Литературный час «Золотые страницы классики»
Эпиграф мероприятия: «Есть только одно средство стать культурным человеком – чтение». А. Моруа
Форма мероприятия: литературный час, включающий в себя элементы экскурсии на абонемент, обзор книжной выставки «Читайте и перечитывайте классику» и литературную игру в интерактивной форме «Внимательный читатель».
Дата и время мероприятия: по договоренности со школами ГО Заречного, длительность всего мероприятия 40 - 45 минут.
Читательское назначение: литературный час «Золотые страницы классики» ориентирован на учащихся 8-х классов. Он предполагает под собой совокупность нескольких видов упражнений, нацеленных на закрепление учащимися знаний, полученных на уроках литературы в образовательном учреждении.
Организаторы: библиотекарь Центральной городской библиотеки ГО Заречный.
Цель: привить интерес к чтению художественных произведений, ориентировать учащихся на внимательное, вдумчивое выполнение заданий, закрепить полученные знания по литературе посредством интерактивной игры.
Участники: учащиеся 8-х классов, в возрасте 14-15 лет
Оборудование и технические средства: книги, компьютеры, проектор, раздаточный материал - закладки с адресами и контактами библиотеки, поощрительные призы - конфеты.
Ход, структура мероприятия:
Встреча учащихся в вестибюле библиотеки. Расположение учащихся в зале взрослого абонемента, знакомство с абонементом, обзор выставки «Читайте и перечитывайте классику», затем перемещение в зал информационных технологий для прохождения интерактивной игры «Внимательный читатель». Подведение итогов и вручение каждому участнику сладкого сюрприза и памятной закладки с указанием контактных данных библиотеки.
Библиотекарь: «Здравствуйте ребята! Я очень рада вас всех видеть в нашей библиотеке. Сегодня нас с вами ждет много всего интересного и познавательного! Давайте пройдем в зал взрослого абонемента, а там я вас с ним познакомлю поближе».
Перемещение на абонемент.
Библиотекарь: «Ребята, вы пришли в зал взрослого абонемента. Он является структурным подразделением отдела обслуживания. Именно абонемент предоставляет своим читателям возможность получить для досуга, образования или работы дома литературу, имеющуюся в фонде библиотеки, сроком пользования до 30 дней. Это на целых 16 дней больше, чем в детском отделе».
Учащийся 1: «А сколько у вас всего книг в библиотеке»?
Библиотекарь: «Фонд абонемента насчитывает 18355 изданий, а общий фонд всей библиотеки равен 33688, он свободен для доступа читателей, поэтому вы самостоятельно можете выбрать книги по интересующей вас тематике».
Учащийся 2: «То есть, если мне захочется почитать какую-нибудь книгу о Второй мировой войне, она у вас найдется»?
Библиотекарь: «Конечно. У нас есть литература по истории, экономике, философии, культурологии и технике. Но, конечно же, большая часть фонда – это художественная литература, как отечественная, так и зарубежная».
Учащийся 3: «А что нужно сделать для того, чтобы взять книги на дом»?
Библиотекарь: «Для того чтобы получить литературу на дом в личное пользование, вам необходимо прийти в библиотеку с паспортом и завести формуляр читателя. Только после этого мы сможем выдать вам книги. И, если у кого-то есть с собой паспорт и желание записаться, мы это сделаем в конце нашей встречи. А сейчас можете самостоятельно ознакомиться с фондом зала».
Ребята ходят, смотрят какие книги стоят на полках в зале, затем собрались снова возле библиотекаря.
Библиотекарь: Сегодня для вас оформлена выставка «Читайте и перечитывайте классику». И это не случайно! Книги, представленные здесь, вы изучали в этом году на уроках литературы. Я хотела бы вам кратко напомнить сюжет некоторых из них, ведь эти знания вам еще понадобятся на сегодняшней интерактивной игре.
