Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Литературная викторина с ответами для школьников старших классов

Литературная викторина для старшеклассников «Пусть чтение зажигает сердца»
Автор: Соколовская Инна Владиславовна, педагог – библиотекарь МБОУ Тацинская СОШ № 3. Ростовская область
Описание материала: Предлагаю вам литературную викторину. Материалом для составления литературной викторины послужили книги по школьной программе и книги, рекомендуемые для внеклассного чтения в старших классах.
Цель:
1. Формировать общекультурную литературную компетентность через восприятие литературы как неотъемлемой части национальной культуры, формировать коммуникативную компетенцию учащихся.
Задачи:
1. Образовательная: расширить представление о книгах, углубить знания учащихся;
2. Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно;
3. Воспитательная: прививать интерес к книгам, систематическому чтению.
Оборудование: Выставка книги.
Литературная викторина «Пусть чтение зажигает сердца»

Величайшее достоинство классических произведений - это то, что они вдохновляют на мудрые беседы, серьезные и сердечные разговоры, размышления.
А. Франс


1. Как вы думаете, можно ли сказать, что заглавие романа Л.Н. Толстого «Война и мир» - это «компрессированное, нераскрытое содержание текста»?
- Смысл названия эпопеи «Война и мир» многомерен. Это связано с несколькими значениями слова «мир», которое воспринимается не только как антоним к слову «война», но и имеет значение «вселенная», «земной шар», «все люди, род человеческий», согласно словарю В.И. Даля.
Л.Н. Толстой осмысливает утверждение «Человек – это особый мир» с помощью художественного принципа «Диалектики души». На его основе автор формирует характеры героев. Наташа Ростова, князь Андрей, Пьер Безухов предстают во всей сложности и многоплановости своего внутреннего мира.
Исторические события 1812 года влияют на судьбы всех персонажей. Однако тема войны находит свое выражение и в светской жизни. Так, Курагины и Трубецкие ведут «войну» за наследство и сферы влияния, Анатоль мечтает «завоевать» Наташу, Элен – покорить Пьера.
Мир как отсутствие вражды, ссоры царит в семье Ростовых, а затем в счастливых брачных союзах Наташи и Пьера, Николая Ростова и княжны Марьи. Старый же князь Болконский нередко деспотичен в отношениях со своими домашними, но он искренне к ним привязан.
Атмосфера фронта и штаба, семейные сферы Болконских, Ростовых, Безуховых, Курагиных, высший свет и народная жизнь пересекаются и взаимодействуют именно в период войны. Пьер во время плена попадает в чужой ему мир народа и постигает его великие законы. Идея гармонии, всеединства находит отражение в сие героя, который Безухов видит после убийства Каратаева. Шар – Земля, Вселенная – покрыт каплями, «плотно сжатыми между собой». Это и есть миры отдельных людей. Для человека важно в итоге ощутить себя частью большого мира, слиться с ним. Война в душе, в семье, в большом мире разрушительна.
Все это позволяет говорить о многомерности заглавия романа – эпопеи, о том, что в нем заключено «нераскрытое содержание» текста Л.Н. Толстого.



2. Изображая могилу Базарова в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенев нарушает прямой порядок слов в предложении: «Железная ограда ее окружает…». Скажите, как называется такая фигура речи?
- Инверсия

3. Скажите, как вы думаете в величайшем памятнике древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», какая знаменитая реалия княжеского быта нашла отражение в толковании боярами сна Святослава?
- Соколиная охота

4. Скажите, какой термин используется для обозначения крылатых образных изречений, принадлежащих героям известных литературных произведений? («Человек! Это – великолепно! Это звучит гордо!»)
- Крылатые слова (афоризм)

