Литературная викторина для учащихся старших классов «Неувядаемая классика»
Автор: Соколовская Инна Владиславовна, педагог – библиотекарь МБОУ Тацинская СОШ № 3. Ростовская область
Описание материала: Предлагаю вам литературную викторину. Материалом для составления литературной викторины послужили книги по школьной программе и книги, рекомендуемые для внеклассного чтения в старших классах.
Цель:
1. Вызвать интерес учащихся к литературе, развивать познавательный интерес к чтению, прививать стойкий интерес к книгам.
2. Формировать общекультурную литературную компетентность через восприятие литературы как неотъемлемой части национальной культуры, формировать коммуникативную компетенцию учащихся.
Задачи:
1. Образовательная: расширить представление о книгах, углубить знания учащихся;
2. Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно;
3. Воспитательная: прививать интерес к книгам, систематическому чтению.
Оборудование: Выставка книги.
Литературная викторина «Неувядаемая классика»
Читать – очень интересное занятие, а никакое не занудство! Каждая книга – как целый мир, и когда читаешь, можно представить себя на месте любого из героев, придумать, как они выглядят, да и вообще узнать о стольких вещах…
Олег Рой.
1. Скажите, в состав, какого прозаического цикла входят «Шинель»?
- «Петербургские повести»
2. В чем своеобразие любовной лирики В.В. Маяковского?
- В.В. Маяковский находит удивительную емкую форму для определения своего отношения к любовному чувству: «Любовь – это сердце всего». Поэта любовь всегда «громада» и он не приемлет «миллион миллионов маленьких грязных любят, любёночков», для него . лирический герой поэта демонстрирует гиперболизм чувств и непримиримость по отношению к неразделенной любви.
В стихотворении «Любовь» (1926) В.В. Маяковский ставит «неразрешенный вопрос – о женщинах и о любви». Новое понимание взаимоотношений влюбленных («я не за семью) сочетается с решением «нет» супружеской неверности. Поэт осуждает ветреных дам, и молодых «стрекозлов» т.е молодых людей, которые «занимаются любовью в виде спорта». Обличая быт и «обывательщину», герой В.В. Маяковского выступает за «чистоплотность… любовных дел».
Эпистолярную историю своих романов поэт открывает стихотворением «Лиличка! Вместо письма» (1916). Подчеркнутый автобиографизм позволяет судить о собственных переживаниях В.В. Маяковского: «обиженных, горечи жалоб», «последней нежности», «выжженной любовью цветущей душе».
Несчастливая любовь для поэта всегда равна крушению мира, поэтому от готов бороться на пути осуществления своей мечты с любыми препятствиями . В «Письме Татьяне Яковлевой» (1928) автор убежден в том, что соединиться с возлюбленной вопреки разделяющим их границам:
Я все равно
тебя
когда – нибудь возьму –
одну
или вдвоем с Парижем.
Общность советского государства и судьбы поэта это особый пафос гражданственности проявляется в заявлении:
В поцелуе рук ли,
губ ли,
в дрожи тела
близких мне
красный
цвет
моих республик
тоже
должен
пламенеть.
В «Письме товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» (1926) В.В. Маяковский показывает свою концепцию любовного чувства: это «ураган, огонь, вода», это стихия, которая пускает в работу «сердца выстывший мотор».
Любить –
это с простынь,
бессонницей
равных,
срываться,
ревнуя к Копернику,
его,
а не мужа Марьи Иванны,
считая
своим
соперником.
Страсти пламя захватывает душу его героя, подчиняет себе его мысли и поступки. Поэт активно ищет всеобъемлющей любви, и не согласен идти ни на какие уступки. Для него борьба, соперничество, в котором победитель получает в награду ответное чувство любимой женщины - это любовь.
3. Скажите, какое средство художественной изобразительности позволяет А. Ахматовой в стихотворении «Песня последней встречи» уподобить природные явления человеку, наделив их мыслями, чувствами и даже «судьбой»?
- Олицетворение
4. Как вы думаете, что нового внес А.П. Чехов в развитие темы русской усадебной культуры?
- Усадьба на протяжении многих веков являлась важным компонентом отечественной культуры. Дворянские поместья строились не для мирной жизни многих поколений, освобожденной от тяжкого труда и полной удовольствий, празднеств, а также для познания наук и искусств. Поэтому усадьба в XVIII – XIX вв. была символом родного дома, «гнездом», в котором находились воспоминаний о предках, именно здесь стоял запах столетий, все это учило ценить давно заведенный порядок, прививавшего вкус к чтению, музыке, театру.
