Конспект индивидуального занятия на тему «Автоматизация звука [р] в слогах, словах»
Автор: Алексеева Светлана Геннадьевна, учитель-логопед ЧДОУ «Детский сад №170 ОАО «РЖД» г. Белово, Кемеровская область
Описание материала: Конспект занятия по автоматизации звука [р] разработан для детей 5-6 лет с нарушением звукопроизношения. Данный материал будет полезен учителям-логопедам, воспитателям, родителям.
Конспект индивидуального занятия
Тема: «Автоматизация звука [р] в слогах, словах»
Цели:
1. Развитие подвижности артикуляционного аппарата.
2. Выработка правильного диафрагмального дыхания.
3. Закрепление правильного произношения звука [р] в слогах, словах.
4. Развитие фонематических процессов, речеслухового внимания и памяти.
5. Закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.
6. Развитие общей и мелкой моторики.
7. Воспитание самоконтроля за речью, самостоятельности и активности в течение всего занятия.
Оборудование: картинки-символы для артикуляционной гимнастики, предметные картинки со звуком [р], мяч, «чудесный мешочек», дорожки с картинками, цветок, прищепки.
Ход
1. Организационный момент.
Самомассаж рук.
Упражнение «Ручки греем» – растирание внешней стороны ладони.
Очень холодно зимой,
Мёрзнут ручки – ой, ой, ой!
Надо ручки нам погреть,
Посильнее растереть.
Упражнение «Добываем огонь» – энергично растирать ладони друг о друга, чтоб стало горячо.
Мы как древние индейцы
Добываем огонёк:
Сильно палочку покрутим –
И огонь себе добудем.
Упражнение «Братцы» – обеими руками одновременно растирать о большие остальные пальцы по очереди (с указательного пальца по мизинец), растирание каждого пальчика по 2 раза.
Ну-ка братцы, кто сильнее?
Кто из вас поздоровее?
Все вы, братцы, молодцы,
Просто чудо-удальцы!
(Аммосова Н.С.)
2. Сообщение темы занятия.
Психогимнастика.
Логопед. Раз, два, повернись, и в животных превратись. Изобрази сердитого тигра и покажи, как грозно он рычит. Изобрази, как ласково мурлычет кошечка. (Мур-р-р). Раз, два, повернись, в девочку превратись.
Логопед. Аня, ты догадалась, какой звук мы будем учиться произносить?
Ребёнок. Звук [р].
Упражнение на дыхание «Шарик-ямочка».
Логопед. Сделай глубокий вдох. Твой животик стал похож на мячик. Выдохни воздух – образовалась ямочка.
Самомассаж лица.
Ручки растираем и разогреваем,
И лицо теплом своим нежно умываем.
Пальчики сгребают все плохие мысли,
Ушки растираем сверху вниз мы быстро,
Их вперёд сгибаем, тянем вниз за мочки,
А потом руками хлопаем мы щёчки.
3. Самомассаж языка.
Язык протискивается между губами и втягивается обратно.
Губы в улыбке. Легко покусывать язык по всей поверхности от кончика до корня, постепенно высовывая и снова втягивая.
Губы в улыбке, зубы сжаты. Широкий язык протискивается наружу между зубами так, что верхние резцы скоблят по спинке языка.
Повторяется первое упражнение.
4. Артикуляционная гимнастика.
«Маляр», «Грибок», «Гармошка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Лошадка», «Автомат», «Барабан».
Акустико-артикуляционный образ звука [р].
Логопед. Положи руку на горлышко и произнеси звук [р].
Ребёнок произносит звук с подключением орального, тактильно-вибрационного и акустического контроля.
Ребёнок. Звук [р] согласный, звонкий, твёрдый.
5. Упражнение «Пальчики здороваются». Ребёнок поочерёдно соединяет все пальцы с большим, произнося слоги: ра, ро, ру, ры (по 2-3 раза обеими руками).
6. Игра «Пройди по дорожкам».
Логопед. Найди букву Р. Веди пальчиком по прямой дорожке, называй картинки, определяя место звука в словах. Выделяй звук [р]!
Ребёнок ведёт пальчиком по прямой дорожке, затем по волнистой.
Логопед. Молодец, Аня! Ты справилась с этим заданием!
7. Игра с мячом «Скажи ласково».
Логопед. Мячик маленький поймай,
Да словечком приласкай.
Логопед, бросая мяч ребёнку, называет первое слово (например,
ромашка), а ребёнок, возвращая мяч, называет второе слово (
ромашечка).
Рот – ротик, роза – розочка, рука – ручка, рубашка – рубашечка, рулет – рулетик, рыба – рыбка и т.д.
8. Игра «Чудесный мешочек»
Логопед. Достань картинку из мешочка, скажи, что на ней нарисовано. Раздели слово на слоги.
Ребёнок отхлопывает слова, определяя количество слогов.
Ребёнок. Ра-ду-га. В этом слове три слога. И т.д.
9. Игра с прищепками "Назови слово"
Логопед. Прикрепляй прищепки-лепестки к цветку и называй слова со звуком [р].
10. Итог. Какой звук учились произносить? Какое задание понравилось больше всего?
Литература
• Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 64 с.
• Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999. – 64 с.
• Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь. – СПб.: Каро, 2003. – 96 с.
• Коноваленко, В.В., Коноваленко, С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. Пособие для логопедов. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. – 136 с.
• Краузе Е. Логопедия. – СПб.: Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2003. – 208 с.
• Лазаренко О.И. Альбом для автоматизации произношения звука Р. – М.: АРКТИ, 2001. – 16 с.
• Пожиленко, Е.А. Артикуляционная гимнастика: Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – СПб.: КАРО, 2007. – 92 с.
• Пожиленко Е.А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков [с], [ш], [р], [л]: Пособие для логопедов. – СПб.: КАРО, 2006. – 256 с.
Рекомендуем посмотреть:
Гимнастика для язычка в стихах
Конспект индивидуального занятия в подготовительной группе у детей с ЗПР
Индивидуальное занятие с детьми подготовительной группы детского сада «Подарки осени». Конспект
Конспект индивидуальной ОД. Звук Ш