Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Литературная викторина с ответами для учащихся 9-11 классов

Литературная викторина для учащихся старших классов «Неувядаемая классика»
Автор: Соколовская Инна Владиславовна, педагог – библиотекарь МБОУ Тацинская СОШ № 3. Ростовская область
Описание материала: Предлагаю вам литературную викторину. Материалом для составления литературной викторины послужили книги по школьной программе и книги, рекомендуемые для внеклассного чтения в старших классах.
Цель:
1. Вызвать интерес учащихся к литературе, развивать познавательный интерес к чтению, прививать стойкий интерес к книгам.
2. Формировать общекультурную литературную компетентность через восприятие литературы как неотъемлемой части национальной культуры, формировать коммуникативную компетенцию учащихся.
Задачи:
1. Образовательная: расширить представление о книгах, углубить знания учащихся;
2. Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно;
3. Воспитательная: прививать интерес к книгам, систематическому чтению.
Оборудование: Выставка книги.
Литературная викторина «Неувядаемая классика»

Читать – очень интересное занятие, а никакое не занудство! Каждая книга – как целый мир, и когда читаешь, можно представить себя на месте любого из героев, придумать, как они выглядят, да и вообще узнать о стольких вещах…
Олег Рой.


1. Скажите, в состав, какого прозаического цикла входят «Шинель»?
- «Петербургские повести»

2. В чем своеобразие любовной лирики В.В. Маяковского?
- В.В. Маяковский находит удивительную емкую форму для определения своего отношения к любовному чувству: «Любовь – это сердце всего». Поэта любовь всегда «громада» и он не приемлет «миллион миллионов маленьких грязных любят, любёночков», для него . лирический герой поэта демонстрирует гиперболизм чувств и непримиримость по отношению к неразделенной любви.
В стихотворении «Любовь» (1926) В.В. Маяковский ставит «неразрешенный вопрос – о женщинах и о любви». Новое понимание взаимоотношений влюбленных («я не за семью) сочетается с решением «нет» супружеской неверности. Поэт осуждает ветреных дам, и молодых «стрекозлов» т.е молодых людей, которые «занимаются любовью в виде спорта». Обличая быт и «обывательщину», герой В.В. Маяковского выступает за «чистоплотность… любовных дел».
Эпистолярную историю своих романов поэт открывает стихотворением «Лиличка! Вместо письма» (1916). Подчеркнутый автобиографизм позволяет судить о собственных переживаниях В.В. Маяковского: «обиженных, горечи жалоб», «последней нежности», «выжженной любовью цветущей душе».
Несчастливая любовь для поэта всегда равна крушению мира, поэтому от готов бороться на пути осуществления своей мечты с любыми препятствиями . В «Письме Татьяне Яковлевой» (1928) автор убежден в том, что соединиться с возлюбленной вопреки разделяющим их границам:
Я все равно
тебя
когда – нибудь возьму –
одну
или вдвоем с Парижем.

Общность советского государства и судьбы поэта это особый пафос гражданственности проявляется в заявлении:
В поцелуе рук ли,
губ ли,
в дрожи тела
близких мне
красный
цвет
моих республик
тоже
должен
пламенеть.

В «Письме товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» (1926) В.В. Маяковский показывает свою концепцию любовного чувства: это «ураган, огонь, вода», это стихия, которая пускает в работу «сердца выстывший мотор».
Любить –
это с простынь,
бессонницей
равных,
срываться,
ревнуя к Копернику,
его,
а не мужа Марьи Иванны,
считая
своим
соперником.

Страсти пламя захватывает душу его героя, подчиняет себе его мысли и поступки. Поэт активно ищет всеобъемлющей любви, и не согласен идти ни на какие уступки. Для него борьба, соперничество, в котором победитель получает в награду ответное чувство любимой женщины - это любовь.

3. Скажите, какое средство художественной изобразительности позволяет А. Ахматовой в стихотворении «Песня последней встречи» уподобить природные явления человеку, наделив их мыслями, чувствами и даже «судьбой»?
- Олицетворение

