Конструкт по исследовательской деятельности старшей группы "Интересная вода"
Вид деятельности: исследовательская – эксперимент
Тема: «Интересная вода»
Образовательная область: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.
Формы: фронтальная, индивидуальная.
Цель: развитие познавательных интересов детей, сенсорное развитие, развитие любознательности.
Планируемый результат:
• Дети смотивированы на предстоящую деятельность,
• Дети готовы проводить эксперимент
• Дети вместе с воспитателем планируют предстоящий эксперимент.
• Дети демонстрируют знания об изменениях запаха воды.
• Дети сняли мышечное напряжение и переключили внимание на другой вид деятельности.
• Дети готовы проводить эксперимент
• Дети вместе с воспитателем планируют предстоящий эксперимент.
• Дети демонстрируют знания о цвете воды
• Дети готовы проводить эксперимент
• Дети вместе с воспитателем планируют предстоящий эксперимент.
• Дети демонстрируют знания о вкусе воды
• Дети демонстрируют знания о свойствах воды.
• Дети проявляют желание использовать знания в самостоятельной деятельности.
Задачи
Задачи с учетом особенностей воспитанников группы
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к воде.
Развивающая: развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства (цвет, вкус), включая органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Совершенствовать диалогическую форму речи. Развивать монологическую форму речи.
Обучающая: обогащать речь детей (лаборатория), сформировать знания о свойствах воды.
Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):
• Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится объектом образования;
• Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образования;
• Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
• Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
• Возрастная адекватность дошкольного образования (соответсвии условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Принципы воспитания: формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом, создание положительного
эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма, воспитание через взаимодействие.
Принципы обучения: принцип доступности, принцип наглядности, принцип систематичности и последовательности, принцип научности, принцип активности.
Методы воспитания: беседа, поощрение.
Методы обучения: объяснение, беседа, демонстрация, упражнение, игровая ситуация, ситуация свободного выбора, создание ситуации успеха.
Предварительная работа: фильм о пользе воды
Этапы деятельности Методы Деятельность педагога Деятельность детей Планируемый результат
1. Мотивационный этап.
Задача: смотривировать детей на предстоящую деятельность. Беседа, художественное слово Дети, сегодня у нас с вами необычное увлекательное занятие. Мы поговорим об одном из важнейших веществ в природе, без которого невозможна жизнь на Земле. Я вам сейчас загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать, о каком веществе пойдёт речь.
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу (Вода)
-Правильно, сегодня мы будем говорить о воде. Дети внимательно слушают, отгадывают загадку. Дети смотивированы на предстоящую деятельность.
2. Целеполагание.
Задача: Беседа -Кому же нужна вода? А может ли человек прожить без воды? Какая нужна человеку вода? -Конечно же, вода необходима всему живому, без воды не было бы жизни на нашей Земле. Без воды все живое на Земле погибнет, засохнет. Мы знаем, что без воды невозможна жизнь на земле.
-Скажите, для чего вода необходима? (для растений, для животных, для человека, для тушения пожаров, для приготовления пищи, в хозяйстве и т. д.). Вода - это жизнь и воду надо беречь.
Ребята, а вы бы хотели побыть учеными? Тогда я хочу пригласить вас в лабораторию. Вы уже знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.) Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких учёных и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим.
Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места. (Дети садятся на стульчики за столы) Дети внимательно слушают, активно вступают в диалог, отвечают на вопросы
3. Выдвижение гипотезы.
Задача: подвести детей к эксперименту. Беседа Опыт 1. Вода не имеет собственного запаха.
- Ребята, а как вы думаете, пахнет ли вода?
- А если туда добавить какое либо вещество? Дети внимательно слушают и активно вступают в диалог Дети готовы проводить эксперимент
4. Совместное планирование деятельности.
Задачи: побудить детей к совместному планированию предстоящего эксперимента. Беседа Воспитатель напоминает о техники безопасности и вместе с детьми планирует предстоящий эксперимент.
Опыт 1. Вода не имеет собственного запаха.
- Что нам нужно сделать сначала, чтобы узнать есть ли у воды запах? Правильно понюхать простую воду. А что можно сделать потом, чтобы проверить точность нашего результата?
- Ребята, а как нужно вести себя в лаборатории? Дети внимательно слушают и активно вступают в диалог Дети вместе с воспитателем планируют предстоящий эксперимент.
5. Осуществление эксперимента.
Задача: сформировать представление об отсутствии запаха у воды. Беседа Воспитатель вместе с детьми проводит эксперимент, наблюдает за детьми, задает вопросы стимулирующие мышление.
-Перед вами стоят стаканы с чистой водой, Возьмите их в руки и понюхайте их. Что вы чувствуете? Есть запах?
