Тематическая программа площадки досуга детей в период каникул "Антивирус" 7-10 лет
(срок реализации – 14 дней)
Автор-составитель: Гуленко Марина Анатольевна, культорганизатор МУДО «ГДДЮТ им. В.Г. Джарты»
1. Пояснительная записка.
Истина гласит, что только здоровый человек с хорошим самочувствием, психологической устойчивостью, высокой нравственностью способен активно жить, успешно преодолевая различные трудности и достигая успехов в любой деятельности. Поэтому родителей, педагогов тревожат вопросы воспитания здорового физически крепкого ребенка и развития в нем творческих способностей.
Содержание деятельности площадки досуга детей с дневным пребыванием определяется оздоровительной направленностью. Главным в деятельности площадки досуга будут оздоровительные мероприятия, направленные на укрепление физического, психологического, нравственного здоровья детей, формирование здорового образа жизни.
Актуальность программы
Вопрос сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальна сегодня. Для реализации этого направления разрабатывается система работы оздоровительного пространства по сохранению и развитию здоровья его участников - и взрослых, и детей.
Участниками площадки досуга являются дети, разные по состоянию здоровья, с различными творческими способностями, успеваемостью, социальным опытом, из разных семей. А потому, во время летних каникул необходимо обеспечить полноценный организованный отдых детей, т. е. сделать его занимательным, насыщенным, полезным для физического и психологического здоровья.
Именно для этого была разработана программа площадки досуга детей с дневным пребыванием «Антивирус».
Данная программа по своей направленности является тематической.
Новизна программы
Тематическая программа «Антивирус» имеет модульную структуру, которая содержит важнейшие сферы безопасности жизнедеятельности ребенка, сферы здоровья и жизнедеятельности обучающихся.
Новизна и оригинальность программы заключается в гармоничном сочетании физкультурно-оздоровительной, творческо-познавательной деятельности обучающихся посредством вовлечения детей в интеллектуальную, спортивно-игровую деятельность.
Именно поэтому в программу включены разнообразные игры, конкурсы, викторины, квесты, с помощью которых ребенок получает определенные навыки и знания.
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что она отвечает всем требованиям современного воспитательного процесса. Формы, методы, приемы работы с детьми оказывают огромное влияние на сферы оздоровительного аспекта обучающихся, познавательного, коммуникативного развития ребенка.
Цель: воспитание, привитие и профилактика здорового образа жизни обучающихся, организация досуга в летний период, создание необходимых условий для укрепления здоровья детей.
Задачи:
• Обучение навыкам здорового образа жизни, организация физической активности детей, навыки оказания первой само- и взаимопомощи.
• Организация благоприятной психологической среды для социализации, общения со сверстниками; развитие коммуникативных навыков поведения в коллективе.
• Формирование системы интересного, разнообразного по форме и содержанию отдыха и оздоровления детей.
• Реализация лечебно-оздоровительных и профилактических, спортивных и культурно-досуговых программ.
Возраст и категории детей, участвующих в реализации данной программы – обучающиеся школ в возрасте 7-10 лет.
Сроки реализации.
По продолжительности программа является краткосрочной, т.е. реализуется в течение летней оздоровительной кампании. Срок реализации: 14 дней.
Направления деятельности.
Основными направлениями деятельности данной программы являются:
• Оздоровительная деятельность: формирование необходимых условий и проведение комплекса мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья детей, восстановление и расширение их адаптационных возможностей, профилактику заболеваний, проведение закаливающих процедур, занятий физкультурой, спортом.
• Творческая деятельность: развивает воображение, раскрывает творческий потенциал ребенка, способствует самореализации личности.
• Интеллектуально-познавательная: формирование готовности к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знанию.
• Профилактическая деятельность реализуется через:
- организацию санитарно- гигиенического просвещения, проведение воспитательных тематических бесед по гигиене, здоровому образу жизни;
- проведение мероприятий по формированию ЗОЖ (беседы, анкетирование, квесты и т.д);
- мероприятия по проявлению асоциальных явлений.
• Кружковая деятельность: главным направлением воспитательной работы в лагере является кружковая деятельность, объединяющая детей по интересам в малые группы. Организация кружковой деятельности площадки носит вариативный характер, то есть в период смены работают постоянные кружки, для функционирования которых имеется обеспеченность педагогическими кадрами. Целью является: расширение кругозора, развитие познавательных интересов и творческих способностей детей.
