Автор: Соколовская Инна Владиславовна, педагог – библиотекарь МБОУ Тацинская СОШ № 3. Ростовская область
Описание материала: Предлагаю вам литературную викторину. Материалом для составления литературной викторины послужили книги по школьной программе и книги, рекомендуемые для внеклассного чтения в старших классах.
Цель:
1. Вызвать интерес учащихся к литературе, развивать познавательный интерес к чтению, прививать стойкий интерес к книгам.
2. Формировать общекультурную литературную компетентность через восприятие литературы как неотъемлемой части национальной культуры, формировать коммуникативную компетенцию учащихся.
Задачи:
1. Образовательная: расширить представление о книгах, углубить знания учащихся;
2. Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно;
3. Воспитательная: прививать интерес к книгам, систематическому чтению.
Оборудование: Выставка книги.
Литературная викторина «У книжек нет каникул»
Книги, которые читаются, имеют настоящее. Книги, которые перечитываются, имеют будущее.
А. Дюма-младший
1. Скажите, в пьесе Н.А. Островского «Гроза», какого автора цитирует Кулигин?
- Ломоносова
2. Как вы думаете, почему А. Ахматову называют «Ярославной XX века»?
- Героиню А.А. Ахматовой можно назвать «Ярославной XX века», поскольку лирика поэта отразила все разнообразие женских любовных переживаний. Наряду с песенками, причитаниями, лирическими стихотворениями, плачи становятся одним из ведущих жанров у ранней Ахматовой. Так, в балладе «Сероглазый король» она заранее «отслужила панихиду» по своему мужу.
Покинутая, разлюбленная, обманутая, пережившая потерю любимого – такой предстает женщина в ее лирике. Достаточно вспомнить названия лирических произведений А.А. Ахматовой: «Я и плакала, и каялась…», «Муж хлестал меня узорчатым…». «Терпкая печаль» поэтической души чувствуется в стихотворении «Сжала руку под темной вуалью…», шутка в нем приравнивается к смерти. Муки любви испытывают у Ахматовой и Он, и Она.
В «знак беды» превращаются в художественном мире поэта обыкновенные вещи: перчатка, свеча, кольцо, вуаль. Сюжетом лирических произведений становится разлука, смерть, страдания, мотив «последней встречи». В стихотворении «Я гибель накликала милым…» героиня провозглашает отказ от любви, насылающей «дикие песни». Веря в предсказательную силу слова, Ахматова обращается к возлюбленному и Музе с просьбой «уйти». Причитания по умершим составляют основу лирического переживания.
В поэме «Реквием» жанр плача достигает своего апогея. Трагическая участь жены, матери, поэта становится вечной ахматовской темой. Настроение печали, пронизывающее ее творчество, позволило М.И. Цветаевой посвятить поэту стихотворение «О, Муза плача, прекраснейшая из муз!..»
А. Ахматова
3. Скажите, какого русского царя известного введением опричнины, изобразил
в поэме «Песня про купца Калашникова…» М.Ю. Лермонтов?
- Ивана Грозного (Ивана IV)
4. Создавая образ лирической героини в стихотворении «О доблестях, о подвигах, о славе…» А. Блок несколько раз упоминает ее «синий плащ». Как называется такая выразительная подробность внешности или одежды героя?
- Деталь (художественная деталь)
5. Подумайте, к какой жанрово – тематической разновидности поэзии относится стихотворение Ф.И. Тютчева «Певучесть есть в морских волнах…»?
- Медитативная лирика
Ф.И. Тютчев
6. Как вы думаете, почему В.Г. Белинский считал роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» «вечно юной книгой»?
- Большинство героев русской литературы являются деятельными, неординарными личностями, чья душевная жизнь протекает активно. Зачастую их внутренний мир крайне противоречив, неустойчив. Таковы герои И.СЧ. Тургенева, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого. Но поистине первооткрывателем в описании «души человеческой» можно назвать автора романа «Герой нашего времени».
Возраст этой книги, В.Г. Белинский, определяет, прежде всего характером центрального действующего лица: «Его страсти - бурные, очищающие силу духа, его заблуждения – острые болезни в молодом теле, укрепляющие его на долгую и здоровую жизнь». Именно молодости всегда свойственно «переходное состояние духа, в котором для человека все старое разрушено, а нового еще нет, и в котором для человека есть только возможность чего – то действительного в будущем». В одной из заметок Лермонтов пишет: «В России нет прошлого: она вся в настоящем и будущем». Глубина натуры Печорина, как нам кажется, предопределяет его большие возможности, если бы не гибель героя по дороге в Персию.
«Его беспокойный дух требует движения, деятельность ищет пищи, сердце жаждет интереса в жизни», - указывает критик. Что же побуждает молодого человека легко и так смело играть с судьбой? Неужели вера в свои «силы необъятные» или непомерная гордость? Ответов может быть много, но горькая истина одна: Душа Печорина жаждет счастья, он тоскует по идеалу, а жизнь его оборачивается «пустой и глупой шуткой».
В романтической исповеди княжне Мери есть значительная доля правды. Герой не верит в вечную любовь и святую дружбу и в то же время не хочет примириться со своим неверием. Борьба с судьбой становится для Печорина необходимостью, и он предчувствует поражение в этой схватке. Его желание обрести потерявшую веру заставляет героя возвращаться к природной силе Кавказа, к могучим, цельным характерам, не испорченным цивилизацией. Недаром в конце романа он обращает свой взор к прекрасным звездам, символизирующим вселенскую гармонию. Из предисловия к «Журналу Печорина» мы знаем, что герою не было суждено найти эту гармонию.
