Творческий конкурс для педагогов «Замечательная Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Театрализованное представление для старшеклассников. Сталинградская битва

Сталинград в огне. Сценарий театрализованной программы, посвящённой Дню Победы в Сталинградской битве
Сценарий рекомендуется к постановке в старших классах средней школы, колледжах с творческой направленностью, начальных курсах ВУЗов.
Участники программы: Девушка, Юноша, Солдат, Медсестра, Генерал, Житель города, Немецкий солдат, Диктор.
В качестве костюмов предлагаем использовать детали – пилотку, каску, санитарную сумку и так далее – чтобы обозначить суть персонажа. Сценография тоже может быть не слишком сложной – особенно в школе. Допускается использование слайдов соответствующего содержания, звуки разрывов, обстрелов, сирен (фонограммы), если фантазия позволит создать на сцене подобие руин – было бы хорошо. Действие пройдет между ними. Документы вполне можно читать с листа – это прямое цитирование и ребятам будет проще.
Ход театрализованной программы
Юноша. Город горит. Даже не город, а весь берег на всём охватываемом глазом расстоянии. Трудно даже сказать – пожар ли это. Это что-то большее. Так, вероятно, горит тайга – неделями, месяцами, на десятки, сотни километров. Багровое клубящееся небо. Чёрный, точно выпиленный лобзиком, силуэт горящего города. Чёрное и красное. Другого нет. Чёрный город и красное небо. И Волга красная. «Точно кровь» - мелькает в голове. (В. Некрасов)

Солдат.
Бугор, дубрава, глыба рыжей глины,
Две гильзы, два мазка ультрамарина,
И вот уже по Ржевскому просёлку,
По большаку, меж минных двух полей,
Гоню, гоню трофейную двуколку,
Воспоминанье юности моей.
Л.Рабичев.

Никакими клубами дыма, никакими языками пламени и зловещими отсветами не передашь того ощущения, которое испытываю я сейчас, сидя на берегу перед горящим Сталинградом. На том берегу идёт бой. Трассирующие очереди пулемётов и автоматов стреляют по самому берегу.

Девушка.
Историков старинных не читая,
Не думая о времени родном,
Мне жить и жить бы, в облаках витая,
Как бабочка летает за окном.

И в этой, неживой почти что жизни,
Покоем сэкономленной на треть,
Не думать о судьбе и об Отчизне,
Бездомно и бездумно умереть, -
Всё было б так…

Медсестра.
Но кони за Непрядвой,
На поле Куликово за спиной,
Но Оленька, княгиня в непарадной,
В крестьянской белой кофте продувной,
И где-то дальше – витязь на распутье,
И чёрный ворон где-то на дубу,
Всё это там – в небытии, по сути –
Определили на века судьбу.
Н.Кондакова.

Диктор. Сегодня мы будем говорить от имени немецкого офицера-разведчика 6-й армии Паулюса Иоахима Видера. Он воевал под Сталинградом и оставил потомкам книгу воспоминаний – воспоминаний страшноватых, но строгих и честных – воспоминаний солдата.

Немецкий солдат. «…Я находился в состоянии нервной взвинченности, которая, обострив мои чувства, помола мне заглянуть в пропасть нескончаемых бедствий, во всю ужасающую глубину нашего грехопадения. Близость смерти сорвала с моих последнюю повязку, и внезапно я с поражающей ясностью осмыслил разрозненные многолетние наблюдения, впечатления, мучительные размышления…Теперь, на грани между жизнью и смертью, война, принявшая для нас самый ужасный оборот, предстала передо мной в роли неумолимого разоблачителя всего, что происходило вокруг.

Противонравственная сторона войны и бессмысленность её, как. Впрочем, и всего нашего рокового заблуждения вообще, которое логически привело нас в этот ад, со все отчётливостью стала ясна мне. И я чувствовал себя участником разыгрывавшегося вокруг шабаша ведьм, в котором был повинен и я. Сознание этой вины свинцовым грузом висело на мне, отягощая моё сердце и совесть».

