Сценарий театрализованной программы для старшеклассников «Мы живы!»
Программа посвящена блокаде города-героя Ленинграда и ее снятию. Рекомендуется для постановки в старших классах школы.
Участники – по желанию, но не более 5-6 человек, чтобы не возникало ощущения литературного монтажа по принципу «чтобы все участвовали»
У нас предложены такие
персонажи: Юноша, Девушка, Старушка, Ребенок, Учитель.
Музыка может быть подобрана исходя из способа постановки и желания расставить акценты режиссером. Сценография в стиле минимализма – черные шторы, кресты на окнах, огарки свечей (искусственных, конечно), звук метронома – все, что поможет создать необходимую атмосферу.
Ход программы
Юноша: - Еще идя сквозь ужасы войны
Они все испытали в полной мере.
Кому-нибудь потомки не поверят,
Кому-то не поверят, им – должны!
Им все должны поверить, ленинградцам,
И, если надо, мир обшарив весь,
Узнать геройство, мужества набраться,
И доблести, и гордости – так здесь!
(А.Прокофьев)
Девушка: - День 27 января в нашей стране навсегда объявлен Днем Воинской славы России. В этот день 1944 года советскими войсками была одержана великая победа и фашистские войска отступили от Ленинграда. Конец блокаде! Конец голоду, бомбежкам и обстрелам! Ужасы блокады ушли в прошлое – но навек остались в памяти человечества.
Звучит скорбная музыка.
Юноша
Была война, прошла война,
Над полем боя – тишина…
Но по стране, по тишине
Идут легенды о войне.
(Л.Ошанин)
Учитель: - Бои на подступах к Ленинграду развернулись уже в июле 1941 года. Город, заложенный Петром Великим, был приговорен к полному уничтожению. Но ленинградцы не собирались сдаваться на милость врага и не могли допустить надругательства над любимым городом. Вокруг Ленинграда спешно создавалась система обороны, рылись окопы, устанавливались противотанковые заграждения… На заводах к станкам встали женщины и подростки – работа шла днем и ночью. Все для Родины! Все для победы!
Ребенок:
Мы рыли рвы – хотелось пить.
Бомбили нас – хотелось жить.
Не говорилось громких слов.
Был дот на каждом из углов.
Был дом – ни света, ни воды,
Был хлеб – довесочек беды…
Сон сокращался в забытье,
Быт превращался в бытие…
Была одна судьба на всех.
Мы растеряли светлый смех,
Мы усмиряли темный страх,
Мы умирали на постах…
Мы умирали – город жил –
Исполнен малых наших сил.
(Г. Семенов)
Юноша: - Сразу захватить город не удалось. Тогда фашисты изменили тактику. К концу сентября блокадное кольцо вокруг Ленинграда сомкнулось. Блокада длиною в 900 дней и ночей… В ее кольце оказалось 2 миллиона 387 тысяч человек. Что же стало с теми, кто остался в городе?
Девушка: И летели листовки с неба
На пороги замерзших квартир:
«Будет хлеб. Вы хотите хлеба? …
Будет мир – вам не снится мир?»
Дети, плача, хлеба просили –
Нет страшнее пытки такой.
Ленинградцы ворот не открыли
И не вышли к стене городской.
Без воды, без тепла, без света
День похож на черную ночь…
Может в мире и силы нету,
Чтобы все это превозмочь?
Старушка:
Умирали – и говорили:
- Наши дети увидят свет!
Но ворота они не открыли,
На колени не встали, нет!
Мудрено ли, что в ратной работе
Город наш по-солдатски хорош?
Петр построил его на болоте,
Но прочнее его – не найдешь!
(Е. Рывина)
Фонограмма – звук воздушной тревоги.
Учитель: - Всего несколько месяцев прошло с начала войны, а город уже голодал. Все меньше продуктов выдавали по карточкам. 20 ноября 1941 года рацион хлеба дошел до 125 граммов неработающим и 250 граммов рабочим. Крупу выдавали по 300 граммов, масло – 100 граммов в месяц. Потом не выдавали ничего, кроме хлеба. Да и эти 125 граммов, от которых зависела жизнь, были не хлебом, а липким черным месивом. Каждый растягивал свой кусок, как мог – эти 125 блокадных граммов с огнем и кровью пополам.
Девушка: - Какое-то время еще работали школы. Кто был в силах, приходил в пальто и шапках, падая от голода… У всех – закопченные лица от горевших в квартирах коптилок – электричества давно не было. В школах были столовые, где за талончик давали тарелку супа. Суп – одно название, но все же…
Юноша:
По безлюдным проспектам,
Оглушительно, звонко
Громыхала на дьявольской смеси трехтонка.
Леденистый брезент прикрывал ее кузов –
Драгоценные тонны замечательных грузов.
Молчаливый водитель, примерзший к баранке,
Вез на фронт концентраты, хлеба вез он буханки,
Вез он сало и масло, вез консервы и водку,
И махорку он вез, проклиная погодку.
Девушка:
Вдруг навстречу лучам – синим трепетным фарам,
Дом из мрака возник, покорежен пожаром.
А сквозь эти лучи снег летел, как сквозь сито,
Снег летел, как мука –
Плавно, медленно, сыто.
