Творческий конкурс для педагогов «Яркая Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Формирование коммуникативных умений учащихся на уроках истории

Опыт работы учителя истории. Формирование коммуникативных умений учащихся
Автор: Аминов Олег Камильевич, учитель истории и обществознания
Место работы: МКОУ гимназия №259, г.Фокино, Приморский край
Аннотация: Коммуникационные способности учащихся могут активно развиваться на уроках истории, так как данная дисциплина позволяет глубоко изучить исторические материалы, обсудить их и сформировать собственное мнение учащегося по поводу изученного. В целях развития коммуникативных умений ученики на базе школы при наставничестве преподавателя могут освоить разные способы коммуникаций, позволяющие не только освоить школьную программу по истории, но и научиться правильному диалогу, трактованию, изложению мыслей, аргументированию доказательств.

Владение коммуникативными навыками определяет сущность поведения учащихся на уроках истории в средней школе. При изучении исторических дисциплин важно не только овладеть знаниями о хронологических событиях на протяжении веков, но и иметь обширное представление о взаимосвязях с иными происходящими в обществе процессами, понимать причины возникновения тех или иных событий, осознавать историческую важность моментов, проводить глубокий анализ исторической последовательности и уметь извлекать уроки из истории.
Вместе с тем представление учащегося об изученном материале может не только излагаться в письменном виде, но и формироваться путем обсуждений, споров, полемик, научных экспериментов и иных способов коммуникации. В процессе обучения нужно формировать у учащегося способность излагать собственные мысли, отстаивать свою точку зрения, оспаривать умозаключения, с которыми учащийся не согласен. Формирование зрелой и полноценной личности происходит во время мыслительного процесса, выполнения практических и теоретических задач. История как дисциплина формирует первоначальное представление ученика о философии, социологии, психологии, культуре, естествознании, географии и литературе в рамках изучения прошедших исторических событий.
Коммуникативные навыки, зарождающиеся в стенах школы, основаны на взаимодействии учащихся между собой и преподавателем, который обладая полномочиями наставника, формирует порядок их коммуникации, определяет их функции и задачи, следит за их развитием речи учащихся. Во многих ситуациях ученики не могут выразить ясно мысль, сформулировать четко признаки исторического факта или связать происходящие события по смыслу, не могут объяснить причины и следствия важных исторических вопросов. Этот факт объясняется отсутствием у ряда учащихся сформированных коммуникативных умений, позволяющих ясно, понятно и аргументировано излагать свои умозаключения или посредством доступной коммуникации осваивать необходимый материал.
На уроках истории необходимо развивать коммуникативные умения путем внедрения ряда проектов, помогающих ученикам развивать речь, правильно и последовательно излагать мысли и доводы, обосновывать доказательства. Эти навыки помогут учащимся не только на уроках или в школьной среде, но и позволят им адаптироваться в производственной, научной, творческой среде и общественной взрослой жизни.
Чтобы обладать компетенцией по важным историческим вопросам учащийся должен научиться грамотно пересказывать прочитанное, приводить яркие примеры, участвовать в полемике. С этой целью в классах могут образовываться инициативные группы во главе с преподавателем по истории, которые согласно утвержденному плану будут воплощать в жизнь класса разнообразные проекты коммуникативных компетенций. Например, учащиеся могут готовить творческие доклады по историческим темам, которые будут согласованы на стадии подготовки с преподавателем, и на основании представленных учениками докладов учащиеся смогут обсудить на уроке разные позиции, мировоззрения отдельных историков на историческую проблему, а также подготовить свои устные комментарии по теме обсуждения. При этом в компетенции учителя находится управление данным процессом: формирование правильной и грамотной речи учащегося путем проведения исторических диктантов, записей терминов и их формулирование учащимися своими словами.
К сожалению, школьная программа зависима от количества часов, отведенных для изучения отдельных тем по истории, однако, в процессе самоподготовки учащим может быть предоставлен простор для мысли и творческих экспериментов. Известно, что овладение историческим материалом значительно ускоряется и качественно улучшается при изучении литературы и художественных фильмов, сопутствующих конкретному историческому периоду. Поэтому для эффективности изложения на начальном развитии учащихся по историческим дисциплинам возможно реализовать проект по инсценировке эпизодов и обсуждению исторических фильмов, просмотренных учащимися в рамках школьной программы. При этом преподаватель как научный наставник сможет выявлять ошибки в изложении учащихся и учить их аргументировать свои доводы.
В целом, можно выделить разные методы по освоению коммуникативных навыков у учащихся средней школы на уроках истории:
1. Вдумчивое чтение.
2. Обсуждение мыслеобразов.
3. Изучение и устное изложение справочной информации с применением цифровых технологий.
4. Изучение художественной литературы и постановка драмкружков.
5. Составление плана обсуждения самими учащимися.
6. Подготовка письменных и устных докладов, сопровождающееся коллективным обсуждением по принципу «вопрос-ответ».
7. Подготовка монологов по изученной теме.
8. Живое обсуждение исторических фактов в группах на основании просмотренного исторического фильма, книги, лекций и архивных данных.
9. Участие в общешкольных форумах по историческим темам.
10. Организация исторических кружков и участие в форумах по истории.
11. Проведение исторических конкурсов, ярмарок и представлений.
12. Создание исторического клуба на базе школы и привлечение в него учащихся из других школ.
13. Создание сайта исторического клуба на базе школы, ведение на нем форума, выкладывание исторических фильмов, поэм, живое обсуждение на форуме учеников совместно с учителями.
Иными словами, развитие речи учащихся, формирование у них способности свободно излагать прочитанное, возможность делиться своим мнением с иными участниками групп, реализация творческого потенциала при изучении теоретических материалов позволит учащимся не только глубоко изучить исторический материал, но разовьет у них необходимые коммуникативные качества и привьет культурные способности образованного человека: думать о прочитанном, анализировать события и факты, понятно излагать материалы и мнения.
Литература:
1. Белянкина О. А. Формирование коммуникативных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания // Молодой ученый. — 2013. — №4. — С. 525-527.
2. Суркова Г. В. Какие подходы используются на уроках истории и обществознания: [коммуникативная компетентность на уроках] // Упр. шк.: метод. газ. для шк. администрации. — 2008. — 16–31 мая (N 10). — С. 36–38.
3. Иванова, Т. В. Компетентностный подход // Лучшие страницы педагогической прессы. 2004. № 3 С.28 -33.
4. Ковалева Т.М. Школьные умения и ключевые компетентности – что общего и в чем различие // Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление. – Красноярск, – С. 35-36.
5. Валиахметова А.Р. Дискуссия как метод формирования коммуникативных навыков в старших классах средней школы // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(32).

