Библиотечный урок «О поэзии»
Автор: Соколовская Инна Владиславовна – педагог – библиотекарь, учитель ОПК МБОУ Тацинская СОШ № 3 Ростовская область
Описание материала: "Поэзия, может стать ответом на самые острые и глубокие духовные вопросы современного человека – но для этого необходимо привлечь к ней как можно более широкое общественное внимание. Кроме того, Всемирный день поэзии должен дать возможность шире заявить о себе малым издательствам, чьими усилиями, в основном, доходит до читателей творчество современных поэтов, литературным клубам, возрождающим извечную традицию живого звучащего поэтического слова" – говорится в решении ЮНЕСКО. Трудно себе представить нашу жизнь без искусства, музыки и поэзии. Сегодня на уроке мы поговорим о поэзии…
Библиотечный урок для учащихся 7 – 8 классов. Использовать материал можно в самой разнообразной форме. На выбор учителя.
Цель: Формирование общекультурной компетентности учащихся через восприятие литературы
Задачи:
- расширить представление детей о поэзии.
- развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно.
- прививать интерес к поэзии и литературе.
Оборудование: Выставка книг
Библиотечный урок «О поэзии»
Поэзия есть огонь, загорающийся в душе человека. Огонь этот жжет, греет и освещает… Настоящий поэт сам невольно и страданьем горит, и жжет других, и в этом все дело.
Лев Николаевич Толстой
Поэзия есть высший род искусства.
Белинский В. Г.
Любовь, поэзия были теми путями, в которых мы искали убежища от одиночества и увядания жизни.
Жорж Батай
Поэзия и проза: что же это такое? Это два способа организации художественной речи. Поэзия – от греческого слова «poiesis», что означает «творение», «созидание». Её отличает, прежде всего, ритм, который создается делением на стихи (отрезки речи), воспринимаемые на слух как соизмеримые и сопоставимые. В стихотворении каждый из этих отрезков записывается, как правило, отдельной строкой, она – то и называется стихом. Да и всю поэтическую литературу иногда называет стихами.
А еще вы слышали о поэтических размерах, понимаете, что многие поэты пишут в рифму….
И все же ритм, размер, точность рифмы для поэзии – далеко не все. Можно сколько угодно сочинять в рифму, но поэзией это так и не станет. Некоторые говорят, что стихи сочиняются на небесах, а поэты просто умеют слушать тайный голос Неба и, записав услышанное, передают это людям…
Мы с вами попытаемся расшифровать секреты творчества, вспомнить всех поэтов…. Вы узнаете, что есть стихи, на стихи не похожие; узнаете о стихах, которые имеют форму треугольника или груши. Очень надеюсь, что урок вам поможет понять – настоящая поэзия неотделима от жизни (даже самой обычной), потому что она – и есть сама жизнь. Тот, кто поймет это, - полюбит и стихи.
Почему Ярославна плачет?
Вы знаете, ребята, что в русской народной поэзии с древних времён был такой жанр – плач. Ещё иногда называют воплем, причитанием, голошением. В причитаниях оплакивают смерть близкого человека. Самым известным плачем древности можно считать плач Ярославны в замечательном памятнике русской литературы «Слово о полку Игореве». А в Смутное время , которое было на Руси в начале 17 века, неизвестным автором был написан «Плач о пленении и конечном разорении Московского государства». Попытки писать «плачи» случались и в официальной литературе 20 века: в 1920 – х годах в газетах был напечатан «Плач о Ленине», а в 1930 – х – «Плач о Кирове». Но эти произведения никакого отношения к настоящей народной поэзии не имели…
Акростих
Что такое акростих? В Средние века поэты научились писать так, что первые буквы строк стихотворения – если читать их по вертикали – складывались в имя, слово или даже фразу…
В Европе акростих был не просто изощренной формой творчества. Его иногда использовали даже как шрифт: не каждый сыщик догадается прочесть первые буквы стихотворных строк и узнать, что сообщают друг другу заговорщики? А в России составление акростихов было особенно распространено среди монахов, приближённых патриарха Никона. Один из них, иеромонах Герман, умерший в 1682 году, оставил нам в наследство много таких стихов, в каждом из которых зашифровано его имя. Вот «Загадка акростическая», которую сочинил когда – то поэт Юрий Нелединский – Мелецкий (1752 - 1828):
Довольно именем известна я своим;
Равно клянётся плут и непорочный им,
Утехой в бедствиях всего бываю боле,
Жизнь сладостней при мне и в самой лучшей доле.
Блаженству чистых душ могу служить одна,
А меж злодеями – не быть я создана.
Прочли первые буквы стихотворения по вертикали? Что получилось? Ах, дружба. Ну, тогда этот акростих, несмотря на свою совсем не современную форму, очень актуален по содержанию, потому что дружба и в 18 веке, и в веке 21 – очень важная штука.
Ангел лёг у края небосклона.
Наклонившись, удивлялся безднам.
Новый мир был синим и беззвездным.
Ад молчал, не слышалось ни стона.
Алой крови робкое биение,
Хрупких рук испуг и содроганье.
Миру снов досталось в обладанье
Ангела святое отраженье.
Тесно в мире! Пусть живет, мечтая
О любви, о грусти и о тени,
В сумраке предвечном открывая
Азбуку своих же откровений.
Николай Гумилёв
Амфибрахий
Чем создаётся определенный ритм, размер в стихотворной строке? Попробуйте угадать… Правильно. Ударениями, которые делаются на строго определенных слогах. Это и есть стихотворный размер или стопа. Таких главных размеров в русском стихосложении пять: амфибрахий, анапест, дактиль, хорей и ямб. Помните у Пушкина: «Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить…». Хотя для образованного человека 19 века распознать стихотворный размер не составляло труда. А чтобы вы, ребята, в отличие от Евгения Онегина, могли это сделать, я расскажу вам о стихотворных размерах (стопах). Сначала – об амфибрахии, а потом (в соответствии с алфавитом) очередь дойдет и до других размеров.
