Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Сценарий спектакля с химическими опытами для школьников по сказке "Снежная королева"

Сценарий спектакля для школьников 1-5 класса с химическими опытами по мотивам сказки Г.-Х.Андерсена "Снежная королева"
Автор: Грачева Ирина Вячеславовна, педагог дополнительного образования Дворца творчества детей и молодежи "Преображенский", Москва
Описание:
Предлагаемая вашему вниманию работа была результатом разрешения некоторого противоречия. Ребята, с которыми я занимаюсь в Детском Научном Клубе (курс «Тайны веществ») на мероприятиях нашего Дворца творчества показывали химические опыты. Однако, давать «научный» комментарий к этим опытам было нецелесообразно, поскольку наши зрители в большинстве своем - ученики начальной школы и младшие подростки. Но и простое музыкальное сопровождение не было выходом, хотелось какого-то живого параллельного текста. Вот только какого? И тогда мы решили, что раз химические превращения так похожи на настоящие сказочные чудеса, лучшим выходом будет «вставить» их в сказку. Предложения тем были разные, и «Гарри Поттер», и «Старик Хоттабыч», и другие, но остановились в итоге на «Снежной Королеве». Поиск в Интернете показал, что не нам первым пришла в голову мысль обратиться к этой сказке с указанной целью. Однако, содержание найденного нас не удовлетворило, и мы решили придумать свой вариант. Результат перед вами.
Сценарий рассчитан на воплощение силами старшеклассников, имеющих опыт экспериментальной работы в химической лаборатории, например, занимающихся в химическом кружке. Опыты, используемые в сценарии, в большинстве своем несложные, однако некоторые из них требуют особого внимания к технике их выполнения. Наша практика показала, что при неукоснительном соблюдении правил и должной отработке даже самые зрелищные опыты из представленных опасности не представляют.
Сценарий может быть полезен для внеклассной работы, использован в проектной деятельности в школе и учреждениях дополнительного образования.
Цель работы: Развитие интереса к изучению химии у участников проекта и зрителей.
Задачи: Средствами сказки показать важность химической науки в жизни человека.
Совершенствовать навыки выполнения химических экспериментов.
Развивать умение работать в коллективе, способность отвечать за общее дело.
Способствовать всестороннему развитию обучающихся через непрофильную (в данном случае, театральную) деятельность.
Способствовать духовно-нравственному развитию участников проекта и зрителей.
Идея спектакля (обсуждается с участниками проекта): Кай - персонаж, имеющий увлечение, захватывающее его целиком (страсть), в данном случае это химия. Страсть настолько поглощает Кая, что он перестает видеть нужды близких людей, тем самым открывая свою душу Злу. Именно поэтому над ним приобретает власть Снежная Королева, являющаяся воплощением Зла. Кай должен стать одним из Подручных Снежной Королевы, сущностей, потерявших свое лицо из-за страстей. Но этому помешает Герда. Она не особенно любознательна и увлечения Кая совершенно не разделяет, однако верна, отважна и отзывчива, что и позволяет ей пройти через все испытания.
В итоге оба остаются в выигрыше – Герда видит пользу от знаний, а Кай понимает, что важнее всего на свете любовь и верность близких людей.
Действующие лица
Герда
Кай
Снежная Королева
Подручные Снежной Королевы
Садовница
Принц
Принцесса
Маленькая Разбойница
Мать Маленькой Разбойницы
Ученый Ворон
Финка
Лапландка