Рекомендуем посмотреть:

Цели применения ИКТ на уроках истории Конспект урока истории в 7 классе по теме "Земной круг жизни". Конспект урока истории России в 8 классе. Внутренняя политика Александра I Урок – игра по истории средних веков «Звездный час»

Похожие статьи:

Внеклассное мероприятие по истории для 9-11 классов «Своя игра»

Элективный курс по обществознанию «Изучаем Конституцию»

КВН по истории Казахстана

Как подготовиться к ЕНТ по истории Казахстана

Кроссворд по истории с ответами на тему: Отечественная война 1812 года

Опубликовано: 1374 дня назад (14 августа 2018)
Просмотров: 1857
+2
Голосов: 2
Анастасия # 14 августа 2018 в 07:09 +1
Формировать коммуникативные навыки учащихся не простая, но очень важная задача педагога и данная статья еще раз нацеливает и напоминает нам об этом. У учителей истории есть множество методов и приемов для развития коммуникативных навыков и автор статьи верно отметил основные. Может показаться, что мы и раньше многое из этого использовали, и будем правы. "Новое - это хорошо забытое старое". Статья полезная, интересная и соответствует новым критериям ФГОС.
Олег Владимирович Мамаев # 14 августа 2018 в 13:48 +1
С написанным в статье невозможно не согласиться, однако конкретная работа по формированию коммуникативных умений учащихся на уроках истории неизбежно будет натыкаться на разные подводные камни, некоторые из которых могут стать для учителя довольно затруднительными. Хорошо, если в классе есть хотя бы несколько способных, старательных и увлекающихся ребят, которые могут принять участие в обсуждении темы и способны взаимодействовать друг с другом - в этом случае можно рассчитывать на положительный результат. Другое дело, если в классе нет сильных учеников - тут уж учителю придется придумать что-то действительно необычное и интересное, чтобы расшевелить даже тех, кто не привык на уроке проявлять инициативу. Из методов, перечисленных автором статьи, мне больше всего импонирует изучение художественной литературы, которая помогает лучше понять историческое своеобразие изучаемой эпохи, прочувствовать атмосферу прошлых веков. Однако этот метод уж точно не для всех: сейчас многих учеников трудно заставить прочитать параграф учебника, куда уж там изучение дополнительной литературы!
Вера Максимовна # 15 августа 2018 в 08:23 0
Очень важная тема. Развитие коммуникативных навыков становиться все более востребованным приемом и методом в копилке современного учителя. К сожалению, приходиться констатировать, что наши дети затрудняются грамотно излагать свои мысли, мало читают, испытывают трудности в работе в группах, общении. Большие по численности классы, сплошное тестирование учащихся, их "зависание" в интернете, еще более усугубляют положение и дети теряют или не приобретают коммуникативные навыки. Спасибо автору статьи, что он, еще раз, обратил на это внимание, и особенно, нас - учителей истории.