ладонями к груди)
Хоть ему так много лет.
Он про все на свете знает, (руки в стороны, затем опять к груди)
И меня он понимает.
Летом ходим спозаранку, (ходьба на месте, «закидывание» удочки)
Вместе с ним мы на рыбалку.
А зимой каток нас ждет: (изображают скольжение на коньках)
Шайба, клюшка, скользкий лед.
А весной растим цветы, (изображают копание, побелку)
Белим яблони, кусты.
Я открою вам секрет: (обе руки вперед, большой палец вверх)
У меня чудесный дед!
Физминутка «Тропинка Доброты»
По тропинке доброты вместе мы шагаем (маршируем на месте)
И про добрые дела, никогда не забываем. (поклонились)
Всем всегда поможем дружно, (взялись за руки)
Потому что это нужно. (показываем указательным пальцем)
Добрым быть веселей, (руки на пояс, наклоны в стороны)
Улыбнись нам поскорей! (улыбаемся)
Мы в ладоши хлопаем, раз, два, три. (хлопаем)
На наши добрые дела, посмотри (руки в стороны).
Стихотворение В.Павлова
Милосердие в моем понимании –
Это ласка, любовь, сострадание.
Это - маме усталой помочь
Это - бабушку навестить.
И обиду свою превозмочь,
И того, кто обидел - простить.
Это - птичек и кошек кормить.
И цветы на окне поливать.
Всё живое на свете любить,
И жалеть, и ценить, и прощать.
Стихотворение
Давайте станем чуть добрее,
Не будем злиться на других.
Жить с добрым сердцем веселее.
С добром душа светлее.
Стихотворение «Добрым быть совсем не просто» И. Тулуховой
Добрым быть совсем не просто,
Доброта не зависит от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта – не пряник, не конфета.
Добрым быть совсем – совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце светит –
Радуются взрослые и дети.
Но чтобы радость людям дарить,
Нужно и добрым и вежливым быть!
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Песня «Если добрый ты»
Музыка А.Савельевой, слова М. Пляцковского
Дождик босиком по земле прошёл,
Клёны по плечам хлопал.
Если ясный день – это хорошо,
А когда наоборот – плохо.
Если ясный день – это хорошо,
А когда наоборот – плохо.
Слышно, как звенят в небе высоко
Солнечных лучей струны.
Если добрый ты – то всегда легко,
А когда наоборот – трудно.
Если добрый ты – то всегда легко,
А когда наоборот – трудно.
С каждым поделись радостью своей,
Рассыпая смех звучно.
Если песни петь – с ними веселей,
А когда наоборот – скучно.
Если песни петь – с ними веселей,
А когда наоборот – скучно.
Песня «Дорогою добра», Ю.Энтин
Спроси у жизни строгой, какой идти дорогой,
Куда по свету белому отправиться с утра.
Иди за солнцем следом, хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.
Иди за солнцем следом, хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.
Забудь свои заботы, падения и взлёты,
Не хнычь, когда судьба себя ведёт, не как сестра.
Но если с другом худо, не уповай на чудо,
Спеши к нему, всегда иди дорогою добра.
Но если с другом худо, не уповай на чудо,
Спеши к нему, всегда иди дорогою добра.
Ах, сколько будет разных сомнений и соблазнов,
Не забывай, что эта жизнь — не детская игра.
Ты прочь гони соблазны, усвой закон негласный —
Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.
Ты прочь гони соблазны, усвой закон негласный —
Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.
Спроси у жизни строгой, какой идти дорогой,
Куда по свету белому отправиться с утра.
Ты прочь гони соблазны, усвой закон негласный —
Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.
Иди за солнцем следом, хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.
Социальная акция «Ожившая книга Добрых дел»
Совместная акция воспитателей, родителей и детей по «оживлению» страниц книги «Добрых дел». Детям предлагается оживить ситуационную картинку дома (в реальную жизненную ситуацию), запечатлеть на фото и принести в детский сад.
Социальная акция «Мы помогаем малышам»
Одеться на прогулку, аккуратно сложить вещи в шкафы, собрать игрушки, починить книжки, вместе поиграть.
Общение
Что такое доброта?», «Добрые слова», «Добрые дела», «Что такое дружба?», «Как вы думаете, кто такой друг?», «Какой он лучший друг?», «От чего зависит настроение?», «Кто о ком заботиться?», «Правила дружбы», «Как нам помогают волшебные слова», «Больше всего в друзьях мне нравится…», «Помощь другим важна, потому что…»
Владимир Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?
Крошка сын
к отцу пришел,
и спросила кроха:
- Что такое
хорошо
и что такое
плохо? -
У меня
секретов нет,-
слушайте, детишки,-
папы этого
ответ
помещаю
в книжке.