Организация кружковой деятельности площадки включает ряд этапов:
• Изучение интересов детей;
• Деятельность детей в кружках;
• Текущее отражение результатов деятельности детей;
• Подведение итогов работы кружков в конце летней площадки.
Формы и методы обучения и воспитания
- методы воспитывающих ситуаций (специально смоделированные ситуации для самореализации, успешности детей);
- методы изотерапии (стимулируют творческое самовыражение; оказывают релаксационное, сублимирующее действие);
- методы игры и игрового тренинга (форма освоения ребёнком социального опыта).
Ожидаемые результаты
В ходе реализации данной программы ожидается:
• Проявление интереса к оздоровлению воспитанников, укреплению их здоровья.
• Укрепление физических и психологических сил детей, формирование лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.
• Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность.
• Приобретение новых знаний и умений в результате занятий в кружках (разучивание песен, игр, составление проектов)
• Расширение кругозора детей.
• Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм.
Формы подведения итогов реализации дополнительной программы летнего оздоровления:
-Игры (подвижные, спортивные, тематические, театрализованные)
-Спортивные эстафеты, соревнования
- Конкурсные программы
- Игровые творческие программы
- Беседы на экологическую тему и тему здорового образа жизни
- мониторинг-карта «Смайлики»
- выставки работ
- анализ
1.
Механизм реализации.
Социально-педагогические и психолого-педагогические условия реализации программы:
1. Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
2. Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
3. Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
4. Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
5. Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
6. Защита детей от всех форм физического и психического насилия;
Управление программой, в том числе самоуправление
На период смены площадка досуга превращается в путешествие по академии здоровья «Антивирус». В течение смены обучающиеся школ могут открыть для себя новые знания о здоровом образе жизни, об основах безопасности жизнедеятельности. И все это с помощью игровой деятельности.
Все участники нашей академии здоровья «Антивирус» становятся студентами 4 курсов здоровья.
1 курс – «Мой организм – целая планета»
2 курс – «Страна Витаминия»
3 курс – «Я в мире, мир во мне!»
4 курс – «HobbyTime»
Ребята объединяются в группы. Желательно, чтобы название своим группам дети придумали самостоятельно, это дает возможность проявить свои творческие и интеллектуальные способности. Они же придумывают девиз и эмблему своего факультета.
Каждый факультет возглавляет декан (руководитель площадки) и у него есть заместитель (культорганизатор). Для общей организации деятельности академии здоровья «Антивирус» выбираются старосты групп среди детей и формируется совет старост.
В течение окончания каждого дня ребята оставляют свои впечатления в мониторинг-карте с помощью смайликов.
Кадровое обеспечение
В реализации проекта учувствуют:
• Руководитель площадки досуга
• Педагоги дополнительного образования
Подбор и расстановка кадров осуществляется администрацией учреждения. Педагоги несут ответственность за жизнь и здоровье детей, выполнение плана мероприятий.
Структура площадки досуга
Игровой сюжет программы
Программа площадки досуга называется «Антивирус». Основная идея – виртуальное путешествие по факультетам академии здоровья «Антивирус», в ходе которого происходит изучение правил безопасности жизнедеятельности, правил здорового образа жизни, основ личной гигиены и многое другое. Важно включение как можно большего числа участников в игровые формы. Следовательно, изменение позиции ребенка от простого наблюдателя до непосредственного участника и организатора.
На время смены площадка досуга становится академией здоровья «Антивирус», а участники – студенты различных факультетов. Академия «Антивирус» становится местом, где будут действовать свои законы и правила, ориентированные на развитие творческого потенциала, физического развития и укрепления здоровья.
Легенда смены
Давным-давно жители Планеты занимательных каникул были самыми счастливыми во всей галактике. Вся планета была засажена красивыми, цветущими садами, а под каждым деревом цвели необычайной красоты растения. Все жители данной Планеты вели здоровый образ жизни.
Но вот, однажды, во время стихийного бедствия, в академию здоровья «Антивирус» попала молния, которая уничтожила карту здоровья этой Планеты. И все поменялось: люди начали болеть, ссориться, перестали следить за своим здоровьем. Планета становилась серой и мрачной. На Землю было отправлено послание с просьбой о помощи.
