Православный библиотечный урок «...Здесь Россия ощущается как целое...»
Автор: Соколовская Инна Владиславовна, педагог – библиотекарь, учитель Основ Православной Культуры МБОУ Тацинская СОШ № 3 Ростовская область
Описание материала: Великую историю нашей родной страны можно изучать не только по страницам учебников. Очень многое любознательному человеку откроют путешествия по древним русским городам, где память о важных исторических веках хранит, как кажется, даже сам воздух…
Каждое такое путешествие совершаешь словно бы на фантастической машине времени, движущейся сквозь века.
Цель: Формирование общекультурной компетентности учащихся через восприятие литературы как неотъемлемой части национальной культуры.
Задачи:
1. Образовательная: расширить представления детей о православных религиозных традициях, истории христианства;
2. Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно;
3. Воспитательная: развивать у учащихся цельные, отвечающие современному состоянию науки представления о православии в истории России, в становлении и развитии её духовности и культуры.
Оборудование: Выставка православных книг
Православный классный час «...Здесь Россия ощущается как целое...»
Пять с половиною веков
Стрелою времени промчало
С тех пор, как от своих даров
Нам Небо Сергия послало.
Путем к Ростову, за Москвой,
Где ныне славится святыней
Обитель Троицы святой,
Пленясь безмолвною пустыней,
В дремучей тишине лесов
Решился инок поселиться,
Вдали от всех мирских оков
Спасаться, плакать и молиться…
Если начать путешествие из Москвы, то первым и одним из древних городов будет Сергиев Посад. Добраться до него из столицы можно на электричке с Ярославского вокзала. Расстояние - всего – то около 70 километров.
Сам Сергиев Посад совсем не велик, население города составляет чуть больше 100 тысяч жителей. Но маленький городок известен всему миру благодаря Свято – Троицкой Сергиевой Лавре, самому знаменитому из всех древних русских монастырей. Свято – Троицкая Сергиева Лавра - особое место, здесь слились воедино несколько веков российской истории, напоминая потомкам о славных событиях и именах героев.
У России место намоленное.
Растянулась дорогами вширь.
И, идя путями проторенными,
Открываешь скитальческий мир.
Заповедные храмы осваивая,
Руси-матушке поклонись.
Сними шапку и простоволосым
Во все стороны помолись.
И куда только ни взглянешь,
И куда только не пойдешь,
И какие места ни вспомянешь,
Всюду церкви и храмы найдешь.
Если честен во всем и совестлив,
Значит, бог у тебя внутри.
Покрестись по-крестьянски размашисто,
И покорно в церковь зайди….
Тайна записной книжки
Лаврами называют мужские монастыри, особо значимые для государства и его истории. У нас в России их всего два – Троице- Сергиева Лавра, которой этот титул был присвоен в 1744 году, и Александро – Невская Лавра в Санкт – Петербурге. Этот монастырь получил титул Лавры в 1797 году.
Само слово «лавра» греческое, его можно перевести как «многолюдный». С IV века лаврами стали называть некоторые крупные монастыри, основанные на «библейских землях» Палестины. В православной церкви этот титул присваивается лишь «первенствующим» монастырям. Например, в Греции на горе Афон, центре православного монашества, где расположены два десятка мужских монастырей, главный из них называется Великой Лаврой. Другое его название – Лавра Святого Афанасия. Этот монастырь был основан более тысячи лет назад, в 963 году.
Титул лавры присваивается исключительно мужским монастырям. А на горе Афон женщинам вообще запрещено появляться. Этот же строгий запрет распространяется там даже на любых животных женского пола. У нас в России порядки мягче – женщинам вход на территорию лавры позволяется.
Монастырь стоит на возвышенности
Купола издаля видны.
Как красивы они да радостны -
С голубым золотые цветы.
Посмотреть на них, залюбуешься -
Упоительная благодать.
Почему же так сердце волнуется
И последнее хочешь отдать?
Стены белые, башни граненые
Завлекают к себе чистотой.