Реквизит первой сцены устанавливается заранее. Далее все перестановки между сценами выполняют Подручные – это еще одна их роль в спектакле. В это время звучит музыкальная связка.
Сцена 1.
Кай и Герда за столом, читают. На столе – большая емкость, например, кастрюля. Герда откладывает книгу.
Герда (заискивающим тоном): Слушай, Кай, надоело мне заниматься этой химией. Пойдём лучше гулять!
Кай (грубо): Отстань, Герда! Не мешай. Не видишь - я читаю про серную кислоту!
Герда (обиженно): Кай, какой ты скучный! И что проку в твоей химии, кому она нужна? (Со вздохом.) Пойду одна….
Герда встаёт и собирается уходить. Навстречу ей входит Снежная Королева. Сзади неё двое Подручных.
Герда: Ой! (Пятится.)
Снежная Королева: Отойди, девочка! (Обращается к Каю.) Здравствуй, Кай! Я вижу, ты любишь химию больше всего на свете?
Кай молча, с удивлением, смотрит на Снежную Королеву.
Снежная Королева: Пойдём со мной, я подарю тебе всю таблицу Менделеева и настоящую лабораторию в придачу. И никакие глупые девчонки не помешают тебе делать твои опыты. Вот, смотри.
(Снежная Королева берет коробку у Подручного и высыпает ее содержимое в кастрюлю. Валят клубы пара.)
Кай: Вот это да! Здорово!
Снежная Королева: Пойдем со мной, и ты сможешь делать так же.
Кай (торопливо): Да, конечно, только книжки свои соберу. (Берет со стола книгу.)


Снежная Королева: У меня ты и без книг всему научишься, пойдём.
Кай роняет книгу на пол и идёт в сторону Снежной Королевы.
Герда: Кай, постой! Разве ты не видишь, это же Снежная Королева, она злая и хитрая, она тебя обманет! (Бросается за Каем.)
Снежная Королева злобно смеётся и уходит. Кай, не оглядываясь, идет за Снежной Королевой. Герда пытается бежать за ним, но ей преграждают путь Подручные. Потом уходят и они.
Герда: Ах, что же теперь делать?.. Придётся мне идти выручать Кая.
(Герда берёт сумку. Замечает на полу книгу.) Вот его книжка. (Смотрит на обложку. Презрительно морщится.) Хи-и-мия… (Раздраженно:) Ах, эта глупая химия! Всё из-за неё!.. Ладно, возьму с собой, может, пригодится... на растопку. (Берет сумку, книжку и уходит.)

Примечания к сцене 1. Для создания эффекта, используемого в этой сцене мы использовали жидкий азот, в который вливали горячую воду. Т.к. жидкий азот доступен не везде, можно, хотя и с меньшим «эффектом», использовать твердую углекислоту («сухой лед»), которая высыпается в емкость с горячей водой.
Требования безопасности: Если используется жидкий азот, он наливается и переносится в емкости только взрослым (преподавателем), знающим правила обращения с ним. По объему он должен занимать не более трети рабочей емкости, последняя должна быть достаточно высокой, вода вливается в нее с расстояния вытянутой руки, остальные действующие лица в этот момент находятся не ближе метра-полутора.
При работе с «сухим льдом» главное требование – не прикасаться к нему незащищенными руками. Высыпать в воду, аккуратно перевернув контейнер.
Сцена 2.
Декорации с изображением цветов. На первом плане ящик с белыми розами. Садовница разглядывает розы.
Садовница: Опять одни белые! Что же я делаю не так?..
Входит Герда.
Герда: Здравствуйте, бабушка! Тут мимо Вас никто не проходил?
Садовница: Некогда мне смотреть на прохожих. Я очень занята: хочу вырастить розовые розы, а получаются только белые….
Герда: Постойте, бабушка… Мне Кай что-то такое рассказывал…. (Старается вспомнить.) Сейчас… я посмотрю в его книжке...(Достаёт книгу, листает.) Вот, кажется, нашла. (Герда подходит к "грядке", около которой стоят разные бутылки с этикетками. Герда читает надписи, выбирает одну и дает садовнице.) Вот, нашла. Это, кажется, то, что Вам нужно (Говорит не слишком уверенно.)
Садовница опрыскивает розы, они розовеют.


Садовница (радостно): Ой, спасибо тебе, девочка! Ой, спасибо! А ты ступай вон по той дороге, увидишь дворец. Может быть, там найдешь, кого ищешь.
Герда уходит.

