Конспект интегрированного занятия по формированию лексико-грамматических категорий и элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста.
Тема: «Весна. Изменения в природе в жизни животных и птиц».
Автор: Побылова Ирина Юрьевна, учитель-логопед ГБОУ СОШ №2093 им. А. Н. Савельева, ДК №2, г. Москва.
Описание материала: интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста.
Цель: Уточнение и обогащение знаний о природе и животном мире и бережном отношении человека к окружающему миру.
Задачи: 1. Продолжать учить детей использовать в речи слова-антонимы.
2. Расширять и активизировать словарь по теме, подбирать прилагательные.
3. Продолжать обобщать и устанавливать причинно-следственные связи и развивать логическое мышление.
4. Развивать навыки образования притяжательных прилагательных.
5.Учить употреблять предлоги в речи.
6. Продолжать развивать навыки выделения звуков в словах и учить составлять из них новые слова.
7.Закреплять умения составлять истории-задачи, решать их и записывать решения в тетради.
8. Развивать внимание, память и мышление.
Материалы и оборудование: Гимнастические палки, сюжетные картины, магнитная азбука и цифры, загадки для чтения, простые карандаши, тетради.
Место проведения: Групповая комната.
Ход занятия:
Учитель-логопед: Скажите, ребята, какое время года сейчас?
Дети: Весна.
Учитель-логопед: В лес весенний на прогулку приглашаю вас пойти. Интересней приключения вам, ребята, не найти. В лесу мы с вами узнаем, какие изменения произошли в жизни животных, птиц и в самой природе.
Игра «Скажи наоборот»
Учитель-логопед: И будем по дороге играть, подбирая слова наоборот.
В лес идти нам далеко (вытянуть руки вперёд), а друзья все – близко (прижать руки к себе). Солнце светит высоко (руки поднять вверх), а тропинка – низко (присесть, руки вниз опустить).
Впереди мы видим узкий ручеёк, (из гимнастических палок выкладывает узкий «ручеёк») давайте его перепрыгнем (перепрыгивают через «ручеёк»).
А теперь перед нами река, она какая?
Дети: Широкая (из гимнастических. палок выкладывает широкую «реку»)
Учитель-логопед: Ребята, а мы можем перепрыгнуть через реку? Почему?»
Дети: Нет, потому что она широкая. (Встают ногами в «реку»)
Учитель-логопед: Ребята, мы с вами шли и ноги у нас были сухие, а встали ногами в реку и намочили их, и теперь какие они стали?»
Дети: Мокрые.
Игра «Подбери слово»
Учитель-логопед: Ребята, подберите слова-признаки к слову весна.
Дети: Ранняя. Красивая. Долгожданная. Дождливая. Солнечная. Радостная. Шумная. Весёлая. Звонкая. Цветущая. Тёплая.
Предложить кому-то из детей рассказать стихотворение о весне.
Игра «Исправь ошибку»
Засветило солнышко, потому что стало тепло. Пришла весна, потому что прилетели грачи.
Тает снег, потому что текут ручьи. Стало тепло, потому что появились насекомые.
Игра «Узнай, кто на картинке и напиши их имена».
Учитель-логопед: Ребята, животные прислали мне свои портреты и попросили вас подписать, как их зовут.
Дети подписывают картинки с изображением животных. (Медведи, лиса, заяц, ёж, волк, лоси, белка)
Игра «Составь слово»
Учитель-логопед: Дети, предлагаю вам отгадать загадки. В слове-отгадке выбрать первый звук и найти соответствующую букву в магнитной азбуке. Выложить получившееся слова из полученных букв на доске, прочитать слово.
1.День и ночь по лесу рыщет, день и ночь добычу ищет. (Волк)
2.Непомытое в рот ни за что не возьмёт. И ты будь таким, как чистюля… (Енот)
3.На пеньке сидит, головой вертит, а глаза ее, как плошки. Днём не видят ни крошки. (Сова)
4.Есть у зверя нос и рог, зверь зовётся…( Носорог)
5.В большом гнезде он сам сидит и на болото вдаль глядит. (Аист)
Дети выкладывают на доске из магнитной азбуки слово «весна».
Беседа по сюжетной картине о диких животных.
Чьи рога у лося? – лосиные. Чья лапа у медведя? – медвежья. Чей хвост у белки? - беличьи. Чьи уши у зайца? – заячьи.
Учитель-логопед: Где сидит белка?
Дети: Белка сидит в дупле.
Учитель-логопед: Где гуляет лось?
Дети: Лось гуляет на пригорке.
Учитель-логопед: Под чем сидит заяц?
Дети: Заяц сидит под берёзой.
Учитель-логопед: Откуда выходит весной медведь?
Дети: Медведь весной выходит из берлоги.
Учитель-логопед: «Дети, а почему вы любите весну?»
Дети: Растаял снег, светит солнышко, стало тепло, можно кататься на самокате, на велосипеде, цветочки скоро зацветут, листья на деревьях станут зелёными.
Учитель-логопед: Дети, вы долго гуляли по весеннему лесу и наблюдали за животными, а теперь вспомните, кого вы ещё не встретили в лесу?
Дети: Птиц.
Учитель-логопед: Чтобы птицы прилетели в наши леса, что мы можем сделать для этого?
Дети: Построить для них гнёзда.
Игра «Построй птицам гнёзда».
Учитель-логопед предлагает построить гнёзда птицам. (Аисту, цапле, лебедю, дикому гусю, утке, жаворонку, ласточке, соловью, грачу, дрозду).
Дети встают вокруг обручей разных размеров. (большие, средние и маленькие в соответствии с размером птиц.)
Сюрпризный момент. Слушание пения соловья.
«Составление историй-задач по картинам».
Дети рассматривают картины с изображением перелётных птиц и составляют свои истории-задачи по картинам, затем записывают их решения на доске и в тетрадях. Каждый ребёнок составляет и решает по одной задаче.
Учитель-логопед: Истории-задачи у вас интересные, и решали вы их хорошо.
«Правила поведения в лесу».
Учитель-логопед: Дети, а как люди должны себя вести в лесу? Для этого давайте посмотрим картинки и ответим, чего нельзя делать в лесу.
Дети: Нельзя разорять птичьи гнёзда. Нельзя разжигать костры. Нельзя рубить и ломать деревья и кустарники. Нельзя шуметь в лесу.
Учитель-логопед: Правильно, ребята. Любим речку, поле, лес. Это всё страна чудес! Обещаем их беречь. Лес, прощай, до новых встреч!
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД в старшей группе по художественно - эстетическому воспитанию. Аппликация "Подснежник"
Конспект НОД в старшей группе ДОУ на весеннюю тематику
Конспект НОД в старшей группе по ФЭМП в детском саду на тему: Весна
Конспект НОД в старшей группе ДОУ. Путешествие в весенний лес
Похожие статьи:
Конспект музыкального занятия в детском саду в старшей группе ко Дню прилёта птиц - 22 марта
Конспект музыкального занятия в детском саду для детей старшей группы на тему «Мир через спорт»
Наблюдение за небом и облаками в старшей группе весной
Прогулка «Перелетные птицы». Старшая группа. Весна
Наблюдение «Деревья и кустарники весной». Старшая группа