Творческий конкурс для педагогов «Увлекательная Осень»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию «Птицы зимой». Средняя группа

НОД в средней группе по теме «Птицы зимой» было проведено в рамках реализации долгосрочного проекта «Наше дерево и всё вокруг него»
Я хочу продемонстрировать педагогам использование двух авторских пособий на занятие по развитию речи с детьми средней группы.
Автор: Авхадиева Эльза Нагимовна, МАДОУ «Сказка», г. Когалым.
Пояснительная записка: совместно с родителями в уголке природы установили ствол берёзы с ветками, символизирующее все четыре времени года. Это панно своеобразный календарь наблюдений за природой (посезонное заполнение в течение года). Второе познавательное пособие находится в кукольном уголке «Окно в природу».
Картину с зимним пейзажем поместили в рамочку, повесили шторы и получился красивый «вид из окна» (пейзаж за окном меняется с изменением времён года). Такой необычный методический приём, как рассматривание картины, повышает познавательный интерес у детей.

Цель: научить детей, воспринимать происходящие вокруг явления и события окружающего мира.
Задачи:
Образовательные: формировать навыки в установлении причинно- следственных связей. Показать зависимость неживой и живой природы. Закреплять представления детей об изменении жизни растения (дерева) в зимнее время года, связь дерева с другими живыми организмами (птицами). Уточнить представление детей о жизни зимующих птиц, их внешнем виде, описывать птиц, составлять рассказ по игрушке (по плану воспитателя).
Учить детей, правильно отвечать на вопросы воспитателя, составлять предложения.
Активизировать словарь детей по теме занятия: снегопад, синица, снегирь, зимующие птицы, трещит, свистит, корм, кормушка.
Развивающие: совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать качественные прилагательные, образовывать существительные во множественном числе. Продолжать формировать у детей интерес к художественному слову. Развивать сообразительность и логику в процессе отгадывания загадок.
Воспитательные: воспитывать бережное, заботливое, отзывчивое отношение к природе, оказывать помощь зимующим птицам.
Планируемые результаты:
Дети умеют поддержать беседу, высказывают свою точку зрения, активно и доброжелательно взаимодействуют с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач. У детей появится устойчивое желание всегда подкармливать зимующих птиц.
Ход
Воспитатель: Здравствуйте, девчонки!
Добрый день, мальчишки!
Наигрались в куклы, полистали книжки.
А сейчас мы вместе отдохнём немного,
Будем вместе наблюдать, волшебство всё замечать.

Посмотрели все на меня, встретились со мной глазками.
А теперь подойдём, к кукольному уголку приоткройте занавеску, поглядите в окошко и скажите, какое время года за окном? (Зима)


Докажите мне, что действительно зима, а я вам говорю, что лето.
Дети:
- На улице очень холодно (согласна)
- Много снега, скользко (хорошо)
- Люди одеты тепло (шапки, варежки, шубы, пальто, шарфик и валенки)
- Дети катаются с горы на лыжах (верно)
- Река покрыта льдом, рыбы легли на дно (согласна)
- Птицы улетели в теплые края, а зимующие остались (молодцы)
- Солнце светит, но не греет.
- Мишка спит в берлоге.
- Дети катаются на лыжах.
Воспитатель: Правильно, за окном действительно зима.
Строгий порядок навела зима в своих владениях. Всё у неё прибрано, сверкает белизной.
А вы знаете, у зимы бывает разное настроение. То она белоснежная и искристая, то сварливая даже злая.
В каких случаях зима бывает лютой, злой? Всем ли нравиться то, чем гордиться зима?
Вы хотите знать, насколько могут быть опасны проказы зимы.
Дети: Да.
Воспитатель:
Для этого давайте подойдём, к нашему дереву, она снова нам подарит интересные встречи и поможет в этом нам разобраться.

-Как называется наше дерево, и что есть у дерева?
Дети: Берёза. Есть белый ствол, ветки, листья, корень.
Воспитатель: Дерево наше необычное на ней разные ветки, которые напоминают разные времена года, назовите их.
Дети: На дереве летняя и осенняя ветка.


Воспитатель: Какая должна быть ветка на дереве с приходом зимы?
Дети: Зимняя.
Как она должна выглядеть?
Дети: Голая, заснеженная, белая.
Воспитатель: Посмотрите на зимнюю, ветку (дети рассматривают ветку).
Пока мы с вами беседовали, пошел сильный снег и к нам прилетели настоящие снежинки и сели на ветку. Как называется это явление?
Дети: Снегопад.
Воспитатель: Давайте на них подуем.

Дыхательная гимнастика
Сделаем вдох носом, выдох ртом.
Медленный глубокий вдох и краткий резкий выдох.
Глубокий вдох и выдох несколькими равными порциями.
(помещаем на дерево ветку, со снежинками).
Воспитатель: Зима шлёт мороз за морозом, один другого злее.
От сильного мороза капельки во что превратились?
Дети: В сосульки (на ветку вешаем сосульки).
Воспитатель: Наступили холода, чтобы не замёрзнуть, как мы люди спасаемся от холода?
Дети: сидим в тёплых помещениях, надеваем тёплую одежду.
Воспитатель: Трескучий мороз стоять нам не велит, чтобы не замёрзнуть нужно, двигаться, давайте поиграем в снежки.
Физминутка. Игра в снежки
Воспитатель: Пока мы играли на нашем дереве, появились гости (запись «Голоса птиц»).