И вот на их планете появились новые поселенцы, которым предстоят важные задания: создать новую карту здоровья, восстановить работу курсов академии «Антивирус» и спокойствие на планете…
Поэтому нам, ребята, предстоит важная миссия и мы с вами отправимся на помощь жителям этой Планеты. За выполнение различных заданий вы будете получать фрагменты карты здоровья. В конце путешествия, сложив все кусочки карты вместе, вы сможете восстановить работу курсов академии «Антивирус» и спасти планету от исчезновения.
В конце каждого дня вы будете отмечать пройденный день на мониторинг-карте с помощью смайликов так, как посчитаете нужным (улыбающийся смайлик – все прошло на «отлично», грустный смайлик – все было скучно и неинтересно). В конце смены подводятся итоги, по результатам итогов победители получают призы и награды.
2. Содержание смены площадки досуга «Антивирус"
Циклограмма смены имеет модульную структуру
1 день
01.06.17
Встреча детей
«Чтобы быть весь день в порядке,
Надо делать нам зарядку!»
Анкетирование «Будем знакомы»
«Мир глазами детей» -конкурс рисунков
Минутка здоровья "Как поднять настроение?" -игровая программа
1 модуль – «Мой организм – целая планета»
2 день
02.06.17 Правильное питание
Встреча детей
«Чтобы быть весь день в порядке,
Надо делать нам зарядку!»
Минутка здоровья « Секреты здорового питания» -беседа
«Путешествие в страну Здорового Питания» -игровая программа
«Твори! Выдумывай! Пробуй!» -посещение кружков
3 день
05.06.17 Гигиена
Встреча детей
«Чтобы быть весь день в порядке,
Надо делать нам зарядку!»
Минутка здоровья «Гигиена тела» -беседа
«Друзья Мойдодыра» -викторина
«Твори! Выдумывай! Пробуй!» -посещение кружков
4 день
06.06.17 Тело человека
Встреча детей
«Чтобы быть весь день в порядке,
Надо делать нам зарядку!»
Минутка здоровья «Экология и мы!»-беседа
22 секрета человеческого тела -устный журнал
«Твори! Выдумывай! Пробуй!» -посещение кружков
2 модуль « Страна Витаминия»
5 день
07.06.17 Витамины
Встреча детей
«Чтобы быть весь день в порядке,
Надо делать нам зарядку!»
Минутка здоровья «В здоровом теле здоровый дух»-компьютерная презентация
«Путешествие за витаминами»-спортивно-дидактическая игра
Просмотр мультфильмов на тему «Витамины и их роль в жизни человека»
6 день
08.07.17 Лекарственные травы
Встреча детей
«Чтобы быть весь день в порядке,
Надо делать нам зарядку!»
Минутка здоровья «Зеленая аптека под ногами человека»-беседа
Игра «Поле чудес». Тема «За здоровьем к растениям»
«Твори! Выдумывай! Пробуй!»-посещение кружков
7 день
09.07.17 Лекарственные инструкции и их применение
Встреча детей
«Чтобы быть весь день в порядке,
Надо делать нам зарядку!»
Минутка здоровья «Домашняя аптечка»-устный журнал
«Спорт, молодость, здоровье» - квест
«Твори! Выдумывай! Пробуй!»-посещение кружков
3 модуль – «Я в мире, мир во мне!»
8 день
12.06.17 Игромания
Встреча детей
«Чтобы быть весь день в порядке,
Надо делать нам зарядку!»
Минутка здоровья «Игромания: увлечение или зависимость»-компьютерная презентация
10 интересных фактов о том, как видеоигры могут изменить жизнь» -устный журнал
«Твори! Выдумывай! Пробуй!»-посещение кружков
9 день
13.06.17 Социальные сети
Встреча детей
«Чтобы быть весь день в порядке,
Надо делать нам зарядку!»
Минутка здоровья «Дети и социальные сети»-беседа
«Азбука общения в социальных сетях»-викторина
«Твори! Выдумывай! Пробуй!»-посещение кружков
10 день
14.06.17 Психологическое насилие в интернете
Встреча детей
«Чтобы быть весь день в порядке,
Надо делать нам зарядку!»
Минутка здоровья «Взрослые и дети в интернете»-беседа
Просмотр мультфильма «Почемучка. Как вести себя в интернете?»
«Твори! Выдумывай! Пробуй!»-посещение кружков
4 модуль – «HobbyTime»
11 день
15.06.17 Спорт
Встреча детей
«Чтобы быть весь день в порядке,
Надо делать нам зарядку!»