5. Раскройте глубокий гуманистический смысл одного из «пронзительных» фрагментов произведения Н.В. Гоголя «Шинель»: «И долго потом, среди самых веселых минут, представлялся ему как низенький чиновник с лысинкою на лбу, проникающими своими словами: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» - этих его проникающих словах звенели другие слова: «Я брат твой».
- Одним из важных принципов всей русской литературы XIX века и творчества Н.В. Гоголя в частности является гуманизм. Повесть Н.В. Гоголя «Шинель» дает нам урок подлинной человечности и сострадания. Судьба не была благосклонна к главному герою произведения. Бессердечие сослуживцев Акакия Акакиевича Башмачкина, их маленькие подлости по отношению к нему, ведь он переписчик бумаг не встречали протеста с его стороны. Герой лишь только произносил фразу, ставшую лейтмотивом повести: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?». Единственный, кто посочувствовал Башмачкину, был бедный молодой человек, услышавший в словах Акакия Акакиевича справедливое обвинение в бесчеловечности. Н.В. Гоголь призывает нас пожалеть героя, прежде всего потому, что не сбылись его надежды, связанные с новой жизнью; автор утверждает мысль на достойное к себе отношение, ведь он «брат наш», о праве «маленького человека».



6. Скажите, к какому известному типу литературных героев («новые люди», «лишний человек», «маленький человек») можно отнести Акакия Акакиевича Башмачкина?
- Гоголевский Акакий Акакиевич Башмачкин, принадлежит, бесспорно, к типу «маленьких людей», и эту галерею в классической русской литературе открывает А.С. Пушкин. В "Повести покойного Ивана Петровича Белкина", Самсон Вырин станционный смотритель , униженный и оскорбленный сильными мира сего, вызывает острое сочувствие и жалость. Представители мелкого чиновничества, «мелкие люди» Пушкина, - сложные, глубокие натуры.
У Гоголя изображение «маленького человека» приобретает иное звучание. Его герои стоят на самой низкой ступеньке служебной лестницы. Акакий Акакиевич Башмачкин производит впечатление забитого, жалкого недалекого человека. Он ограничен не только духовно, но и своим социальным положением. Его родные – буквы, его любимая – шинель. Гоголевский герой умирает не от оскорбления и унижения, а от страха, напуганный «распеканием» «значительного лица». Эта ситуация перекликается с сюжетом рассказа А.П. Чехова «Смерть чиновника», отношение писателя к герою принципиально отличается от гоголевского: Червякова не жаль, он «мелкий» человек, а не «маленький». Продолжают гоголевскую традицию, Ф.М. Достоевский, который создает уже иной образ «мелкого» чиновника Макара Девушкина («Бедные люди»), как бы восстанавливая «маленького человека» в правах.

7. Как вы думаете, почему А. Блок в своем стихотворении «В ресторане», наделил героиню «речью» («кричала», «сказала» ), оставил своему герою «язык жестов» («послал черную розу в бокале», «отдал поклон» и т.д)?
- Благородство лирического героя А. Блока проявляется в молчаливом жесте. Это выгодно подчеркивает его превосходство над безымянной посетительницей ресторана. Действие чаще несет символический смысл выразительнее слова. Таинство признания обретает предметную выразительность «черной розы в бокале/Золотого, как небо, аи». Ответ женщины прозаичен и будничен, ее язык понятен, он обещает продолжение знакомства.
В стихотворении «Незнакомка» автор делает героев безмолвными. Молчание их становится способом выявления авторской позиции («мысль изреченная есть ложь»)

8. Скажите, в каких произведениях русской поэзии звучит мысль о трагическом «разладе» человека и природы и в чем своеобразие художественной реализации этой мысли у Ф. И. Тютчева?
- Восхищаясь красотой, величием, многообразием Божьего мира, герой Ф.И. Тютчева предчувствует, что истина ускользнет от взыскующего человеческого духа. Ощущение вековых противоречий между человеком и природой свойственно многим русским поэтам. Так, в неоконченной поэме «Сорокоуст» в образах «стальной конницы» и «красногривого жеребенка» С.А. Есенин создает пронзительную картину уничтожения старого уклада и прихода на смену ему технической цивилизации. Философская лирика А.Т. Твардовского исполнена скрытой боли из – за столкновения человеческого и природного миров:
Вдруг – сад корчуй
Для расширения пашни,
Вдруг клеверище
Запускай под лес…