Так на святках снегами постелено,
Чтобы праздновать рождество.
Перед ними низины, извилины
И дорога повыше ведет.
Так поднимешься в горку, как исстари,
И степенно к воротам пройдешь.
И невольно рукою потянешься,
Крестным знаменем осенить.
В этом мире все как-то сложится,
Лишь бы главного не избыть.
Где-то здесь наша Русь былинная
Становилась могучей страной.
И отсюда пошло понимание,
Как земля становилась родной.
Отчего здесь так славно дышится?
Что за воздух так светел и чист?
Колокольный звон вдруг послышится,
За собой позовет, удивит.
И на площади, как оглянешься,
Всюду храмы, как на Руси.
Колокольня, надкладезная часовенка,
Тут же сень родниковой воды.
И Успенский собор высится,
Укрепленный духом святых.
В подземелье покоятся мощи
Святейшеств и преподобных иных…
Троице- Сергиева Лавра расположена в самом центре Сергиева Посада. Издали монастырь кажется неприступной крепостью - он окружен мощными стенами из белого камня. Однако над ним поднимаются многочисленные купола соборов, и сразу понятно, что на самом деле это огромная монашеская обитель.
Архитектурный ансамбль монастыря включает более пяти десятков зданий разного назначения. Одних только соборов десять. Осматривая их одним за другим, словно бы переходишь из одного века в другой. Древнейший из всех – Троицкий собор, возведенный в 1420-е годы. Церковь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов на полвека младше. Успенский собор строился во второй половине следующего, XVI века.
Храм преподобных Зосимы и Савватия Соловецкий, церковь преподобного Сергия с Трапезной палатой, церковь Рождества святого Иоанна Предтечи, Успенский кладезь с часовней – это уже XVII век. Еще четыре собора были построены в XVIII веке.
Храм преподобных Зосимы и Савватия Соловецкий
Храм с Трапезной палатой
Церковь Рождества святого Иоанна Предтечи
Там, где шумел сосновый бор,
Где был когда-то лес дремучий,
Стоит наш Троицкий собор
В сиянье золота - могучий.
Он освящен во имя Бога,
Во имя Троицы Святой.
Доступна всем к нему дорога,
Богат для всех он добротой.
Молитвенно-смиренным духом
Он освящен на все века,
Своим благим и чутким слухом
Внимает вздохам бедняка.
Вместил людей он миллионы
Со всех сторон и всяких мест,
Слыхал и вопли их, и стоны,
Всем облегчал тяжелый крест.
Минуло шесть уже столетий.
Он мощи Сергия хранит,
Шестьсот подряд уж новолетий
Скорбящий люд к себе манит.
Все эти каменные плиты,
Ступени, стены и порог
Слезами грешников политы.
Свидетель этому - Сам Бог.
Впитал в себя людское горе,
Молитвы, вопли, вздохи, стон,
Горячих слез текущих море
Хранит в своих объятьях он.
С большой любовию приходит
Страдалец в Троицкий собор,
К гробнице Сергия подходит -
Надеждою исполнен взор.
И Преподобному моленья
У раки ревностно творит,
Желаньем чудо-исцеленъя
Он много лет уже горит.
Свечу затеплив восковую,
С поникшей скорбной головой
В минуту эту роковую
Стоит с надеждою живой…
Игумен Виссарион (Остапенко)
Троицкий собор с золотыми куполами, говоря по правде, не очень примечателен внешне, хотя бы потому, что невысок. А заглянешь внутрь и узнаешь, что большинство икон его иконостаса выполнено великим русским живописцем конца XIV – начала XV века Андреем Рублевым. А сама знаменитая «Троица», теперь выставленная в Третьяковской галерее, была написана Рублевым для Троицкого собора Троице – Сергиева монастыря.
