Творческий конкурс для педагогов «Яркая Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Роль декоративно-прикладного искусства во всестороннем развитии ребёнка старшего дошкольного возраста

Из опыта работы воспитателя детского сада. Роль декоративно-прикладного искусства во всестороннем развитии ребёнка 5-7 лет
Актуальность.
Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Ещё великий русский педагог К.Д.Ушинский охарактеризовал русское народное творчество как проявление педагогического гения.

Через произведения устного народного творчества успешно осуществляется эстетическое воспитание. Родная речь звучащая в сказках, выразительные интонации русской песни, яркая народная игрушка являются незаменимым средством воспитания любви к Родине, к окружающей природе, с которой встречается ребёнок с малых лет.

Трудно найти более ценный материал для развития художественного восприятия, чем увлекательные русские сказки, выразительные песни, красочные предметы декоративно-прикладного творчества. Впечатления, получаемые от их восприятия, отражаются в самостоятельном словесном, песенном, изобразительном творчестве ребёнка.

Приобщая детей к миру народного творчества, через родную песню, сказку, игру, предметы декоративно-прикладного искусства, мы хотим помочь ребёнку дошкольного возраста получить первые представления о культуре своего народа, зародить любовь к Родине, чтобы он вырос жизнерадостным, трудолюбивым, всесторонне развитой личностью.

Открой тайны русского искусства.
С давних времён Русь славится народными промыслами. Будь то глиняная игрушка, расписная посуда, нежное облако кружев и т.д. Воспитание любви к прекрасному осуществляется в процессе ознакомления детей с различными видами искусства. Важная роль при этом отводится произведениям народного творчества.
Память народа хранит обычаи, предания, сказки, пословицы и поговорки. Хранит народ способы и техники изготовления предметов народного промысла.

Не каждому дано овладеть ими, но приобщить к этому многообразному миру прикладного искусства детей можно. Дети это тот народ, который не боится не уметь. Они всё могут и умеют: водить ли самолёт, построить дворец или вылепить красивую свистульку.

Мы постарались помочь маленькому человечку приобщиться, почувствовать себя родным в этом мире произведений такого родного искусства – народное искусство.

При этом работа по расширению представлений о прикладном искусстве не просто помогла детям получить знания, но и развило любознательность, умение сопереживать и эмоционально реагировать на истории зарождения промысла, различать виды декоративно – прикладного и народного искусства, развило способность планировать деятельность и коммуникативность. У детей пополнился словарь, расширились представления о культурных ценностях России, помогло воспитать чувство уважения к народным традициям.
Определились с темой: Роль декоративно-прикладного искусства во всестороннем развитии ребёнка старшего дошкольного возраста.

Прежде чем начать работу поставили перед собой цели и задачи.
Цель: Расширять представления детей о разнообразии народного декоративно-прикладного искусства; воспитывать любовь и бережное отношение к традициям русского народа.
Задачи:
1. Знакомить с народными промыслами, с историей, зарождения промысла и их особенностями.
2. Продолжить знакомить с видами росписи, различать виды узоров: растительный, геометрический, характерные элементы и цветовую гамму.
3. Развивать технические навыки, художественный вкус, творческую самостоятельность.
4. Продолжать знакомство с устным народным творчеством, совершенствовать художественно-речевые способности, исполнительные навыки.
5. Воспитывать чувство гордости за свою страницу, уважение к труду, интерес к народному изобразительному искусству и традициям русского народа.

Работу разбили на несколько частей:
1. Сбор информации.
2. Подбор наглядного материала.
3. Непосредственно практическая часть: рассматривание предметов, наблюдения за природой и явлениями, народные игры, пение русских песен и закличек, танцы, чтение стихотворений, поговорок, пословиц о народных промыслах, лепка и роспись предметов народного промысла, аппликации и рисования, а так же развлечения по народным праздникам.

Свою работу мы начали с подбора материала.
В сборе информации и подборе наглядного материала, очень помогли родители. Они с энтузиазмом принялись за эту работу, по- новому открывая для себя мир народного искусства. При этом помогая знакомить детей с искусством, читая произведения и разучивая стихи, рассматривая разные семейные реликвии и иллюстрации, изготавливая костюмы к развлечениям и лепке разных игрушек, посуды.

Непосредственно практическая часть включила в себя такие виды деятельности, как
• Ознакомление с окружающим миром и родным краем.
• Знакомство с зарождением промысла и искусства, их историей, мастерами изготавливавших предметы искусства;
• Рассматривание предметов искусства и иллюстраций о них, сравнение разных видов игрушек и росписей, анализ цветовых решений и стили узоров;
• Наблюдение природных объектов: цветов, травы, птиц, рыб.
• Чтение и разучивание произведений о видах искусства, пословиц.
• Знакомство с секретами изготовления народных игрушек и техники украшения предметов утвари, материалами из которых делают.
• Дидактические игры по развитию умения создавать композиции, ритмичного умения располагать узоры, развитии зрительного восприятия.
• Беседы о старых мастерах, о способах изготовления ими предметов декоративно прикладного искусства.
• Лепка игрушек из глины и соленого теста.
• Изготовление посуды из папье-маше.
• Аппликации по украшению фартуков, косынок, кокошников.
• Роспись вылепленных игрушек, посуды, деревянных досточек.

Знакомим с каждым видом декоративно – прикладным искусством, его историей, техникой изготовления, материалом, формой, цветом, стилем узора, лепим и расписываем. Затем сравниваем между собой и даём возможность ребёнку выбрать для изготовления или изображения то, что ему больше всего понравилось. При рассматривании дети описывают и рассказывают о том, что на него произвело большее впечатление.

Учим их тем способам лепки, которыми пользуются народные умельцы.
Мы обращали внимание детей на красоту орнамента, учили их варьировать элементы. Учили определять цветовую гамму с точки зрения красоты, объяснять, чем нравится тот или иной цвет, какое чувство он вызывает.
Показ всегда сопровождали художественным словом. Например, рассматривая композицию из дымковских игрушек, говорили: «На них посмотреть вам и то интересно. А знаете, куклы танцуют чудесно: под наши веселые русские пляски они оживают, как будто бы в сказке!»

Праздники ярмарки проводим в детском саду.
Заранее готовимся к ним: вместе с детьми расписываем костюмы, учим народные песни, частушки, прибаутки, танцы, изготавливаем изделия.

Побывав на наших выставках и праздниках, родители стали проявлять интерес к эстетическому воспитанию детей и принимать активное участие к их подготовке.

Таким образом, работа по приобщению детей к народному искусству, способствуем воспитанию эстетических чувств, помогает в формирование гармонично развитой личности.

Рекомендуем посмотреть:

Арт-терапия в работе с детьми Исследовательская деятельность детей в ДОУ Через художественную литературу — к здоровью детей Профессиональная компетентность педагога как фактор повышения качества дошкольного образования
Живопись, как средство расширения представления об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 926 дней назад (11 ноября 2019)
Просмотров: 393
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!