Пояснительная записка к написанию сценария и постановке литературно-музыкальной композиции «Бал-маскард» по произведениям М.Ю. Лермонтова.
Сценарий предлагаемый вашему вниманию был написан мной с целью расширения культурного, эмоционального, речевого диапазона учащихся. Конечно, творчество Лермонтова проходят на уроках в школе, но, уверена, этого совершенно недостаточно для более глубокого понимания наследия гениального писателя. Поэтому, при написании сценария, я постаралась включить отрывки (либо целые произведения) из написанного М.Ю.Лермонтовым.
Поскольку наша Городская Школа Художественного слова – это не театр, а именно школа, где мы учимся говорить правильно, грамотно, красиво, эмоционально, мы делаем наши литературные программы с минимумом костюмов и декораций. Для «Бала-маскарада» сделано небольшое исключение – необходимо было создать именно атмосферу бала 19 века, которую трудно ощутить в свитерах и джинсах. Отсюда – вечерние платья у девочек и фраки либо костюмы у мальчиков. Программа прошла с большим успехом, учащиеся прониклись точной, сильной мыслью великого поэта и удивительной образностью и музыкальностью ее воплощения. Важным итогом проведения нашего представления явилось то, что учащиеся решили прочесть все, написанное Михаилом Юрьевичем… а написано им было не так уж много – слишком короткой оказалась его жизнь.
Могу рекомендовать нашу программу (и подобные ей) для проведения в коллективах литературных вечеров – они чрезвычайно важны для полноценного развития ребенка во многих аспектах: интеллектуального, эмоционального, важны для качественного улучшения речи подростка.
«Бал-Маскарад». Сценарий по произведениям М.Ю.Лермонтова.
Персонажи бала: Хозяин и Хозяйка бала, Распорядитель, Поручик, Арбенин, Нина, Юнкер, Варенька, Печорин, Грушницкий, княжна Мери, сплетники, исполнители танцевальных и вокальных номеров, Дамы, Кавалеры (
исходя из кол-ва участников).
На начало – торжественная музыка.
Распорядитель:
Почти все съехались, и здесь нам будет тесно,
Прошу вас в залу, господа,
Mesdames, пожалуйте туда.
Здравствуйте, милостивые государыни и милостивые государи! Благодарим за оказанную честь и чрезвычайно рады видеть вас на нашем великолепном бале! Встречайте - г-жа Хозяйка и г-н Хозяин бала!
Хозяйка:
Мы счастливы приветствовать гостей,
На нашем бале-маскараде,
Где, в вихре вальса и страстей
Закружимся, искусства ради.
Хозяин:
Прошу вас, господа - не стойте в стороне ,
Мазурки, вальсы – все для вас сегодня.
Доставьте радость и себе, и мне –
В сезоне этом наши балы модны!
Распорядитель: Бал - любимейшее развлечение дворянства. К балам всегда готовились, их с нетерпением ждали, долго обсуждали. Как, Поручик, и вы здесь? Насколько знаю я, ваш полк убыл на маневры!
Музыка – стоп.
Поручик:
Да, это так, но пропустить сей бал?
Больным сказавшись, пропустил маневры,
А доктор полковой, по старой дружбе,
Недуг мой подтвердил!
Сегодня здесь я вижу
цвет общества и много
Прелестнейших девиц!
А в жизни бурной я не пропустил
Ни одного значительного бала!
Танец.
Распорядитель: Да, вы известный завсегдатай!
Поручик:
Я был свидетелем того, как на балу
случались важные решающие встречи.
крушились репутации, и находилось место
беседе тонкой , интеллектуальной,
интриге и разочарованью,
пылкому любовному признанью.
Распорядитель:
Вы правы! Это ль не волшебство, наблюдать
скольженье по паркету юной девы,
Когда она , забыв весь мир, кружит:
глаза блестят, румянец от волненья:
Поэт великий был сражен такой картиной,
Влюблен был с детства Лермонтов - Варвара
Лопухина душой его навечно завладела.
Юнкер: - «Будучи студентом, Миша Лермонтов был страстно влюблен... в молоденькую, милую, умную, светлую, как день, и в полном смысле восхитительную Варвару Александровну Лопухину. Чувство к ней Лермонтова было безотчетно, и едва ли не сохранил он его до самой смерти своей...»
Варвара: Через несколько лет Лермонтов и Варвара Александровна снова рядом, на прекрасном бале.
Музыка – фоном, вальс!
Варвара:- Я надеялась, что буду танцевать с вами, Мишель.
Юнкер: - Да, знаю. Потому у меня, вероятно, отпала охота танцевать. .
