Творческий конкурс для педагогов «Яркая Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Технология развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста

Технология развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста
Развитие современного образования связано не только с пересмотром его содержания, сколько с изменением целевых установок. Акцент переносится на повышение эффективности образования, на формирование способности самостоятельно и критически мыслить, использовать комбинаторные и эвристические способы познания, на развитие навыков прогностической деятельности. Особое значение приобретает не объем знаний, а продуктивная их интерпретация.

Познавательное развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребенка.
Ядром познавательного развития является становление умственных способностей. Способности, в свою очередь, рассматриваются как условия успешного овладения и выполнения деятельности. Познавательное развитие ребенка дошкольного возраста проходит несколько стадий: любопытство, любознательность, стадия развития познавательного интереса, стадия развития познавательной активности.

Отмеченные стадии познавательного развития не существуют изолированно друг от друга. На практике они представляют собой сложные сочетания и взаимосвязи, характеризующие познавательное развитие ребенка как эволюционный процесс.

На стадии любопытства дошкольник довольствуется лишь первоначальной ориентировкой, связанной с занимательностью, яркостью, необычностью самого предмета.

Любознательность представляет собой ценное состояние личности, активное видение мира, характеризующееся стремлением ребенка дошкольного возраста проникнуть за пределы первоначально увиденного и воспринятого. На этой стадии проявляются сильные эмоции удивления, радости познания, восторга, удовлетворенности деятельностью.

Познавательный интерес – это стремление ребенка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности и желании понять их сущность, найти между ними связи и отношения.

Познавательный интерес характеризуется повышенной устойчивостью, ясной избирательной нацеленностью на познаваемый предмет, ценностной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Познавательный интерес содействует проникновению дошкольника в сущностные отношения, связи, закономерности освоения действительности.

Основой развития познавательной активности служит целостный акт познавательной деятельности. Источником познавательной активности является познавательная потребность. Процесс удовлетворения этой потребности осуществляется как поиск, направляемый на выявление, открытие неизвестного и его усвоение.

Имеется ряд исследований, в той или иной степени касающихся проблемы стимуляции познавательной активности детей (Л. С. Выготский, В. Б. Голицын, М. И. Лисина, Н. К. Постникова, С. Л. Рубинштейн, Е. И. Щербаков, Г. И. Щукина и др.).

В этих исследованиях выделены условия формирования познавательной активности детей:
– своевременное и адекватное опредмечивание познавательных интересов, их стимулирование и развитие во всех сферах деятельности ребенка;
– отбор наиболее приемлемых форм и методов работы с детьми;
– учет личностных особенностей ребенка, в том числе и особенностей его характера и темперамента, которые будут «управлять изнутри» его активностью.

Исследовательские действия – реальные действия ребенка, направленные на обследование окружающих предметов в целях получения информации, необходимой для решения познавательных задач, стоящих перед ребенком (Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко).

Исследовательские действия позволяют получить ребенку новые знания, умения и навыки. При этом развивается внутренняя целеустремленность и формируется постоянная потребность использовать разные способы действия для накопления, расширения знаний и кругозора. Кроме вопросов, которые являются проявлением познавательных действий, включаются исследовательские действия, при помощи которых ребенок сам добывает нужные ему сведения о мире. Изменение способов исследовательских действий является важным показателем психического, интеллектуального и сенсорного развития дошкольника.

Похожие записи:

Круги Луллия в детском саду. Из опыта работы Консультация для родителей младшей группы ДОУ. Игры Воскобовича Конспект урока по технологии (ФГОС) - 5 класс LEGO технология как основа технического образования детей в ДОУ
Доклад воспитателя о проделанной работе
Опубликовано: 81 день назад (26 февраля 2022)
Просмотров: 234
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!