Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Педагогические раздумья

Рассуждения педагога дополнительного образования
Описание материала: размышления о профессии педагога, главных принципах личной педагогической деятельности. Статья может быть полезна молодым педагогам – воспитателям ДОУ, учителям, педагогам дополнительного образования при разработке концепции учебных программ и занятий, при подготовке к конкурсам профессионального мастерства.

…Человек выбирает профессию или профессия выбирает человека? Думая о собственной профессиональной судьбе, я, несмотря на авторитет Сократа, скорее, склоняюсь ко второму. Как и многие советские девочки, в детстве я хотела быть учительницей, тем более, что моя бабушка была учителем начальных классов. Когда я гостила у нее, то видела стопки тонких зеленых тетрадок, слышала разговоры о школе и учениках. Я рассаживала кукол и тоже играла с ними в школу… Но, как и у многих, моё детское желание прошло вместе с детством, и для поступления я выбрала институт тонкой химической технологии. Он, кстати, находился бок о бок с педагогическим институтом, но тогда намёка я не поняла.
После окончания института я осталась в аспирантуре. Время защиты диссертации пришлось как раз на разгар перестройки со всеми её неприятными сюрпризами для отечественной науки. Поэтому получив ученую степень, дававшую право преподавания, приняла предложение работы по совместительству в частной школе, которых тогда стало открываться довольно много. И тут оказалось, что мне очень нравится учить детей, тем более, что частные школы в то время давали абсолютную свободу для педагогического творчества. Я сама выбирала нетрадиционные для школы учебники, придумывала новые на тот момент способы объяснения материала проверки знаний, пыталась показывать какие-то опыты, принося всё необходимое с собою в сумке. Может быть, я и совсем перешла бы работать в школу, но мне предложили место преподавателя на кафедре. Однако, работу в школе я бросить уже не могла. Так всё и продолжалось параллельно, пока не родились мои дети, и я сменила профессию преподавателя на работу мамы.
Однако педагогическая профессия и тут напомнила о себе: получилось так, что сыновья с 1 класса учились дома, и учителем их была я. И снова я подбирала учебники, придумывала, как объяснить – теперь уже не химию, а арифметику, русский, английский… Конечно, у детей были и разнообразные занятия в системе дополнительного образования. Так мы с ними оказались в нашем Дворце.
И снова вмешался, казалось бы, случай. Но теперь я понимаю - это профессия снова меня искала. Случайно я узнала о Детском Научном Клубе, и на следующий год дети там уже занимались. А через несколько лет в Клубе понадобился преподаватель, и мне предложили эту работу. Так я стала педагогом дополнительного образования. Моя профессия выбрала меня, поставила на это место, где нелегко, но здорово: снова можно работать с детьми, искать для них самый лучший учебный материал, создавать новые учебные программы, пробовать разные способы преподавания, а знания проверять в игре.
И вот, пройдя таким извилистым путём, однажды я столкнулась с задачей обдумать, чему научилась за эти годы, какими главными принципами я руководствуюсь в своей педагогической работе. Этими размышлениями и хочу поделиться с вами.
Пожалуй, в первую очередь я хотела бы сказать, чего делать нельзя. Нельзя кичиться своими знаниями и умениями, превозноситься над тем, кого учишь. Объяснив что-то однажды, не наблюдать затем, иронически усмехаясь, как твой неумелый ученик с трудом карабкается по лестнице познания, а уметь спуститься со своих мнимых вершин, встать рядом с ребёнком и подать ему руку. Идти по этому пути вместе с ребёнком, исходя из его интересов и потребностей, не для себя, а для него самого – вот то, что я выделила бы как главное свое убеждение. Увы, часто я наблюдала и наблюдаю иное. Да что греха таить, я и сама, будучи молодым институтским преподавателем, не избежала этого искушения. Именно потому, что на опыте знаю, как легко попасться в ловушку ощущения превосходства над обучаемыми, и выделяю этот принцип как главнейший. И потому же часто мои ученики слышат на занятии: «Пока мы с вами этого не знаем», не «вы не знаете», а именно «мы», потому что свою задачу я вижу не в том, чтобы передать знания, но чтобы вместе с детьми эти знания открыть.

Без сомнения, дети догадываются, что знаю я всё-таки больше них. Некоторые даже полагают, что я знаю всё. И вот здесь очень важно не бояться уронить свой авторитет и признать, что чего-то (на самом деле-многого) не знаешь или что сделал ошибку. Это помогает детям не боятся собственного незнания и собственных ошибок – ведь наша с ними работа требует размышлений, выводов, гипотез, и далеко не всегда они верные. Но страх ошибки уничтожает все гипотезы на корню. «Не стыдно не знать, стыдно не хотеть узнать», «Не ошибается тот, кто ничего не делает» - стараюсь, чтобы эти меткие поговорки стали нашими общими принципами.