9. Скажите, в каких произведениях русской литературы любовь становится причиной переоценки героями всех жизненных ценностей?
- Страсть тургеневского героя Базарова заставляет его распрощаться с нигилизмом, переоценить свои жизненные принципы. Встреча с Одинцовой обнаруживает в нем способность любить.
Основываясь на классической традиции , И.А. Бунин и А.И. Куприн создали образцы прекрасной любовной прозы. Их концепции любовного чувства противоположны во многом : любовь у Куприна светла, романтична, вечна, зачастую носит трагедийный оттенок; чувство в произведениях Бунина земное, стихийное и тоже драматическое. Мысль об исключительности любви, меняющей человека, объединяет писателей.
Бедный чиновник Желтков, герой рассказа «Гранатовый браслет», посвящается предмету своей любви, княгине Вере Николаевне Шеиной, жизнь. Умирая, он благодарит ее за то, что она была «единственной радостью в жизни». Стихийное чувство героев «Солнечного удара» И.А. Бунина становится для них потерей рассудка и в то же время безмерным счастьем . Поручик ощущает себя другим человеком, так как приобщается к тайне и вечности.
Так сюжетный мотив испытания любовью становится сквозным в русской литературе XIX – XX веков.

10. Как вы можете прокомментировать содержание философских раздумий Гурова в рассказе А.П. Чехова «Дама с собачкой». Объясните, какую роль в дальнейшем развитии сюжета они играют («…думал о том, как, в сущности, если вдуматься, все прекрасно, на этом свете все, но только кроме того, что мы сами мыслим и делаем, когда забываем о высших целях бытия, о своем человеческом достоинстве»)
- Дмитрий Дмитриевич Гуров, герой чеховского рассказа «Дама с собачкой», встречает в Ялте молодую женщину, которая нарушает привычное течение его прежней жизни. Он часто изменял своей жене, до встречи с Анной Сергеевной, поэтому о женщинах всегда отзывается дурно: «Низшая раса!». Возможность легкого и приятного сближения виделась чеховскому герою и в отношениях с Анной Сергеевной, но все случилось иначе.
Драма Гурова, обремененного семьей: только несостоявшееся счастье, нелюбимая жена, не та работа – филолог по образованию, он готовился петь в частной опере, а служит в банке, имеет в Москве два дома - это драма Ионыча.
Анна Сергеевна не была похожа ни на один из известных ему типов женщин. Она искренне раскаивалась в измене мужу и, как и Гуров, искала другой жизни, не будучи счастлива в браке. Если бы героев не свела судьба в Ялте, они никогда не узнали бы счастья. Курортный роман изменил их обоих. В жизнь героя вошла любовь: "Анна Сергеевна… шла за ним всюду, как тень…». И вот Гуров едет в С. За своей возлюбленной, их встречи продолжаются в Москве, куда раз в два – три месяца приезжает тайком от мужа героиня.
Вспомнив о «высших целях бытия, о своем человеческом достоинстве», Гуров «полюбил, как следует, по – настоящему – первый раз в жизни». Чувство преобразило обоих, они осознали, что «самое сложное и трудное еще только начинается».