Генерал. Из воспоминаний русского генерала.
Я помню одного убитого бойца. Он лежал на сине, раскинув руки, и к губе его прилип окурок. Маленький, ещё дымившийся окурок. И это было страшней всего, что я видел до и после на войне. Страшнее разрушенных городов, распоротых животов, оторванных рук и ног. Раскинутые руки и окурок на губе. Минуту назад была ещё жизнь, мысли, желания. Сейчас – смерть.

Он был убит, но продолжал бежать,
И взгляд его ещё горел на удивленье…
Казалось, что его не удержать,
Хотя бежать осталось лишь мгновенье.

И смерть уже поставила печать,
Но пребывал он в двух различных видах:
Он был убит, но продолжал кричать,
И это был его последний выдох.
В.Попов.

Житель. Сталинград – город нашей молодости. Молодые заводы, молодые сады на левом берегу Волги, новые школы и институты. Я видел юношей и стариков, плакавших при виде горящего города, в котором многое было создано их руками.

Девушка. Среди развалин, взывающих о мщении, в оцепенении города, раздавленного войной, в пламени и в дыму вдруг возникает детский хоровод. Взявшись за руки, дети танцуют. Это немыслимо. Тот, кто видел это, вздрагивал, будто глаза его поразила острая, резкая боль. Но это каменный хоровод – чудом сохранившаяся, исцарапанная осколками, опалённая пожарищем скульптурная группа: дети танцуют. Всё, что осталось от площади. Этого я никогда не забуду. (Е.Кригер)

Юноша.
Войну не вспоминают по плакатам,
По старым фильмам, склеенным слюной.
Есть краткий миг – тоска перед закатом,
Лишь он мне отзывается войной.
Смолкают птицы,
В мире пусто-пусто.
Последний луч купается в реке.
А ночь висит, как бомба перед спуском,
На месяце висит, как на крюке.
Н. Панченко.

Диктор. Из речи Гитлера в Мюнхене 9 ноября 1942 года.
«Сталинград наш!» В нескольких домах сидят ещё русские. Ну и пусть сидят! Это их личное дело. А наше дело сделано. Город в наших руках. Величайшая русская артерия – Волга – парализована. И нет такой силы в мире, которая может нас сдвинуть с этого места.

Немецкий солдат. Это говорю вам я – человек, ни разу вас не обманывавший, человек, на которого провидение возложило бремя и ответственность за эту величайшую в истории человечества войну. Я знаю, вы верите мне, и вы можете быть уверены, я повторяю со всей ответственностью перед Богом и историей – из Сталинграда мы никогда не уйдём. Никогда».

Медсестра. Из клятвы защитников Сталинграда:
«Вступая добровольцами в ряды защитников родного Сталинграда, мы приносим нашей матери-Родине торжественную клятву:

Солдат. Клянёмся драться за каждый вершок Сталинградской земли, не щадя жизни и крови своей… Стоять перед врагом насмерть. Бить врага всюду.

Житель. .Мстить ему за Сталинград, за разрушенные заводы, школы, за каждый сожжённый дом…

Генерал. Клянёмся мужественно и стойко, пока в груди есть дыхание, пока в жилах течёт кровь, драться с врагом за святую землю, за родной Сталинград».

Солдат.
Умирая в тяжёлом бреду,
Он уставился в брёвна наката.
Он шептал: «Я осилю, дойду!
Поднимите, кричал он, - ребята!
Ведь она мне до смерти нужна!
Там одна, за войной, дорогая…»
Кто она ему, мать ли, жена?
Говорят, что ни та, ни другая.
Может, вовсе она не жила
И не встретится с ним за войною,
Может, светлой мечтою была,
И прощался он с нею, с одною…

Немецкий солдат.
Из письма немецкого солдата осенью 1942 года. «Сейчас в Сталинграде идут бои, каких ещё не было за весь поход в Россию Страшнее всего уличные бои, борьба за каждый дом… Я приведу тебе только один пример, чтобы ты понял, что тут творится. Когда мы подошли к Сталинграду, у нас было 140 человек, а к 1 ноября осталось 16. Не осталось ни одного офицера. Из Сталинграда ежедневно вывозят более тысячи раненых. Да, это противник!...»