Первая книга - «Ася», написана Иваном Сергеевичем Тургеневым. По сюжету богатый дворянин, господин Н., путешествует по Европе. В Германии он знакомится с Гагиным и его сестрой Асей. Однажды Гагин рассказывает господину Н. историю Аси. Ася – незаконнорожденная дочь покойного отца Гагина и гувернантки, и является дворянкой только наполовину. Ася влюбляется в господина Н. и зовет его на тайное свидание, где признается в своих чувствах. В ответ господин Н. ругает Асю за то, что она все испортила своей нетерпеливостью и спешкой. Ася убегает прочь. Господин Н. осознает, что совершил ошибку, и не хочет терять Асю, понимает, что любит ее. На следующий день Господин Н. собирается сделать Асе предложение. Но утром Ася и Гагин уезжают из города. Господин Н. следует по их следам, но ему не удается их отыскать, и они больше никогда не встретятся.
Вторая книга, о которой я хочу вам рассказать написана А. Грином и называется «Алые паруса». По сюжету бывший моряк Лонгрен жил со своей дочерью Ассоль на деньги от продажи сделанных им игрушечных кораблей. Однажды, играя, девочка спустила на воду яхту с алыми парусами, ручей подхватил игрушку и унес по течению. Ассоль не могла догнать игрушку, но ей помог старик Эгль. Он пообещал девочке, что однажды к берегам их деревни подойдет настоящая яхта с алыми парусами, и прекрасный принц заберет ее в страну розовых грез. Так и случилось. Капитан Грей, услышав в местном трактире историю Ассоль, решил исполнить мечту девушки. Все жители собрались на берегу, чтобы посмотреть на корабль с алыми парусами. Грей причалил на лодке к берегу и забрал потрясенную сбывшимися мечтами девушку.
И давайте еще рассмотрим книгу «Ревизор» под авторством Николая Васильевича Гоголя. Действие комедии происходит в одном из уездных городов России. Городничий получает известие о скором приезде ревизора с целью проверки, и начинает раздавать указания чиновникам. Городничий принимает решение отправиться в гостиницу для знакомства с ревизором. Хлестаков же понимает, что его приняли за важного чиновника и пишет об этом своему другу. Слуга его советует быстрее уезжать из города, пока не раскрылся обман.
Библиотекарь: «А сейчас я предлагаю вам подняться на второй этаж в зал информационных технологий. (Поднимаемся) Здесь я хотела бы рассказать вам о возможностях использования электронного каталога библиотеки».
(С помощью проектора на экран выведено изображение библиотечного сайта, раздел «электронный каталог»). На сайте библиотеки вы можете найти раздел «электронный каталог», в котором представлены сервисы «Opac-Global» и «web-ирбис», у вас есть возможность воспользоваться электронным каталогом и узнать о наличии той или иной книги в библиотеке невыходя из дома. Для начала рассмотрим «Opac-Global». Здесь, заполнив необходимые поля, вы можете осуществить поиск нужной литературы (например, набираю Тургенев). Также в появившихся результатах поиска вы можете увидеть наличие книг в центральной библиотеке и ее филиалах: в Мезенке, Курманке, Гагарке и на филиале по ул. Кузнецова.
Что касается ресурса «Web-ирбис», то здесь представлены базы данных книжного фонда, краеведения, периодических изданий и СМИ, а также 120 полных текстов редких книг. Для поиска необходимо в центральном окошке ввести ваш запрос, нажать ввод и из представленных экземпляров выбрать наиболее предпочтительный.
Эти ресурсы практически ничем друг от друга не отличаются, разве что воспользоваться «Opac-Global» вы можете в любое время, а «Web-ирбис» только с 8 утра до 5 вечера.
Предлагаю вам самим попробовать найти интересующую вас информацию в любом из представленных электронных каталогов. (Ученики рассаживаются группами за компьютеры по 3 человека).
Библиотекарь: Ребята, поскольку вы заканчиваете 8 класс, то я хотела бы предложить вам подвести итог полученных вами знаний на уроках литературы. На компьютерах, за которыми сидите, откройте в браузере вкладку «Интерактивная игра Внимательный читатель». Здесь представлены 7 видов заданий. Я предлагаю вам немного поиграть.
1 задание: необходимо соединить таблички с именами авторов с табличками, на которых указано название произведения.
