Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект ОД на тему: Крапива для детей старшей - подготовительной группы

Конспект образовательной деятельности «Знакомство с Бабушкой Крапивой» для детей старшего дошкольного возраста
Составитель: воспитатель МДОУ «Детский сад № 6», Брусницина М.А.
Цель: обобщение знаний детей о лекарственных травах.
Задачи:
- Закрепить знания детей о лекарственных травах, об их целебных свойствах.
- Развивать логическое мышление, внимание, меткость, монологическую речь; развивать познавательный интерес к природе родного края.
- Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней; воспитывать умение слушать ответы детей, дополнять их.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций лекарственных растений; беседы о лекарственных травах и их использовании; методах заготовки лекарственных трав, подготовка иллюстраций «Лекарственные растения».
Словарная работа: травник, настойки, отвары, мази, сбор.
Материалы: Корзинка, шишки, ведерко (тазик), игрушка кот, портативная колонка для музыкального сопровождения, картинки с лекарственными растениями.
Ход
Дети играют на прогулочном участке в летний период. К ним на участок заходит Бабушка Крапива.
Б.К.: Здравствуйте, мои хорошие. Как ваше здоровье, мои дорогие?
Воспитатель (дети): Здравствуй бабушка! А кто ты такая?
Б.К.: Меня зовут Бабушка Крапива, а вас как зовут?
Воспитатель (дети): называют свои имена. А что ты тут делаешь?
Б.К.: Беда у меня ребятушки… Мой любимый котик, приболел. Что делать не знаю. Отвезла его в ветеринарную клинику. Там его врач осмотрел, но никакого заболевания не нашел.
Врач осмотрел сначала глазки. А ваши глазки в порядке? Не болят? Видете хорошо? Давайте-ка проверим вашу остроту зрения (Метание шишек: дети выстраиваются друг за другом, рядом с первым игроком ставится корзина с шишками (место от которого дети будут метать), на расстоянии 1,5-2 м, ставится ведро (тазик, мишень) в которое нужно попасть. Друг за другом дети достают по 1 шишке из корзины, метают в ведро, независимо от того попали они или нет, идут в конец колонны для повторного метания.
Б.К.: Вот какие меткие, значит все у вас с глазками в порядке. А вы знаете какие растения нужно есть для того чтобы глазки были здоровы?
Ответы детей (морковь, черника)
Б.К.: Потом врач осмотрел ушки котика, потом лапки. А ваши ушки и лапки впорядке? Не болят?
Ответы детей (не болят, а у меня тут ссадина и т.д.)
Б.К.: Дайте-ка я проверю, хорошо ли вы слышите, и правда ли ножки и ручки здоровы. (Танец с показом движений) Да, вы действительно и слышите и двигаетесь хорошо, значит врач вам не нужен. Что же мне с котик делать? Я его обычно травкой пою волшебной, лекарственной, но в нашем лесу я такой травки не нашла. Может у вас найдется? Только вот название ее не помню. Какие лекарственные травы вы знаете?
Ответы детей: мать-и-мачеха, подорожник, ромашка…
Б.К.: У меня с собой есть особая книга - травник, в нем записываются и зарисовываются все лекарственные травы, произрастающие на территории нашей страны. Давайте заглянем в него, может какая-то трава растет у вас в детском саду. (Демонстрация картинок с лекарственными растениями и пояснение лекарственных свойств, см. приложение 1)
Б.К.: (последняя иллюстрация осота огородного) Вот же это растение, которое моему котику помогает. А вы его на территории детского сада встречали?
Ответы детей: нет…да…
Б.К.: Пойдемте вместе поищем. (Дети вместе с воспитателем и Бабушкой Крапивой проходят по территории детского сада и осматривают травянистые растения, которые были проиллюстрированы. Находят осот.) Вот это удача, теперь мой котик обязательно поправится. Ребята, а вы знаете как нежно собирать лекарственные растения?
Ответы детей: После дождя, когда солнечно….
Б.К.: Лекарственные растения могут заготавливать и делать из них лекарства только взрослые. Для того чтобы получить от растений больше пользы нужно соблюдать определенные правила.
1. Хорошо знать лекарственные растение и отличать их от ядовитых.
2. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса.
3.Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги.
4. Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то выделится сок.
5. Сушить растения нужно в тени, а не на солнце.
6. Нельзя при сборе топтать соседние растения и рвать их с корнем.
7. Не рвать растения, которые занесены в Красную Книгу.
(Срывает осот, кладет в корзинку с шишками) Нам пора с вами прощаться, спасибо вам за помощь. Котику понравилось в вашем детском саду, он даже повеселел.
Воспитатель: Приходи к нам Бабушка Крапива в гости еще. Ребята вы бы хотели еще с Бабушкой Крапивой пообщаться?
Ответы детей: да…
Б.К.: Спасибо, приду обязательно, мяты вам к чаю принесу. До свидания ребята, здоровья вам.

Литературные источники:
1. Тамара Крюкова. Лесная аптека. (Сказочная энциклопедия лекарственных растений.)- М.: Аквилегия-М, 2011. – 64 с.

Приложение 1.

