Из опыта работы учителя технологии. Развитие критического мышления школьников при обучении технологии
Описание: в данной статье рассматривается технология развития критического мышления при обучении технологии. Материал предназначен для ознакомления учителей.
Цель – описать приемы и методы технологии развития критического мышления при обучении технологии.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Охарактеризовать приемы и методы ТРКМ.
3. Описать педагогический опыт по использованию ТРКМ.
4. Дать рекомендации по теме исследования.
***
В настоящее время каждый человек находится в постоянном окружении глобальных информационных потоков (Интернет, телевидение, печатные информационные издания и пр.). Не все из них несут достоверную информацию, часто она бывает необъективной, ненаучной, противоречивой. В связи с этим одной из задач современного образования является формирование у школьников способности критически воспринимать всю поступающую информацию и в ходе мышления устанавливать истину.
При обучении технологии в школе ученики знакомятся с различными инновационными технологиями, новейшими материалами и способами работы с ними, дизайнерскими тенденциями и пр. Перед школьниками постоянно стоит задача выбора: из каких материалов изготовить изделие, какую технологию использовать для этого, каковы последствия их деятельности и перспективы созданных продуктов и т. д. Представленная по этим вопросам информация в СМИ очень противоречива и требует критического подхода к ее восприятию.
В психолого-педагогической литературе предлагаются различные технологии, формы и методы развития критического мышления: проблемное обучение, дискуссии, методы ТРИЗ и др.
На мой взгляд, на начальном этапе развития критического мышления школьников – этапе формирования умений работать с информацией, целесообразно использование технологии развития критического мышления (ТРКМ) [1; 2]. Данная технология помогает ученику овладеть способами вдумчивого чтения, структурирования материала, постановки и решения проблем, рефлексивного письма, помогает овладеть методами групповой работы, умением задавать вопросы и аргументировано вести дискуссию.
Каждый прием, используемый в технологии развития критического мышления, многофункционален, работает на развитие комплекса мыслительных операций, а выстроенные вместе в логике «вызов–осмысление–рефлексия» они способствуют развитию рефлексивных способностей и помогают обучающимся овладеть умением учиться самостоятельно.
Рассмотрим эти приемы и их применение на уроках технологии подробнее:
«Верные и неверные утверждения». Прием применяется при изложении нового материала или закреплении пройденного. Рассмотрим его применение при изучении темы «Сервировка стола. Культура поведения за столом». После вступительного слова учителя о правилах поведения во время еды, учащиеся разбирают ситуации, которые могут возникнуть во время приема пищи. В заключение обсуждения учитель предлагает ребятам послушать вредные советы Григория Остера [3]. После прослушивания текста школьники обсуждают, верны ли данные советы, обосновывают свой ответ. Используемый прием ТРКМ позволит осмыслить и обобщить полученную при изучении новой темы информацию, способствует формированию собственного отношения к изучаемому материалу, развивает интерес к предмету.
«Корзина». Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по изучаемой на уроке теме. Затем школьники обмениваются информацией в парах и выясняют, в чем совпали имеющиеся представления, а по поводу чего возникли разногласия. Далее каждая пара называет сведение или факт, не повторяя ранее сказанного, а учитель записывает это в «корзину» (условно изображенную на доске). Далее в ходе урока по мере освоения новой информации уточняются высказывания учеников, исправляются ошибки, а разрозненные факты, мнения, понятия связываются в логическую цепочку.
Рассмотрим применение данного приема при изучении темы технологии «Цвет в художественном оформлении вязаных изделий».
На слайде изображена корзина. Перед обучающимися поставлена задача: вспомнить все, что они знают из курса изобразительного искусства и технологии о цвете. В результате в корзину могут попасть такие высказывания обучающихся: «цвет – это световые лучи», «цвет – это радуга», «холодные и теплые цвета», «основные и дополнительные цвета», «светлота и темнота», «контраст», «цвет влияет на настроение» и т. д. Используемый прием ТРКМ позволяет актуализировать знания школьников по теме урока, активизировать их мыслительную деятельность.
«Пометки на полях» или «Инсерт». По мере чтения текста ученики ставят маркировочные знаки карандашом на полях. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте. Пометки должны быть следующие:
- знаком «галочка» (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику;
- знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом;
- знаком «минус» (-) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе;
- знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.
Например, при изучении темы «Пищевые вещества и их роль в питании» обучающимся предлагается подготовленный из различных источников информации распечатанный текст: «Краткая история открытия витаминов».