Бунтующее сердце Печорина – источник многих страданий для самого героя и неисчерпаемый кладезь открытий в человеческой природе для читателя. Актуальность поставленных Лермонтовым проблем сделали его роман «вечно юной книгой».
В.Г. Белинский
7. Скажите, как в контексте романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» следует понимать фамилию главного героя?
- Имена героев Ф.М. Достоевского зачастую несут важный символический смысл. Так, по словам Г. Гачева, в фамилиях персонажей, наделенных дьявольскими чертами, слышится слово «рог»: Ставрогин, Рогожин, Свидригайлов. Герой романа «Преступления и наказания» чиновник Мармеладов в соответствии со своей фамилией внутренне мягок, прозрачен.
Символично имя и Родиона Романовича Раскольникова. Фамилия символизирует двойственность души героя, в которой сталкиваются совесть и тщеславное желание быть «избранным», а не «тварью дрожащей», это Бог и дьявол.
Расколотый мир героя таит в себе две бездны. Одна ипостась его души – добрая, благородная, любящая – готова все отдать «за други своя». Родион помогает Мармеладовым, девочке на бульваре, ранее содержит на свои деньги студентов, спасает детей на пожаре. Другая ипостась личности Раскольникова – горделивая, расчетливая, честолюбивая – создает бесчеловечную теорию, совершает двойственное преступление, идет по пути греха.
Автор доверяет борьбу за душу, Раскольникова выразительнице позиции писателя Соне. Ее оружие – доброта, терпение, покаяние на миру. Подвижнически она сопровождает Родиона на пути к исцелению в «мертвом доме» - не каторге. Мы видим, как прежде девушка читает ему евангельскую притчу о воскресении Лазаря, а уже в финале мы обнаруживаем священную книгу под подушкой героя. Читатель может быть уверен, что Раскольников встал на путь очищения, хотя богопротивная теория еще имеет над ним власть. «Расколотость» Родиона хорошо иллюстрируют слова Дмитрия из романа Достоевского «Братья Карамазовы»: «Идеал Содомский и идеал Мадонны борются, а поле битвы – сердце человеческое».
Ф.М. Достоевский
8. Скажите, как называется нарушение «естественного» порядка слов в предложении в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Валерик»?
«А там, вдали, грядой нестройной,
Но вечно гордой и спокойной,
Тянулись горы…»
- Инверсия
9. Скажите, как вы думаете, какова роль числа «12» в символике поэмы А.Блока «Двенадцать»?
- Двенадцать является одним из чисел: и оно связано, прежде всего, с идеей времени и круга – двенадцать месяцев, двенадцать часов. Таково и количество поименованных персонажей в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад». В поэме А.А. Блока число двенадцать обретает особый смысл.
Двенадцать красногвардейцев революционного патруля и двенадцать апостолов Христа, образ которого появляется в финале произведения «в белом венчике из роз». Поэт М. Волошин высказывает свою идею о том, что Иисуса конвоируют солдаты. Однако справедливее видеть в этом символе благословение революции. Иисус Христос стал вестником нового мира, построенного на основе равенства, выразителем чистоты, братства и свободы, святости и трагического страдания в будущем. Поэта не совсем устраивал это «женственный призрак», он даже хотел, чтобы во главе революционного отряда шел «Другой», но только в образе Христа А. Блок сумел воплотить символ духовного перерождения мира и личности.
Белый снег сопровождает двенадцать «апостолов» новой веры. При этом красногвардейцы соотносятся также с двенадцатью разбойниками, о чем автор пишет в своем черновике. Характеристикой подчеркивается противоречивость их образов: «На спину б надо бубновый туз». В двенадцати главах поэмы развивается любовная драма Петьки и совершается всемирная история. Двенадцать – это и роковое число для старого мира и оно, скорее всего, символизирует крушение эпохи христианства.
А. Блок
10. Скажите, в пьесе М. Горького «На дне» Сатин – герой или герой – резонёр?
- Герой – резонёр является носителем авторского взгляда на события. Ему свойственно больше поучать и рассуждать, чем действовать. Таковы Стародум в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль», Чацкий в пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума», Кулигин в «Грозе», Аким в пьесе Л.Н. Толстого «Власть тьмы», Сатин же становится героем – идеологом, несмотря на близость его мировоззрение авторскому. Он выражает лишь одну из правд о человеке. Пламенные монологи героя о гордом, свободном индивидууме противостоят позициям Бубнова о «правде факта» и религии утешения Луки.
11. Как вы думаете, в стихотворении А. Фета «Одним толчком согнать ладью живую» - поэтическая декларация эстетической концепции, утверждающей самоценность художественного творчества. Скажите, как называется концепция?
- Искусство для искусства (чистое искусство)
Много есть на свете хороших книг, но эти книги хороши только для тех людей, которые умеют их читать. Умение читать хорошие книги вовсе не равносильно знанию грамоты.
Д. Писарев
Рекомендуем посмотреть:
Литературная викторина с ответами для школьников 8 - 11 классов
Литературная викторина с ответами, 10 класс
Литературная викторина с ответами для учащихся 11 класса
Литературная викторина с ответами для учащихся 10 класса