Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Литературная викторина с ответами для старшеклассников «Чтение – праздник для души»

Автор: Соколовская Инна Владиславовна, педагог – библиотекарь МБОУ Тацинская СОШ № 3. Ростовская область
Описание материала: Предлагаю вам литературную викторину. Материалом для составления литературной викторины послужили книги по школьной программе и книги, рекомендуемые для внеклассного чтения в старших классах.
Цель:
1. Формировать общекультурную литературную компетентность через восприятие литературы как неотъемлемой части национальной культуры, формировать коммуникативную компетенцию учащихся.
Задачи:
1. Образовательная: расширить представление о книгах, углубить знания учащихся;
2. Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно;
3. Воспитательная: прививать интерес к книгам, систематическому чтению.
Оборудование: Выставка книги.
Литературная викторина «Чтение – праздник для души»

Книга - учитель без платы и благодарности. Каждый миг дарит она тебе откровения мудрости. Это собеседник, имеющий мозг, покрытый кожей, о тайных вещах вещающий молча.
А. Навои


1. В пьесе А.П. Чехов «Вишневый сад» Петя Трофимов называет себя «вечным студентом», безымянная баба – попутчица говорит о нем «облезлый барин». Скажите, как соотносятся между собой эти характеристики?
- Нельзя назвать образ Пети Трофимова однозначным. А.П. Чехов писал в пьесе: «Меня, главным образом, пугала недоделанность некоторая студента Трофимова. Ведь Трофимов то и дело в ссылке, то и дело его выгоняют из университета…». А сама Противоречивость самооценки и отношения окружающих связана с несоответствием той высокой миссии, которую герой несет в произведении, это призыв к новой жизни, его слабого, смешного характера. В некоторых эпизодах он напоминает Епиходова, комически ищет свои калоши и вместе с тем мечтает жить ради прогресса. Тему будущего автор связывает с ним и с Аней, однако же комизм характера Пети Трофимова разрушает высокий пафос речей героя: «Мы идем неудержимо к новой звезде…». Благородство, бескорыстие Пети, его идеалы вызывают закономерное уважение. Ему принадлежит важная авторская мысль: «Вся Россия – наш сад!». Определения, которые дают ему окружающие: «облезлый барин», «недотепа», «чистюлька», «смешной урод», - снижают его героический ореол и придают этому персонажу собственно комедийные черты.

2. Подумайте и скажите, каким термином в стихотворении «Кто создан из камня, кто создан из глины…» М. Цветаевой обозначается прием, состоящий в нарушении порядка слов в предложении:
«Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье»?
- Инверсия

3. Стихотворение Ф.И. Тютчева «Природа – сфинкс. И тем она верней…» представляет собой обобщенную мысль, выраженную в лаконичной, художественно заостренной форме. Скажите, как обычно называется такое краткое изречение?
- Афоризм

4. Как вы думаете, с какой целью А.С. Пушкин в 1825 году предварил первую главу «Евгения Онегина» стихотворением «Разговор книгопродавца с поэтом»?
- «Разговор книгопродавца с поэтом» предварял издание романа «Евгений Онегин», так как сюжетно и тематически связан с эпическим произведением. Жребий поэта – героя стихотворения – это и жизнь автора, и судьба Владимира Ленского. Молодой поэт презирал славу и
… музы сладостных даров
Не унижал постыдным торгом,
но «пел любовь, любви послушный». Из Германии он привез «вольнолюбивые мечты», «дух пылкий и немного странный», «всегда восторженную речь». Таков классический образ романтического творца. Им был сам Пушкин периода южный ссылки, о чем поэт с охотой вспоминал в многочисленных лирических и философских отступлениях.
Автор «Евгений Онегин» преодолел свои романтические идеалы, а Ленский пал их жертвою. Отзвуки героики декабрьского движения, готовность к большим поступкам предрекли его трагический финал. В судьбах героев отражается духовный опыт автора, который Пушкин спроецировал на жизнь героев. Ирония повествователя тем не менее позволяет увидеть различия между Онегиным, Ленским и поэтом – персонажем. Трагически сложилась судьба творца, восставшего против несправедливости жизни, а ведь он родился, возможно, для «славы мира». Горьки, но справедливы советы книгопродавца:
Внемлите истине полезной:
Наш век – торгаш; в сей век железный
Без денег и свободы нет.