Дама: - В самом деле? Мне кажется, что вы любите играть с людьми… И увлекаться этой игрой. Я права?
Юнкер: - Разумеется, танцы - игра, увлечение - тоже. Но, дорогая, кто сказал, что я вами увлечен?
Варвара: - А стихи?
Юнкер: Что – стихи?
Дама: - И стихи - игра?
Юнкер: - О, нет! Конечно, нет. Вот, как вам это, например:
Она не гордой красотою
Прельщает юношей живых,
Она не водит за собою
Толпу вздыхателей немых.
Поручик:
И стан ее - не стан богини,
И грудь волною не встает,
И в ней никто своей святыни,
Припав к земле, не признает.
Юнкер:
Однако все ее движенья,
Улыбки, речи и черты
Так полны жизни, вдохновенья,
Так полны чудной красоты.
Хозяин:
Но голос в душу проникает,
Как воспоминанье лучших дней,
И сердце любит и страдает,
Почти стыдясь любви своей.
(
все отходят)
Музыка стоп.
Распорядитель: Поручик, вы как очевидец, ответьте, что важнее на балу?
Поручик:
Конечно же, уменье танцевать!
Оно считалось очень важным делом,
Для молодых людей могло нести успех
не только на паркете, но в карьере!
Для девушки уменье танцевать
необходимо жизненно, ведь появленье
на бале пышном было для нее
дебютом светским и знакомством с женихом.
Танец.
Хозяйка: Балы Петербурга отличались чинностью и церемонностью, среди гостей всегда присутствовали особы высшего света, здесь начинались светские дебюты.
Поручик: Бывало, блестящая гвардейская молодежь с удовольствием. Наезжала в Москву из Петербурга! На Московских балах сговаривались свадьбы, как говаривал незабвенный Александр Сергеевич "Москва славилась невестами, как Вязьма пряниками".
Распорядитель:
Как девушки прелестны!
Записочки в альбомах,
И роковые страсти!
Так, отвечая необдуманно согласьем
на приглашенье к танцу,
Не раз девицы подавали повод
Для разных сплетен.
и до дуэли доводили
поклонников своих!
Сцена из «Княжны Мери» Лермонтова
Музыка фоном – мазурка.
Печорин – За полчаса до бала явился ко мне Грушницкий полном сиянии армейского пехотного мундира
Грушницкий - Ты, говорят, эти дни ужасно волочился за моей княжной? -
Печорин - Где нам, дуракам, чай пить!
Грушницкий - Скажи-ка, хорошо на мне сидит мундир?.. - Ты будешь танцевать? -
Печорин - Не думаю.
Грушницкий - Я боюсь, что мне с княжной придется начинать мазурку, - я не знаю почти ни одной фигуры...
Печорин - А ты звал ее на мазурку?
Грушницкий - Нет еще...
Печорин - Смотри, чтоб тебя не предупредили...
Грушницкий - В самом деле? - сказал он, ударив себя по лбу. - Прощай... пойду дожидаться ее у подъезда.
(
Грушницкий, Княжна, потом Печорин)
Грушницкий - Вы меня мучите, княжна! - говорил Грушницкий, - вы ужасно переменились с тех пор, как я вас не видал...
Княжна Мери - Вы также переменились.
Грушницкий - Я? я переменился?.. О, никогда! Вы знаете, что это невозможно! Кто видел вас однажды, тот навеки унесет с собою ваш божественный образ.
Княжна - Перестаньте..
Грушницкий. - О, я горько ошибся!.. Я думал, безумный, что, по крайней мере эти эполеты дадут мне право надеяться... Нет, лучше бы мне век остаться в этой презренной солдатской шинели, которой, может быть, я обязан вашим вниманием...
Княжна - В самом деле, вам шинель гораздо более к лицу... - Не правда ли, мсье Печорин, что серая шинель гораздо больше идет к мсье Грушницкому?..
Печорин: - Я с вами не согласен, - в мундире он еще моложавее.
( Грушницкий не вынес этого удара; как все мальчики, он имеет претензию быть стариком; Он на меня бросил бешеный взгляд, топнул ногою и отошел прочь. )
Грушницкий - Я этого не ожидал от тебя.
Печорин - Чего?
Грушницкий - Ты с нею танцуешь мазурку? - Она мне призналась...
Печорин - Ну, так что ж? А разве это секрет?
Грушницкий - Разумеется... Я должен был этого ожидать от девчонки... от кокетки.. - Ты выиграл пари - только не совсем. Уж я отомщу! (
бросает перчатку)
Распорядитель объявляет танец.
