Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Литературная викторина с ответами для учащихся 11 класса

Литературная викторина для старшеклассников «Чтение для хорошего настроения»
Автор: Соколовская Инна Владиславовна, педагог – библиотекарь МБОУ Тацинская СОШ № 3 Ростовская область
Описание материала: Предлагаю вам литературную викторину. Материалом для составления литературной викторины послужили книги по школьной программе и книги, рекомендуемые для внеклассного чтения в старших классах.
Цель:
1. Вызвать интерес учащихся к литературе, развивать познавательный интерес к чтению, прививать стойкий интерес к книгам.
2. Формировать общекультурную литературную компетентность через восприятие литературы как неотъемлемой части национальной культуры, формировать коммуникативную компетенцию учащихся.
Задачи:
1. Образовательная: расширить представление о книгах, углубить знания учащихся;
2. Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно;
3. Воспитательная: прививать интерес к книгам, систематическому чтению.
Оборудование: Выставка книги.
Литературная викторина «Чтение для хорошего настроения»

Книга - это волшебница. Книга преобразила мир. В ней память человеческого рода, она рупор человеческой мысли. Мир без книги - мир дикарей.
Н. Морозов


1. Скажите, в рассказе А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», какое средство изобразительности позволяет передать эмоционально – экспрессивное отношение персонажа к предмету («и такой тебе духовитый этот хлеб…»)?
- Эпитет

2. Достаточно часто возникает ситуация идеологического, эстетического или иного столкновения двух антагонистов в произведениях русской лирики. Скажите в чем отличие ситуации, созданной А.С. Пушкиным, на эту тему в творчестве других поэтов?
- В стихотворении М.Ю. Лермонтова «Журналист, читатель и писатель» (1840) точка зрения критика и писателя противопоставлена позиции творца. Вечный конфликт «поэт – толпа» получает новое развитие: теперь толпа персонифицирована в образе читателя, недовольного современной литературой. Правота писателя – скептика неоспорима. Его монолог венчает спор:
Скажи же мне, о чем писать?..
К чему толпы неблагодарной
Мне злость и ненависть навлечь?
Чтоб бранью назвали коварной?
Мою пророческую речь?

Пропасть, которая была так и неустранима, она так и осталась между прозрениями писателя и эстетическими вкусами читающей публики.
Идеологическое эстетическое противостояние мы наблюдаем в некрасовской декларации «Поэт и гражданин» (1856). приводя в качестве авторитетного мнения фрагмент пушкинского «Разговора книгопродавца с поэтом» поэт защищает позиции «чистого искусства». Гражданин формулирует концепцию общественно значимого творчества:
Будь гражданин! Служа искусству,
Для блага ближнего живи,
Свой гений, подчиняя чувству
Все обнимающей любви…

«Избранник неба», по мысли Н.А. Некрасова, должен быть, прежде всего «отечества достойным сыном»:
Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
«Больной сын, больного века» когда – то верил в идеал свободного, демократического искусства, но теперь Муза в терновом венце уже не для него. Таким образом, Н.А. Некрасов видит исключительно героическую, подвижническую роль творца в обществе.

3. Как вы думаете, с какой целью М.Ю. Лермонтов в поэме «Мцыри» лишил главного героя личного имени?
- Поэма «Мцыри» (1839) является классическим образом романтического произведения. Характер главного героя, лишенного имени и наделённого лишь определением «послушника, черница». Соответствует романтическим канонам. В нем с наибольшей силой проявляется жажда свободы, стремление к идеалу, сильная воля и самоотверженность на пути к цели:
Я знал одной лишь думы власть,
Одну – но пламенную страсть:
Она, как червь, во мне жила,
Изгрызла душу и сожгла.

Романтическим идеалом становится для героя родина - Кавказ. Туда, в «край тревог и битв», стремится душа Мцыри. как и другие герои произведений Лермонтова он бежит из монашеской кельи, («Исповедь», «Боярин Орша»). Три дня он наслаждается волей. Трагедия несостоявшейся жизни послушника, вкусившего свободы и погибшего, перерастает в тему неизбежного рока.
Судьба героя была представлена еще в детстве, когда плененный мальчик оказался в стенах монастыря. Финал поэмы закономерен:
И я, как жил, в земле чужой
Умру рабом и сиротой.