- Если ветер
крыши рвет,
если
град загрохал,-
каждый знает -
это вот
для прогулок
плохо.
Дождь покапал
и прошел.
Солнце
в целом свете.
Это -
очень хорошо
и большим
и детям.
Если
сын
чернее ночи,
грязь лежит
на рожице,-
ясно,
это
плохо очень
для ребячьей кожицы.
Если
мальчик
любит мыло
и зубной порошок,
этот мальчик
очень милый,
поступает хорошо.
Если бьет
дрянной драчун
слабого мальчишку,
я такого
не хочу
даже
вставить в книжку.
Этот вот кричит:
- Не трожь
тех,
кто меньше ростом! -
Этот мальчик
так хорош,
загляденье просто!
Если ты
порвал подряд
книжицу
и мячик,
октябрята говорят:
плоховатый мальчик.
Если мальчик
любит труд,
тычет
в книжку
пальчик,
про такого
пишут тут:
он
хороший мальчик.
От вороны
карапуз
убежал, заохав.
Мальчик этот
просто трус.
Это
очень плохо.
Этот,
хоть и сам с вершок,
спорит
с грозной птицей.
Храбрый мальчик,
хорошо,
в жизни
пригодится.
Этот
в грязь полез
и рад,
что грязна рубаха.
Про такого
говорят:
он плохой,
неряха.
Этот
чистит валенки,
моет
сам
галоши.
Он
хотя и маленький,
но вполне хороший.
Помни
это
каждый сын.
Знай
любой ребенок:
вырастет
из сына
свин,
если сын -
свиненок.
Мальчик
радостный пошел,
и решила кроха:
"Буду
делать хорошо,
и не буду -
плохо".
Василий Сухомлинский «Красивые слова и красивые дела»
Среди поля стоит маленькая хатка. Её построили для того, чтобы в ненастье люди могли спрятаться и пересидеть в тепле.
Однажды среди летнего дня небо обложили тучи, пошел дождь. В лесу в это время были трое мальчиков. Они вовремя спрятались от дождя и смотрели, как с неба льют потоки воды.
Вдруг они увидели: к хатке бежит мальчик лет десяти. Они не знали его, мальчик был из соседнего села. Он промок до нитки и дрожал от холода.
И вот самый старший из тех, кто убежал от дождя и сидел в сухой одежде, сказал:
– Как это плохо, что ты, мальчик, попал под дождь. Мне жаль тебя…
Второй мальчик тоже произнес красивые и жалостливые слова.
– Наверно, страшно очутиться в такую погоду среди поля. Я сочувствую тебе, мальчик…
А третий не сказал ни слова. Он молча снял свою рубашку и отдал дрожащему от холода мальчику.
Красивы не красивые слова. Красивы красивые дела.
Константин Дмитриевич Ушинский «Дедушка»
Сильно одряхлел дедушка. Плохо он видел, плохо слышал; руки и ноги у него дрожали от старости: несет ложку ко рту и суп расплескивает.
Не понравилось это сыну и невестке: перестали они отца с собой за стол сажать, запрятали его за печь и стали кормить из глиняной чашки. Задрожали руки у старика, чашка упала и разбилась. Пуще прежнего разозлились сын и невестка: стали они кормить отца из старой деревянной миски.
У старикова сына был свой маленький сынок. Сидит раз мальчик на полу и складывает что-то из щепочек.
– Что ты делаешь, дитятко? – спросила у него мать.
– Коробочку, – отвечает дитя. – Вот как вы с тятенькой состаритесь, я и буду вас из деревянной коробочки кормить.
Переглянулись отец с матерью и покраснели. Полно с тех пор старика за печь прятать, из деревянной чашки кормить.
Подсади на печь дедушку, тебя внуки подсадят.
Уважай старика: сам будешь стар.
Валентина Осеева «Просто старушка»
По улице шли мальчик и девочка. А впереди их шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.
– Подержи мои книжки! – крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке. Когда он вернулся, девочка спросила его:
– Это твоя бабушка?
– Нет, – ответил мальчик.
– Мама? – удивилась подружка.
– Нет!
– Ну, тётя? Или знакомая?
–Да нет же, нет! – ответил ей мальчик. – Это просто старушка!
Виктор Голявкин «Как я помогал маме мыть пол»
Я давно собирался пол вымыть. Только мама не разрешала мне. «Не получится, – говорит, – у тебя…»
– Посмотрим, как не получится!
Трах! – опрокинул ведро и пролил всю воду. Но я решил, так даже лучше. Так гораздо удобнее мыть пол. Вся вода на полу; тряпкой три – и всё дело. Воды маловато, правда. Комната-то у нас большая. Придётся ещё ведро воды на пол вылить. Вылил ещё ведро, вот теперь красота! Тру тряпкой, тру – ничего не выходит. Куда же воду девать, чтобы пол был сухой? Без насоса тут ничего не придумать. Велосипедный насос нужно взять. Перекачать воду обратно в ведро.
