Рассуждения педагога дополнительного образования
Описание материала: размышления о профессии педагога, главных принципах личной педагогической деятельности. Статья может быть полезна молодым педагогам – воспитателям ДОУ, учителям, педагогам дополнительного образования при разработке концепции учебных программ и занятий, при подготовке к конкурсам профессионального мастерства.
…Человек выбирает профессию или профессия выбирает человека? Думая о собственной профессиональной судьбе, я, несмотря на авторитет Сократа, скорее, склоняюсь ко второму. Как и многие советские девочки, в детстве я хотела быть учительницей, тем более, что моя бабушка была учителем начальных классов. Когда я гостила у нее, то видела стопки тонких зеленых тетрадок, слышала разговоры о школе и учениках. Я рассаживала кукол и тоже играла с ними в школу… Но, как и у многих, моё детское желание прошло вместе с детством, и для поступления я выбрала институт тонкой химической технологии. Он, кстати, находился бок о бок с педагогическим институтом, но тогда намёка я не поняла.
После окончания института я осталась в аспирантуре. Время защиты диссертации пришлось как раз на разгар перестройки со всеми её неприятными сюрпризами для отечественной науки. Поэтому получив ученую степень, дававшую право преподавания, приняла предложение работы по совместительству в частной школе, которых тогда стало открываться довольно много. И тут оказалось, что мне очень нравится учить детей, тем более, что частные школы в то время давали абсолютную свободу для педагогического творчества. Я сама выбирала нетрадиционные для школы учебники, придумывала новые на тот момент способы объяснения материала проверки знаний, пыталась показывать какие-то опыты, принося всё необходимое с собою в сумке. Может быть, я и совсем перешла бы работать в школу, но мне предложили место преподавателя на кафедре. Однако, работу в школе я бросить уже не могла. Так всё и продолжалось параллельно, пока не родились мои дети, и я сменила профессию преподавателя на работу мамы.
Однако педагогическая профессия и тут напомнила о себе: получилось так, что сыновья с 1 класса учились дома, и учителем их была я. И снова я подбирала учебники, придумывала, как объяснить – теперь уже не химию, а арифметику, русский, английский… Конечно, у детей были и разнообразные занятия в системе дополнительного образования. Так мы с ними оказались в нашем Дворце.
И снова вмешался, казалось бы, случай. Но теперь я понимаю - это профессия снова меня искала. Случайно я узнала о Детском Научном Клубе, и на следующий год дети там уже занимались. А через несколько лет в Клубе понадобился преподаватель, и мне предложили эту работу. Так я стала педагогом дополнительного образования. Моя профессия выбрала меня, поставила на это место, где нелегко, но здорово: снова можно работать с детьми, искать для них самый лучший учебный материал, создавать новые учебные программы, пробовать разные способы преподавания, а знания проверять в игре.
И вот, пройдя таким извилистым путём, однажды я столкнулась с задачей обдумать, чему научилась за эти годы, какими главными принципами я руководствуюсь в своей педагогической работе. Этими размышлениями и хочу поделиться с вами.
Пожалуй, в первую очередь я хотела бы сказать, чего делать нельзя. Нельзя кичиться своими знаниями и умениями, превозноситься над тем, кого учишь. Объяснив что-то однажды, не наблюдать затем, иронически усмехаясь, как твой неумелый ученик с трудом карабкается по лестнице познания, а уметь спуститься со своих мнимых вершин, встать рядом с ребёнком и подать ему руку. Идти по этому пути вместе с ребёнком, исходя из его интересов и потребностей, не для себя, а для него самого – вот то, что я выделила бы как главное свое убеждение. Увы, часто я наблюдала и наблюдаю иное. Да что греха таить, я и сама, будучи молодым институтским преподавателем, не избежала этого искушения. Именно потому, что на опыте знаю, как легко попасться в ловушку ощущения превосходства над обучаемыми, и выделяю этот принцип как главнейший. И потому же часто мои ученики слышат на занятии: «Пока мы с вами этого не знаем», не «вы не знаете», а именно «мы», потому что свою задачу я вижу не в том, чтобы передать знания, но чтобы вместе с детьми эти знания открыть.
Без сомнения, дети догадываются, что знаю я всё-таки больше них. Некоторые даже полагают, что я знаю всё. И вот здесь очень важно не бояться уронить свой авторитет и признать, что чего-то (на самом деле-многого) не знаешь или что сделал ошибку. Это помогает детям не боятся собственного незнания и собственных ошибок – ведь наша с ними работа требует размышлений, выводов, гипотез, и далеко не всегда они верные. Но страх ошибки уничтожает все гипотезы на корню. «Не стыдно не знать, стыдно не хотеть узнать», «Не ошибается тот, кто ничего не делает» - стараюсь, чтобы эти меткие поговорки стали нашими общими принципами.