В амфибрахии стопа трёхсложная, а ударным является средний слог, «окружённый» двумя безударными. Вот вам пример:
Однажды в студёную зимнюю пору
Я из лесу вышел; был сильный мороз…
Это – Николай Некрасов. А стихотворение написано амфибрахием. Хотите – проверьте это сами, проставив ударение над каждым слогом.
К.П. Брюллов «Гадающая Светлана»
Баллада
Баллада – поэтический жанр, лирическое стихотворение с сюжетом исторического (чаще всего) или бытового характера. Возникла баллада в Европе в Средние века. Знаменитой балладу сделали французские, итальянские и английские поэты 14 – 19 веков. Баллады писали Роберт Бёрнс, Уильям Блейк и даже автор «Острова сокровищ» Роберт Стивенсон. В русской поэзии баллады вы можете найти в томиках стихов Василия Жуковского («Светлана»), Александра Пушкина («Песнь о вещем Олеге»), Михаила Лермонтова («Бородино») и т. д.
Буриме
Так называется поэтическая игра – сочинение стихов на заданные рифмы. Название происходит от французского словосочетания «boutsrimes», что в переводе означает «рифмованные концы». Придумает один человек, к примеру, такие рифмы, как «копыто» - «корыто» и «огня» - «меня», и предлагает другому написать четверостишие, в котором эти рифмы будут использованы. Но стихи должны иметь смысл, быть настоящими.
Появилось буриме во Франции в первой половине 17 века, во времена кардинала Ришелье и знакомых вам королевских мушкетёров. Поэт Дюло потерял рукопись с заготовленными рифмами для 300 сонетов, многие из которых он запомнил. Вот тут – то друзья Дюло решили «помочь» поэту и принялись сочинять стихи на уже придуманные им рифмы. Так и родилось буриме. А в 19 веке сам Александр Дюма. Автор романа «Три мушкетера», организовал конкурс буриме, в котором приняла участие, чуть ли не вся Франция. Результатом конкурса была выпущенная в 1864 году книга со стихами на заданные рифмы, сочинёнными 350 участниками. Подобный конкурс состоялся в 1914 году в России: редактор журнала «Весна» Н. Шебуев объявил конкурс на буриме, в котором приняли участие и профессиональные поэты, и любители, и даже школьники…
Сегодня о буриме почти забыли. А вот и зря. Игра эта очень интересная, помогающая писать стихи. Давайте с вами поиграем: я предложу несколько рифм, а вы попробуйте написать на них стихи.
Вот домашнее задание из четырех пар рифм:
«росы – вопросы»;
«дожди – подожди»;
«мало – попало»;
«лужи – стужи».
Колыбельная
Вы все знаете, что колыбельная – это песня, которую мама или няня поют младенцу, засыпающему в своей колыбели. Но, между прочим, колыбельная – это и жанр народной поэзии.
«Баю баюшки – баю,
Не ложися на краю…»
Это и есть народная колыбельная…
Колыбельные сочиняли и профессиональные поэты. Например, Михаил Лермонтов написал «Казачью колыбельную»; вот отрывок из неё:
Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки-баю.
Тихо смотрит месяц ясный
В колыбель твою.
Стану сказывать я сказки,
Песенку спою;
Ты ж дремли, закрывши глазки,
Баюшки-баю…
… Богатырь ты будешь с виду
И казак душой.
Провожать тебя я выйду -
Ты махнешь рукой...
Сколько горьких слез украдкой
Я в ту ночь пролью!..
Спи, мой ангел, тихо, сладко,
Баюшки-баю…
А ещё вы, ребята, помните колыбельную, который укачивали разные звери непослушного мышонка в стихотворении Самуила Маршака? Одним словом, «приходи к нам, тётя Кошка, нашу детку покачать!» . Чем это кончилось, не забыли?
Миниатюра
Что значит слово «миниатюрный», вы ребята, наверняка знаете – это что – то очень маленькое, но изящное, пропорционально сложенное (или сделанное). А что такое «миниатюра стихотворная»? Да то же самое. Маленькое стихотворение, глубокое по содержанию и безукоризненное по форме. Мастерами поэтической миниатюры были Александр Пушкин, Анна Ахматова и другие большие поэты, причем не только русские. Японская лирика вся построена по принципу миниатюр. А как пример поэтической миниатюры приведу приме стихотворения замечательного поэта 20 века Леонида Мартынова:
И вскользь мне бросила змея:
«У каждого своя судьба!»
Но я – то знал, что так нельзя –
Жить, извиваясь и скользя.
Вот мы с вами, ребята, и поговорили о поэзии…. Поэзия – это музыка, волнующая каждую душу, наполняющая ее безграничной любовью. А сам язык поэзии настраивает на глубокое понимание и осмысление, поэзия проникает в самые тайные уголки души. О поэзии, как о всяком искусстве, можно говорить вечно. Она и сама – вечна: за многие века людям не надоело говорить в рифму и восхищаться стихами великих поэтов. Хочется верить, что наш урок поможет вам не только понять стихи, но и научиться их слушать и слышать. Потому что без поэзии жизнь была бы не так прекрасна.
Рекомендуем посмотреть:
Урок поэзии в школе, 7-8 класс
Библиотечный урок для школьников 5-8 класса
Библиотечный урок в школе для учащихся 7-9 класса к Всемирному дню поэзии
Православный библиотечный урок для школьников
Похожие статьи:
Сценарий мероприятия по творчеству Есенина в библиотеке