Творческий конкурс для педагогов «Яркая Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект ООД по знакомству с коми народными музыкальными инструментами. Подготовительная группа

Конспект музыкального занятия в подготовительной группе ДОУ
Выполнила: Котельникова Светлана Альбертовна, музыкальный руководитель МБДОУ «ЦРР-д/с№31 «Крепыш», г.Инта
Тема: Коми народные инструменты «Шур-шар», Тутш-тотш», «Зиль-зёль» в практике музицирования. Закрепление коми народной песни «Козйо, козйо» (Ёлка,ёлка)

Цель: Знакомство с коми народным творчеством. Пополнение словарного запаса на коми языке. Элементарное владение игрой на коми народных музыкальных инструментах. Совершенствование навыков пения, игры в оркестре, чувства ансамбля. Развитие творческих способностей через сочинительство, импровизацию.
Задачи:
Развивающие:
• Развивать музыкальные способности ( чувство ритма, звуковысотный и тембровый слух) и творчество через внесение коми фольклора.
• Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на коми музыкальные произведения, передавать настроение музыки в игре на инструментах.
• Развивать чувство ансамбля в пении и игре на инструментах, слушая друг друга.
Обучающие:
• Обучать навыкам игры на музыкальных инструментах , работать над приёмами звукоизвлечения
• Закрепление мелодии и ритмического рисунка песни «Козйо, козйо» ,1-го куплета песни.
• Разучивание 2-го куплета коми народной песни, работа над ритмом, мелодией, над дикцией и над слаженностью исполнения.
• Учить импровизировать, подыгрывать коми плясовой, используя коми народные инструменты.
• Знакомить с новыми словами и выражениями на коми языке: «керка» (дом), «пызан» (стол), «лавкаяс»,(лавки), «паньяс» (ложки), «песко керала» (нарублю дрова), «пачо ломта»(затоплю печь).
• Закреплять слова и выражения: «чолом, дона челядь», «чолом, дона ёртьяс»,«ворсам», «сьылам»,«аддзысьлытодз».
Воспитательные:
• Воспитывать любовь к народному творчеству посредством приобщения к пению песен на коми языке и игре на коми народных музыкальных инструментах.
Ход занятия
(Дети входят в зал, встают в круг.)
Приветствие:
-Чолом, дона челядь, нывкаяс да зонкаяс!
(Приветствую вас, дорогие ребята, девочки и мальчики!)

-Чолом!
-Ребята! Что я сказала и на каком языке? (дети отвечают)

Фома-герой коми сказки- в гостях у детей.
-Ребята, попробуйте догадаться, про какую сказку разговор?
«Жил на свете добрый парень - работящий , не ленивый.
Он любил в лесу рубить дрова.
Но однажды сучок отскочил прямо в глаз злой старухе...»
(Дети отвечают, что это- коми народная сказка про Фому, вспоминают героев Бабу Ёму, Лису Руй).
Давайте пригласим на занятие Фому? (Дети отвечают.)
На ребёнка «Фому» надевают рубаху ( «дором»), дают в руки топор( «чер»).
В центр круга ставится ёлка («козьо»).
Работа над пением. «Козьо,козьо» -коми народная песня
-Ребята, какую песню мог петь Фома, когда рубил в лесу дрова?
(Дети отвечают).
Давайте споём песню на коми языке и с переводом на русский язык. Работа над дикцией.
(Идут вокруг ёлки, поют песню).
-Фома, подойди, пожалуйста, к пеньку, покажи, как ты умеешь рубить дрова. (Фома показывает).
Ребята, на коми языке «песко керала» в переводе означает «наколю дров», а «пачо ломта» означает «затоплю печь». Давайте повторим. (дети повторяют)
Работа над ритмическим рисунком.
Сейчас поработаем над ритмическим рисунком (хлопают ритм песни).
Работа над чистотой интонирования.
Давайте споём мелодию по нотам (поют по нотам).
Чётко произнесём слова в ритме песни. Споём ещё раз всю песню весело, бодро в характере музыки?
-«Сьылам?» (Споём?)
(Дети исполняют песню)
-Давайте заглянем в избу, где живёт Фома.
«Изба» (Керка).
В избе стоит стол и лавка. На столе находятся коми народные инструменты.
-Ребята, видите стоит изба? (по коми изба-«керка»).
-А давайте войдём в избу, присядем на лавках. (на коми лавки-«лавкаяс»)

-Ребята, стол по коми называется «пызан» (дети повторяют).
А что лежит на столе? (Коми народные инструменты.)
Давайте вспомним, как они называются?
(«Шур-шар», Тутш-тотш», «Зиль-зёль»)

(Дети перечисляют).
-А из какого природного материала они сделаны? (Из бересты, из дерева)
-А как надо играть на этих инструментах (Приёмы игры)
«Зиль-зёль» имеет какое звучание? (похоже на звук ручейка, переливчатый, звонкий)
А на каких инструментах можно отбивать ритм?( « Тутш-тотш», «Шур-шар»)
-Мы теперь с вами попробуем подыграть «коми народной песне «козьо-козьо».
Мелодию мы сыграем на ксилофонах, металлофонах. «Ворсам?»(Сыграем?)
Игра в детском оркестре. Творческая импровизация.

Рефлексия
-Ребята, вспомните, чем мы занимались сегодня? Интересно было?
Что нового вы узнали?
А попробуйте перевести новые слова с коми на русский
( «керка», «песко керала», «пачо ломта», «пызан», «паньяс»)
-А хотите познакомиться в следующий раз с другими коми народными инструментами? (Показать картинку, рассмотреть, спросить с какими инструментами хотели бы познакомиться?)
-Аддзысьлытодз! До свидания!

Рекомендуем посмотреть:

Конспект музыкального занятия в подготовительной группе Музыкально-творческая игра для старших дошкольников «Снежинка серебристая» Конспект НОД в подготовительной группе по образовательной области «Музыка» Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе детского сада

Похожие статьи:

Конспект музыкального занятия в подготовительной группе на тему: Осень

Конспект тематического музыкального занятия для детей 6-7 лет

Сценарий музыкальной литературной композиции по мотивам сказки Дж. Родари для детей подготовительной группы

Сценарий музыкального вечера развлечения в детском саду для детей старшей группы

Конспект музыкальной викторины для детей подготовительной группы
Опубликовано: 1526 дней назад (17 марта 2018)
Просмотров: 1381
Рубрика: Без рубрики
+2
Голосов: 2
Ангелина Александровна Колпащикова # 17 марта 2018 в 18:07 +1
Очень прекрасная работа. Обязательно проведу у себя. Так как дети даже не знают о существовании таких народных инструментах. Голос за идею!
Светлана Альбертовна Котельникова # 17 марта 2018 в 18:09 +1
Спасибо огромное за ваш голос!