Сцена из «Маскарада»
Хозяйка и группа сплетниц:
Я баронессу жду, не знаю:
Приедет ли, — мне, право, было б жаль
За вас. —
1-й гость
Я вас не понимаю.
2-й гость
Вы ждете баронессу Штраль?
Она уехала, В деревню, нынче утром.
Дама
— Боже мой?..
Каким же случаем? ужель из доброй воли?
2-й гость
Фантазия! — романы?.. -
(Расходятся, группа парней)
3-й гость
Вы знаете, князь Звездич проигрался. -
4-й гость -
Напротив, выиграл — да видно, не путём,
И получил пощечину.
5-й гость
Стрелялся? -
4-й гость
Нет, не хотел.
3-й гость
Каким же подлецом
Он показал себя?..
5-й гость
Отныне незнаком
Я больше с ним.
6-й гость
И я! — какой поступок скверной.
4-й гость
Он будет здесь? -
3-й гость
Нет, не решится, верно. -
Музыка – танец.
За дамой гонится Кавалер, она убегает, он скрывается.
Дама -
Ах?.. я едва дышу … он все бежал за мною,
Что если бы он со'рвал маску … нет,
Он не узнал меня… да и какой судьбою
Подозревать, что женщина, которой свет
Дивится с завистью, в пылу самозабвенья
К нему на шею кинется, моля
Дать ей два сладкие мгновенья
И дерзко скажет — я твоя?..
Он этой тайны вечно не узнает …
Пускай … я не хочу … но он желает
На память у меня какой-нибудь предмет,
Кольцо … что делать … риск ужасный!
(Видит на земле браслет и поднимает.)
Вот счастье. Боже мой — потерянный браслет
С эмалью, золотой … отдам ему, прекрасно …
Пусть ищет с ним меня.
Музыка – Полька
Распорядитель: Вам ведь, поручик случалось бывать на балах-маскарадах?
Поручик: Конечно. В них есть особенная прелесть, ведь маска - это тайна, не правда ли?
Бал-маскарад - не ярмарка невест, карает он неискушенных!
Скрывая маской лица, маскарад
скрывает имя в сочинении интриги.
Распорядитель:
Увлекшись маскою коварною, не знаешь,
к чему интрига приведет!
Музыка – стоп!
Арбенин ( в стороне)
Пусть говорят, — а нам какое дело?
Под маской все чины равны,
У маски ни души, ни званья нет, — есть тело.
И если маскою черты утаены,
То маску с чувств снимают смело.
Поручик. О да…
Бывают балы ли в раю? - не знаю.
Не стоит маскам верить. Ведь игрою
Является, по сути, маскарад.
Но жаль – порой с печальным окончаньем.
Сцена из «Маскарада»
Арбенин и Нина
Арбенин
Ах, здравствуй, Нина… наконец!
Давно пора.
Нина
Неужели так поздно?
Арбенин
Я жду тебя уж целый час. —
Нина
Серьёзно?
Ах, как ты мил.
Арбенин
А думаешь … глупец?..
Он ждет себе … а я …
Нина
Скажи мне просто: Нина,
Кинь свет, я буду жить с тобой
И для тебя; зачем другой мужчина,
Какой-нибудь бездушный и пустой,
Бульварный франт, затянутый в корсете,
С утра до вечера тебя встречает в свете,
А я лишь час какой-нибудь на дню
Могу сказать тебе два слова?
Скажи мне это… я готова,
В деревне молодость свою я схороню,
Оставлю балы, пышность, моду
И эту скучную свободу.
Скажи лишь просто мне, как другу… Но к чему
Меня воображение умчало…
Положим, ты меня и любишь, но так мало,
Что даже не ревнуешь ни к кому!
Арбенин (улыбаясь)
Как быть? Я жить привык беспечно,
И ревновать смешно…
Нина
Конечно.
Арбенин
Послушай… нас одной судьбы оковы
Связали навсегда… ошибкой, может быть; —
Не мне и не тебе судить. —
Ты молода летами и душою,
В огромной книге жизни ты прочла
Один заглавный лист, и пред тобою
Открыто море счастия и зла.
Иди любой дорогой,
Надейся и мечтай — вдали надежды много,
А в прошлом жизнь твоя бела! —
Но я люблю иначе, я все видел,
Все перечувствовал, все понял, все узнал,
Любил я часто, чаще ненавидел,
И более всего страдал!
Так, прежде я тебе цены не знал, несчастный!
Но скоро черствая кора
С моей души слетела, мир прекрасный
Моим глазам открылся не напрасно,
И я воскрес для жизни и добра.
Но иногда опять какой-то дух враждебный
Меня уносит в бурю прежних дней,
Стирает с памяти моей
Твой светлый взор и голос твой волшебный.