4. Как вы думаете, что нового внес А.П. Чехов в развитие темы русской усадебной культуры?
- Усадьба на протяжении многих веков являлась важным компонентом отечественной культуры. Дворянские поместья строились не для мирной жизни многих поколений, освобожденной от тяжкого труда и полной удовольствий, празднеств, а также для познания наук и искусств. Поэтому усадьба в XVIII – XIX вв. была символом родного дома, «гнездом», в котором находились воспоминаний о предках, именно здесь стоял запах столетий, все это учило ценить давно заведенный порядок, прививавшего вкус к чтению, музыке, театру.
Дворянская усадьба стала одним из главных образов русской литературы. Ее художественный мир имеет свое пространство и время, свою систему ценностей, свой этикет и нормы поведения. Поместья Онегиных и Лариных; «дворянские гнезда» Лаврецких, Калитиных, Кирсановых; имения Болконских и Ростовых и художественно синтезировали в себе представления авторов об истории, географии, природе, культуре России.
На рубеже XIX – XX веков смысловое поле образа усадьбы несколько трансформируется. «Антоновские яблоки», Деревня», «Суходол» И.А. Бунина свидетельствуют о утрате национальных культурных ценностей, о разрушении помещичьего быта, .
В произведениях А.П. Чехова, хорошо знавшего традиции пушкинских. тургеневских времен, в которых красота и поэзия русской усадьбы воспринимаются как воплощение национальной культуры, которая не должна исчезнуть вместе с уходящим дворянским укладом. Однако А.П. Чехов идет дальше: он усложняет мотив вырождения «дворянских гнезд» мотивом разрушения, касающегося человеческих судеб и нравственных основ личности в произведениях («Драма на охоте», «Черный монах», «Дядя Ваня», «Вишневый сад»)

5. Скажите, какой художественный прием, основанный на очеловечивание явлений природы, использует М.Ю. Лермонтов в поэме «Песня про купца Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» при описании «зари алой»?
- Олицетворение

6. В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» слова Павла Петровича о молодом поколении свидетельствуют, о несовпадении его позиции с позицией «детей». Скажите, как называется противостояние героев, имеющих противоположное мнение?
- конфликт (антагонизм)

7. Скажите, какой степной народ тюркского происхождения назван в «Слове о полку Игореве» «погаными иноземцами»?
- Половцы

8. Охарактеризуйте жизненную позицию лирической героини М. Цветаевой, представленную в стихотворении «Кто создан из камня…»
- М. Цветаева ощущала себя морской царевной, могущественной, всесильной, властной, гордой и одинокой. В стихотворении «Кто создан из камня…» лирическая героиня противопоставила себя «обыкновенным людям», являясь олицетворением морской стихии. Словно море, она изменчива, своевольна, и в этом ее главная жизненная сила. По воспоминаниям современников, лицо самой Цветаевой было изменчиво, как небо и вода. Чувствуя себя избранными, необыкновенными, героиня Цветаева и сама поэтесса не могут принять мир таким, каков он есть. Отсюда ощущение особой трагедийности бытия. Необычная – значит помеченная Богом. А Бог испытывал ее всю жизнь. Ее судьба – постоянная борьба со всеми за право быть и созидать. Для Цветаевой любовь статичная, не развивающаяся равносильна смерти, единственный путь к жизни вечной – многообразие, постоянно обновляющееся чувство. Лирическая героиня отождествляет себя с Венерой, поэтому с каждой волной она воскресает как воплощение любви.

9. Скажите, в каких произведениях русской поэзии XIX века лирические герои так же остро ощущают свое родство с морской стихией и в чем новизна развития этого мотива у М. Цветаевой?
- В элегии «Море» В.А. Жуковский создает образ водной стихии, противопоставляя ей небо как идеал земной действительности. Поэт наделяет персонифицированный образ эпитетами «безмолвное», «лазурное», говорит о его «необъятном лоне», «напряженной груди». Морская бездна вселяет восторг, очаровывает. Как символ абсолютной свободы, мощи природы, предстает она в стихотворении А.С. Пушкина «К морю». Судьбы поэта и «властителей дум» Наполеона и Байрона связываются в воображении Пушкина с величием бескрайних просторов моря. Лирический герой прощается со «свободной стихией», но остается верен романтическому мироощущению и после южной ссылки.
В стихотворении «Кто создан из камня…» М.И. Цветаева заявляет не просто о родстве, но о тождестве с водной стихией: «Я – бренная пена морская». «Морская душа» героини противостоит обычным, земным людям.

10. Назовите авторское определение жанра произведения А.П. Чехова «Вишневый сад»
- Комедия

Учитесь, читайте, размышляйте и извлекайте из всего самое полезное.
Н. Пирогов

Рекомендуем посмотреть:

Викторина с ответами по роману Булгакова "Мастер и Маргарита", 11 класс Литературная викторина с ответами, 10 класс Литературная викторина с ответами для учащихся старших классов Литературная викторина с ответами для старшеклассников

Похожие статьи:

