Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Урок поэзии в школе, 7-8 класс

Библиотечный урок «Урок поэзии», 7-8 класс
Автор: Соколовская Инна Владиславовна – педагог – библиотекарь, учитель ОПК МБОУ Тацинская СОШ № 3 Ростовская область
Описание материала: "Поэзия, может стать ответом на самые острые и глубокие духовные вопросы современного человека – но для этого необходимо привлечь к ней как можно более широкое общественное внимание. Кроме того, Всемирный день поэзии должен дать возможность шире заявить о себе малым издательствам, чьими усилиями, в основном, доходит до читателей творчество современных поэтов, литературным клубам, возрождающим извечную традицию живого звучащего поэтического слова" – говорится в решении ЮНЕСКО. Трудно себе представить нашу жизнь без искусства, музыки и поэзии. Сегодня на уроке мы поговорим о поэзии…
Библиотечный урок для учащихся 7 – 8 классов. Использовать материал можно в самой разнообразной форме. На выбор учителя.
Цель: Формирование общекультурной компетентности учащихся через восприятие литературы
Задачи:
- расширить представление детей о поэзии.
- развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно.
- прививать интерес к поэзии и литературе.
Оборудование: Выставка книг
Библиотечный урок «Урок поэзии»

Поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо - отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.
И.С. Тургенев

Поэтический талант дает многое, когда он сочетается с хорошим вкусом и направляется сильной мыслью. Чтобы художественное творчество одерживало большие победы, необходимы для него широкие умственные горизонты. Только культура ума делает возможной культуру духа.
Валерий Яковлевич Брюсов


Поэзия не может не быть поэзией своего времени и должна быть ею. Но тот, кто выражает черты своего времени, роднящие его с будущим, оказывается бессмертным.
Анатолий Васильевич Луначарский


Кто – то из вас очень любит поэзию, а кое – кто пока не очень. Может быть, просто потому, что не совсем хорошо ее знает? Но и те и другие, заучивая заданное на дом стихотворение, не всегда понимают: почему оно именно такое, а не какое – то этакое? В чем его тайный смысл и неизъяснимая прелесть? Попробуем разобраться. Литература существует в двух основных формах – поэзии и прозы. Все это знают, но не все об этом задумываются, как, например, знаменитый герой Мольера, с удивлением обнаруживший, что всю жизнь говорит… прозой.
Итак, поэзия и проза: что же это такое? Это два способа организации художественной речи. Поэзия – от греческого слова «poiesis», что означает «творение», «созидание». Её отличает, прежде всего, ритм, который создается делением на стихи (отрезки речи), воспринимаемые на слух как соизмеримые и сопоставимые. В стихотворении каждый из этих отрезков записывается, как правило, отдельной строкой, она – то и называется стихом. Да и всю поэтическую литературу иногда называет стихами. Мы говорим «в стихах Пушкина», подразумевая при этом все его поэтическое наследие.
А еще вы слышали о поэтических размерах, понимаете, что многие поэты пишут в рифму…. И все же ритм, размер, точность рифмы для поэзии – далеко не все. Можно сколько угодно сочинять в рифму, но поэзией это так и не станет. Некоторые говорят, что стихи сочиняются на небесах, а поэты просто умеют слушать тайный голос Неба и, записав услышанное, передают это людям…
Мы с вами попытаемся расшифровать секреты творчества, вспомнить всех поэтов…. Вы узнаете, что есть стихи, на стихи не похожие; узнаете о стихах, которые имеют форму треугольника или груши. Очень надеюсь, что урок вам поможет понять – настоящая поэзия неотделима от жизни (даже самой обычной), потому что она – и есть сама жизнь. Тот, кто поймет это, - полюбит и стихи.

Аллюзия
Есть в латинском языке, который так любят медики и ученые, слово «allusio», что в переводе на русский означает «намёк» или «шутка». В художественной речи (и в поэзии в первую очередь) аллюзию используют, чтобы намекнуть читателю на хорошо известный факт, о котором автор почему – то хочет говорить открыто:

Онегин, добрый мой приятель,
Родился на брегах Невы,
Где, может быть, родились вы,
Или блистали. Мой читатель;
Там некогда гулял и я:
Но вреден север для меня.


Последняя строка в этом отрывке из пушкинского «Евгения Онегина» - аллюзия, напоминающая, что Александр Сергеевич писал эти строки в Бессарабии, в ссылке, куда он был выслан по указу императора из Северной столицы России.

