Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Формирование коммуникативных умений учащихся на уроках истории

Опыт работы учителя истории. Формирование коммуникативных умений учащихся
Автор: Аминов Олег Камильевич, учитель истории и обществознания
Место работы: МКОУ гимназия №259, г.Фокино, Приморский край
Аннотация: Коммуникационные способности учащихся могут активно развиваться на уроках истории, так как данная дисциплина позволяет глубоко изучить исторические материалы, обсудить их и сформировать собственное мнение учащегося по поводу изученного. В целях развития коммуникативных умений ученики на базе школы при наставничестве преподавателя могут освоить разные способы коммуникаций, позволяющие не только освоить школьную программу по истории, но и научиться правильному диалогу, трактованию, изложению мыслей, аргументированию доказательств.

Владение коммуникативными навыками определяет сущность поведения учащихся на уроках истории в средней школе. При изучении исторических дисциплин важно не только овладеть знаниями о хронологических событиях на протяжении веков, но и иметь обширное представление о взаимосвязях с иными происходящими в обществе процессами, понимать причины возникновения тех или иных событий, осознавать историческую важность моментов, проводить глубокий анализ исторической последовательности и уметь извлекать уроки из истории.
Вместе с тем представление учащегося об изученном материале может не только излагаться в письменном виде, но и формироваться путем обсуждений, споров, полемик, научных экспериментов и иных способов коммуникации. В процессе обучения нужно формировать у учащегося способность излагать собственные мысли, отстаивать свою точку зрения, оспаривать умозаключения, с которыми учащийся не согласен. Формирование зрелой и полноценной личности происходит во время мыслительного процесса, выполнения практических и теоретических задач. История как дисциплина формирует первоначальное представление ученика о философии, социологии, психологии, культуре, естествознании, географии и литературе в рамках изучения прошедших исторических событий.
Коммуникативные навыки, зарождающиеся в стенах школы, основаны на взаимодействии учащихся между собой и преподавателем, который обладая полномочиями наставника, формирует порядок их коммуникации, определяет их функции и задачи, следит за их развитием речи учащихся. Во многих ситуациях ученики не могут выразить ясно мысль, сформулировать четко признаки исторического факта или связать происходящие события по смыслу, не могут объяснить причины и следствия важных исторических вопросов. Этот факт объясняется отсутствием у ряда учащихся сформированных коммуникативных умений, позволяющих ясно, понятно и аргументировано излагать свои умозаключения или посредством доступной коммуникации осваивать необходимый материал.
На уроках истории необходимо развивать коммуникативные умения путем внедрения ряда проектов, помогающих ученикам развивать речь, правильно и последовательно излагать мысли и доводы, обосновывать доказательства. Эти навыки помогут учащимся не только на уроках или в школьной среде, но и позволят им адаптироваться в производственной, научной, творческой среде и общественной взрослой жизни.
Чтобы обладать компетенцией по важным историческим вопросам учащийся должен научиться грамотно пересказывать прочитанное, приводить яркие примеры, участвовать в полемике. С этой целью в классах могут образовываться инициативные группы во главе с преподавателем по истории, которые согласно утвержденному плану будут воплощать в жизнь класса разнообразные проекты коммуникативных компетенций. Например, учащиеся могут готовить творческие доклады по историческим темам, которые будут согласованы на стадии подготовки с преподавателем, и на основании представленных учениками докладов учащиеся смогут обсудить на уроке разные позиции, мировоззрения отдельных историков на историческую проблему, а также подготовить свои устные комментарии по теме обсуждения. При этом в компетенции учителя находится управление данным процессом: формирование правильной и грамотной речи учащегося путем проведения исторических диктантов, записей терминов и их формулирование учащимися своими словами.
К сожалению, школьная программа зависима от количества часов, отведенных для изучения отдельных тем по истории, однако, в процессе самоподготовки учащим может быть предоставлен простор для мысли и творческих экспериментов. Известно, что овладение историческим материалом значительно ускоряется и качественно улучшается при изучении литературы и художественных фильмов, сопутствующих конкретному историческому периоду. Поэтому для эффективности изложения на начальном развитии учащихся по историческим дисциплинам возможно реализовать проект по инсценировке эпизодов и обсуждению исторических фильмов, просмотренных учащимися в рамках школьной программы. При этом преподаватель как научный наставник сможет выявлять ошибки в изложении учащихся и учить их аргументировать свои доводы.
В целом, можно выделить разные методы по освоению коммуникативных навыков у учащихся средней школы на уроках истории:
1. Вдумчивое чтение.
2. Обсуждение мыслеобразов.
3. Изучение и устное изложение справочной информации с применением цифровых технологий.
4. Изучение художественной литературы и постановка драмкружков.
5. Составление плана обсуждения самими учащимися.
6. Подготовка письменных и устных докладов, сопровождающееся коллективным обсуждением по принципу «вопрос-ответ».
7. Подготовка монологов по изученной теме.
8. Живое обсуждение исторических фактов в группах на основании просмотренного исторического фильма, книги, лекций и архивных данных.
9. Участие в общешкольных форумах по историческим темам.
10. Организация исторических кружков и участие в форумах по истории.
11. Проведение исторических конкурсов, ярмарок и представлений.
12. Создание исторического клуба на базе школы и привлечение в него учащихся из других школ.
13. Создание сайта исторического клуба на базе школы, ведение на нем форума, выкладывание исторических фильмов, поэм, живое обсуждение на форуме учеников совместно с учителями.
Иными словами, развитие речи учащихся, формирование у них способности свободно излагать прочитанное, возможность делиться своим мнением с иными участниками групп, реализация творческого потенциала при изучении теоретических материалов позволит учащимся не только глубоко изучить исторический материал, но разовьет у них необходимые коммуникативные качества и привьет культурные способности образованного человека: думать о прочитанном, анализировать события и факты, понятно излагать материалы и мнения.
Литература:
1. Белянкина О. А. Формирование коммуникативных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания // Молодой ученый. — 2013. — №4. — С. 525-527.
2. Суркова Г. В. Какие подходы используются на уроках истории и обществознания: [коммуникативная компетентность на уроках] // Упр. шк.: метод. газ. для шк. администрации. — 2008. — 16–31 мая (N 10). — С. 36–38.
3. Иванова, Т. В. Компетентностный подход // Лучшие страницы педагогической прессы. 2004. № 3 С.28 -33.
4. Ковалева Т.М. Школьные умения и ключевые компетентности – что общего и в чем различие // Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление. – Красноярск, – С. 35-36.
5. Валиахметова А.Р. Дискуссия как метод формирования коммуникативных навыков в старших классах средней школы // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(32).