5. Штольц так охарактеризовал Обломова: «Это хрустальная, прозрачная душа; таких людей мало; они редки; это перлы в толпе!». Согласны ли вы с мнением героя И.А. Гончарова?
- Авторский замысел романа И.А. Гончарова «Обломов» заключается в изображении честной и доброй, симпатичной натуры, в высшей степени идеалиста, ищущего правды, но встречающего ложь на каждом шагу, обманывающегося и впадающего в апатию и бессилие.
В своем романе И.А. Гончаров создал тип, совместивший в себе «голубиную» нежность, мечты о счастье, высокое уважение к женщине, доброту, мягкость, сердечность со страхом перед жизнью, неумением и нежеланием трудиться, равнодушием, барской спесью, надеждой на «авось».
А Дружинин увидел в герое «Обломова» «чудака, не обидевшего и не обманувшего ни одного человека». Обломов не желает заниматься пустой деятельностью, как Судьбинский, не стремится стать светским человеком, как Волков, беспринципным писателем, как Пенкин, вымогателем, как Тарантьев, или «человеком без поступков», как Алексеев. Его окружает та же, только петербургская, обломовщина: «Это жизнь!.. Где же тут человек?»
Впечатления детства: русская природа, сказка, хлебосольство, любовь и ласка, красота праздников – тот идеал, с высоты которого он судит жизнь. не желая быть дельцом, Обломов не идет на компромиссы с совестью. И все же «Он болезненно чувствовал, что как в могиле в нем зарыто, какое – то хорошее, светлое начало, может быть, оно уже умершее, или лежит оно, как золото в недрах горы».
Н.А. Добролюбов увидел корни «обломовщины» в крепостническом укладе, Д.И. Писарев усмотрел в герое Гончарова жертву исторической необходимости. Однако Обломов, скорее всего является вечным типом прекраснодушного мечтателя, не реализовавшего возможностей, заложенных в нем природой.

6. Назовите имя античного поэта, чью оду «К Мельпомене» переложил Г.Р. Державин, создавая стихотворение «Памятник»
- Гораций

7. О «доблестях», какой русской императрицы, названной Фелицей в стихотворении «Памятник», говорит Г.Р. Державин?
- Екатерина II

8. Скажите, какой целью А.Ахматова использовала в заглавии своей поэмы первое слово, которым начинается заупокойное католическое богослужение («Реквием»)?
- На протяжении двадцати лет создававшаяся поэма «Реквием» посвящена жертвам сталинских репрессий, и в то же время это плач по сыну, который проходит все Христовы муки. Образ страдающей матери расширяется до исторических, общенародных, вселенских масштабов. Это горе всей страны, теряющей своих детей; это судьба героини, разлученной со своим единственным сыном; это страдания Богоматери, «во гробе зрящей» Иисуса:
Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел.


Традиция христианства соединяется в поэме с фольклорной интонацией причитаний. Всех времен женщины, все те, кто знает цену утрат, соединяются в едином скорбном гласе:
Буду я, как стрелецкие женки,
Под кремлевскими башнями выть.


Лирический сюжет поэмы развивают сквозные мотивы немоты, окаменения, непонимания, безумия, жизни и смерти. Образы распятия, креста, евангельской жертвы вызывают библейские ассоциации. Десять стихотворений, входящих в состав поэмы "Реквием", соотносятся с числом испытаний Творца. «Заказ», который был на создание литературного памятника безвинно убиенным, полученный от женщины в тюремной очереди, выполнен. Лирическая героиня как поэт – гражданин может с чувством исполненного долга сказать:
Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл, -
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был...