Уточья (Житничная) башня – угловая северо – восточная башня монастырской стены. По преданию, царь Петр I любил развлекаться с нее охотой на уток. Но развлечения развлечениями, Петр I бывал в Троице – Сергиевом монастыре по причинам и гораздо более серьезным. Именно сюда в сопровождении верных людей бежал он из Москвы августовской ночью 1689 года, спасаясь от коварных замыслов своей сестры царевны Софьи, поднявшей на бунт стрельцов. Сюда, в Троице – Сергиев монастырь, к Петру I на выручку быстро пришли походным маршем его преданные «потешные» полки. А когда силы молодого царя окрепли, в монастырь поспешили один за другим и все высшие сановники государства, оставив царевну Софию без поддержки. Так что без преувеличения можно сказать, что некоторое время, пусть и недолгое, Троице – Сергиев монастырь был столицей Российского государства.
Всё, что здесь происходило,
Лишь Лавру делало сильней,
Осада мимо проходила,
Ведь Сергий сам молился в ней.
И его мощи исцеляли:
Кто слеп был, в Лавре прозревал,
И веру в Господа вселяли
В тех, кто святого призывал.
Колодцы там святой водою
Питают братию с тех пор,
Как Сергий узенькой тропою
Прошел сквозь тот дремучий бор.
Взметнувшись в небо куполами
И синеву его впитав,
Столетний сон колоколами
Сзывает множеством октав…
Как раз в царствование Петр I в монастыре были построены церковь преподобного Сергия с Трапезной палатой и церковь Рождества святого Иоанна Предтечи. Петр I жаловал Троице – Сергиев монастырь, однако титул лавры ему присвоил не он; это сделала его дочь императрица Елизавета Петровна через три года после собственного вступления на престол.
А своим названием монастырь, и выросший затем рядом с ним город обязаны человеку по имени Сергий Радонежский. Самим существованием – тоже. Здесь, в густых лесах, на небольшом холме, омываемом с трех сторон речкой, сын обедневшего ростовского боярина Сергий вместе с братом срубил себе келью – избу, а рядом поставил «церковь малу», посвятив ее Троице. Это случилось в середине XIV века. Вскоре и другие монахи поселились рядом с Сергием в таких же избах – кельях, и все это место было огорожено «не зело пространнейшим тыном». Поначалу каждый монах вел отдельное хозяйство, но вскоре появились общая трапезная, поварня, пекарня, другие хозяйственные постройки.
Жили монахи молитвами и трудом. Монастырь рос. И на удивление быстро стал выделяться среди других монастырей молодого Московского княжества. Дело тут было не в самом монастыре, а в игумене его Сергии Радонежском.
Попробуйте представить, каким был для Москвы XIV век. Буйные князья сражаются между собой из – за клочка земли, а тем временем воины Золотой Орды опустошают их владения. Льется кровь, дым пожаров поднимается над Русской землей. Жестокое, темное время…
Тайна записной книжки
Нелегко поверить, но в XII – XIII веках Древняя Русь была разделена на десятки больших и маленьких княжеств, и эта карта беспрестанно менялась. Новые княжества появлялись, когда князья делили свои земли, отдавая их во владения своим сыновьям. Эти маленькие княжества назывались уделами, а потом и они, в свою очередь, могли делиться на еще более мелкие уделы. Образовывались новые княжества и в тех случаях, когда князья получали в наследство земли отцов или братьев и присоединяли их к своим владениям. Лишь несколько больших княжеств претендовали на то, чтобы называться великими, а их владыки – великими князьями. В прежние времена единой Киевской Руси великим князем был один киевский князь.
Москва, основанная в 1147 году Юрием Долгоруким, в XIII веке стала центром одного из удельных княжеств. А в середине XIV века сам город Владимир стал наследственным владением московских князей, и они стали именоваться также великими князьями владимирскими. Постепенно вокруг Московского княжества, которое и само уже называлось великим, собирались другие земли северо – восточной Руси.
Древняя Русь тогда нуждалась как раз в таком человеке, каким был Сергий Радонежский: мудрым, праведным, понимающим, что для борьбы с монголо – татарским игом необходимо единство всех русских сил.
