Автор: Соколовская Инна Владиславовна – педагог – библиотекарь, учитель ОПК МБОУ Тацинская СОШ № 3 Ростовская область
Описание материала: "Поэзия, может стать ответом на самые острые и глубокие духовные вопросы современного человека – но для этого необходимо привлечь к ней как можно более широкое общественное внимание. Кроме того, Всемирный день поэзии должен дать возможность шире заявить о себе малым издательствам, чьими усилиями, в основном, доходит до читателей творчество современных поэтов, литературным клубам, возрождающим извечную традицию живого звучащего поэтического слова" – говорится в решении ЮНЕСКО. Трудно себе представить нашу жизнь без искусства, музыки и поэзии. Сегодня на уроке мы поговорим о поэзии…
Библиотечный урок для учащихся 7 – 9 классов. Использовать материал можно в самой разнообразной форме. На выбор учителя.
Цель: Формирование общекультурной компетентности учащихся через восприятие литературы
Задачи:
- расширить представление детей о поэзии.
- развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно.
- прививать интерес к поэзии и литературе.
Оборудование: Выставка книг
Библиотечный урок «Поэзия как волшебство»
Всемирный день поэзии
Какие общие для всех праздники вы знаете? Новый год, День Победы, ну еще. Может быть, Первое мая – день труда и весны… . а есть Всемирный день поэзии. Его было решено учредить в 1999 году, на 30-й сессии генеральной конференции ЮНЕСКО. Почему вдруг такое внимание было уделено поэзии? Ну, стихи, ну и что? А между тем «поэзия, - говорится в решении ЮНЕСКО, - может стать ответом на самые острые и глубокие духовные вопросы современного человека, но для этого необходимо привлечь к ней как можно более широкое общественное внимание…». Вот как важно звучит. Конечно, можно было бы и это решение об учреждении Дня поэзии написать в рифму…. Но мы – то с вами уже знаем, что не все. Что написано в рифму, можно считать поэзией. Первый День поэзии проходил в Париже, а теперь его отмечают во всем мире, в том числе и в России. Празднуется он 21 марта. Таким образом, и у поэтов, и у читателей стихов есть общий праздник, и это прекрасно.
Пиит или поэт?
Чем же таким особенным пиит отличается от поэта? Пиит – славяно - византийская форма слова «поэт»; в старину она часто употреблялась и звучала очень торжественно. Вот, к примеру, у Пушкина:
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Теперь же слово «пиит» чаще всего употребляется в ироническом смысле. А может быть, это просто оттого, что среди нынешних поэтов нет своего Пушкина?
Имажинизм
Каких только течений в поэзии, поэтических школ и «школок» не было в бурные 1920- е годы. И каждая из них считала себя «главной дорогой поэзии», не давая остальным права называться поэтами. Футуристы воевали с символистами, акмеистами ни во что не ставили футуристов, а имажинисты кричали «долой» и тем, и другим…
Кто такие имажинисты и в чем они видели свою задачу в поэтическом творчестве? «Образ и только образ», - утверждали они в своей «Декларации», сочиненной в 1919 году и подписанной Сергеем Есениным, Рюриком Ивневым. Анатолием Мариенгофом и Вадимом Шершеневичем. «В наши дни квартирного холода только жар наших произведений может согреть души читателей…. От нашей души, как от продовольственной карточки искусства, мы отрезаем майский. Весенний купон…»
Как поэтическое течение имажинизм прожил всего несколько лет. Да и зачем нужна была какая – то «школа» такому поэту, как Сергей Есенин? Но «согреть душу читателю» этим поэтам удалось. Во всяком случае, сегодня на полках библиотек и в магазинах всегда можно найти и томики «Избранного» Рюрика Ивнева, Вадима Шершеневича, а стихи классика нашей литературы Сергея Есенина знакомы каждому школьнику.
Лубок и раёк
Лубок
Лубок, как «поэзия для народа», зародился еще в конце XVIII века. Поначалу так назывались стихотворные или прозаические подписи к картинкам, напечатанные с «лубка» - липовой доски, где эта картинка с подписью была вырезана. Потом техника печати изменилась, а название – осталось. Постепенно лубком, лубочной литературой стали называть все дешевые (и часто весьма примитивные) издания, которые издавались для малограмотных читателей. Большинство лубочных издателей жили в Москве, в районе современной Никольской улицы и Лубянской площади, здесь же были и лавки, торгующие такого рода литературой. Отсюда такие стихи уличные торговцы (офени) разносили по всей России.
Особого рода лубки выпускались с политическими целями. Во время войны с Наполеоном по России ходило множество лубков, высмеивающих французского императора и прославляющих подвиги русских солдат и партизан. Печатались лубки и во времена Крымской войны (1853 - 1856), и во времена Русско-японской войны (1904 – 1905)…
Генерал японский Ноги –
Батюшки! -
Чуть унес от русских ноги –
Матушки!