Тайна записной книжки:
А вы знаете, ребята, что были времена, когда для гостя написать стихи в хозяйский альбом, лежавший на специальном столике, на самом видном месте, было делом, чуть ли не обязательным? Даже если он и не считал себя поэтом. Альбомы для стихов лежали на полочке почти в каждом доме – и у гимназисток, и в будуарах дам высшего света.
Зародился этот обычай, превратившийся в особый жанр поэзии. В средневековой Франции, а оттуда распространился по всей Европе, «добредя» к концу 18 века и до России. В архивах и библиотеках сохранились сотни альбомов, где среди многих тысяч хромающих на обе ноги стихов. Встречаются и автографы прославленных мастеров.

Александр Сергеевич Пушкин иронизировал по поводу таких стихов в «Евгении Онегине»:

Великолепные альбомы,
Мученье модных рифмачей,
Вы, украшенные проворно
Толстого кистью чудотворной,
Иль Баратынского пером,
Пускай сожжет вас Божий гром!


Но иронизировать – то Александр Сергеевич иронизировал, а сам, между прочим, не раз писал, стихи в альбом знакомых дам. И многие из этих его стихов стали украшением не только альбомов, но и всей русской поэзии. Значит, важно не куда пишут, а кто пишет?
Альбомная поэзия дожила до начала 20 века, но пушкинские стихи в ней, увы, больше не появились. И ещё в 1920 – е годы ваши прадедушки, будучи советскими школьниками, писали вашим прабабушкам в тетрадочки, заменившие прежние альбомы, стихи забытых ныне авторов:

Мою любовь, широкую, как море,
Вместить не могут жизни берега…


И то, что эти строки сочинил не влюблённый московский школьник, а дореволюционный поэт, было совсем не важно….

Бард
У древних кельтов бардами называли странствующих поэтов. Исполняющих на рыночных площадях и у стен рыцарских замков свои баллады. Но настали другие времена, и в 18 – 19 веках бардами называли «просто поэтов». А потом значение этого слова изменилось еще раз, и в середине прошлого века бардами стали называть самодеятельных певцов и музыкантов, сочиняющих песни не для эстрады, а для души. Это были песни, которые пели у костра, в дружеской компании. Многие из этих песен стали знаменитыми, и мы поем их уже 20- 30 – 40 лет. А имена некоторых бардов – Булата Окуджавы, Юрия Визбора, Юлия Кима, Сергея Никитина, Новеллы Матвеевой, Вероники Долиной – знают и ваши бабушки, и ваши мамы.

Булат Окуджава

Юрий Визбор

Юлий Ким

Сергей Никитин

Новелла Матвеева

Вероника Долина

Белый стих
Что такое «белый стих»? И если есть стихи «белые», значит, могут быть и «красные» стихи, и «черные»? Белым стихом называются стихи без рифмы. Чёткий размер, ритм в них есть, а рифмы – нет. Белый стих вовсе не такая редкость: античные поэты писали стихи без рифм; поэзия многих современных народов тоже не знает рифмы…. Но русская классическая литература не очень любит не рифмованные стихи; во всяком случае, белый стих не так часто встречается в томах классиков. Хотя, например, у Пушкина он есть. Вот отрывок из знаменитого монолога Сальери:

Говорят: нет правды на земле.
Но правды нет — и выше. Для меня
Так это ясно, как простая гамма.
Родился я с любовию к искусству…


«Маленькие трагедии» написаны тем же пятистопным ямбом, что и многие стихотворения Пушкина, но – без рифмы. Это и есть белый стих (о других «стихах без рифм» вы узнаете из глав «Верлибр и вольный стих» и «Стихотворение в прозе»)

Импровизация
Когда о ком – то говорят, что он импровизирует, то это значит, что он придумывает на ходу. Латинское слово «improvises», от которого произошел этот термин, переводится как «неожиданный». Но импровизировать на сцене или в выступлении с трибуны – это одно, а какая может быть импровизация в поэзии? Ведь поэт должен найти единственно верное слово, самое ёмкое сравнение, а для этого порой нужно долго думать.
И всё же искусство импровизации в поэзии, да ещё и на заданную слушателями тему, существует. В пушкинские времена оно было модным и весьма почитаемым в высшем свете. Искусством импровизации блестяще владел знаменитый польский поэт Адам Мицкевич, умением которого восхищались Пётр Вяземский, Василий Жуковский и Александр Пушкин. Поэт вывел такого импровизатора в «Маленьких трагедиях».
Для того чтобы импровизировать стихи прямо на сцене, нужны не только яркая одарённость, но и безукоризненное владение техникой стиха, когда искусство стихосложения доводится до автоматизма. К импровизаторам можно отнести и народных сказателей, восточных ашугов, которые «что видят, о том и поют» и, даже пересказывая в тысячный раз народные тексты, включают в них что – то своё, только что придуманное. Это – тоже импровизация.