Нина
Ты странный человек... Когда красноречиво
Ты про любовь свою рассказываешь мне,
И голова твоя в огне,
И мысль твоя в глазах сияет живо,
Тогда всему я верю без труда;
Опять ты недоволен … Боже мой!
Арбенин
О нет… я счастлив, счастлив… я с тобой! —
(
Целует ее руки, и вдруг на одной не видит браслета, останавливается и бледнеет.)
Нина
Ты побледнел, дрожишь … о, боже!
Арбенин (вскакивает)
Я? ничего! где твой другой браслет?
Нина
Потерян.
Арбенин
А! потерян.
Нина
Что же!
Беды великой в этом нет.
Он двадцати пяти рублей, конечно, не дороже.
Арбенин (
про себя)
Потерян… Отчего я этим так смущен,
Какое странное мне шепчет подозренье!
Ужель то было только сон,
А это пробужденье?..
Нина
Тебя понять я, право, не могу.
Арбенин (
пронзительно на нее смотрит, сложив руки)
Браслет потерян?..
Нина (
обидясь)
Нет, я лгу!
Арбенин (
про себя)
Но сходство, сходство!
Нина
Верно, уронила
В карете я его, — велите обыскать;
Танец накрывает всех вихрем!
Хозяйка -
Не худо бы немного отдохнуть.
Дама -
Так жарко здесь, что я растаю.
Кавалер.
Настасья Павловна споет нам что-нибудь.
Вокалистка.
Романсов новых, право, я не знаю,
А старые наскучили самой.
Дама -
Ах, в самом деле, спой же, спой.
Хозяйка
Ты так мила, что, верно, не заставишь
Себя просить напрасно целый час.
Вокалистка. Поет романс на стихи Лермонтова «Портрет»
Юнкер Но вернемся к Лермонтову. Любимая Варенька присутствовала во всех мыслях и переживаниях поэта как мираж, как тайна, почти как болезнь. Утаенная от всего света любовь свободно выливается в стихах, в рисунках, в разговорах – и унять этот поток было невозможно. Возможно, предчувствие близкой смерти заставило его заговорить вслух о том, чем он жил тайно все эти годы? Любовь его к Вареньке Лопухиной явилась величайшей и единственной ценностью в его жизни, как ему казалось.
Я к вам пишу, случайно! право,
Не знаю как и для чего.
Я потерял уж это право.
И что скажу вам? — Ничего!
Что помню вас? — Но, Боже правый,
Вы это знаете давно,
И вам, конечно, все равно.
Поручик.
Страницы прошлого читая,
Их по порядку разбирая,
Теперь остынувшим умом,
Разуверяюсь я во всем.
Смешно же сердцем лицемерить
Перед собою столько лет;
Добро б еще морочить свет!
Хозяин.
Да и притом, что пользы верить
Тому, чего уж больше нет?..
Безумно ждать любви заочной?
В наш век все чувства лишь на срок;
Но я вас помню - да и точно,
Я вас никак забыть не мог!
Распорядитель
Во-первых, потому, что много
И долго, долго вас любил,
Потом страданьем и тревогой
За дни блаженства заплатил;
Потом в раскаянье бесплодном
Влачил я цепь тяжелых лет
И размышлением холодным
Убил последний жизни цвет.
Юнкер.
С людьми сближаясь осторожно,
Забыл я шум младых проказ,
Любовь, поэзию, - но вас
Забыть мне было невозможно.
Звучит романс «Выхожу один я на дорогу». Исполняет ________________________
Распорядитель.
Простимся здесь и мы – закончен маскарад,
И маски сняты с лиц, и страсти разгорелись…
Ведь балов Петербургских длинный ряд
Интригой полон был.. Быть может, в этом прелесть
Известная была. Но только без интриг
Мы обошлись сегодня в этот вечер,
Лишь радость танца нынче здесь царит,
И лишь любовь нам зажигает свечи.
Хозяйка бала: Итак, господа – объявляем последний танец!!
Музыка. Звучит «Вальс» Хачатуряна.
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий творческого отчёта детских объединений художественно-эстетической направленности
Сценарий Новогоднего представления в начальной школе
Новогодние представления в "Доме детства и юношества"
Сценарий праздничной программы для первоклассников «Прощание с Азбукой»
Похожие статьи:
Сценка для старшеклассников ко дню святого Валентина
Сценка для старшеклассников на день святого Валентина
Сценарий 23 февраля для школьного праздника
Сценарий концерта, посвященного дню 8 Марта
Последний звонок в школе. Сценка для праздника последний звонок