И, конечно же, слово Сергия, неизменно звучало в поддержку собирательной политики московских князей. Авторитет Сергия был столь высок, что московские князья постоянно призывали игумена для решения междоусобных неурядиц. Преподобный Сергий Радонежский участвовал в государственных делах, крестил сыновей московского князя Дмитрия, стал его духовным советником.
В 1380 году, перед выступлением против несметных полчищ хана Мамая, московский князь Дмитрий, уже носивший также титул великого князя Владимирского, одолеваемый тревогами и сомнениями, приехал в монастырь за благословением.
… Он родину свою любил,
Духовно за нее сражался.
В те дни владычества татар,
Когда Мамай шел, раздраженный,
И нес к нам ужас и пожар,
Младой же князь Москвы, смущенный,
Страшась отчизну погубить,
Явился к Сергию в обитель
Благословения просить...
Что сделал сей пустынножитель?..
Какой совет в то время дал
Игумен, не приявший митры,
Когда пред ним, склонясь, стоял
Великий русский князь Димитрий ?..
Он, князя возбуждая дух,
Прибывших с ним одушевляя,
Сподвижников - монахов двух -
На поле битвы посылая,
На брань и бой увещевал
И богохульному соседу
Отпор дать смелый убеждал.
«Господь сошлет тебе победу!» -
Смиренный Сергий говорил
И перед всем стоявшим клиром
Димитрия благословил,
Вещав ему: «Иди же с миром,
Иди отечество спасай
И весь предайся Божьей воле!»
Когда ж Димитрий и Мамай
Сошлись на Куликовом поле,
Игумен братии простой,
Уединенной, беспечальной
Молился Троице Святой,
Всесильной и Живоначальной.
Он из пустыни видел Дон,
И видел поле Куликово,
И обе рати видел он -
Все было ясно для святого.
И вот когда, вступая к бой,
Московский храбрый князь смутился,
Узрев татар несметный строй,
Задумался, остановился...
В тот миг жестокого сомненья -
Вдруг пред Димитрием гонец
С письмом: ему успех сраженья
Вновь подтверждал святой отец...
В одушевлении великом
Письмо игумна князь прочел,
Воспрянул... и с геройским кликом:
«Вперед!» - дружины в бой повел.
Тогда - предание гласит -
Святой игумен на молитве
Стоял в обители как щит,
Присутствуя заочно в битве,
Он ход сраженья возвещал,
Он храбрых воинов убитых,
За них моляся, называл -
Все было для него открыто...
И как предсказывал святой,
Так и сбылось на самом деле:
Был победителем Донской,
Татары страшно потерпели,
Постыдно сам Мамай бежал
За Дон, покинув поле битвы!
Так Бог отечество спасал
Святого Сергия молитвой!...
Сергий не только благословил князя на победу, но и отправил с ним на поле боя двух воинов – монахов из всеоего монастыря – Александра Пересвета и Родиона Ослаблю, «Зело умеющих ратному делу, силу имущих и удальство велие и смельство». Оба они пали на Куликовской битве героями. И оба покоятся ныне в московской церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове.
Князь Дмитрий, прозванный после победы над Мамаем Донским, снова поехал в Сергиеву обитель, чтобы совершить поминовение русских воинов, павших в бою.
С тех пор имя Сергия Радонежского чтут как духовного защитника нашей земли. Особо чтут и основанную им обитель.
Конечно, от того деревянного монастыря, каким он был при преподобном Сергии Радонежском, до нашего времени не дошло ни одной церкви, ни какого ни будь строения. С тех пор прошли века, да какие лихие…
В 1408 году деревянный монастырь был сожжен татарским ханом Едигеем, а все, что в нем было ценного, воины хана разграбили. Но туже в 1422 году на месте бывшей деревянной церкви было заложено первое каменное здание – Троицкий собор.