Примечания к сцене 2. Используются искусственные белые цветы, заранее пропитанные раствором фенолфталеина. Опрыскать можно любым щелочным раствором, из бытовых средств подойдет разбавленный «Шуманит», но из-за неприятного запаха последнего мы опрыскивали раствором стиральной соды.
Сцена 3.
Декорации с изображением дворца. На сцене Принц, стоя у стола, выливает воду из стаканов в кувшин. Делает пассы руками и затем из кувшина обратно в стаканы выливает жидкость розового цвета («вино»). В это время входит Принцесса.


Принцесса: Ах, опять ты за своё!.. Нет! Я этого не перенесу! (Плачет. Раздосадованный Принц уходит).
Входит Герда.
Герда: Что случилось? Почему Вы плачете?
Принцесса: Ах, этот принц такой несносный! Он научился превращать воду в вино, а как превратить его обратно в воду, не знает. Скоро во всём королевстве воды не останется… (Плачет).
Герда (задумывается): Что-то такое Кай делал однажды… Сейчас, сейчас… (Достаёт книгу, листает, потом подходит к столу и разглядывает колбы. Обращаясь к Принцессе). Лейте вино обратно в кувшин!
Принцесса выливает «вино» из стаканов в кувшин.
Герда (протягивая одну из колб Принцессе): А теперь добавьте это!
Принцесса добавляет в кувшин раствор кислоты, затем разливает из него в стаканы «воду».
Принцесса (радостно): Спасибо тебе, девочка! Можем ли мы чем-то помочь тебе?
Герда: Я ищу дворец Снежной Королевы. Я думала, это он и есть…
Принцесса: Нет, что ты! До её дворца добраться очень трудно. Но мы дадим тебе карету и лошадь!
Герда и принцесса уходят. Слышен топот копыт и лошадиное ржание.

Примечания к сцене 3. Здесь использован вариант известного химического фокуса «Волшебный кувшин». Первую половину процесса выполняет Принц. На дне непрозрачного кувшина находится раствор фенолфталеина, в стаканах - подщелоченная вода. Перелитая в кувшин, она окрашивается в малиновый цвет, поэтому обратно в стаканы выливается «вино». Далее Принцесса выливает «вино» обратно в кувшин и добавляет кислоту (уксус, или слабый раствор соляной кислоты). Окраска фенолфталеина исчезает, и в стаканы снова выливается «вода».
Сцена 4.
Декорации с изображением леса. Появляется Маленькая Разбойница. Она скачет по сцене, показывая приемы карате. Слышится шум, стрельба, лошадиное ржание.
Мать Маленькой Разбойницы приводит Герду.

Мать Разбойницы: Смотри-ка, дочка, кого мы поймали в лесу! Какая жирненькая! Ты поиграй с ней пока, а потом мы её… съедим. (Уходит.)
Разбойница (грубо): Эй, иди сюда. Я покажу тебе свои игрушки. Во-от! (Показывает пистолет) И во-от! (Показывает другой пистолет) И во-от! (Показывает большой нож) У тебя такого нет! Видишь, какой острый!
Разбойница, показывая Герде нож, «режет» себе ладонь.


Разбойница: А-а-а! Больно!
Герда: Сейчас я тебе помогу! (Достает из сумки флакон и ватку, протирает руку, «рана» «заживает».)
Разбойница: А от тебя есть толк… Не стану, пожалуй, тобой обедать. (В приказном тоне.) Живи тут у меня!
Герда: Не могу я у тебя жить, мне надо найти Кая, его Снежная Королева к себе забрала…. А я даже не знаю, где её дворец!
Разбойница: Вот как… (Задумывается, вздыхает.) Тогда, так и быть, отпущу тебя. А дорогу мы сейчас у моего Учёного Ворона спросим.(Грубо.) Эй, Ворон, цып-цып-цып…
Входит Ворон.
Разбойница: Знаешь ли ты дорогу во Дворец Снежной Королевы?
Ворон: Крра-крра! Идти надо прямо-прямо на Север! Только знай, девочка, трудно тебе придётся! Вот смотри! (Ворон показывает колбу с плещущейся «водой», затем делает пассы, и вода «замерзает».)