Дворянская усадьба стала одним из главных образов русской литературы. Ее художественный мир имеет свое пространство и время, свою систему ценностей, свой этикет и нормы поведения. Поместья Онегиных и Лариных; «дворянские гнезда» Лаврецких, Калитиных, Кирсановых; имения Болконских и Ростовых и художественно синтезировали в себе представления авторов об истории, географии, природе, культуре России.
На рубеже XIX – XX веков смысловое поле образа усадьбы несколько трансформируется. «Антоновские яблоки», Деревня», «Суходол» И.А. Бунина свидетельствуют о утрате национальных культурных ценностей, о разрушении помещичьего быта, .
В произведениях А.П. Чехова, хорошо знавшего традиции пушкинских. тургеневских времен, в которых красота и поэзия русской усадьбы воспринимаются как воплощение национальной культуры, которая не должна исчезнуть вместе с уходящим дворянским укладом. Однако А.П. Чехов идет дальше: он усложняет мотив вырождения «дворянских гнезд» мотивом разрушения, касающегося человеческих судеб и нравственных основ личности в произведениях («Драма на охоте», «Черный монах», «Дядя Ваня», «Вишневый сад»)
5. Скажите, какой художественный прием, основанный на очеловечивание явлений природы, использует М.Ю. Лермонтов в поэме «Песня про купца Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» при описании «зари алой»?
- Олицетворение
6. В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» слова Павла Петровича о молодом поколении свидетельствуют, о несовпадении его позиции с позицией «детей». Скажите, как называется противостояние героев, имеющих противоположное мнение?
- конфликт (антагонизм)
7. Скажите, какой степной народ тюркского происхождения назван в «Слове о полку Игореве» «погаными иноземцами»?
- Половцы
8. Охарактеризуйте жизненную позицию лирической героини М. Цветаевой, представленную в стихотворении «Кто создан из камня…»
- М. Цветаева ощущала себя морской царевной, могущественной, всесильной, властной, гордой и одинокой. В стихотворении «Кто создан из камня…» лирическая героиня противопоставила себя «обыкновенным людям», являясь олицетворением морской стихии. Словно море, она изменчива, своевольна, и в этом ее главная жизненная сила. По воспоминаниям современников, лицо самой Цветаевой было изменчиво, как небо и вода. Чувствуя себя избранными, необыкновенными, героиня Цветаева и сама поэтесса не могут принять мир таким, каков он есть. Отсюда ощущение особой трагедийности бытия. Необычная – значит помеченная Богом. А Бог испытывал ее всю жизнь. Ее судьба – постоянная борьба со всеми за право быть и созидать. Для Цветаевой любовь статичная, не развивающаяся равносильна смерти, единственный путь к жизни вечной – многообразие, постоянно обновляющееся чувство. Лирическая героиня отождествляет себя с Венерой, поэтому с каждой волной она воскресает как воплощение любви.
9. Скажите, в каких произведениях русской поэзии XIX века лирические герои так же остро ощущают свое родство с морской стихией и в чем новизна развития этого мотива у М. Цветаевой?
- В элегии «Море» В.А. Жуковский создает образ водной стихии, противопоставляя ей небо как идеал земной действительности. Поэт наделяет персонифицированный образ эпитетами «безмолвное», «лазурное», говорит о его «необъятном лоне», «напряженной груди». Морская бездна вселяет восторг, очаровывает. Как символ абсолютной свободы, мощи природы, предстает она в стихотворении А.С. Пушкина «К морю». Судьбы поэта и «властителей дум» Наполеона и Байрона связываются в воображении Пушкина с величием бескрайних просторов моря. Лирический герой прощается со «свободной стихией», но остается верен романтическому мироощущению и после южной ссылки.
В стихотворении «Кто создан из камня…» М.И. Цветаева заявляет не просто о родстве, но о тождестве с водной стихией: «Я – бренная пена морская». «Морская душа» героини противостоит обычным, земным людям.
10. Назовите авторское определение жанра произведения А.П. Чехова «Вишневый сад»
- Комедия
Учитесь, читайте, размышляйте и извлекайте из всего самое полезное.
Н. Пирогов
Рекомендуем посмотреть:
Викторина с ответами по роману Булгакова "Мастер и Маргарита", 11 класс
Литературная викторина с ответами, 10 класс
Литературная викторина с ответами для учащихся старших классов
Литературная викторина с ответами для старшеклассников
Похожие статьи:
Тест по литературе Куприн «Олеся» для 11 класса с ответами