Кобзарь
Кобзарями в Украине в старину называли бродячих поэтов и певцов, исполнявших народные «думы» в сопровождении игры на старинном музыкальном инструменте – кобзе. А знаменитый украинский поэт Тарас Шевченко назвал сборник своих стихотворений «Кобзарь»

Лирика
Что такое лирика? В литературоведческом смысле – это один из трёх основных жанров поэзии (еще есть драма и эпос). Родом лирика из Древней Греции, где самые задушевные поэтические произведения исполнялись под звуки лиры, музыкального инструменты. В лирике поэт лучше всего выражает свои самые интимные переживания. А мы, читатели, ему в этом сопереживаем, сочувствуем, ощущаем его тревоги и радости как свои….
Специалисты (достаточно условно) делят лирику на четыре тематические категории: философскую, гражданскую, пейзажную и любовную лирику. Но, разумеется, ни один поэт не задается целью писать именно философские или любовные стихи – они у него просто такими получаются. Нет здесь и четкой границы между этими категориями. Превосходный поэт Фёдор Тютчев считается, например, мастером философской лирики, но как его стихи созвучны сердцам влюблённых. Приводить примеры лирических стихотворений бессмысленно: просто откройте томик А. Пушкина, М.Лермонтова, Б. Пастернака, С. Есенина, А. Блока и – вот она, лирика самой высокой пробы.

Мадригал
Когда сегодня мы говорим, что кто – то достоин мадригала, мы имеем в виду лирическое стихотворение, восхваляющее того, к кому оно обращено. Истоки мадригала восходят к народной поэзии, к старинной итальянской одноголосной пастушеской песне….
А в конце 18 – начале 19 века поэты писали мадригалы знакомым барышням и дамам в альбом, придав тем самым этому жанру поэзии оттекок салонной или альбомной лирики. Вот любовный мадригал, принадлежащий перу Михаила Юрьевича Лермонтова:

«Душа тесна!» - всех ты уверяешь смело.
Я соглашусь, любовию дыша:
Твое прекраснейшее тело –
Не что иное, как душа!...


Символизм
В конце 19 века в русской поэзии наблюдался некоторый «застой»: яркие таланты почти не появлялись, а печатавшиеся стихи во многом повторяли то, что было сказано знаменитыми предшественниками – Пушкиным, Лермонтовым, Тютчевым, Некрасовым, Фетом…. Вот тут – то и явились на свет молодые поэты, назвавшие себя символистами. Своим любимейшим афоризмом они почитали строку Тютчева «Мысль изречённая есть ложь». Один из первых символистов – Дмитрий Мережковский писал: «В поэзии то, что не сказано и мерцает сквозь красоту символа. Действует сильнее на сердце и мерцает сквозь красоту символа, действует сильнее на сердце, чем то, что выражено словами…». Символ почитался поэтами этой школы как главное в поэзии. К символистам «первого призыва» принадлежат такие поэты, как Валерий Брюсов (ставший настоящим вождем символизма), Константин Бальмонт, Зинаида Гиппиус…. А через несколько лет в мир пришли символисты «младшие» - Андрей Белый, Александр Блок, Вячеслав Иванов…

Есть в русской природе усталая нежность,
Безмолвная боль затаённой печали,
Безвыходность горя, безгласность, безбрежность,
Холодная высь, уходящие дали…-


так начинается стихотворение Константина Бальмонта «Безглагольность». А вот несколько строк из стихотворения ещё одного «старшего» символиста – Фёдора Сологуба:

Мы – пленённые звери,
Голосим, как умеем.
Глухо заперты двери,
Мы открыть их не смеем…


Символизм как поэтическая школа существовал примерно четверть века, а потом стушевался под натиском других поэтических школ и течений – акмеизма, футуризма, имажинизма, а главное, ставшего обязательным социалистического реализма…. Но нужно иметь в виду, что настоящий большой поэт всегда шире тех рамок, в которых хочет поставить его поэтическая «школа». Александр Блок – великий поэт 20 века, и никому нет никакого дела до того, к какому поэтическому течению относили его современники. Вот одно из стихотворений поэта, написанное в 1914 году:

Рождённые в года глухие
Пути не помнят своего.
Мы - дети страшных лет России -
Забыть не в силах ничего.
Испепеляющие годы!
Безумья ль в вас, надежды ль весть?
От дней войны, от дней свободы -
Кровавый отсвет в лицах есть.
Есть немота - то гул набата
Заставил заградить уста.
В сердцах, восторженных когда-то,
Есть роковая пустота.
И пусть над нашим смертным ложем
Взовьется с криком воронье,-
Те, кто достойней, Боже, Боже,
Да узрят Царствие Твое!