Занятия с книгами - юность питают, старость увеселяют, счастье украшают, в несчастии доставляют убежище и утешение, дома радуют, вне дома не мешают...
М. Цицерон


Рекомендуем посмотреть:

Литературная викторина с ответами для школьников 8 - 11 классов Литературная викторина с ответами для учащихся 9-10 класса Литературная викторина с ответами для учащихся 11 класса Литературная викторина с ответами для учащихся 10 класса

Похожие статьи:

Литературные конкурсы для старшеклассников с ответами. Сценарии

Игра «Перевертыши» по литературе для старшеклассников с ответами

Литературная викторина с ответами для старшеклассников «Чтение – праздник для души» | Литературная викторина с ответами для школьников 10-11 класса «Книга сегодня - книга навсегда»
Опубликовано: 2210 дней назад (1 апреля 2018)
Просмотров: 4194
+41
Голосов: 41
Ирина Николаевна Ступченко # 1 апреля 2018 в 15:07 +3
Как всегда интересно и увлекательно. Отличная публикация, замечательная викторина, безупречное содержание. Голос!
Софья Владимировна Юхнина # 2 апреля 2018 в 08:17 +5
Инна Владиславовна, здравствуйте! Благодарю за приглашение на литературную викторину для старшеклассников «Пусть чтение зажигает сердца». Грамотно! Познавательно! С глубоким смыслом, задумываешься над каждым вопросом. Проиллюстрирована разработка, как всегда безупречно, а высказывания М. Цицерона - отличный итог.
Мой голос +2, ВДОХНОВЕНИЯ ВАМ!!!
Екатерина Васильевна Голубева # 2 апреля 2018 в 16:15 +1
Очень познавательная викторина! Содержание очень насыщенное и интересное. Присутствуют интересные иллюстрации. В мир компьютерных технологий, так важно, чтобы дети чаще читали и любили книги!!! Голос!
Любовь Васильевна Шереметова # 2 апреля 2018 в 18:36 +1
Очень интересная викторина! Даже мне - учителю математики захотелось в ней поучаствовать. Спасибо!
Ольга Геннадьевна Лебедева # 2 апреля 2018 в 21:04 +2
Добрый вечер, Инна Владиславовна! "Пусть чтение зажигает сердца" - как правильно, как тонко подмечено. Ваши викторины именно этому и способствуют. Я бы сказала - для души и для ума!...
Материал викторины легко воспринимается, вопросы, как всегда, продуманы, понятны и интересны.
Примите мой восторженный голос!
Светлана Альбертовна Котельникова # 2 апреля 2018 в 23:07 +1
Инна Владиславовна! Ваши литературные викторины заставляют задуматься над смыслом жизни, размышлять о человеческих характерах и судьбах. Классика всегда актуальна! Спасибо, за воспитание любви и интереса старшеклассников к литературе.
Примите мой голос!
Татьяна Юрьевна Суховерша # 2 апреля 2018 в 23:51 +3
Здравствуйте, Инна Владиславовна!
С большим удовольствием прочла Вашу публикацию. Думаю, литературная викторина для старшеклассников «Пусть чтение зажигает сердца» будет интересна и взрослым. Такие Уроки способствуют углубленному восприятию литературных произведений, побуждают к размышлению, пониманию, сопереживанию. Благодарю за приглашение и голосую с пожеланием успеха!
Ольга Константиновна Макарова # 4 апреля 2018 в 06:08 +2
Поддерживаю выбранную Вами актуальную интересную тему для викторины +1! Удачи!
Мира Симеунович # 5 апреля 2018 в 23:24 +5
Здравствуйте, Инна Владиславовна! Голосую за очередную Вашу викторину, которая, "зажигая сердца", прививает интерес учащихся к систематическому чтению великой русской литературы. Читая, они приобретают умение замечать детали, наблюдать, а не только смотреть. Развиваются их творческие способности, потому что невозможно читать Толстого, Пушкина, Чехова, Тургенева, Гоголя, Блока (…), а не стать творческим, мыслящим человеком. Вы на самом деле «питаете» их юность книгами! Молодец! С удовольствием голосую! Творческих Вам успехов!
Ершова Анастасия Валерьевна # 21 апреля 2018 в 19:40 +2
Спасибо за интересную викторину! С удовольствием голосую!