Минутка здоровья «Наше здоровое будуще!»-устный журнал
Игра-квест «Здоровье нации»
«Твори! Выдумывай! Пробуй!»-посещение кружков
12 день
16.06.17 Отказ от вредных привычек
Встреча детей
«Чтобы быть весь день в порядке,
Надо делать нам зарядку!»
Минутка здоровья «Жизнь без вредных привычек» -беседа
Час творчества. Создаем рисунки на тему «Формула здоровья»
«Твори! Выдумывай! Пробуй!»-посещение кружков
13 день
19.06.17 Мир моих увлечений
Встреча детей
«Чтобы быть весь день в порядке,
Надо делать нам зарядку!»
Минутка здоровья «Правила безопарного отдыха» -беседа
Игра «Угадай мое хобби»
«Твори! Выдумывай! Пробуй!»-посещение кружков
14 день
20.06.17
Встреча детей
«Чтобы быть весь день в порядке,
Надо делать нам зарядку!»
Минутка здоровья «Твоя безопасность в твоих руках»
Анкетирование в конце лагерной смены
Торжественное закрытие площадки досуга -театрализованное представление
Режим работы площадки досуга
8.00-8.15 – встреча детей
8.15-8.30 - «Чтобы быть весь день в порядке, (Утренняя зарядка)
Надо делать нам зарядку!»
8.30-9.00 – «Минутка здоровья» (беседы по безопасности жизнедеятельности, санитарии и компьютерные презентации)
9.00-10.00 – конкурсы, викторины, игры, квесты, соревнования
10.00-12.00 - «Твори! Выдумывай! Пробуй!» (посещение кружков по интересам)
План инструктажей для воспитанников площадки досуга
1. Вводный инструктаж для обучающихся:
- общие сведения о площадке досуга;
- правила поведения для обучающихся;
- режим дня;
2.
Общий инструктаж для воспитанников:
- по правилам при проведении прогулок, экскурсий, экспедиций;
- по правилам безопасного отдыха;
- по правилам отказа от вредных привычек;
- по правилам здорового образа жизни;
- по правилам поведения при проведении культурно-массовых мероприятий;
- по правилам поведения в социальных сетях;
- по правилам использования лекарственных средств;
- по правилам сохранения окружающей среды.
4.
Методическое обеспечение дополнительной программы летнего оздоровления
Анкета (в начале площадки)
Ответив на вопросы анкеты, ты поможешь интересно организовать нам твой отдых на площадке досуга «Антивирус»
1. Чем вы любите заниматься в свободное время?
2. Любите ли вы петь и танцевать, какие песни и танцы предпочитаете?
3. Любите ли вы делать поделки своими руками, если «да», то из каких материалов?
4. В какие игры вы любите играть?
5. Каким видом спорта вы предпочитаете занимаеться?
6. Чем бы вы хотели заняться летом?
Анкета (в конце лагерной смены)
1. Хотелось бы тебе еще раз принять участие в площадке досуга «Антивирус»?
2. Насколько интересно был организован твой отдых?
Оцени по пятибалльной шкале.
1 2 3 4 5
3. Какой из 4-х курсов был самым интересным в нашей лагерной смене?
4. Какие новые возможности ты раскрыл в себе на площадке досуга?
5. Что из того, что ты получи (а) в лагере, ты можешь использовать в своей повседневной жизни уже сейчас?
6. Что бы ты хотел (а) пожелать другим ребятам?
7. Что бы ты хотел (а) пожелать педагогам?
8. Кому и за что ты бы хотел (мог) бы сказать “спасибо”
– СПАСИБО! за___________________________________(КОМУ?)________________________
– СПАСИБО! за___________________________________(КОМУ?)_________________________
– СПАСИБО! за___________________________________(КОМУ?)________________________
9. Твое имя, фамилия и автограф на память ___________________________________________________________
Тема: «В здоровом теле - здоровый дух»
Цель: формирование мотивации к сохранению здоровья
Задачи:
- формировать мотивацию вести здоровый образ жизни
- закреплять культурные навыки и знания по охране здоровья
- вызвать желание заботиться о своем здоровье и здоровье детей
Ход занятия
- Здравствуйте! Хочу рассказать вам притчу. Однажды женщине приснился сон, что за прилавком магазина стоял Господь Бог.