Познание, по словам Аристотеля, начинается с удивления. Говорят, что современных детей трудно чем-либо удивить, однако, химия, полная почти волшебных превращений, даёт такую возможность. Сначала они удивляются эффектным опытам, но я вижу свою задачу в дальнейшем научить их удивляться и самым обычным вещам. Открывая в хорошо знакомых веществах новые, неожиданные свойства, дети научаются видеть необычное в привычном, а это первый шаг к умению мыслить нестандартно и творчески, находить выход из трудных ситуаций.
Однако в школе химия традиционно считается одним из самых сложных предметов. Страх перед трудностями заставляет детей «опускать руки» в изучении этого предмета еще задолго до того, как эти трудности на самом деле начинаются. Свою задачу я вижу в том, чтобы снять этот страх, благо, на основную нашу программу ко мне приходят заниматься шестиклассники, а иногда даже и пятиклассники, которым еще не успели рассказать, как тяжело им придется. Поэтому еще один мой принцип «от обратного» - никогда не произносить слов «это сложно», «это трудно». Взамен этого можно сказать «это очень важно понять» или «смотрите, как интересно это устроено». В результате даже те дети, которые обучались по программе недолго, на уроках химии в школе зачастую оказываются весьма успешны. Особенно удивил меня один случай. Приходил на занятия мальчик, никак не могу сказать, что был прилежен, скорее наоборот. Походил год, а на следующий уже не пришёл, что мне, в общем-то, не показалось странным. Еще через год случайно встречаю его, подрос, с трудом узнала. «Спасибо Вам, Ирина Вячеславовна», -говорит он мне, - «у меня по химии одни пятерки». «А по другим предметам?» - спрашиваю, помня не особенное его прилежание. «Ну, про другие – не будем, а вот по химии – одни пятёрки!» Видимо, всё же успел он услышать на наших занятиях– «Химия – это просто!»
Сделать сложное простым помогают различные игровые технологии. Особенно часто мы с детьми используем их на итоговых занятиях, чтобы убрать страх перед проверкой знаний. Это игры по типу «Морской бой», «Что, где, когда», «Своя игра», «Монополия». В игровой форме проходят и некоторые занятия. Например, когда нужно выучить символы элементов, мы используем «Химическое лото». «Играя – учиться» - принцип, который всегда находит у детей положительный отклик.
Бывают у нас и неигровые «контрольные», но оценивают дети себя сами при помощи специальных листов самопроверки. Понятно, что способности у всех разные, разные и результаты. Но я всегда напоминаю «Не сравнивай себя с другими, сравнивай себя с собой – вчерашним», твои баллы – не оценка тебя, а подсказка тебе, как ты поработал и что надо сделать ещё.
Несмотря на желание показать, что путь к знаниям может быть весьма увлекательным, я не сторонник превращения занятий исключительно в игру, шоу, в бездумный «просмотр» и воспроизведение опытов. Понятно, что ребёнка больше увлекает возможность сделать что-то руками, в крайнем случае, посмотреть, однако важно, чтобы из практической деятельности обязательно делались выводы, чтобы постепенно возникало понимание, что именно происходит там, в этих пробирках и колбах и почему. Поэтому мы вместе стараемся идти по пути научного познания мира: строим предположения, проверяем их на опыте, находим информацию в познавательных текстах и видеофрагментах, делаем выводы. «Теория без практики мертва, практика без теории слепа» - эти слова как нельзя лучше иллюстрируют еще один принцип наших занятий.
О работе с текстами хотелось бы сказать особо, т.к. здесь я также стараюсь придерживаться определённых принципов. Понятно, что тексты составляются так, чтобы дети познакомились с конкретным веществом или процессом. Однако, в обязательном порядке они содержат исторические сведения: когда и как люди научились получать то или иное вещество, какие трудности на этом пути преодолевали, как древнейшие способы работы с веществами легли в основу современных технологий. Детям цифрового века трудно представить себе жизнь в отсутствии компьютеров, а тем более, телевизоров, телефонов и прочих благ цивилизации. Нецифровое прошлое непонятно, а люди, населявшие его, представляются зачастую темными неучами.
