Падежи существительного. Падежные вопросы
Автор: Саттарова Виктория Владиславовна, учитель начальных классов 1-й квалификационной категории МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7» г. – к. Анапа
Цель: Познакомить с падежами имён существительных. Научить определять падежи имён существительных по вопросам.
Задачи:
Образовательные – Ввести названия падежей и падежные вопросы. Научить детей правильно задавать падежные вопросы.
Развивающие – Развитие мыслительных операций посредством наблюдений, сравнений, сознательного восприятия учебного материала, развитие устной и письменной речи учащихся, способствовать развитию творческой деятельности учащихся, развитие коммуникативных и познавательных действий.
Воспитательные - Воспитывать познавательную активность, любовь к родному языку, настойчивость в достижении цели и уверенность в себе, воспитание культуры общения, аккуратность в работе.
Оздоровительные – Формирование правильной осанки, гигиенических навыков письма и чтения, развитие мышц глаз, укрепление нервной системы.
Оборудование: компьютер, доска, карточки с заданиями, памятка с правилами.
Тип урока: комбинированный (урок ознакомления с новым материалом – 2 урок)
Форма работы:работа в парах
Методы работы: словесные(рассказ, беседа), наглядные (памятка),
практические (работа по карточкам).
Ход урока
1. Организационный момент
2. Психологический настрой:
Для того, чтобы настроиться на работу, давайте повернёмся направо, и улыбнёмся своему соседу справа. А теперь повернёмся налево и улыбнёмся своему соседу слева.
3. Постановка целей и задач:
Сегодня мы с вами продолжим работу над падежами имён существительных и для закрепления этого материала, будем тренироваться в правильной постановке вопросов к именам существительным и в определении падежа имени существительного.
4. Работа над темой: - написание числа в тетрадь.
Минутка чистописания
- прописывание элементов и букв: ____________________
- Работа над пословицей: дано слитное написание пословицы: Человекбездрузей, чтоптицабезкрыльев. (Человек без друзей, что птица без крыльев).
Задание:
• Разделить пословицу на слова и прочитать её.
• Объяснить смысл пословицы.
• Вспомнить написание предложения, объяснить все орфограммы.
• Списать пословицу в тетрадь.
Словарная работа:
На доске записаны слова: кефир, сливки, сметана, творог.
- Прочитайте эти слова про себя, по какому признаку можно объединить эти слова? - они сделаны из молока.
- Работа над словарными словами:
• Прочитайте хором 1 слово - кефир.
Этот продукт – замечательный поставщик кальция и фосфора, без которых все мы пали бы жертвой кариеса и постоянно страдали бы от переломов костей.
Сколько слогов в этом слове? На какой слог падает ударение? (поставить). В каком месте мы можем допустить ошибку? (безударная гласная - подчеркнуть орфограммы). Можем ли подобрать проверочное слово? (нет)
• Прочитайте хором 1 слово - сливки.
Сливки — промежуточный этап между молоком и маслом.
Сколько слогов в этом слове? На какой слог падает ударение? (поставить). В каком месте мы можем допустить ошибку? (парная согласная в середине слова - подчеркнуть орфограммы). Можем ли подобрать проверочное слово? (сливочки)
• Прочитайте хором 1 слово - сметана.
Свое название сметана получила от изначального способа производства сметаны в домашних условиях. После того, как сливался верхний слой отстоявшегося молока, веничком или ложкой собирали (сметали) второй слой, находившийся под сливками. Это и есть сметана — продукт высокопитательный, вкусны.
Сколько слогов в этом слове? На какой слог падает ударение? (поставить). В каком месте мы можем допустить ошибку? (подчеркнуть орфограммы). Можем ли подобрать проверочное слово? (нет)
• Прочитайте хором 1 слово - творог.
Творог (от слова «творить») – кисломолочный продукт, получаемый в результате сквашивания молока.Творог обеспечивает нормальную работу нервной системы. Творог используют не только как пищевой продукт. Его используют в виде всевозможных масок, кремов и мазей для кожи лица и тела. Теплым творогом лечат ожоги.
Сколько слогов в этом слове? На какой слог падает ударение?(поставить).
Проблемный вопрос: Как вы думаете, а на какую же гласную падает ударение в этом слове?
«В наше время употребление в речи слова творОг с ударением на последнем слоге является традиционным и более корректным. Однако если вы вдруг произнесете твОрог с ударением на первом слоге ничего страшного, такой вариант в современной речи вполне себе допустим».
В каком месте мы можем допустить ошибку? (подчеркнуть орфограммы). Можем ли подобрать проверочное слово? ………ответы детей.
- Запись словарных слов в тетрадь.
5.Физминутка: музыкотерапия + тренажёр для глаз.
Рассказ
На прошлом уроке мы с вами научились изменять имена существительные по вопросам, по другому это называется изменением по падежам или склонением. Сегодня мы продолжаем эту работу.
Слово падеж произошло от латинского слова cаsus (казус) – падение. Ученые заметили, что имя существительное имеет прямую форму (основную) и косвенную, то есть как бы отклоняющуюся от прямой. Отсюда и известный термин «склонение».
Чтобы лучше запомнить названия падежей, послушайте небольшой рассказ: «Откуда пошли названия падежей?»
Он еще не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать – Именительный.
Родился – стал Родительный.
Пока был малышом, ему все давали, и он стал Дательный.
Но он был и большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал Винительный.
Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал Творительный.
Он всем предлагал свою помощь, о нем заговорили и назвали теперь Предложный.
Памятки раздать:
Пользуясь памяткой, назовите вопросы И.п., какое вспомогательное слово нам поможет правильно поставить вопрос?
(такая же работа проходит со всеми остальными падежами и вопросами)
Падеж Вспомогательное слово Падежный вопрос
И.п. Есть кто? что?
Р.п. Нет кого? чего?
Д.п Дать кому? чему?
В.п. Винить кого? что?
Т.п. Горжусь кем? чем?
П.п. Говорю о ком? о чём?
Работа на повторение:по карточкам – в парах.
Поставить и записать падежные вопросы к имени существительному, определить падеж, выделить окончания.
Пишу карандашом - __________ ? __________
Книга сестры – __________ ? __________
Звоню бабушке – __________ ? __________
Урок математики – __________ ? __________
Читаю журнал – __________ ? __________
Радуюсь солнцу – __________ ? __________
Говорю о друге – __________ ? __________
Мама ушла – __________ ? __________
- проверка задания.
(Карточки подписать и сдать в конце урока).
Работа на закрепление: самостоятельная работа в тетради.
- Придумай, запиши и просклоняй любое слово в тетради, выдели окончание (измени по вопросам). – проверка работы.
6. Итог работы. Рефлексия.
Чем занимались на уроке?
Что нового узнали?
У кого из вас вызвало затруднение склонение имён существительных?
7. Домашнее задание: выучить падежные вопросы, стр. 67 упр. 181.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока русского языка по теме «Понятие об окончании слова» 3 класс
Конспект урока русского языка в 3 классе
Проверочные тесты по русскому языку в 3 классе на тему: Имя прилагательное
Дидактические задания по русскому языку, 3 класс
Похожие статьи:
Конспект урока по русскому языку, 3 класс
Итоговые тесты по русскому языку 3 класс с ответами
Конспект урока русского языка в 3 классе по теме: Суффиксы
Внеклассное мероприятие по русскому языку для 3 класса
Конспект урока русского языка в 3 классе по программе «Школа 2100»