М.Ю. Лермонтов – «Мцыри»
А. Грин «Алые паруса»
Н.В. Гоголь – «Ревизор»
М. Горький – «Старуха Изергиль»
А.С. Пушкин – «Капитанская дочка»
А.Н. Островский – «Снегурочка»
И.С. Тургенев – «Ася»
Б.Васильев – «Не стреляйте в белых лебедей»
2 задание: «Литературная виселица»
Вверху экрана дано определение слова, которое загадано. Учащимся необходимо угадать, что это за слово. Для этого в буквенных рядах внизу необходимо выбирать буквы, которые могут содержаться в загаданном слове. При выборе неверной буквы у ромашки попыток исчезает один лепесток. Задание считается выполненным, если слово угадано до полного исчезновения всех лепестков. (Загадано слово "Литература")
3 задание: Задание в виде теста на знание литературных терминов.
1. Как называется совокупность различных видов и форм устного народного творчества?
А) Эпос
Б)
Фольклор
В) Сказка
2. Это небольшое произведение, посвященное отдельному событию в жизни человека, где автор раскрывает существенные типические черты жизни. Что это?
А)
Рассказ
Б) Повесть
В) Роман
3. Как называется изречение, краткая цитата перед произведением или его частью, характеризующая основную идею произведения?
А) Изречение
Б)
Эпиграф
В) Цитата
4. Составляющие классификации литературных направлений:
А)
Классицизм, Романтизм, Сентиментализм, Реализм
Б) Эпическое, Лирическое, Драматическое, Лироэпическое
5. Что это такое? Образное, художественное определение, подчеркивающее какое-либо свойство предмета или явления, обладающее особой художественной выразительностью.
А) Символ Б) Метафора В)
Эпитет
4 задание: вид упражнения очень схож с телевизионным шоу «Своя игра». Игрок выбирает вопрос любой стоимости (100,200,300,400) и из любой категории (1-3). Затем, отвечает на выпавший ему вопрос. Если ответ верен, то игрок зарабатывает указанное на карточке количество очков, если нет, то очки сгорают.
Категория 1
Вопрос на 100 очков
В какой стране происходит действие повести «Ася»?
1. Россия
2. Италия
3.
Германия
4. Франция
Вопрос на 200 очков
Каково настоящее имя Аси?
1. Анастасия
2. Алиса
3.
Анна
Вопрос на 300 очков
В произведении «Фотография на которой меня нет» кого приехал запечатлеть на снимке фотограф?
1. Стариков
2. Деревенские пейзажи
3.
Учеников школы
4. Работающих в поле
Вопрос на 400 очков
Как по представлению Мороза должна была жить Снегурочка в одноименной пьесе-сказке Островского?
1.
Мороз хочет спрятать ее в лесу, чтобы жила она среди послушных зверей в лесном тереме.
2. Чтобы она жила среди людей, среди веселых подруг и ребят, играющих и пляшущих до полуночи.
3. чтобы она всегда следовала за ним и помогала сменяться временам года.
Категория 2
Вопрос на 100 очков
Кто была мать Снегурочки в одноименном произведении А.Н. Островского?
1. Девушка из деревни
2. Зима
3.
Весна
Вопрос на 200 очков
Где происходят события, описанные в повести «Капитанская дочка»?
1. В Ярославской губернии
2.
В Оренбургской губернии
3. В Орловской губернии
4. В Москве
Вопрос на 300 очков
От кого была посылка с макаронами, сахаром и гематогеном для Володи в повести «Уроки французского»?
1. От незнакомого человека
2. От отца
3.
От учительницы
4. От матери
Вопрос на 400 очков
Каким видом искусства увлекался Гагин?
1. Игрой на фортепьяно
2. Оперным пением
3.
Живописью
Категория 3
Вопрос на 100 очков
Почему друзья, в книге Астафьева, не попали на общую фотографию?
Заболел один их них
Не захотели
Не были приглашены из-за плохого поведения
Вопрос на 200 очков
С каким предметом в школе у Володи были проблемы в произведении "Уроки французского"?
С французским языком
С математикой
С немецким языком
Вопрос на 300 очков
Кто стала избранницей Леля в "Снегурочке" Островского?