Растет зеленый кустик,
дотронешься – укусит.
Не огонь, а жжется! (крапива)

Листья крапивы даже останавливают кровь. Из крапивы варят щи, делают отвар, сушат веники. Щи придают силы, здоровье и бодрость. Отвар используют при простуде от кашля, им ополаскивают волосы, умываются или купаются при болезнях кожи. Крапиву добавляют в крема, шампуни, ополаскиватели для волос.

Носит этот мальчик
Желтый сарафанчик
Подрастет – нарядится
В беленькое платьице.
Легкое, воздушное.
Ветерку послушное. (одуванчик)

Корень одуванчика выкапывают, моют, сушат, перетирают в порошок и используют при многих болезнях. Из свежих зеленых листьев весной делают полезный салат. А из желтых цветов варят варенье. Одуванчик также лекарственное растение, служит для улучшения аппетита.

Тонкий стебель у дорожки
На конце его – сережки.
Лечит ранки и ожоги
Этот лекарь у дороги (подорожник)

Подорожник - умеет залечивать разные раны, помогает при ушибах и укусах. Случится такое - укусит вас пчела, приложите к месту укуса лист подорожника, и боль скоро пройдет. В современной медицине применяется консервированный сок подорожника.

Я на луг с утра пошёл,
Травку нужную нашёл:
Мелкий, жёлтенький цветок
Он не ярок, не высок,
Вылечит недуг любой.
Что же это? – (зверобой).

Это растение называют зверобой. Как вы думаете почему? Оказывается, если животное съест это растение, то оно заболеет. Об этом знают все у кого есть домашние животные. Но это не касается здоровья людей. Отвар используют при заболеваниях кожи, в нем купают малышей. Настой пьют для очистки организма. Используют для приготовления шампуней, мыла.

Спроси телёнка и барашка –
цветка вкусней на свете нет.
Ведь не случайно красной кашкой
его зовут за вкус и цвет (клевер)

Клевер - красивое, ароматное растение. Его любят и дети, и пчелы. Настоем клевера лечат раны, полощут горло. Поможет при простуде. Смягчает кожу. Используют в косметологии для приготовления кремов, мыла, шампуней.

В поле сестрички стоят,
Желтые глазки на солнце глядят,
У каждой сестрички –
Белые реснички (ромашка)

Ромашка аптечная - одно из самых популярных лекарственных растений. Цветы ромашки входят в состав успокоительных сборов, свежими отварами из цветков ромашки пользуются для промывания ран. Ромашка поможет больному животику, при головных болях, используют при мытье волос, чтобы волосы стали красивее и быстрее росли.

Осот огородный
Его охотно едят почти все домашние животные, особенно овцы. На окультуренных территориях является обычным сорняком.
Молодые листья можно использовать для приготовления супов, щей, салатов.
Осот огородный применяется в народной медицине. Запаренная и свежая трава хороша в виде припарок для лечения болезненных воспалительных уплотнений. Свежие листья годятся для приготовления витаминных салатов. Растение обладает противопаразитарными свойствами.

Рекомендуем посмотреть:

План – конспект образовательной деятельности для дошкольников старшей группы: В стране сказок Конспект досуга для детского сада. Вторая младшая группа. Тема: Лекарственные растения Исследовательский проект в старшей группе. Лекарственные растения Занятие по экологии в средней группе ДОУ
Дидактическая игра для детей 3-5 лет в детском саду
Опубликовано: 1738 дней назад (18 июля 2019)
Просмотров: 2105
+2
Голосов: 2
Ирина Ивановна Кисиль # 18 июля 2019 в 18:27 +2
Здравствуйте, Мария Александровна! Я познакомилась с вашим конспектом, и считаю что для дошколят он очень доступен и интересен. Мне понравился ход беседы с Бабушкой Крапивой. Информация о растениях тоже познавательна. Спасибо. Творческих успехов!
Мария Александровна Брусницина # 18 июля 2019 в 21:32 +2
Спасибо, Ирина. Это первый конспект по экологическому воспитанию в рамках проекта "кладовая природы", в котором персонаж Бабушка Крапива на протяжении учебного года, будет встречаться с детьми и знакомить или закреплять их знания по экологии, природопользованию и т. д.Буду публиковать в своём блоге по мере проведения и другие конспекты по данной тематике. Заглядываейте, ваше мнение для меня ценно.
Елена Васильевна Бычкова # 19 июля 2019 в 00:26 +1
Мария Александровна, здравствуйте. Идея такого занятия на природе отличная. Используется редкий персонаж - Бабушка Крапива, что уже привлекает. Беседа с детьми продумана, информация доступна детскому пониманию.Голос №1 и вдохновения в процессе реализации проекта.
Елена Рудольфовна Ивкина # 21 июля 2019 в 00:44 +1
Здравствуйте,Мария Александровна.Мне очень понравился ваш конспект занятия по экологии.И детям,я думаю,тоже,так как воспринимается легко.Не затянуто. В прошлом году мы на территории нашего детского сада организовали экологическую тропу.А в этом году решили собирать интересные занятия - путешествия.Ваше занятие достойно нашей копилки.Удачи Вам!