Такая подпись была под одной из картинок о Русско –японской войне, в огромном количестве печатавшихся с одной задачей – поднять дух нашего народа, удивлявшегося тому, что нашу «непобедимую» армию бьют какие – то японцы.
Раек
А раек (раешный стих) – это древнейшая форма русского стиха, который мог носить и сатирический характер, и характер простого балагурства. Таким стилем говорили ярмарочные зазывалы, артисты кукольных бродячих театров, выступавших с неизменным Петрушкой. Вот как, к примеру, зазывал покупателей в начале XX века продавец лотерейных билетов, распространявший их на одной из бесчисленных ярмарок:
А вот, господа, разыгрывается лотерея.
Воловий хвост да два филея!
Еще разыгрывается чайник без крышки, без дна
Только ручка одна!..
Ну, ребята, налетайте –
Мои билеты раскупайте!
Вам билеты на цигарки сгодятся.
А у меня в мошне рубли зашевелятся!
Но райком не брезговали и настоящие поэты. Например, так хорошо вам знакомая «Сказка о попе и работнике его Балде» написана в стиле райка:
Жил – был поп,
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой – какого товару.
Навстречу ему Балда
Идет, сам не зная куда…
Вот такие это жанры народной поэзии – лубок и раёк.
Моностих
Вы уже знаете, ребята, что стихотворение – это написанное стихами (поэтическими строчками) художественное произведение, сравнительно небольшое по объёму. Но, оказывается, бывают стихотворения, состоящие из... одной строки. Такое стихотворение и носит название моностих. В русской поэзии моностих никогда не был слишком распространен. Правда, когда рассказывают об истории нашей поэзии рубежа XIX – XX веков, то обязательно в качестве примера приводят стихотворение Валерия Брюсова, состоящее из одной строки: «О, закрой свои бледные ноги». В наше время мастером моностиха можно считать поэта – юмориста Владимира Вишневского, который плодотворно работает в этом шуточном жанре.
Научная поэзия
Использовать стихи как способ популяризации научных знаний стали еще в глубокой древности. Две тысячи лет назад Лукреций Кар написал поэму «О природе вещей», бывшую настоящей энциклопедией научных идей той эпохи. А в России «срастил» науку с поэзией вездесущий Михаил Васильевич Ломоносов, написавший «Письмо о пользе стекла», а потом и «лингвистические» стихи об «акающем» московском говоре:
Великая Москва в языке столь нежна,
Что А произносить за О велит она…
В начале XX века продолжателями традиций научной поэзии стали известный поэт Валерий Брюсов, написавший «Мир электрона», а также известный химик, профессор Московского университета и поэт – любитель Н.М. Славский, сочинивший целую поэму об углероде. Поэма «Карбониада» была написана размером гомеровской «Илиады» и в 12 песнях рассказывала обо всех достоинствах и превращениях углерода, свершаемых им во время химических реакций:
… Если же три Гидроксила три Водорода заменят.
То от Метана – отца переход к Кислоте Муравьиной
Быстро идет, с выделеньем воды, потому что бессилен
Атом один Углерода несколько Водных Остатков
Прочно держать при себе…
А в 1920-е годы была издана небольшая книжечка «Склонение в стихах», изданная в Рязани, где автор, некий В. Эйхе дает понять детскому читателю, как меняют окончания слова при склонении. Чтобы не упустить ничего из «грамматической пользы» этой книжки, приведем для вас одно из стихотворений (хотя поэзией это можно назвать только условно) почти полностью:
В берегах своих слегка
Плещет волнами река.
Дружно к берегу реки
Тянут сети рыбаки.
Перевозчик по реке
Тихо едет в челноке.
Мирно на реку, на лов
Пусть свой держит рыболов.
У парома за рекой
Мужики стоят гурьбой.
Там же дети на реке
Ищут ракушки в песке…
А дальше автор склоняет ту же самую реку, но уже во множественном числе…. Интересно, а помогла ли эта незамысловатая книжица какому – то школяру лучше разобраться в грамматике?
Хорей
Хорей – это стихотворный размер (как уже знакомые нам амфибрахий. Анапест и дактиль). Это двухсложная стопа с ударением на первом слоге. Например:
Сквозь волнистые туманы
Пробивается луна,
На печальные поляны
Льет печальный свет она…
Это стихи Александра Пушкина, которые вы наверняка учили в школе. А теперь вы не только знаете их наизусть, но и запомните, что это – четырехстопный (состоящий из четырех пар слогов – ударного и безударных) хорей.