Моя же задача – показать, что наши предки во многом превосходили нас по наблюдательности, умению делать выводы, экспериментировать, что именно в древности заложены основы современных технологий от выпечки хлеба до выплавки стали, что именно этим людям мы обязаны всем, что имеем сейчас. Исаак Ньютон как-то сказал: «Если я видел дальше других, то только потому, что стоял на плечах гигантов». Видеть, что все мы стоим на плечах гигантов – наших дальних и недальних предков - вот чему я хочу научить детей. Ведь кто не знает прошлого - не сможет понять и сориентироваться в дне сегодняшнем и будущем.
В работе с познавательными текстами мы обязательно уделяем внимание и развитию речи. Прежде всего, сам текст должен быть качественным с точки зрения языка. Если встречается незнакомое или устаревшее слово, смысл его пытаемся понять по контексту. В наших играх используются лингвистические загадки, фразеологизмы, пословицы, так или иначе связанные с изучаемым предметом. Короче, при любой возможности, стараюсь обогатить речь детей, ведь кто хорошо говорит – тот хорошо думает.
Кстати, говорить мы учимся также и при подготовке к основному событию года – московскому городскому Фестивалю-конкурсу «День науки», который проводится у нас во Дворце. Это конкурс коллективных проектных и исследовательских работ естественнонаучной направленности. От других конкурсов он отличается своим форматом «интерактивной выставки», когда дети не только представляют проект жюри, но и в течении всего времени работы Фестиваля принимают на своих тематических площадках гостей - других детей и взрослых - и рассказывают им о своей работе. Основная идея Фестиваля «Дети объясняют науку детям». Это позволяет проводить мероприятие интересно как для гостей, так и для наших детей – ведь ребёнку свойственно желание делиться своими знаниями, и предоставлять ему такую возможность - также важнейший принцип обучения.
К Фестивалю «День науки» мы готовимся в течении учебного года, на специальных занятиях выполняя проектные и исследовательские работы. Собственно, и большинство наших основных занятий построено по принципу мини-исследований, однако тематика работ для Фестиваля обычно выходит за рамки программы и связана не только с химией как таковой, но с другими областями науки и человеческой деятельности – биологией, физикой, медициной, кулинарией. Стремительно меняющийся современный мир требует от человека не просто знаний в определенной области. Происходят процессы интеграции в науке, технологиях, самые передовые идеи выдвигаются на стыке наук. И потому основная моя цель, как и на занятиях, так и при выполнении проектов – показать детям взаимосвязь химии с другими областями человеческого знания, и, более того, приучить их видеть окружающий мир не раздробленным на отдельные школьные «предметы», а единым в своем многообразии. О важности такого подхода в обучении говорили уже многие знаменитые педагоги прошлого: Я.-А. Коменский, И.Ф. Гербарт, И.Г. Песталоцци. Так, последний советовал: «Приведи в своем сознании все по существу взаимосвязанные между собой предметы в ту именно взаимосвязь, в которой они действительно находятся в природе». Поэтому и я стараюсь объяснить детям, что в природе не существует отдельно физики, химии, биологии, что, проводя в своем сознании жесткие границы между этими областями знаний, мы становимся похожими на персонажей известной притчи - слепцов, изучавших слона.
На принципе интеграции технических и естественно-научных дисциплин основана STEM-технология, об эффективности которой много говорят и спорят в последнее время. В результате этих споров, как известно, возникла так называемая STEAM-технология, когда к точным и естественным наукам добавили художественную творческую составляющую. В самом деле, принцип всестороннего развития личности будет неполным без возможности творчески проявить себя даже при изучении химии. В этом отношении у нас имеется некоторый опыт. Одним из наших проектов со старшими воспитанниками был спектакль с химическими опытами по сказке «Снежная королева». С этим спектаклем мы даже поучаствовали в театральном фестивале и получили диплом. Результатом другой проектной работы была брошюра «Химическая лаборатория в домашней аптечке», которую ребята проиллюстрировали своими рисунками.
…Близится время начала очередного моего занятия в Детском Научном Клубе. Скоро откроется дверь, и войдут они – мои ученики, мои герои. Да, они герои: после трудного школьного дня они приходят не отдыхать, не развлекаться – приходят изучать одну из сложнейших наук, науку о веществах. Они не предполагают, какие амбициозные цели ставит перед собой и перед ними их преподаватель, какие важные задачи нам предстоит решить вместе. Они просто пришли учиться, и я буду учить их и учиться с ними. Потому что я – педагог.
Рекомендуем посмотреть:
Эссе руководителя школьного кукольного театра
Эссе педагога «Я свято верю в жизнь иную»
Эссе педагога дополнительного образования
Эссе педагога дополнительного образования. Мое педагогическое кредо