Но когда спешишь, всё плохо выходит. Воды на полу не убавилось, и в ведре пусто. Наверно, насос испортился.
Придётся теперь с насосом повозиться.
Тут мама в комнату входит.
– Что такое, – кричит, – почему вода?
– Не беспокойся, мама, всё будет в порядке. Надо только насос починить.
– Какой насос?
– Чтобы воду качать…
Мама взяла тряпку, смочила в воде, потом выжала тряпку в ведро, потом снова смочила, опять в ведро выжала. И так несколько раз подряд. И воды на полу не стало.
Всё оказалось так просто. А мама мне говорит:
– Ничего. Ты мне всё же помог.
Валентина Осеева «Синие листья»
У Кати было два зелёных карандаша. А у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:
– Дай мне зелёный карандаш. А Катя и говорит:
– Спрошу у мамы.
Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:
– Позволила мама?
А Катя вздохнула и говорит:
– Мама-то позволила, а брата я не спросила.
– Ну что ж, спроси ещё у брата, – говорит Лена. Приходит Катя на другой день.
– Ну что, позволил брат? – спрашивает Лена.
– Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.
– Я осторожненько, – говорит Лена.
– Смотри, – говорит Катя, – не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.
– Мне, – говорит Лена, – только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зелёную.
– Это много, – говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала. Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней:
– Ну, что ж ты? Бери!
– Не надо, – отвечает Лена. На уроке учитель спрашивает:
– Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?
– Карандаша зелёного нет.
– А почему же ты у своей подружки не взяла? Молчит Лена. А Катя покраснела как рак и говорит:
– Я ей давала, а она не берёт. Посмотрел учитель на обеих:
– Надо так давать, чтобы можно было взять.
Валентина Осеева «Добрая хозяюшка»
Жила-была девочка. И был у неё петушок. Встанет утром петушок, запоёт:
– Ку-ка-реку! Доброе утро, хозяюшка!
Подбежит к девочке, поклюёт у неё из рук крошки, сядет с ней рядом на завалинке. Перышки разноцветные, словно маслом смазаны, гребешок на солнышке золотом отливает. Хороший был петушок.
Увидала как-то раз девочка у соседки курочку. Понравилась ей курочка. Просит она соседку:
– Отдай мне курочку, а я тебе своего петушка отдам.
Услыхал петушок, свесил на сторону гребень, опустил голову, да делать нечего — сама хозяйка отдаёт.
Согласилась соседка — дала курочку, взяла петушка. Стала девочка с курочкой дружить. Пушистая курочка, тёпленькая, что ни день – свежее яичко несёт.
– Куд-кудах, моя хозяюшка! Кушай на здоровье яичко! Съест девочка яичко, возьмёт курочку на колени, перышки ей гладит, водичкой поит, пшеном угощает. Только раз приходит в гости соседка с уточкой. Понравилась девочке уточка. Просит она соседку:
– Отдай мне твою уточку – я тебе свою курочку отдам.
Услыхала курочка, опустила перышки, опечалилась, да делать нечего – сама
хозяйка отдаёт.
Стала девочка с уточкой дружить. Ходят вместе на речку купаться.
Девочка плывёт – и уточка рядышком.
–Тась-тась-тась, моя хозяюшка! Не плыви далеко – в речке дно глубоко! Выйдет девочка на бережок – и уточка за ней. Приходит раз сосед. За ошейник щенка ведёт. Увидала девочка:
– Ах, какой щеночек хорошенький! Дай мне щенка – возьми мою уточку! Услыхала уточка, захлопала крыльями, закричала, да делать нечего. Взял ее сосед, сунул под мышку и унёс.
Погладила девочка щенка и говорит:
– Был у меня петушок – я за него курочку взяла, была курочка – я её за уточку
отдала, теперь уточку на щенка променяла.
Услышал это щенок, поджал хвост, спрятался под лавку, а ночью открыл лапой дверь и убежал.
– Не хочу с такой хозяйкой дружить! Не умеет она дружбой дорожить.
Проснулась девочка – никого у неё нет!
Анимационные произведения
"Кот Леопольд", студия "Экран", режиссер А. Резников, 1975 - 1987.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия в подготовительной группе детского сада. Доброта в твоём сердце
Сказка о дружбе для детей 5-9 лет
Сказка о добре для старших дошкольников
Конспект занятия на тему "Дружба". Старшая группа
Похожие статьи:
Стихи и рассказы о дружбе для дошкольников 4-6 лет