«Господи, что у тебя можно купить?» - спросила женщина. «У меня можно купить все», прозвучал ответ. В таком случае дай мне здоровья, счастья, любви, успеха и много денег».
Бог улыбнулся и ушел. Через некоторое время он вернулся с маленькой бумажной коробочкой.
«И это все?!» - воскликнула удивленная и разочарованная женщина. «Да, это все, - ответил Бог, - Разве ты не знаешь, что в моем магазине продаются только семена?»
- А какие семена дал Бог женщине? (ответы родителей).
Давайте сегодня отправимся с вами в путешествие в страну Здоровье. Наш путь лежит по этому маршруту, который вы видите на карте. Каждая станция отмечена особым цветом. При посещении станции будет необходимо выполнить задание, после этого вы получите часть пазла.
1. Итак, перед тем, как отправиться в путь, нам просто необходимо размяться и сделать зарядку.
Общеразвивающие движения со стулом
А) Сидя на стуле, руками держимся за бока стула. На счет 1-2-3-4 наклоняем голову вниз, вверх, вправо, влево. Повторяем 6 раз.
Б) Сидя на стуле, руки на коленях. На счет 1-2 встали, руки в стороны, 3-4 сели. Повторяем 6 раз.
В) Бег вокруг стула с захлестом голени, руки на поясе. Совершаем 6 кругов.
«Карлики и великаны»
Ходим, согнув ноги в коленях, затем поднимаемся на носках как можно выше.
«Мы-сильные»
Выберите себе партнера и станьте лицом к лицу. Держась за руки, одновременно приседаем и встаем. Повторяем 6 раз.
- Молодцы! Вот и первая часть пазла.
2. Следующая станция на нашем пути – Дом королевы Зубной щетки.
Сегодня Зубная щетка должна была приехать к нам в гости и рассказать, как правильно чистить зубы. Но она приболела. Надо срочно помочь королеве. Кто знает, как правильно чистить зубы? У нас есть щетка и плакат с зубами. (Обсуждения и выбор ребенка для демонстрации).
Просмотр видеозаписи о том, как правильно чистить зубы.
- Теперь, не только вы, но и все дети узнают, как же правильно ухаживать за зубами. Получите еще одну часть пазла.
3. «Дом витаминов».
- Здесь полная неразбериха. Все витамины групп A,B,C,D перепутались. Помогите, навести порядок.
Взрослые раскладывают карточки с названиями продуктов по группам. Затем, вместе с педагогом корректируют, если есть необходимость.
А: печень, молоко, зеленые и желтые овощи, творог.
В: орехи, мясо домашней птицы, крупы, бобовые.
С: шиповник, сладкий перец, киви, черная смородина.
D: желток яйца, сливочное масло, твердый сыр, рыбий жир.
- Вот сколько нового вы узнали для себя, и к тому же, помогли нашим витаминчикам навести порядок. Можете получить еще часть пазла.
4. «У Федоры».
- Помните, кто такая Федора? Верно, героиня стихотворения К. Чуковского «Федорино горе». Теперь у вас есть возможность посетить ее дом. Она жуткая неряха, а что хуже всего- она совсем не умеет мыть руки. Давайте вместе со мной научим Федору мыть руки.
Педагог-организатор показывает движения, как правильно мыть руки, родители повторяют.
- Вот и сами научились, и Федору приучили. И в награду – последняя часть пазла.
- Весь пазл должен представлять пирамиду правильного питания. Расположите карточки
Игра "Поле чудес". Тема "За здоровьем к растениям"
Цель: Развитие познавательного интереса в изучении лекарственных растений родного края. Познакомить с лекарственными свойствами этих растений.
Задачи: Знакомство детей с целебными свойствами растений нашего края, воспитание любви к природе, учить детей любить и защищать природу, бережно относиться к растениям.
Оформление: Презентация книг о лекарственных растениях, иллюстрации.
Ход занятия
Ведущий: Прежде, чем начать игру, послушайте отрывок из одной сказки.
… И пришла тогда девица к колдунье и попросила приворотного зелья, чтобы милого приворожить, заставить его полюбить её. И сказала колдунья: «расскажу тебе, как волшебное зелье сварить. Да только делай так, как я велю. Встань на рассвете, умойся студеной водой да поклонись трижды по семь раз солнышку. Как оно вставать станет, соберешь травы, какие я тебе скажу. Да вари их с наговором, а подавай с поклоном и лаской».