Таким образом, обращаясь к жанру заупокойного католического богослужения, поэт, отпевая жертвы российской истории, раскрывает трагедию века.

9. Поэма М.Ю. Лермонтова Песня про купца Калашникова…» написана безрифменным стихом. Скажите, как называется такой вид стиха?
- Белый (белый стих)

10. Скажите, согласны ли вы с характеристикой, данной Василию Теркину А.М. Абрамовым, – «человек – народ»?
- Есть литературные герои, которым благодарные читатели поставили памятники. Это персонажи стали поистине народными. Такого памятника, как никто другой, достоин герой Твардовского. Само имя говорит о его типичности, близости народной сфере, а фамилия соотносится с поговоркой «тертый калач», т.е. бывалый человек. Война в поэме Твардовского показана глазами рядового солдата, ничем не выделяющегося из общей массы, одного из многих:
Теркин – кто же он такой?
Скажем откровенно:
Просто парень сам собой
Он обыкновенный


Неслучайно жанр произведения автор определил как «книгу про бойца». Василий Теркин подобно герою русской сказки, может и кашу из топора приготовить, и подбодрить своих товарищей хорошей шуткой в трудный час. Неуязвимость героя символизирует бессмертие русского солдата. В главе «Солдат и смерть» Теркин имеет черты былинного богатыря. Он призван сказать драматическую правду о войне, осознает себя частью народа, одним из миллионов живых и мертвых защитников Отечества:
… Был рассеян я частично
и частично истреблен.


В главе «Поединок» схватка героя с фашистом изображается конкретно и в то же время обобщенно, символично:
Как на древнем поле боя,
Грудь на грудь, что щит на щит, -
Вместо тысяч бьются двое,
Словно схватка все решит.


Русский чудо – человек должен отстоять родную землю, так как он «За Россию, за народ и за все на свете» в ответе. Вместе с армией Теркин переживает время горького отступления и затем идет на Берлин, повторяя, словно заклинание, слова, которые превращаются в лейтмотив поэмы:
Мать – земля моя родная,
Сторона моя лесная,
Край, страдающий в плену,
Я приду (лишь дня не знаю),
Но приду, тебя верну.


Предельное обобщение и гиперболизация характера Теркина позволяют назвать его «Человеком – народом».

Что может быть драгоценнее, чем ежедневно входить в общение с мудрейшими людьми мира?
Л. Толстой


Рекомендуем посмотреть:

Литературная викторина с ответами для школьников 8 - 11 классов Литературная викторина с ответами для учащихся 9-10 класса Литературная викторина с ответами для учащихся 11 класса Литературная викторина с ответами для учащихся 10 класса
Литературная викторина с ответами для учащихся 10 класса | Литературная викторина с ответами для школьников старших классов
Опубликовано: 2458 дней назад (1 апреля 2018)
Просмотров: 3320
+44
Голосов: 44
Галина Владимировна Павлова # 1 апреля 2018 в 13:49 +7
Здравствуйте, Инна Владиславовна! С удовольствием прошла Вашу литературную викторину «Чтение – праздник для души» и проверила свои знания школьной программы по литературе smile Материал изложен Вами грамотно, продумано, способствует формированию у детей желания самостоятельно размышлять и высказывать своё мнение, делать правильные выводы, и главное - подобные викторины прививают интерес к чтению художественной литературы.
Материал, думаю будет весьма полезен для учителей русского языка и литературы в старших классах.
С радостью оставляю свой первый голос за Вашу работу!
Успехов Вам!!!
Светлана Анатольевна Савостьянова # 1 апреля 2018 в 15:04 +6
Инна Владиславовна, спасибо за приглашение. Интересная, познавательная викторина. Публикация отлично оформлена. Успехов! Голосую +1
Елена Алексеевна Воронина # 1 апреля 2018 в 21:27 +4
Добрый вечер, Инна Владиславовна! Спасибо за приглашение.Огромное спасибо за интересный материал из опыта работы! ГОЛОС!!! Удачи и новых творческих идей!
Валентина Николаевна Матвиенко # 1 апреля 2018 в 21:27 +7
Инна Владиславовна,ознакомилась с литературной викториной "Чтение--праздник для души".Вы прививаете интерес к русской литературе,способствуете формированию внимательного,вдумчивого прочтения художественного произведения;учите молодое поколение размышлять,анализировать и делать выводы.Спасибо!Успехов!Мой голос!
Татьяна Леонидовна Капитонова # 1 апреля 2018 в 22:51 +7
Добрый вечер, Инна Владиславовна! Большое спасибо ! Какое удовольствие вновь встретиться с героями произведений отечественной литературы! Убеждена, учащиеся разделяют мое мнение. Необыкновенно интересно Вы преподносите материал, обучая размышлять, постигать глубинный смысл сказанного великими авторами. Безусловно, отдаю свой голос Вашей работе.
Светлана Николаевна Истраткина # 2 апреля 2018 в 10:02 +5
Здравствуйте, спасибо за приглашение!Очень интересно было "прогуляться" по вашему сценарию!Конечно же от меня вам голос и творческих успехов!
Зинаида Аркадьевна Старцева # 2 апреля 2018 в 19:31 +5
Здравствуйте, Инна Владиславовна, Благодарю за приглашение принять участие в литературной викторине с ответами для старшеклассников «Чтение – праздник для души». Вами проделана качественная подготовительная работа - подбор вопросов для викторины на основе школьной программы по литературе и книг, рекомендуемых для внеклассного чтения в старших классах. Цель: формирование общекультурной литературной компетентности через восприятие литературы как неотъемлемой части национальной культуры, в ходе мероприятия реализована. Вопросы викторины предполагают умение учащихся мыслить нестандартно, способствуют формированию коммуникативной компетенции и развитию индивидуальных творческих способностей учащихся. Инна Владиславовна, Ваша разработка - замечательное пособие для педагогов, примите голос № 7 и пожелание Успехов!
Лариса Андреевна Иванова # 3 апреля 2018 в 10:21 +3
Актуально, грамотно, сильно, спасибо Вам за прекрасную разработку!
Лариса Владимировна Валитова # 3 апреля 2018 в 17:54 +2
Здравствуйте Инна Владиславовна. Интересная викторина по литературным произведениям русских классиков захватывает и увлекает своим прекрасным русским языком, которым написаны ответы. Заставляет вникать и постигать еще неизвестные тайны мыслей, которые хотели до нас донести писатели. Спасибо. Голос.
Вера Юрьевна Кадушина # 3 апреля 2018 в 20:55 +2
Инна Владиславовна, добрый вечер!
Ознакомилась с ещё одной литературной викториной «Чтение – праздник для души», составленной Вами. Публикация мне очень понравилась! Вы создаёте условия для развития духовных качеств личности, творческого воображения, ассоциативной памяти, внимания, логики. Ценно и то, что с обучающимися Вы работаете в системе.
Голосую с пожеланием победы!
Наталия Владимировна Пуханова # 12 апреля 2018 в 19:31 +2
Здравствуйте, Инна Владиславовна. Спасибо за приглашение.. Вами проделана качественная подготовительная работа - подбор вопросов для викторины на основе школьной программы по литературе. Примите голос.
Елена Григорьевна Полякова # 7 мая 2018 в 20:12 0
Здравствуйте, Инна Владиславовна, примите голос!
Работа очень грамотно составлена и весьма актуальна для школьников.
ведь не секрет, что чтение для многих перестаёт быть насущным занятием.
Спасибо за труд! С уважением, Е.Г.