Как раз в этом соборе уже в следующем веке, в 1530 году, было совершено крещение великого князя Московского Василия III. Это был будущий царь Иван Грозный. Ему Троице – Сергиев монастырь обязан очень многим. При Иване Грозном были выстроены белокаменные стены, превратившие монастырь в неприступную крепость. Вдобавок его окружили водной преградой: в трех оврагах у стен устроены запруды, перегородившие ручьи, а у одной из стен вырыли пруд. Как раз тогда, в середине XVI века, размеры территории Троице – Сергиева монастыря стали такими же, как и в наши дни.
В 1559 году Иван Грозный присутствовал при закладке нового, большого Успенского собора. Да и вообще царь в Троице – Сергиевом монастыре очень часто и здесь же совершал молебны в честь побед русских войск.
В дальнейшем монастырь продолжал строиться, перестраиваться. И всегда его история была тесно связана с бурной историей Российского государства.
Троице – Сергиев монастырь воевал – выдерживал длительную осаду войск Лжедмитрия II. Вот когда пригодились мощные крепостные стены, возведенные при Иване Грозном. Вражеские войска осадили монастырь – крепость в начале осени 1608 года, обстреливая его из орудий. Не раз враги шли на штурм, но все атаки были успешно отбиты. В свою очередь, защитники монастыря предпринимали успешные вылазки, нанося ощутимый урон врагу.
Осада продолжалась 16 месяцев. К концу 1609 года в монастыре началась цинга, многие умерли. В монастыре осталось не больше двух сотен людей, способных носить оружие, но они продолжали стойко обороняться. Наконец, в январе 1610 года к монастырю подошло русское войско во главе с князем Михаилом Скопиным – Шуйским. Враги отступили, и осада была снятаТроице – Сергиев монастырь творил – в его стенах работали живописцы, резчики, чеканщики, монахи собиратели книги, вели летописи. Кроме соборов, других сооружений на его территории можно осмотреть экспозицию замечательного музея, которая размещается в четырех зданиях в центре Сергиева Посада. В музейных коллекциях десятки тысяч экспонатов. Это средневековые рукописи и старопечатные книги, иконы, ювелирные изделия, предметы старинного быта и декоративно – прикладного искусства, живопись, фотографии…
Город Сергиев Посад знаменит – деревянными игрушками. В начале XX века в городе открылась фабрика матрешек, которая работает до сих пор. А в селе Богородском вблизи Сергиева Посада вот уже третий век вручную изготавливают игрушки из липы. Персонажи некоторых из них можно даже приводить в движение с помощью простейшего деревянного механизма. Нажмешь, например, на деревянную кнопку, и рыболов вытащит рыбку на ниточке – леске. Персонажи другой игрушки – медведь и мужик, которые по очереди ударяют молотком по наковальне. Этот старинный промысел так и называется – «богородская игрушка».
В Сергиевом Посаде вот уже многие десятилетия работает Научно – исследовательский институт игрушки, есть также музей игрушки.
Но самое главное все же на земле преподобного Сергия – это основанный им великий русский монастырь. А над усыпальницей самого преподобного Сергия в Троицком соборе теперь снова горит лампада, погашенная в 1918 году. Предание гласит: пока горит она, не страшны беды русской земле….
В город Сергиев Посад
Приезжайте, стар и млад.
Колокольный сладкий звон
Слышен здесь со всех сторон.
Примером своей святой жизни, высотой своего духа преподобный Сергий поднял упавший дух родного народа, пробудил в нем доверие к себе, к своим силам, вдохнул веру в свое будущее.
В.О. Ключевский
«Творя память преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка»
В. О. Ключевский
Рекомендуем посмотреть:
Урок поэзии в школе, 7-8 класс
Библиотечный урок «О поэзии», 7-8 класс
Библиотечный урок для школьников 5-8 класса
Библиотечный урок в школе для учащихся 7-9 класса к Всемирному дню поэзии
Похожие статьи:
Сценарий мероприятия по творчеству Есенина в библиотеке