Солдат.
Уже темнеет. Наступленье,
Гремя, прошло свой путь дневной,
И с нами в занятом селенье
Снег смешан с кровью и золой.

У журавля, где как гостинец
Нам всем студёная вода,
Ты сел, усталый пехотинец,
И не глядишь назад, туда,

Медсестра.
Где в полверсте от крайней хаты,
Мы, оторвавшись от земли,
Под орудийные раскаты,
Уже не прячась, в рост пошли.

И ты уверен в эту пору,
Что раз такие полверсты
Ты смог пройти, то, значит, скоро
Пройти всю землю сможешь ты.
К.Симонов.

Генерал. Из дневника Маршала Советского Союза, дважды Героя Советского Союза Василия Ивановича Чуйкова.

15 октября 1942 года. 5 часов в 30 минут. Противник снова, как и вчера, начал усиленную артподготовку на фронте от реки Мокрая Мечетка до посёлка «Красный Октябрь».

8 часов. Противник перешёл в наступление танками и пехотой. Сражение идёт по всему фронту.

9 часов 30 минут. Атака противника отбита. На заводском стадионе горят десять танков.

10 часов. 109-й гвардейский стрелковый полк 37-й дивизии смят танками и пехотой.

12 часов. Убит командир 117-го стрелкового полка гвардии майор Андреев.

12 часов 20 минут. Радиограмма из шестиугольного квартала от подразделения 416 полка: «Окружены, патроны и вода есть, умрём, но не сдадимся».

15 часов 20 минут Охрана штаба армии вступила в бой.
Около ста танков противника ворвались на территорию Тракторного завода. Авиация противник по-прежнему висит над головами, бомбит, штурмует.
16 часов 35 минут. Командир полка подполковник Устинов вызывает огонь артиллерии на себя, его КП окружён автоматчиками.

17 часов. Радисты едва успевают записывать радиограммы от подразделений, которые продолжают вести бой в окружении».

Девушка. Такие скупые записи – по часам, по минутам, всего один день – а сколько встаёт за этим записями маршала, сколько жизней, сколько разрушений, сколько горя – и сколько гордости за наших, за русских солдат и генералов – разве можно было их победить!

Житель.
Я русский человек, и русская природа
Любезна мне, и я её пою.
Я русский человек, сын своего народа,
Я с гордостью гляжу на родину мою.

В годину бед она всегда бывала
Единой, несгибаемой, стальной,
Врагу навстречу Русь моя вставала
Одной дружиной,
Грозною стеной.

Юноша.
И по призыву Дмитрия Донского,
По зову Минина она шагала в бой,
Не зная страха, гордо и сурово,
Вздымая знамя славы над собой.

Так и теперь, страна моя родная,
В годину бурь, в огне, в дыму войны,
Так и теперь, от края и до края
На смертный бой идут твои сыны.

Солдат.
И дело чести, права и свободы
Они в жестоком отстоят бою,
Я русский человек, сын своего народа,
Я с гордостью гляжу на родину мою.
В.Гусев

Генерал. Из ультиматума Советского командования. 8 января 1943 года.
Командующему окружённой 6-й германской армией – генерал-полковнику Паулюсу или его заместителю.
…В условиях сложившейся для Вас безвыходной обстановки, во избежание напрасного кровопролития предлагаем Вам принять…условия …капитуляции…
При отклонении Вами нашего предложения о капитуляции предупреждаем, что войска Красной Армии и Красного Воздушного Флота будут вынуждены вести дело на уничтожение окружённых германских войск, а за их уничтожение Вы будете нести ответственность.

Представитель Ставки Верховного Главного командования Красной Армии генерал-полковник артиллерии – Воронов.

Командующий войсками Донского фронта генерал-лейтенант – Рокоссовский.