Познание, по словам Аристотеля, начинается с удивления. Говорят, что современных детей трудно чем-либо удивить, однако, химия, полная почти волшебных превращений, даёт такую возможность. Сначала они удивляются эффектным опытам, но я вижу свою задачу в дальнейшем научить их удивляться и самым обычным вещам. Открывая в хорошо знакомых веществах новые, неожиданные свойства, дети научаются видеть необычное в привычном, а это первый шаг к умению мыслить нестандартно и творчески, находить выход из трудных ситуаций.
Однако в школе химия традиционно считается одним из самых сложных предметов. Страх перед трудностями заставляет детей «опускать руки» в изучении этого предмета еще задолго до того, как эти трудности на самом деле начинаются. Свою задачу я вижу в том, чтобы снять этот страх, благо, на основную нашу программу ко мне приходят заниматься шестиклассники, а иногда даже и пятиклассники, которым еще не успели рассказать, как тяжело им придется. Поэтому еще один мой принцип «от обратного» - никогда не произносить слов «это сложно», «это трудно». Взамен этого можно сказать «это очень важно понять» или «смотрите, как интересно это устроено». В результате даже те дети, которые обучались по программе недолго, на уроках химии в школе зачастую оказываются весьма успешны. Особенно удивил меня один случай. Приходил на занятия мальчик, никак не могу сказать, что был прилежен, скорее наоборот. Походил год, а на следующий уже не пришёл, что мне, в общем-то, не показалось странным. Еще через год случайно встречаю его, подрос, с трудом узнала. «Спасибо Вам, Ирина Вячеславовна», -говорит он мне, - «у меня по химии одни пятерки». «А по другим предметам?» - спрашиваю, помня не особенное его прилежание. «Ну, про другие – не будем, а вот по химии – одни пятёрки!» Видимо, всё же успел он услышать на наших занятиях– «Химия – это просто!»

Сделать сложное простым помогают различные игровые технологии. Особенно часто мы с детьми используем их на итоговых занятиях, чтобы убрать страх перед проверкой знаний. Это игры по типу «Морской бой», «Что, где, когда», «Своя игра», «Монополия». В игровой форме проходят и некоторые занятия. Например, когда нужно выучить символы элементов, мы используем «Химическое лото». «Играя – учиться» - принцип, который всегда находит у детей положительный отклик.
Бывают у нас и неигровые «контрольные», но оценивают дети себя сами при помощи специальных листов самопроверки. Понятно, что способности у всех разные, разные и результаты. Но я всегда напоминаю «Не сравнивай себя с другими, сравнивай себя с собой – вчерашним», твои баллы – не оценка тебя, а подсказка тебе, как ты поработал и что надо сделать ещё.
Несмотря на желание показать, что путь к знаниям может быть весьма увлекательным, я не сторонник превращения занятий исключительно в игру, шоу, в бездумный «просмотр» и воспроизведение опытов. Понятно, что ребёнка больше увлекает возможность сделать что-то руками, в крайнем случае, посмотреть, однако важно, чтобы из практической деятельности обязательно делались выводы, чтобы постепенно возникало понимание, что именно происходит там, в этих пробирках и колбах и почему. Поэтому мы вместе стараемся идти по пути научного познания мира: строим предположения, проверяем их на опыте, находим информацию в познавательных текстах и видеофрагментах, делаем выводы. «Теория без практики мертва, практика без теории слепа» - эти слова как нельзя лучше иллюстрируют еще один принцип наших занятий.

О работе с текстами хотелось бы сказать особо, т.к. здесь я также стараюсь придерживаться определённых принципов. Понятно, что тексты составляются так, чтобы дети познакомились с конкретным веществом или процессом. Однако, в обязательном порядке они содержат исторические сведения: когда и как люди научились получать то или иное вещество, какие трудности на этом пути преодолевали, как древнейшие способы работы с веществами легли в основу современных технологий. Детям цифрового века трудно представить себе жизнь в отсутствии компьютеров, а тем более, телевизоров, телефонов и прочих благ цивилизации. Нецифровое прошлое непонятно, а люди, населявшие его, представляются зачастую темными неучами.

Моя же задача – показать, что наши предки во многом превосходили нас по наблюдательности, умению делать выводы, экспериментировать, что именно в древности заложены основы современных технологий от выпечки хлеба до выплавки стали, что именно этим людям мы обязаны всем, что имеем сейчас. Исаак Ньютон как-то сказал: «Если я видел дальше других, то только потому, что стоял на плечах гигантов». Видеть, что все мы стоим на плечах гигантов – наших дальних и недальних предков - вот чему я хочу научить детей. Ведь кто не знает прошлого - не сможет понять и сориентироваться в дне сегодняшнем и будущем.
В работе с познавательными текстами мы обязательно уделяем внимание и развитию речи. Прежде всего, сам текст должен быть качественным с точки зрения языка. Если встречается незнакомое или устаревшее слово, смысл его пытаемся понять по контексту. В наших играх используются лингвистические загадки, фразеологизмы, пословицы, так или иначе связанные с изучаемым предметом. Короче, при любой возможности, стараюсь обогатить речь детей, ведь кто хорошо говорит – тот хорошо думает.