В этих стихах и боль от уже идущей в тот год войны, и вера в торжество и справедливость завтрашнего дня….

Вот мы с вами, ребята, и поговорили о поэзии…. Думаете, теперь вы всё о ней знаете? Конечно, нет. О поэзии, как о всяком искусстве, можно говорить вечно. Она и сама – вечна: за многие века людям не надоело говорить в рифму и восхищаться стихами великих поэтов. Некоторые утверждаю, что сейчас – «не поэтическое время». Видимо, они так считают потому, что выступления поэтов не привлекают полные стадионы слушателей, как было когда то, в далёкие 1960- е…. А надо ли приводить поэтов на стадионы, как рок – музыкантов с их сотнями децибел звука? Стихи лучше всего читать шёпотом. Только тогда их можно услышать. Хочется верить, что наш урок поможет вам не только понять стихи, но и научиться их слушать и слышать. Потому что без поэзии жизнь была бы не так прекрасна.

Рекомендуем посмотреть:

Внеклассное мероприятие, 7-8 класс. Победители Олимпиад - герои нашей страны! Внеклассное мероприятие о литературном музее, 6-8 класс. Конспект Внеклассное мероприятие для 5-8 класса «Мой край задумчивый и нежный» Внеклассное мероприятие по литературе для 6-8 класса

Похожие статьи:

Сценарий литературно-музыкальной композиции для школьников 7-8 класса «Русь моя, люблю твои березы!»

Сценарий мероприятия по творчеству Есенина в библиотеке

Классный час о хлебе, 5 класс | Библиотечный урок «О поэзии», 7-8 класс
Опубликовано: 3051 день назад (15 июля 2016)
Просмотров: 3890
+39
Голосов: 39
Мира Симеунович # 16 июля 2016 в 10:56 +4
Инна Владиславовна, здравствуйте! Урок поэзии произвёл на меня сильное впечатление! Начав с поставленной Вами цели, которую лично считаю одной из самых важных целей образования в общем. Ваш урок мне показался как своеобразное путешествие в историю поэзии, и как обобщение некоторых сегментов, известных ученикам того возраста. Урок построен мастерски, потому что, по-моему, Вам удалось найти меру: урок очень содержательный, но не слишком много новой информации. На уроке выполняются и образовательные и воспитательные задачи: Вы объясняете некоторые понятия (аллюзия, импровизация, мадригал…), представляете (или напоминаете) символизм, белый стих. Но, наряду с историческими фактами и примерами стихов, Вы приводите ученикам очень привлекательные, интересные детали: примеры бардов, тайна записной книжки. Всё это способствует развитию интереса учеников к поэзии, желанию слушать, слышать и, может быть, творить стихи. Такой Ваш подход приведёт учеников к сознанию, что художественная поэтическая речь развивает культуру духа, и что, в то же время, она неотделима от жизни. С уважением посылаю Вам голос!
Софья Владимировна Юхнина # 17 июля 2016 в 08:45 +3
Инна Владиславовна, здравствуйте! С удовольствием посетила «Урок поэзии». Конспект составлен грамотно, всё продумано. Мероприятие получилось многогранным, увлекательным, а самое главное - познавательным!
Вы создаёте условия для формирования общекультурной компетентности учащихся через восприятие литературы, стараетесь привить интерес к поэзии. Примите мой голос в Вашу копилочку, желаю ВАМ творческого вдохновения!!!
Ирина Владимировна Жабина # 17 июля 2016 в 20:06 +2
Здравствуйте, Инна Владиславовна!
С интересом прочитала Вашу публикацию. Библиотечный урок получился серьёзный, познавательный и полезный для старшеклассников. Посильный для них обзор секретов творчества некоторых известных людей интересный, краткий, но емкий. Представленная публикация оформлена грамотно. Ее содержание соответствует грамотно сформулированному целевому блоку. С уважением и голосом 3, И.В.
Галина Ульшина, член СРП # 11 октября 2016 в 10:35 +2
Великолепный урок, уважаемая Инна Владиславовна! Горжусь, что в Тацинском районе РО настолько достойно представлена литература. Зовите- приедем в гости в Вашу библиотеку. Рук. ЛИТО "Созвучие" им.Николая Скрёбова, Росто-на-Дону
Надежда Валентиновна Пунегова # 23 ноября 2016 в 22:03 +2
Добрый вечер, Инна! Обожаю поэзию с детства и всё, что связано с ней. Голос.
Анна Владимировна Молокова # 18 апреля 2017 в 17:10 +1
Спасибо! Очень содержательно! Я под сильным впечатлением!