-У меня с собой есть мятное масло? Давайте добавим его и узнаем, что изменится.
-Смотрите, у меня есть вот такая схема, что на ней изображено? Это может быть результатом нашего маленького эксперимента? Дети проводят эксперимент и внимательно слушают воспитателя. Дети демонстрируют знания об изменениях запаха воды.
6. Смена видов деятельности.
Задача: снять мышечное
напряжение.
Переключить внимание
на другой вид
деятельности. Упражнение Нам на месте не сидится
Нам на месте не сидится,
Разминаем поясницу.
Корпус крутим влево-вправо —
Так мы отдохнем на славу. (Вращение туловищем.)
Хорошо мы отдохнули
И к занятиям вернулись. (Дети садятся.) Дети повторяют движения за воспитателем. Дети сняли мышечное напряжение и переключили внимание на другой вид деятельности.
7. Выдвижение гипотезы. Задача: подвести детей к эксперименту. Беседа
Опыт 2. Какого цвета вода?
- Скажите, а вода имеет цвет? В ней видно или не видно предметы? А если добавить краску? Дети внимательно слушают и активно вступают в диалог Дети готовы проводить эксперимент
8. Совместное планирование деятельности. Задачи: побудить детей к совместному планированию предстоящего эксперимента. Беседа Опыт 2. Какого цвета вода?
Воспитатель вместе с детьми проводит эксперимент, наблюдает за детьми, задает вопросы стимулирующие мышление.
- У меня на столе два стакана: с водой и молоком. Сейчас, я предлагаю вам опустить ложку в стакан с молоком, а затем с водой.
Как вы думаете, какой вывод мы сможем сделать?
- Дальше попробуем добавить краску в воду. Дети внимательно слушают и активно вступают в диалог Дети вместе с воспитателем планируют предстоящий эксперимент.
9. Осуществление эксперимента. Задача: формирование представления у детей о цвете воды Беседа -Перед вами стоят по 2 стакана один с чистой водой, а другой с молоком. Возьмите в руки ложку и опустите в стакан с молоком. Что произошло? Мы видим ложку?
- А теперь опустите ложку в чистую воду. Мы видим ложку?
-Смотрите, у меня есть вот такая схема, что на ней изображено? Это может быть результатом нашего маленького эксперимента? Дети проводят эксперимент и внимательно слушают воспитателя. Дети демонстрируют знания о цвете воды
10. Выдвижение гипотезы. Задача: подвести детей к эксперименту. Беседа Опыт 3. Вода не имеет вкуса.
- Как вы считаете, вода имеет вкус? Какой он? Что будет, если добавить сахар? Дети внимательно слушают и активно вступают в диалог Дети готовы проводить эксперимент
11. Совместное планирование деятельности. Задачи: побудить детей к совместному планированию предстоящего эксперимента Беседа Воспитатель вместе с детьми проводит эксперимент, наблюдает за детьми, задает вопросы стимулирующие мышление.
-А как мы можем проверить вкус воды?
- У нас столах лежит сахар, что мы можем с ним сделать?
-Я предлагаю вам сначала попробовать простую воду и рассказать о впечатлениях, а потом в эту же воду добавить кусочки сахара и посмотреть что изменилось. Дети внимательно слушают и активно вступают в диалог Дети вместе с воспитателем планируют предстоящий эксперимент.
12. 10.
Осуществление эксперимента.
Задача: формирование представления о вкусе воды Беседа -Перед вами стоит стакан с простой водой, попробуйте ее. Как вам?
- А теперь добавьте в этот же стакан кусочек сахара. Попробуйте воду, что изменилось?
-Смотрите, у меня есть вот такая схема, что на ней изображено? Это может быть результатом нашего маленького эксперимента? Дети проводят эксперимент и внимательно слушают воспитателя. Дети демонстрируют знания о вкусе воды
13. Выводы.
Задача: сформировать у детей представления о свойствах воды. Беседа -Дети, посмотрите на наши таблицы внимательно, что мы можем сказать о свойствах воды по ним? Дети внимательно слушают и активно вступают в диалог Дети демонстрируют знания о свойствах воды.
Открытость. Задача: смотивировать детей на использование знаний полученных в исследовательской деятельности в совместной деятельности со взрослыми. Беседа -Ребята, а кому вы можете рассказать про наши эксперименты? Дети внимательно слушают и активно вступают в диалог Дети проявляют желание использовать знания в самостоятельной деятельности.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД в старшей группе по познавательному развитию. Знакомство с бурундуком
Исследовательская деятельность в старшей группе (опыты). Мир магнитов
Конспект интегрированного НОД по экспериментированию в старшей группе
Эксперементирование зимой в старшей группе ДОУ