Вы скажете. Что приворотного зелья не существует и колдунья обманывает. Лучше попробуем сделать все то, о чем сказано в сказке. Встань на рассвете, умойся холодной водой… Разве не закаливанию нас учат врачи? Прогуляйся по утреннему лесу в поисках нужных трав. Разве это не полезно? Посмотрите-ка на себя в зеркало, как вернетесь: щеки разрумянились, глаза сияют – просто красавицы! А поклоны трижды по семь раз солнышку… Да это же наша обычная зарядка, которая помогает на долгие годы сохранить стройность, легкость, подвижность и бодрость!
Пришло время поговорить о травах, которые входили в состав приворотного зелья. Это очень вкусный и полезный напиток из плодов боярышника, листьев Иван – чая, земляники, брусники, душицы, черники. Напиток снимает усталость, поднимает тонус, человек становится активным, бодрым, жизнерадостным. Вот и весь секрет!
Сегодня нашу игру мы посвятим лекарственным растениям. Если ими умело пользоваться, то свое здоровье и красоту мы сможем сберечь на долгие годы. Нас всюду окружают растения: деревья, кустарники, травы и цветы. И мы не задумываемся над тем, что каждая полянка – это богатейшая аптека. Березовыми почками лечат печень, а березовый веник выгоняет хворь в бане. Перечислять целебные свойства растений можно долго и много. Об этом написано немало книг … но начнем игру.
Поиграем
Посередине площадки стоит три стола, за которыми будет проходить игра. Выбираем три команды игроков по четыре человека в команде (возможны варианты: разное количество команд и количество игроков в команде).
Ведущий: Чтобы выбрать первую команду игроков, я загадаю некоторые загадки. Четыре ребенка, отгадавшие первые загадки, садятся за один стол. Это первая команда игроков (можно выбрать две, три или четыре команды по четыре человека)
1. Желтый и синий, поэтому он
Носит в названии пару имен.
(Иван-да-Марья).
2. Что за травка угощает
На лугах в лесной глуши
Человека – добрым чаем
Пчел – нектаром от души
(Иван-чай)
3. На земле лежат листки,
Маленькие лопухи
Нам он как хороший друг
Лечит ранки ног и рук
(Подорожник)
4. Летом рад я свежей
Ягодке медвежьей
А сушеная в запас
От простуды лечит нас
(Малина)
Четыре ребенка, отгадавшие четыре загадки, садятся за следующий стол. Это вторая тройка игроков.
1. Травка та растет на склонах
И на холмиках зеленых
Запах крепкий и душистый
Что за травка, угадай?
(Душица)
2. Лист горбочком с желобочком,
Шипы имеет, а ранить не умеет,
Зато лечит нас в любой день и час.
(Алоэ)
3. И если случится тебе простудиться
Привяжется кашель, поднимется жар
Подвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый душистый отвар.
(Ромашка)
4. Горькая травка и животу приправка,
И сама душиста и метет все чисто.
(Полынь)
Четыре ребенка, отгадавшие следующие четыре загадки, садятся за третий стол. Это третья тройка игроков.
1. Она весну зазывает,
Сережки надевает.
Накинута на спинку
Зеленая косынка,
А платье в полоску.
Все узнают… (березку).
2. По весне бывают ярки,
Все луга, поляны, парки
Посреди стеблей зеленых
Разноцветные бутоны.
Синие и красные,
Нежные, прекрасные.
Соберем из них букеты.
Угадайте, что же это? (Цветы).
3. Желтый цвет на ножке.
Семена немножко
Вам напомнят коготки,
Что на лапах кошки.
Семена цветка легки.
Те цветочки – (ноготки).
4. Что за зонтик расписной
Появился под сосной?
Красная макушка
В беленьких крапушках.
Украшает лес и бор
Гриб – красавец (мухомор).