Тест по литературе Куприн «Олеся» для 11 класса с ответами

Православный библиотечный урок для школьников | Литературная викторина с ответами для учащихся 9-10 класса
Опубликовано: 2433 дня назад (9 марта 2018)
Просмотров: 3110
+56
Голосов: 56
Галина Владимировна Павлова # 10 марта 2018 в 08:56 +5
Здравствуйте Инна Владиславовна. Познакомилась с Вашей литературной викториной для учащихся старших классов «Неувядаемая классика» и хочу отметить, что она способствует формированию заинтересованности подростков к чтению художественной литературы, заставляет ребят самостоятельно мыслить и грамотно излагать свои мысли, ведь отдельные вопросы Вашей викторины предполагают не одно слово-ответ, а ответ-размышление. По содержанию викторины видно, что Вы проделали довольно трудоёмкую работу при составлении вопросов. Думаю, такая работа достойна голоса.
Успехов Вам!
Анжела Львовна Митрахович # 10 марта 2018 в 14:54 +4
Достойные вопросы для старшеклассников. Здесь и любовная тематика, что очень близко будет ученикам такого возраста, когда у многих зарождаются данные чувства; здесь и расширение кругозора. Данные вопросы разнообразят урок литературы. Голос
Наталья Владимировна Бубнова # 13 марта 2018 в 09:05 +1
Здравствуйте, Инна Владиславовна!С интересом познакомилась с Вашей работой.Считаю, что викторина получилась замечательная, поставленных целей достигла! Голос и успехов Вам!
Юлия Владимировна Вафина # 22 марта 2018 в 10:17 +5
Здравствуйте, Инна Владиславовна! Познакомилась с Вашей литературной викториной для учащихся старших классов «Неувядаемая классика». Ваши мероприятия всегда отличаются глубиной, романтизмом и профессионализмом.
Замечательный, грамотно составленный материал.
Спасибо! ГОЛОС!!!
Екатерина Владимировна Дудникова # 22 марта 2018 в 12:34 +4
Здравствуйте Инна Владиславовна. Я в восторге от Вашей литературной викторины!
Сама являюсь читателем, книги - это то, что вдохновляет, заставляет задуматься, даёт силы на новые свершения и отвлекает от лишних мыслей. Считаю Ваши цели и задачи достигнутыми, потому что, на протяжении всей викторины, сама отвечала на вопросы, появилось желание заново перечитать некоторые произведения. Я словно сама оказалась в библиотеке, среди других учеников - неожиданный эффект и очень приятный!
Отдельный плюс за иллюстрации к уроку - очень красивые! Сама викторина составлена очень профессионально, чувствуется, что Вы - знаток своего дела, чувствуется любовь к Русской литературе, поэзии и истории!
Спасибо за замечательную викторину! Голос!
Ирина Викторовна Ануфриева # 22 марта 2018 в 13:33 +4
Инна Владиславовна, замечательную цель вы поставили перед собой : развивать познавательный интерес учащихся к литературе, чтению, книгам, потому что чтение – "очень интересное занятие, а никакое не занудство!"
И мы, "старой гвардии солдаты", это знаем!
Достойный методический материал, вобравший в себя интересную информацию, которая заставит детей размышлять... Вашу викторину с удовольствием включат в свой урок многие педагоги, или проведут урок в форме викторины.
Голос! Удачи Вам!
Ольга Геннадьевна Лебедева # 22 марта 2018 в 14:40 +4
И, конечно же, о любви! Как мудро и правильно говорить о ней с ребятами этого возраста языком литературным, на примерах классических произведений. Учить видеть и понимать прекрасное, романтическое, не стесняясь рассуждать о чуствах, волнениях души.
Благодарю за приглашение, работа содержательна и интересна! Примите голос!
Светлана Альбертовна Котельникова # 22 марта 2018 в 20:12 +3
Добрый вечер, Инна Владиславовна! Замечательно, что приобщаете старшеклассников к изучению русской классической литературы более углубленно, не только в рамках программы. Ваша литературная викторина позволяет размышлять над произведениями, мыслить нестандартно, повышает интерес учащихся к изучению "неувядаемой классики!" Примите мой голос,удачи и успехов в вашем благородном труде!
Ольга Владимировна Перковская # 22 марта 2018 в 20:30 +4
Ирина Владиславовна, здравствуйте! Вами проделана титаническая работа для того, чтобы вопросы викторины были такими интересными, которыми мы можем наслаждаться! Увлекательное путешествие в мир литературы Вами подготовлено замечательно! И пусть удача Вам сопутствует!
Ольга Васильевна Яковлева # 22 марта 2018 в 21:50 +5
Здравствуйте, Инна Владиславовна! С интересом познакомилась с Вашей работой. Викторина получилась замечательная, поставленные цели достигнуты. Творческих успехов! голос