Кстати, говорить мы учимся также и при подготовке к основному событию года – московскому городскому Фестивалю-конкурсу «День науки», который проводится у нас во Дворце. Это конкурс коллективных проектных и исследовательских работ естественнонаучной направленности. От других конкурсов он отличается своим форматом «интерактивной выставки», когда дети не только представляют проект жюри, но и в течении всего времени работы Фестиваля принимают на своих тематических площадках гостей - других детей и взрослых - и рассказывают им о своей работе. Основная идея Фестиваля «Дети объясняют науку детям». Это позволяет проводить мероприятие интересно как для гостей, так и для наших детей – ведь ребёнку свойственно желание делиться своими знаниями, и предоставлять ему такую возможность - также важнейший принцип обучения.
К Фестивалю «День науки» мы готовимся в течении учебного года, на специальных занятиях выполняя проектные и исследовательские работы. Собственно, и большинство наших основных занятий построено по принципу мини-исследований, однако тематика работ для Фестиваля обычно выходит за рамки программы и связана не только с химией как таковой, но с другими областями науки и человеческой деятельности – биологией, физикой, медициной, кулинарией. Стремительно меняющийся современный мир требует от человека не просто знаний в определенной области. Происходят процессы интеграции в науке, технологиях, самые передовые идеи выдвигаются на стыке наук. И потому основная моя цель, как и на занятиях, так и при выполнении проектов – показать детям взаимосвязь химии с другими областями человеческого знания, и, более того, приучить их видеть окружающий мир не раздробленным на отдельные школьные «предметы», а единым в своем многообразии. О важности такого подхода в обучении говорили уже многие знаменитые педагоги прошлого: Я.-А. Коменский, И.Ф. Гербарт, И.Г. Песталоцци. Так, последний советовал: «Приведи в своем сознании все по существу взаимосвязанные между собой предметы в ту именно взаимосвязь, в которой они действительно находятся в природе». Поэтому и я стараюсь объяснить детям, что в природе не существует отдельно физики, химии, биологии, что, проводя в своем сознании жесткие границы между этими областями знаний, мы становимся похожими на персонажей известной притчи - слепцов, изучавших слона.

На принципе интеграции технических и естественно-научных дисциплин основана STEM-технология, об эффективности которой много говорят и спорят в последнее время. В результате этих споров, как известно, возникла так называемая STEAM-технология, когда к точным и естественным наукам добавили художественную творческую составляющую. В самом деле, принцип всестороннего развития личности будет неполным без возможности творчески проявить себя даже при изучении химии. В этом отношении у нас имеется некоторый опыт. Одним из наших проектов со старшими воспитанниками был спектакль с химическими опытами по сказке «Снежная королева». С этим спектаклем мы даже поучаствовали в театральном фестивале и получили диплом. Результатом другой проектной работы была брошюра «Химическая лаборатория в домашней аптечке», которую ребята проиллюстрировали своими рисунками.
…Близится время начала очередного моего занятия в Детском Научном Клубе. Скоро откроется дверь, и войдут они – мои ученики, мои герои. Да, они герои: после трудного школьного дня они приходят не отдыхать, не развлекаться – приходят изучать одну из сложнейших наук, науку о веществах. Они не предполагают, какие амбициозные цели ставит перед собой и перед ними их преподаватель, какие важные задачи нам предстоит решить вместе. Они просто пришли учиться, и я буду учить их и учиться с ними. Потому что я – педагог.

Рекомендуем посмотреть:

Эссе руководителя школьного кукольного театра Эссе педагога «Я свято верю в жизнь иную» Эссе педагога дополнительного образования Эссе педагога дополнительного образования. Мое педагогическое кредо
Сценарий спектакля с химическими опытами для школьников по сказке "Снежная королева" | Интеллектуальная игра для школьников 5-9 классов
Опубликовано: 1716 дней назад (8 августа 2019)
Просмотров: 680
Рубрика: Без рубрики
+6
Голосов: 6
Елена Васильевна Бычкова # 9 августа 2019 в 00:26 +4
Уважаемая Ирина Вячеславовна, я на миг постаралась представить, что бы было, если бы все преподаватели имели такую же жизненную позицию, как Вы... РАЙ ДЛЯ УЧЕНИКОВ! Наш дети были бы самыми образованными, самыми умными. НО таких учителей, к сожалению, единицы!... Я тоже считаю,что в нас заложена предрасположенность к определённым профессиям.
ГОЛОС от души +2
Вера Валерьевна Ляпина # 9 августа 2019 в 10:01 +4
Добрый день, Ирина Вячеславовна! Мне понравилась ваша статья, где вы рассуждаете о своей работе , вкладе в каждого своего ученика. Наверное каждый обязательно должен задуматься над тем занял ли он свое место в жизни. С удовольствием отдам вам свой голос
Ольга Владимировна Перковская # 9 августа 2019 в 11:25 +3
Здравствуйте, Ирина Вячеславовна! Познакомившись с вашими размышлениями о профессии педагога, главными принципами личной педагогической деятельности я нашла некое сходство со своими педагогическими приоритетами. Только жизнь показывает, что каким бы путем не следовали мы к своей цели он будет верным если по пути следования есть результаты (они могут быть промежуточными, ключевыми, финальными и т д). У вас есть достойные вашим усилиям результаты и поэтому я считаю, что ваш педагогический путь выбран не случайно. Думаю, что от своих воспитанников и их родителей вы уже слышали неоднократно слова благодарности в свой адрес. Я в свою очередь благодарю вас за приглашение и возможность прикоснуться к вашему сокровенному в процессии.
Вера Владимировна Мухамадеева # 10 августа 2019 в 14:26 +1
Здравствуйте, Ирина Вячеславовна, спасибо за статью. Мы-то с Вами давно знакомы, знаю, что в школу пришли из ВШ, знаю, что Вы профессионал с большой буквы. Я вот тоже в этом году решила поменять СПО на обычную среднюю школу. Конечно, по эффективности моя математика проигрывает химии, но были у меня детки влюбленные в предмет, мы вот к ЕГЭ не готовим, но студенты собирались поступать в институт, они во время практики ходили ко мне на занятия и самостоятельно готовились по сборникам, изредка подзывая меня, когда терялись в непонятках. Конечно, они сдали, только так самостоятельно могут заниматься только единицы, как родители режим дня настроят в начальной школе – так и будет учиться ребенок, многие не умеют учиться. Вот с такими мыслями собралась работать в общеобразовательной школе. Планов громадьё, но иллюзий не строю. С удовольствием голосую, всего Вам доброго.
Мария Анатольевна Гановичева # 18 августа 2019 в 14:30 0
Добрый день, Ирина Вячеславовна!
Очень близки мне многие ваши мысли.Хотя признавать то, что я не знаю ответа на какой-нибудь детский вопрос для меня трудно, вы подсказали, как достойно из такой ситуации выйти.
Ваши работы в блоге подтверждают рассуждения.
Очень интересно почитать, если Вы захотите поделится разработками игр «Морской бой», «Что, где, когда», «Своя игра», «Монополия». Нужно необычное привносить в урок, а хороших примеров не так много. Особенно для естественных дисциплин. И как бальзам на сердце пришлись Ваши слова о том, что не стоит превращать занятия исключительно в игру, шоу, в бездумный «просмотр» и воспроизведение опытов.
Верно и то, как вы предлагаете работать с текстом. Я сама вынуждена перерабатывать текст учебника, для того же, что и Вы: чтобы кратко и доступно доносить основное.
Буду рада, если познакомите с брошюрой «Химическая лаборатория в домашней аптечке».
Желаю всех благ и интересных педагогических находок!
Ирина Вячеславовна Грачева # 18 августа 2019 в 15:23 +1
Здравствуйте, Мария Анатольевна!
Благодарю Вас за теплые отзывы об этом и других материалах. Буду рада, если мои работы окажутся полезными еще кому-то. С удовольствием поделюсь при возможности и другими своими разработками. Только бы было время свободное, уходит его много на подготовку к публикации - ну, это Вы и без меня знаете. Поэтому сейчас выложила, что успела, пока в отпуске. Может быть, сумею как-то организоваться) Еще раз спасибо.
Каблучкова Василиса # 24 августа 2019 в 16:39 0
Здравствуйте, Ирина Вячеславовна! У Вас действительно призвание к педагогике! Очень грамотные мысли и виден опыт работы. А ведь на внеурочном занятии заинтересовать детей сложнее, чем на уроке. Но и свободы для учителя больше в выборе тем, видов деятельности. Нужно разумно планировать занятие, чтобы, как вы пишите, в игры не скатиться и одним счетом (ведь на химии много задач нужно решать) тоже не стоит заниматься. К сожалению мне любовь к химии не привилась в свое время, воспоминания только о том, что нужно цепочки соединений рисовать, а вот муж хорошо в ней понимает (вроде троечник был). Поэтому - дело всегда в учителе. Продолжайте сеять доброе, полезное, вечное, всех Вам благ!