Макаронические стихи
«Это что еще за макароны такие в стихах?!» - спросите вы, и будете правы. Стихи – это философия, лирика, тонкие чувства и переживания, а макароны – итальянское блюдо, которое вам дают как гарнир к котлетам…
Тем не менее макароническая поэзия существует. И ее название ведет происхождение от тех самых итальянских макарон (maccheroni), которое мы упомянули. Дело в том, что это – шуточные, сатирические стихи, которые буквально напичканы (как макаронами) разными иностранными словами или словами, переделанными на иноземный манер. Макаронические стихи были известны еще поэтами Древнего Рима, писали их и в Средние века.
В России самым известным автором стихов такого рода был поэт XIX века И. Мятлев, написавший знаменитые «Сенсации и замечания госпожи Курдюковой за границей, в которых высмеял страсть наших дворян к употреблению – к месту и не к месту – иностранных слов:
Берег весь кишит народом
Перед нашим пароходом:
Да мамзель, де кавалье,
Де попы, де зофисье,
Де коляски, де кареты,
Де старушки, де кадеты –
Одним словом, всякий сброд…
Поэма
Поэма – это такое очень большое стихотворение эпического или лирического характера. Знаменитые «Одиссея» и «Илиада», написанные несколько тысячелетий назад Гомером, - это эпические поэмы. Поэмы писали М. Херасков, Е. Баратынский, А Пушкин, К. Баратынский, А. Пушкин. К. Рылеев, М. Лермонтов, В. Брюсов, А. Блок, В. Маяковский…
Да и некоторые писатели, писавшие прозой, называли свои произведения поэмами. Например, Николай Васильевич Гоголь считал «Мертвые души» поэмой, собираясь построить ее по форме «Божественной комедии» Данте в трех частях (Ад, Чистилище, Рай). Но, как вы знаете, успел закончить только первую часть, а вторую часть поэмы сжег незадолго до смерти…
Ритм
Что такое ритм? Это чередование, волнообразный повтор каких – либо элементов, происходящий с определенной последовательностью – звуков в музыке, па – в танце…. Ритм в стихах – это постоянное повторение (чередование) ударных и безударных слогов, рифмованных окончаний строк. Ритм обязательно есть в любом стихотворении – его только нужно услышать
Рифма всякая важна
Что такое рифма, знают все. Или, вернее, думают, что знают. Если относиться к этому с точки зрения литературоведа, то рифма – это звуковой повтор в конце двух (или нескольких) стихотворных строк. У российских пиитов XVII – XVIII веков такой повтор называется краесогласием. Для чего это делается? Во – первых рифма заставляет стихи «звучать», рифма – это «музыка» стиха. А во – вторых, каждый поэт стремится заставить рифму работать на написанное им стихотворение, подчеркивая его смысл и форму. Вот, к примеру, что писал в статье «Как делать стихи?» Владимир Маяковский: «рифма возвращает вас к предыдущей строке, заставляет помнить ее, заставляет все строки, оформляющие одну мысль, держаться вместе…. Рифма связывает строки, поэтому ее материал должен быть еще крепче, чем материал, пошедший на остальные строки…»
Но рифма рифме – рознь. Поэты и исследователи стиха различают рифмы точные и приблизительные, богатые и бедные, а также составные, тавтологические (повторные) – и все это по характеру звучания. А еще рифмы делятся на мужские и женские. В мужских рифмах ударными бывает последний слог, а в женских – предпоследний. Если же ударными является третий с конца слог, то такая рифма называется дактилической. Рифму называют открытой, если она заканчивается гласным звуком, и закрытой – если согласным…. Вы не устали от этого разложения поэзии на составные части? Тогда продолжим анализ.
Теоретики стиха много чего придумали и написали о рифме. Рифма – это главное в стихах, которые, впрочем, могут обходиться и без нее. Ведь вы уже прочитали главы «Белый стих», «Верлибр и вольный стих» и убедились сами.
Элегия
Элегия – жанр поэзии, который был развит в античные времена. Его любили поэты Древней Греции и Рима…. В элегиях были смешаны грусть и радость, чувства и размышления…. В России XIX века элегия получила новую жизнь – такие стихи писали В. Жуковский, А. Пушкин, Н. Языков, Н. Некрасов. А. Фет…. Встречаются элегии и в сборниках поэтов XX века. Вот, например, строки из «Осенней элегии» Александра Блока:
Как мимолетна тень осенних ранних дней,
Как хочется сдержать их раннюю тревогу,
И этот желтый лист, упавший на дорогу,
И этот чистый день, исполненный теней…
Рекомендуем посмотреть:
Урок поэзии в школе, 7-8 класс
Библиотечный урок «О поэзии», 7-8 класс
Библиотечный урок для учащихся 7 – 9 классов к Всемирному дню поэзии
Православный библиотечный урок для школьников
Похожие статьи:
Сценарий мероприятия по творчеству Есенина в библиотеке