Драма Мцыри – характерна для лермонтовских героев - пройти по жизни, не оставив следа. Они осознают свой жребий – погибнуть, пободно темничному цветку, перенесенному на солнце и сожженному им.

4. Как вы думаете, кому из современников Ф.И. Тютчева природа представлялась таким же «сфинксом» и чем мотивы их произведений близки стихотворению «Природа – сфинкс…»?
- В стихотворении А.С. Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» обнаруживается ряд созвучий и перекличек с книгой Екклесиаста. У пушкинского стихотворения центральная мысль и книги Екклесиаста, и – бренность человеческой жизни, контрастно подчеркнутая образом вечно существующего мира. Образ мироустройства у Екклесиаста пессимистичен: все монотонно движется по замкнутому кругу, в природе царит строгий и нерушимый порядок, доискаться до смысла жизни невозможно («…не может человек постичь дел, совершающихся по солнцем»).
В стихотворении Н.А. Заболоцкого «Я не ищу гармонии в природе» (1947), носящем программный характер, заявлена позиция автора:
Я не ищу гармонии в природе.
Разумной соразмерности начал
Ни в недрах скал, ни в ясном небосводе
Я до сих пор, увы, не различал.

В стихотворении создается образ матери – природы, лишенной гармонии и разума («Безумная, но любящая мать…»), занятой «бесплодною игрой…».
В перечисленных произведениях нет ощущения тютчевской двойственности, но присутствует понимание вечной тайны мира, которую нужно принять как данность.

5. Как вы думаете, почему в заглавии произведения А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» герой назван по имени и отчеству?
- Не случайно А.И. Солженицын дал своему герою имя Иван, ставшее национальным русским именем (Иван – сказочный герой, простак, добряк). О. Лекманов соотнёс судьбу Ивана Денисовича с поговоркой «Иван, не помнящий родства», поскольку герой оторвался от родных корней еще в детстве.
Сохранение имени становится способом выживания в страшном гулаговском мире, возможностью сохранения личности. Многообразны варианты обращений к Шухову. Бригадир называется его официально, по фамилии, заключенные из барака и бригады обращаются по – разному в зависимости от отношения: Денисыч, Ваня, Иван Денисович. Но когда вступают в действие жестокие лагерные законы, герой превращается в обезличенный номер Щ – 854. И все же герой остаётся человеком и в земном аду, сохраняя достоинство, поэтому автор в заглавии рассказа и называет его по имени – отчеству.

6. А.С. Пушкин в поэме «Медный всадник» воспринимает наводнение не только как природное явление, но и как аналог жизненных лишений и бурь. Скажите, как определяется такой знаковый образ, смысл которого выходит за пределы предметного значения?
- Символ

7. Рассказ о Ларре, в рассказе А.М. Горького «Старуха Изергиль», начинается с истории его матери. Скажите, каким термином принято обозначать часть произведения, где изображаются обстоятельства, предваряющие основные события сюжета?
- Экспозиция.

8. Назовите вид тропа, стихотворения Ф.И. Тютчева «Silentim», основанный на сопоставлении предметов или явлений:
Молчи, скрывай и таи
И чувства и мечты свои –
Пускай и душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи, -
Любуйся ими – и молчи.
- Сравнение

9. Художественному созданию русского средневековья свойственно одушевление отвлеченных понятий. Проиллюстрируйте это примером из текста «Слово о полку Игореве»
- Горе ум полонило

10. Скажите, каково соотношение традиций и новаторства в концепции образа «избранного поэта» у А.А. Фета?
- В.А. Жуковский в элегии «Невыразимое» (1819) создает образ «избранника небес», который чувствует, что вечные законы бытия не подвластны его перу. Тайны бытия остаются непостижимы, а потом непереводимы на поэтический язык.
В стихотворении А.С. Пушкина «Поэт и полпа» образ «небес избранника» противопоставлены «бессмысленному народу», «рабу нужды, забот». В споре о назначении искусства поэт утверждает его высокий смысл, чуждый простой житейской пользе:
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.

В отличие от своих предшественников, герой А.А. Фета чувствует способность «Уловить неуловимое», а значит, воплотить в слове загадочность природного мира.