- Стоп! – сказал лейтенант, - Погодите, водитель,
Я, - сказал лейтенант, - здешний все-таки житель.
Мальчик:
И взбежал лейтенант по знакомым ступеням,
И вошел. И сынишка прижался к коленям.
Воробьиные ребрышки.. бледные губки…
Старичок семилетний в потрепанной шубке.
Юноша:
- Как живешь, мальчуган? Отвечай без обмана.
И достал лейтенант свой паек из кармана.
Хлеба черствый кусок дал он сыну – Пожуй-ка!
И шагнул он туда, где дымила буржуйка.
Девушка:
Там – поверх одеяла распухшие руки,
Там жену он увидел после долгой разлуки.
Там, боясь разрыдаться, взял за бедные плечи
И в глаза заглянул, что мерцали, как свечи…
Мальчик:
Но не знал лейтенант семилетнего сына.
Был мальчишка в отца – настоящий мужчина!
И, когда замигал догоревший огарок,
Маме в руку вложил отцовский подарок.
А когда лейтенант вновь садился в трехтонку,
- Приезжай! – закричал ему мальчик вдогонку.
И опять сквозь лучи снег летело, как сквозь сито,
Он летел, как мука – плавно, медленно, сыто…
Девушка:
Грузовик отмахал уже многие версты.
Освещали ракеты неба черного купол.
Тот же самый кусок – ненадкушенный, черствый –
Лейтенант в том же самом кармане нащупал.
Потому что жена не могла быть иною
И кусок этот снова ему положила.
Потому что была настоящей женою.
Потому что ждала. Потому что любила.
Юноша:
Грузовик по мостам проносился горбатым,
И внимал лейтенант орудийным раскатам.
И ворчал, что глаза снегом застит слепящим…
Потому что солдатом он был настоящим.
(В. Лившиц)
Девушка:
Острый голод давал о себе знать все сильнее. Умирали молодые и старые, мужчины, женщины, старики, дети… На улицах человек падал и больше не поднимался. В квартире ложился спать и засыпал навеки. Нередко жизнь обрывалась у станка.
Старушка:
На салазках кокон пряменький
Спеленав, везет
Мать заплаканная, в валенках,
Метель метет.
Старушонка лезет в очередь.
Охает, крестясь:
- у моей вот тоже дочери
Схоронен вчерась.
Бог прибрал – и слава Господу,
Легче им и нам…
Я сама-то скоро с ног спаду,
С этих со ста грамм…
Труден путь, далек до кладбища,
Как с могилкой быть?
Довезти сама смогла б еще,
Сможет ли зарыть?
Девушка:
А не сможет- сложат в братскую,
Сложат, как дрова.
В трудовую, ленинградскую,
Закопав едва.
И спешат по снегу валенки –
Стало уж темнеть.
Схоронить трудней, мой маленький -
Легче умереть.
(Н.Крандиевская-Толстая)
Девушка: - По улицам , между сугробами, напрягая последние силы, люди тянули саночки, на которых лежали мертвые. Их хоронили без гробов, обернутых простыней или одеялом, а позднее просто в одежде, в которой человек умер… Нередко, выбившись из сил, люди оставляли мертвых на полпути. Позднее их подбирали машины и увозили на окраину города, на огромный пустырь рядом со старой Пискаревской дорогой. Так образовалось известное ныне Пискаревское кладбище, где похоронено 470 тысяч ленинградцев.
Фонограмма звуки обстрелов.
Учитель (После него): Прошу всех садиться.
Юноша: - В январе 1943 года блокада была прорвана сначала на узком участке вдоль южного берега Ладожского озера. Снабжение города и войск удалось наладить по Дороге жизни через Ладогу. В начале 1944 года был нанесен мощный удар по силам врага. Важнейшим результатом этого наступления было полное освобождение Ленинграда. 900 осадных дней не прошли даром – город понес огромные, невосполнимые потери. В дни блокады умерло только от голода более 600 тысяч человек. Но ни голод, ни холод, ни обстрелы не сломили дух его защитников. Родина высоко оценила заслуги города-героя: 26 января 1945 года он был награжден орденом Ленина. Более 930 тыс. солдат, воевавших у его рубежей, удостоились медали «За оборону Ленинграда»
Старушка: Мне кажется, когда гремит салют –
Погибшие блокадники встают.
Они к Неве по улицам идут
Как все живые… только не поют.
Девушка: Не потому, что с нами – не хотят,
А потому, что мертвые – молчат.
Мы их не слышим, мы не видим их,
Но мертвые всегда – среди живых.
Ребенок: Идут и смотрят, будто ждут ответ:
Ты этой жизни стоишь или нет?
(Ю. Воронов)
Звучит торжественная музыка.
Учитель: Прошу всех встать и почтить память погибших минутой молчания.
Звучит метроном.
Старушка: Вечная память героям!
Юноша: Вечная слава!
Учитель: Пока живем – мы будем помнить!
Звук метронома переходит в торжественную музыку. Общий строгий поклон.
Рекомендуем посмотреть:
Внеклассное мероприятие в 5 классе. Блокада Ленинграда
Классный час в 3 классе. Освобождения города Ленинграда от блокады
Воспитательное мероприятие для учащихся 7-8 класса по патриотическому воспитанию детей. Сценарий
Линейка в школе к 75 – летию снятия блокады Ленинграда