Купава
Весна
Снегурочка
Вопрос на 400 очков
О ком из героев идет речь в цитате: "Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь, живые большие глаза так и бегали..."?
Об Емельяне Пугачеве
О Савельиче
О Петре Гриневе
Об Алексее Швабрине
5 задание: Перед вами буквенный квадрат. В нем необходимо найти ответы на вопросы представленные в колонке.
- Учреждение, собирающее и хранящее книги для общественного пользования. (библиотекарь)
- Совокупность художественных произведений (поэзия, проза, драма). (Литература)
- Один из самых известных писателей 19 века. Является автором произведения "Капитанская дочка". (Пушкин)
- Небольшое поэтическое произведение, написанное ритмизированной, обычно рифмованной речью.( Стихотворение)
- Одновременно и сказочный и новогодний персонаж, и название произведения А.Н. Островского. (Снегурочка)
- Выдающийся русский писатель, общепризнанный классик мировой литературы, и врач. (Чехов)
- Выдающиеся произведения литературы и искусства, имеющие непреходящую ценность для национальной и мировой культуры. (Классика)
- Непериодическое издание, состоящее из сброшюрованных или отдельных бумажных листов, имеющее твердый переплет. (Книга)
- Процесс, посредством которого извлекается информация из письменного или печатного текста. (Чтение)
- Русский писатель, который сжег рукопись 2-го тома "Мертвых душ". (Гоголь)
6 задание: В данном задании вам необходимо выбрать автора в верхней строчке и подобрать к нему соответствующие карточки из квадрата ниже. Когда все карточки будут распределены и перед вами появится изображение, тогда задание будет законченно.
Д.И. Фонвизин (1. «Недоросль», 2. Митрофанушка)
Н.В. Гоголь (1. Солоха, 2. «Вечера на хуторе близ Диканьки»)
А.П. Чехов (1. «Дама с собачкой», 2. «Крыжовник»)
А.Н. Островский («Снегурочка», Лель)
И.С. Тургенев («Ася», Гагин)
А.С. Пушкин(«Капитанская дочка», Гринев)
7 задание: Разложи карточки по соответствующим папкам «Верно» или «Неверно»
1. Правда ли, что Гагин в повести И.С. Тургенева «Ася» был братом Аси? (Верно)
2. Вы согласны, что М.Ю. Лермонтов является автором поэмы «Мцыри? (Верно)
3. Правда ли что Снегурочка влюблена в царя Берендея? (Неверно)
4. Верно ли что роман «Капитанская дочка был написан Гоголем? (Неверно)
5. Согласны ли вы, что утверждение «Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор» заканчивается немой сценой» является верным? (Верно)
6. Является ли правдивым утверждение: «В романе Капитанская дочка слугу Петра Гринева зовут Селифан»? (Неверно)
7. Верно ли, что судья Ляпкин-Тяпкин в комедии «Ревизор» берет взятки не деньгами, а домашними поросятами? (Неверно)
8. Верно ли, что А.С. Пушкин учился в Царскосельском лицее? (Верно)
9. Правда ли, что в пьесе А.Н. Островского Снегурочка погибает от солнечных лучей? (Верно)
10. Вы согласны, что в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» эпиграф звучит так: «Береги честь смолоду»? (Неверно)
Данный комплекс упражнений позволит закрепить знания учащихся 8-х классов по некоторым произведениям литературы. А также проверить знания общих терминов и классификации литературных направлений.
После игры подведение итогов.
Библиотекарь: «Вы сегодня хорошо потрудились. Узнали о правилах пользования в библиотеке, о ее структуре, а также об электронном каталоге. Даже успели поиграть в интеллектуальные игры. Вы большие молодцы! А теперь каждый из вас получит сладкий приз и закладку для книги с указанием адресов и телефонов библиотек нашего городского округа».
Рекомендуем посмотреть:
Урок поэзии в школе, 7-8 класс
Внеклассное мероприятие о книгах в библиотеке для начальной школы
Всемирный день снега. Мероприятие в библиотеке для детей 7-10 лет
Мероприятие в библиотеке на Новый год для детей начальной школы