Чьи голоса вы слышали? (Ответы детей).
Отгадайте загадки и вы узнаете, какие птицы прилетели в гости (после каждой отгаданной загадки на ветку берёзы выставляю птичку)

Чик-чирик! К зернышкам прыг!
Клюй не робей, кто это? (Воробей)

Эта птичка воробей вам хорошо знакома.
А какой он? (Маленький, серенький, шустрый, быстрый).

Кто из леса прилети
Кто на крыше затрещит?
Белобокая болтунья
Говоруша, стрекотунья
Белый бок и длинный хвост
Что за птица вот вопрос? (Сорока)

Почему её называют "белобокая"? Потому что у неё белые бока.
У сороки длинный хвост и большой клюв, она чёрного цвета.

Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь)

Откуда у этой птицы такое название?
Снегирей зовут так, потому что они прилетают к нам с первым снегом.

Белые щечки, синяя птичка.
Остренький клювик, собой невеличка,
желтая грудка-это… (Синичка)

У синички грудка желтая, а головка и крылья черные.

Воспитатель: Как называются птицы, которые не улетают в теплые края, а остаются рядом с нами?
Дети: Зимующие птицы. (хоровое повторение)
Описание птиц (трое детей по желанию снимают птицу и по схеме составляют рассказ по плану воспитателя).
- Как называется птица?
-Что у неё есть?(части тела)
-Какого она цвета?
-Что она умеет делать?
Воспитатель: Ребята, вы хорошо знаете птиц, которые зимуют в наших краях. С наступлением холодов зимующие птицы прилетают к жилью человека.
Как вы думаете, с какой надеждой они сюда летят?
Дети: Они надеются, что люди их покормят.
Воспитатель: Для птиц наступило самое трудное время, они не всегда могут найти себе корм.
А куда подевался корм с приходом зимы?
Дети: Он остался под толстым слоем снега.
Воспитатель: Зиму нельзя назвать хлебосольной, она не может дать ни сочных овощей, ни сладких фруктов, ни грибов, ни ягод.
Нам нужно покормить наших гостей, а что необходимо для этого? (Корм, кормушка)
Для этого повесим на дерево игрушечную кормушку. Чем будем птиц кормить птиц , узнаем сейчас в ходе игры.
Игра «Определи корм на ощупь»
Воспитатель: В этих мешочках насыпан корм. Ваша задача: пощупать руками содержимое, определить корм, назвать и насыпать в кормушку.
Ребята, мы будем подкармливать птиц зимой, чтобы они не погибли от голода и холода? (ответы детей).
Сегодня пойдём на прогулку, на участке установим, настоящую кормушку, возьмём с собой корм, рассыплем его, и понаблюдаем за птицами.
Что нового и интересного вы сегодня узнали о зиме?
Как вы относитесь к проказам зимы?
Что делают люди, когда на улице стоят морозы?
Всем ли нравятся проказы зимы?
Кому сегодня мы помогли?
О чём вы расскажите друзьям и родителям?
Воспитатель: вы сегодня меня порадовали своей отзывчивостью, вы легко откликнулись на предложение помочь нашим пернатым друзьям.
Как я рада, что вы у меня внимательные, добрые, заботливые и неравнодушные дети.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД для детей средней группы на тему: Зима Физкультурное развлечение "Зимушка-зима" для детей средней группы ДОУ Конспект НОД в средней группе на тему: Зима Конспект организованной образовательной деятельности с детьми средней группы на тему: Зима

Похожие статьи:

Наблюдение «Следы на снегу». Средняя группа

Прогулка наблюдение зимой в средней группе. Зимняя одежда

Участник №17 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 мая по 15 августа 2018 года
Опубликовано: 1277 дней назад (31 мая 2018)
Просмотров: 1289
Рубрика: Без рубрики
+5
Голосов: 5
Анастасия Станиславовна Кузнецова # 1 июня 2018 в 13:15 +1
Углубленно проговариваются изменения в природе. Вопросы построены так, чтобы дети размышляя пришли к выводу (проблемная ситуация) Спасибо! Беру себе. Вам голос!
Рауза Хайрулловна Яковлева # 3 июня 2018 в 17:04 +1
Очень подробно рассмотрели тему "Птицы зимой" - понравился момент с окном и занавеской, также игра "Определи корм на ощупь"
Нелли Николаевна Голубева # 7 июня 2018 в 14:48 +1
Здравствуйте, Эльза Нагимовна! Очень понравился Ваш творческий подход к рассмотрению темы "Птицы зимой"! Необычайно красивый, а главное полезный и информативный зрительный ряд вы подобрали! Хорошо использовали проблемную ситуацию при формулировании вывода. Уверена, что дети ждут "продолжения истории", возможно про животных леса или насекомых луга?! С удовольствием дарю голос!
Эльза Нагимовна Авхадиева # 7 июня 2018 в 19:13 +1
Я рада, что Вам понравилось.
Наталия Александровна Ковтун # 11 июня 2018 в 20:49 +1
Интересный, полезный педагогам материал. Мне понравился, буду использовать в своей работе.