Светлана Анатольевна Ваганчук # 22 марта 2018 в 22:01 +4
Здорово! Спасибо, пригодится моему сыночку в школе)))
Ирина Николаевна Кириллова # 23 марта 2018 в 16:03 +4
Инна Владиславовна, примите голос с пожеланиями творческих успехов! Интересная викторина, мотивирует детей восстановить в памяти произведения многих авторов. Любознательные дети не останутся равнодушными к такой викторине.
Надежда Николаевна Савенкова # 23 марта 2018 в 17:33 +4
Здравствуйте, Инна Владиславовна.Спасибо за приглашение. С удовольствием познакомилась с Вашей литературной викториной, с интересом поучаствовала сама.Лично для себя открыла некоторые моменты.(Старшеклассницей была более 35 лет назад, многое позабылось.)Спасибо. Хочется отметить, что викторина способствует формированию заинтересованности подростков к чтению художественной литературы, заставляет мыслить и грамотно излагать свои мысли,т.к. отдельные вопросы Вашей викторины предполагают ответ-размышление. По содержанию викторина достаточно объёмна, Вы проделали довольно трудоёмкую работу при составлении вопросов. Хочется отметить удачные иллюстрации к викторине. Думаю, такая работа достойна внимания и голоса.
Успехов Вам! с н/п Над.Ник.
Наталья Викторовна Курилова # 23 марта 2018 в 20:03 +3
Уважаемая Инна Владиславовна,викторина охватывает много произведений классической литературы. которые изучаются в школе. Интересно подобраны вопросы к творчеству писателей. Они не стандартны. заставляют задуматься, вспомнить произведения, творчество классиков.Чтобы поучаствовать в Вашей викторине, надо достаточно много знать.
Валентина Сергеевна Вешкина # 24 марта 2018 в 05:30 +2
Здравствуйте, уважаемая Инна Владиславовна! С удовольствием прочла викторину для старших классов. Вопросы глубокие, задевающие суть произведений, особенности лирики многих русских поэтов и писателей. Спасибо за любовь к отечественной классике! Примите голос!!!
Лариса Владимировна Валитова # 25 марта 2018 в 12:19 +2
Здравствуйте Инна Владиславовна. Очень мыслительная и "живая", простая и в то же время захватывающая викторина. Большой охват тем заставляет быстро реагировать и вспоминать содержание произведений . Спасибо. Голос.
Ирина Николаевна Ступченко # 25 марта 2018 в 15:10 +2
Как всегда увлекательно и познавательно. Спасибо за приглашение. Примите голос!
Татьяна Юрьевна Суховерша # 25 марта 2018 в 17:05 +2
Здравствуйте, Инна Владиславовна!
Благодарю Вас за приглашение. Литературная викторина «Неувядаемая классика» мне понравилась. Было интересно. С удовольствием голосую и желаю успеха.
Вера Анатольевна Варенцова # 26 марта 2018 в 01:31 +4
Здравствуйте, Инна Владиславовна! Спасибо за приглашение. Замечательная викторина, заставляющая думать, искать правильные ответы в багаже своих знаний, развивающая познавательную и читательскую активность учащихся. Спасибо за Ваш неиссякаемый источник творческого подхода к привитию интереса к книгам! С удовольствием голосую!
Ирина Александровна Захарова # 30 марта 2018 в 23:25 +3
Здравствуйте, Инна Владиславовна. Познакомилась с Вашей публикацией - Литературная викторина для учащихся старших классов «Неувядаемая классика». Очень интересный материал. Замечательно, что приобщаете старшеклассников к изучению русской классической литературы более углубленно, создаёте условия для развития индивидуальных творческих способностей учащихся, образного и логического мышления, воображения. Примите и мой голос, удачи))
Ираида Юрьевна Башлыкова # 10 апреля 2018 в 11:47 +1
Добрый день, Инна Владиславовна!
Чудесно, что приобщаете детей к изучению русской литературы более углубленно. Викторина очень интересная! Творческих, Вам, успехов!!! v
Любовь Владимировна Лычангина # 10 апреля 2018 в 17:02 +1
Добрый вечер, уважаемая Инна Владиславовна!
Вы вызываете интерес учащихся к литературе, развиваете познавательный интерес к чтению, прививаете стойкий интерес к книгам; Формируете общекультурную литературную компетентность через восприятие литературы как неотъемлемой части национальной культуры, формируете коммуникативную компетенцию учащихся.
Это достойно глубочайшего уважения!
Мой доброжелательный голос!
Ольга Григорьевна Фадеева # 5 мая 2018 в 16:26 0
Здравствуйте, Инна Владиславовна. Познакомилась с Вашей публикацией. Замечательная викторина, заставляющая думать, искать правильные ответы. Голосую.