Немецкий солдат. Из книги Иоахима Видера.
«2 февраля 1943 года последние части 6-й армии в северном котле Сталинграда капитулировали. 76-дневная битва в окружении, одна из самых кровопролитных битв в истории, окончилась. Но трагедия для уцелевших продолжалась… В то время как жалкие колонны пленных большей частью в голодных многодневных переходах – отводились от мест боёв и с трудом продвигались по снежной пустыне в сторону приёмных лагерей, специальное сообщение верховного командования вермахта дало лживое сообщение о битве под Сталинградом…

Диктор. В частности, в сводке говорилось: «Дважды противник предлагал капитулировать. И оба раза это предложение было гордо отвергнуто. Под знаменем со свастикой, которое было водружено на самой высокой развалине Сталинграда, проходил последний бой. Генералы, офицеры, унтер-офицеры и солдаты бились плечом к плечу. Они погибли ради того, чтобы жила Германия! Их подвиг будет жить в веках…»Наш путь шёл через бескрайнее поле проигранной битвы. И мне довелось ещё раз увидеть равнину, где бесконечные ужасные следы напоминали о разыгравшейся трагедии. Я увидел расстрелянную колонну наших разбитых и сожжённых машин… По обе стороны дороги пред глазами возникали всё новые картины ужаса: печальные следы говорили о том, что здесь прошла колонна пленных. Там лежали – будто из сострадания занесенные снегом – окоченевшие тела безыменных немецких солдат».

Немецкий солдат. . Фюрер брызгал слюной – требовал битвы «до победного конца» - но фельдмаршал Паулюс подписал капитуляцию и тем самым спас тысячи жизней немецких солдат. Гитлер предал его имя анафеме.

(духовой ор-р).

Девушка.
Пахнет кожей,
Шинельными скатками,
Пахнет потом и пылью дорог.
Офицеры танцуют с солдатками,
А дневальный стоит у ворот.
Ах ты, музыка,
Душная музыка,
Вынешь душу и спалишь дотла!
Санинструкторша в юбочке узенькой,
Как по музыке, мимо прошла.

Медсестра.
В чёрных лужах ломаются лучики,
В белых окнах тромбоны звучат,
И лебяжьими шеями рученьки
Проплывают на жёстких плечах.

Солдат.
И косится дневальный украдкою,
Лишь качнёт духовая волна.
Только где там!
Шинельною скаткою
Обнимает солдата война.
Это кончится, кончится, кончится!
Только сердцем, приятель, владей:
Ведь кому же, ребята, не хочется
Приласкать на плечах лебедей!
Н.Панченко

От Советского Информбюро. (здесь может быть фонограмма)
Диктор. Сегодня, 2 февраля, войска Донского фронта полностью закончили ликвидацию немецко-фашистских войск, окружённых в районе Сталинграда. Наши войска сломили сопротивление противника, окружённого севернее Сталинграда, и вынудили его сложить оружие. Раздавлен последний очаг сопротивления противника в районе Сталинграда. 2 февраля 1943 года историческое сражение под Сталинградом закончилось полной победой наших войск.

Солдат. Мы победили – иначе быть не могло. Сожжённый, разорённый город возродился – теперь он лучше прежнего. На Мамаевом кургане, где не было клочка земли, не тронутой разрывом снаряда, теперь величественный мемориал, посвящённый Защитникам Сталинграда

Медсестра. . И горит там Вечный Огонь, и написаны на стенах тысячи имён погибших, и стоят перед теми фамилиями родные, друзья и просто люди… Те, кто погиб за счастье и свободу Отечества, не могут быть чужими никому – в том числе, и нам, потомкам. Будем верными их светлой памяти – тем самым будем верными России.

Песня «Последний бой» - поют все. (минусовая фонограмма)

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий праздника для гимназистов, посвященный победе в Сталинградской битве Урок Мужества в 4 классе «75 лет Сталинградской битве» Классный час - беседа во 2 классе «2 февраля – Сталинградская битва» Заочная экскурсия «К. К. Рокоссовский» для 5-8 классов с презентацией
Мероприятие ко Дню блокады Ленинграда в старших классах | Сценарий игры-викторины о театре для школьников
Опубликовано: 216 дней назад (6 мая 2021)
Просмотров: 352
Рубрика: Сценарий
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!