Одной из истин моей педагогической веры является безграничная вера в воспитательную силу книги. Школа - это, прежде всего, книга. Воспитание – прежде всего слова, книга, живые человеческие отношения. Книга – это могучее оружие. Умная, вдохновенная книга нередко решает судьбу человека.
В.А.Сухомлинский

Рекомендуем посмотреть:

Литературная викторина с ответами для школьников 8 - 11 классов Литературная викторина с ответами для учащихся 9-10 класса Литературная викторина с ответами для учащихся 10 класса Литературная викторина с ответами для старшеклассников «Чтение – праздник для души»
Литературная викторина с ответами для учащихся 10-11 класса | Литературная викторина с ответами для учащихся 10 класса
Опубликовано: 2233 дня назад (16 марта 2018)
Просмотров: 2465
+44
Голосов: 44
Ирина Николаевна Ступченко # 17 марта 2018 в 16:07 +2
Познавательно, увлекательно и интересно. Публикация понравилась. Примите голос!
Валентина Николаевна Матвиенко # 17 марта 2018 в 17:37 +8
Инна Владиславовна,Вы способствуете формированию у молодого поколения общекультурной литературной компетентности через восприятие русской литературы как неотъемлемой части национальной культуры.Работа актуальна!Вопросы интересные и познавательные.Мой голос!
Валентина Петровна Чурепкина # 18 марта 2018 в 18:55 +3
Инна Владиславовна, вы – человек творческий, постоянно ищете новые формы работы с детьми. Вами разработаны замечательные литературные викторины для старших школьников, которые развивают познавательный интерес к чтению, прививают стойкий интерес к книгам. Отдаю голос + 8!
Софья Владимировна Юхнина # 18 марта 2018 в 21:27 +4
Инна Владиславовна, здравствуйте! С интересом познакомилась с литературной викториной для старшеклассников «Чтение для хорошего настроения». Название позитивное, сразу привлечёт внимание!
Вы создаёте условия для формирования общекультурной литературной компетентности учащихся через восприятие литературы, это очень важно.
Мой голос +9, УСПЕХОВ ВАМ!!!
Елена Григорьевна Полякова # 19 марта 2018 в 12:30 +3
Здравствуйте, Инна Владиславовна, примите голос!
Вы вносите большой вклад в дело воспитания школьников
через приобщение их к литературному чтению и воспитание
любви к книге. В настоящее время, когда чтение подменяется
просмотрами фильмов, прочтением аннотаций в интернете -это
особенно актуально. Надеюсь, что вокруг Вас есть благодарные
читатели и единомышленники. С уважением, Е.Г.
Ольга Васильевна Яковлева # 19 марта 2018 в 21:48 +3
Познавательно, увлекательно и интересно. Публикация понравилась. голос
Любовь Владимировна Лычангина # 20 марта 2018 в 12:01 +2
Уважаемая Инна Владиславовна, спасибо за приглашение на литературную викторину для старшеклассников «Чтение для хорошего настроения». Вы формируете интерес учащихся к литературе, развиваете познавательный интерес к чтению в целом, и к книгам - в частности; Формируете общекультурную литературную компетентность через восприятие литературы как неотъемлемой части национальной культуры.
С уважением оставлю Вам свой голос!
Тамара Анатольевна Коледа # 20 марта 2018 в 20:01 +3
Очень полезная информация. Материал качественно оформлен. ГОЛОС! УДАЧИ!
Ирина Ивановна Жабина # 20 марта 2018 в 22:25 +3
Добрый вечер! Интересная разработка викторины. Отвечая на вопросы, учащиеся не только закрепляют знания об изученных произведениях, но и учатся рассуждать, сопоставлять, выражать свое мнение. Примите голос. Желаю успеха!
Оксана Анатольевна Данильченко # 22 марта 2018 в 16:22 +1
Очень глубокий материал. Викторина заставит не только вспомнить содержание произведений, но и задуматься о многих важных вещах. ГОЛОС!
Ольга Васильевна Подколзина # 24 марта 2018 в 16:41 +3
Здравствуйте, Инна Владиславовна! Замечательный материал! Современное поколение, к сожалению, мало читает классическую литературу. Вы создаёте прекрасные условия и стимул для знакомства детей с шедеврами отечественной литературы, и не просто для знакомства, но и осмысления прочитанного. Спасибо за Ваш труд!