Отрывок из текста:
Слово «витамины» происходит от двух латинских слов «vita», что означает «жизнь», и химического названия «amini», т.е. азотистые соединения, содержащие аминную группу (NH2) – азот и присоединенные к нему два атома водорода.
Дальнейшими исследованиями было установлено, что только некоторые витамины имеют в своем составе аминогруппы, название «витамины» все же сохранилось, подчеркивая жизненно важное значение этих веществ.
Основоположником учения о витаминах является русский ученый – врач Николай Иванович Лунин. Им впервые была изготовлена синтетическая смесь, содержащая все пищевые вещества, входящие в состав молока (белки, жиры, углеводы, минеральные соли и вода). ….» [4].
Далее учитель объясняет правила расстановки маркировочных знаков, которые написаны на доске, обозначает время, отведенное на эту работу, следит за регламентом. По мере чтения текста ученики ставят маркировочные знаки карандашом на полях. Завершается работа обсуждением, где ученики отмечают, что известное им встретилось в прочитанном, что нового и неожиданного для себя они узнали из текста, а где необходимо обратиться к дополнительным источникам информации, чтобы найти ответы на вопросы. На следующем уроке учитель проверяет, как ученик ответил на свои вопросы или сам дает ответ на них.
Использование приема «Инсерт» позволяет ученику отслеживать свое понимание прочитанного, соотносить новую информацию с уже имеющимися знаниями, способствует концентрации внимания.
Существую и другие интересные приемы ТРКМ [3]. В частности:
«Кластер» – это выделение смысловых единиц текста и их графическое оформление в определенном порядке в виде грозди.
«Знали – Хотим узнать – Узнали» – таблица, которая позволяет собрать уже имеющийся по теме материал, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их, определить направления дальнейшего изучения.
«Зигзаг» – получение новой информации, ее применение на деле и передача другим.
«Отсюда-сюда» – планирование этапов работы, заполнение маршрута следования от начального до конечного «пункта назначения».
Рассмотрим применение различных приемов на уроке в соответствии с дидактическим циклом ТРКМ: вызов – осмысление содержания – рефлексия.
На первой стадии урока (стадия вызова) проводится актуализация имеющихся у школьников знаний, пробуждение интереса к получению новой информации, формулирование учениками собственных целей обучения. Для этого возможно использовать следующие приемы и методы: графическая систематизация материала: кластеры, таблицы; перепутанные логические цепочки; мозговая атака; рассказ-предположение по ключевым словам; проблемные вопросы, «толстые» и «тонкие» вопросы, корзина идей и т. д.
Эти приемы позволяют вспомнить обучающемуся, что ему известно по изучаемому вопросу, он делает предположения, систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы. Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается.
На второй стадии (стадия осмысление содержания) организуется непосредственная работа с новой информацией (это может быть текст статьи, фильм, лекция, материал параграфа учебника и др.) и корректировка поставленных школьниками целей обучения. Рекомендуемые приемы: методы активного чтения («инсерт», «фишбоун», ведение различных записей (например, бортовые журналы), поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы), «зигзаг», составление загадок, «отсюда-сюда» и т.д. По мере изучения и осмысления новой информации ученики делают записи, а затем обмениваются мнениями.
На третьей стадии (стадия рефлексии) школьникам необходимо соотнести «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на второй стадии. Используемые приемы: заполнение кластеров, таблиц, метод верных-неверных утверждений, синквейн, ответы на поставленные ранее вопросы, организация различных видов дискуссий, написание эссе, исследования по отдельным вопросам темы и т.д. Таким образом, на заключительной стадии осуществляется анализ, синтез, творческая переработка, интерпретация изученной информации.
Рассмотренные приемы развития критического мышления на уроках технологии позволяют сделать работу эффективной, интересной и творческой, а главное – результативной.
Применение подобных приёмов развивает самостоятельность мышления обучающихся и формирует у них умения работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком, пользоваться различными способами интегрирования информации, вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других, сотрудничать и работать в группе.
Библиографический список
1. Заир-Бек, С. И. Развитие критического мышления на уроке [Текст] / С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. – 2-е изд., дораб. – М., 2011.
2. Муштавинская, И. В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя [Текст] / И. В. Муштавинская. – СПб. : КАРО, 2009.
3. Григорий Остер. Вредные советы [Электронный ресурс].
4. Справочник по лечебному питанию [Электронный ресурс].
Рекомендуем посмотреть:
Викторина с ответами для 5-9 классов по технологии
Декоративное оформление окна
Изготовление картины из кожи
Кукла Масленица
Похожие статьи:
Перспективные направления изучения технологии школьниками
Проект по домоводству «Маленькая хозяйка»