Первый тур
«Ботанические» загадки
1. Дышит, цветет, а ходить не может. (Растение)
2. Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. (Дерево)
3. Что летом и зимой в рубашке одной? (Ель, сосна)
4. Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не человек. (Береза)
5. Никто не пугает, а все время дрожит. (Осина)
6. Мягок, а не пух, зелен, а не трава. (Мох)
7. Белые овечки бегают по свечке. (Верба)
8. В лесу на поляне стоит кудрявый Ваня в зеленом кафтане; богач не велик, а орешками наделит. (Орешник)
9. Под ярусом, под ярусом висят кисти с красным гарусом. (Рябина)
10. Снесли птички синенькие яички, развесили по дереву: скорлупка мяконька, белок сладенький, а желток костяной. (Слива)
Второй тур
«Загадки на лесной полянке»
Вопросы:
1. Белые горошки на зеленой ножке? (Ландыш. Делают капли от сердечной боли, успокаивающее средство)
2. Ты растение не тронь, оно жжется, как огонь. (Крапива, останавливает кровь, отваром моют голову)
3. Стоят сестрички – желтые глазки, белые реснички. (Ромашка. Полоскать горло при ангине, ополаскивают волосы).
4. Какие травы настаивают и затем пьют как чай? (Липа, малина, смородина, душица. Польза – витамины.)
5. Назовите травы и растения, которыми можно вылечиться от простуды? (Малина, клюква, брусника, липовый цвет, мать-и-мачеха).
6. Дикой розой называют, как лекарство принимают. (Шиповник, богат витамином «С»)
7. Соком какого растения сводят бородавки. (Чистотел)
8. Когда цветет сирень – весной или летом? (Весной)
9. Применяют спиртовой настой при болезни суставов. (Сирень)
Третий тур
Гадание на ромашке.
Предложить обучающимся приготовленный из бумаги цветок ромашки с лепестками. На каждом лепестке написано задание. Капитан команды отрывает один лепесток с заданием и команды должны это задание выполнить.
1. Предложить детям спеть песню, где есть название цветка или травы. Например:
Ой, цветет калина.
2. Придумать несколько слов из названия одного цветка или травы (Например: ромашка, одуванчик, подорожник). Записать, посчитать, у кого больше.
3. На каждом лепестке написаны названия лекарственной травы или цветка. Дети получают задание придумать одну загадку про это растение, указав в тексте его лекарственное свойство. (Ромашка, крапива, подорожник, малина, смородина и другие).
Игра со зрителями
Пока команды выполняют задание, ведущий может провести игру со зрителями.
Конкурс знатоков.
Ведущий произносит начало пословицы, а зрители должны закончить. (За каждый правильный ответ команде – фишка).
1. Без корня и полынь (не растет).
2. Без солнышка нельзя пробыть (без милого нельзя прожить).
3. Бела береза (да деготь черен).
4. Береза не угроза (где стоит, там и шумит).
5. Будет дождь (будет и рожь).
Четвертый тур
Викторина «Иван-травник»
1. Это растение помогает при глазных заболеваниях, им лечат язву желудка, астму, ожоги. Научное его название – алоэ. Как оно называется по-русски и почему? (Столетник. Название связано с крайне редким цветением этого растения в комнатной культуре).
2. Это растение по-латыни называют «бетула». У него целебные почки, листочки, сок. Оно первым одевается в зеленый наряд. Назовите его? (Береза).
3. Это растение обычно называют сорняком. Но сорняк этот очень красив. Кроме того, он помогает при заболеваниях печени и почек. Из него получают синюю краску для тканей. Назовите русское имя этого цветка – сорняка. (Василек).
4. У этого растения целебные корни, поэтому по-русски его называют «корень жизни». Назовите его китайское имя. (Женьшень).
5. Это растение входит в состав многих болеутоляющих лекарств. Его называют красивым итальянским словом «белладонна». А как это будет по-русски? (Красавка).
В заключении награждение победителей и участников медалями. Игра окончена.
5.Список использованной литературы
1. Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
2. Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007;
3. Жиренко О. Е. Мир праздников, шоу, викторин, - М.: «5» за знания, 2008 г.
4. Титов С.В. Лето, здравствуй! Методические рекомендации по организации работы в лагере. – Волгоград: Учитель, 2001.
5. «Упражнения и подвижные игры на свежем воздухе», Санкт- Петербург: «Детство-пресс» 2005;
6. А.Н. Никульников. «Школьная площадка», Новосибирск, 2006;
7. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. С.И.Лобачева. Москва: ВАКО, 2007 г.
8. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 2009 г.
Рекомендуем посмотреть:
Программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей
План смены летнего оздоровительного лагеря
Оформление пришкольного участка своими руками с фото
Программа работы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием
Похожие статьи:
Организация режимных моментов в лагере
Конкурс актёрского мастерства в лагере. Сценарий
Тематический День леса в летнем лагере. Сценарий
День именинника в лагере. Сценарий мероприятия