Рекомендуем посмотреть:

Цели применения ИКТ на уроках истории Конспект урока истории в 7 классе по теме "Земной круг жизни". Конспект урока истории России в 8 классе. Внутренняя политика Александра I Урок – игра по истории средних веков «Звездный час»

Похожие статьи:

Внеклассное мероприятие по истории для 9-11 классов «Своя игра»

Элективный курс по обществознанию «Изучаем Конституцию»

КВН по истории Казахстана

Как подготовиться к ЕНТ по истории Казахстана

Кроссворд по истории с ответами на тему: Отечественная война 1812 года

Опубликовано: 2054 дня назад (14 августа 2018)
Просмотров: 2568
+2
Голосов: 2
Анастасия # 14 августа 2018 в 07:09 +1
Формировать коммуникативные навыки учащихся не простая, но очень важная задача педагога и данная статья еще раз нацеливает и напоминает нам об этом. У учителей истории есть множество методов и приемов для развития коммуникативных навыков и автор статьи верно отметил основные. Может показаться, что мы и раньше многое из этого использовали, и будем правы. "Новое - это хорошо забытое старое". Статья полезная, интересная и соответствует новым критериям ФГОС.
Вера Максимовна # 15 августа 2018 в 08:23 0
Очень важная тема. Развитие коммуникативных навыков становиться все более востребованным приемом и методом в копилке современного учителя. К сожалению, приходиться констатировать, что наши дети затрудняются грамотно излагать свои мысли, мало читают, испытывают трудности в работе в группах, общении. Большие по численности классы, сплошное тестирование учащихся, их "зависание" в интернете, еще более усугубляют положение и дети теряют или не приобретают коммуникативные навыки. Спасибо автору статьи, что он, еще раз, обратил на это внимание, и особенно, нас - учителей истории.