Герда (удивленно:) А что это значит?
Ворон: Это значит, что там будет очень холодно! А еще там скоро наступит полярная ночь. Смотри…
Ворон смешивает содержимое двух сосудов. Через некоторое время полученная бесцветная смесь темнеет. После этого меркнет свет.
Разбойница: Иди же скорей, возьми мою шубу, и вот тебе свечка!
Разбойница отдает Герде «шубу» (накидку) и свечу. Все уходят. Слышно завывание вьюги.

Примечания к сцене 4. Порез на ладони Разбойницы – известный трюк «Кровь без раны». На ладонь непосредственно перед сценой наносится раствор треххлористого железа. К ножу со стороны, обращённой от зрителей, прикреплена пластиковая пастеровская пипетка с раствором роданида калия. Проводя плашмя ножом по ладони, Разбойница давит на пипетку и на ладони появляется «кровь». Герда обесцвечивает «кровь» раствором фторида натрия (находится у нее в сумке, как и кусок ваты).
Требования безопасности: Хлорид железа наносить на руку непосредственно перед выходом на сцену. После окончания сцены сразу же тщательно вымыть руки с мылом.
Замерзающая «вода» в колбе у Ворона – раствор ацетата натрия в собственной кристаллизационной воде. Можно показывать этот трюк в двух вариантах: незаметно всыпать в колбу немного кристаллического ацетата натрия, что вызовет кристаллизацию в колбе, либо постепенно вылить на поднос с кристалликами ацетата – в идеале должен образоваться «сталагмит» из кристаллизующегося раствора. Второе, конечно, более эффектно, но кристаллизация может наступить не только на подносе, но и в колбе.
Требования безопасности: следует помнить, что кристаллизация ацетата натрия – процесс экзотермический, разогрев колбы может быть достаточно сильным, хотя и постепенным, недаром этот трюк называется «Горячий лед». Это надо учесть при перестановке, убирая колбу.
Потемнение раствора – известный опыт, часто называемый «Египетская ночь». Потребуется раствор тиосульфата натрия в смеси с иодидом калия, жидкий крахмальный клейстер, и подкисленная перекись водорода. Все компоненты, кроме перекиси, смешиваются незадолго перед показом. Ворон смешивает этот подготовленный раствор с перекисью водорода. Время, через которое раствор потемнеет, зависит от количества реагентов, в особенности, перекиси, а также температуры смеси. Подбор условий может быть предметом отдельного исследования при подготовке спектакля.
Требования безопасности: Перекись водорода здесь используется намного более концентрированная, чем аптечная, поэтому работать с ней надо в перчатках.
Существует похожий опыт, в котором используется аскорбиновая кислота, аптечный раствор йода, крахмал, и аптечная перекись водорода. С этими реагентами также возможно подобрать условия для достаточно быстрого потемнения смеси.
Сцена 5.
Декорации с изображением зимнего пейзажа и домика Финки вроде полуземлянки. Финка сидит у треноги с «кастрюлей» на ней.
Финка: Так, теперь добавим в кашку соус… (Приливает что-то в «кастрюлю», перемешивает ложкой. В это время входит Герда с горящей свечой в руках. Финка поворачивается к ней, «каша» «убегает». Обращается к Герде.)


Откуда ты взялась здесь в такое время? Впрочем, всё равно… Видишь, моя каша убежала. Нет ли у тебя чего поесть?
Герда: Нет ничего, у меня только книжка и, вот, свечка… (Показывает горящую «свечу».)
Финка: Свечка сойдёт, давай сюда. (Берёт у Герды свечу, задувает ее, выбрасывает «фитиль», и начинает есть). Спасибо, вкусно. (Продолжая жевать.) Так… откуда ты… здесь… в такое время?
Герда: Я ищу дворец Снежной Королевы. Она увела с собой Кая!
Финка: Вот оно что… Знаешь, я дам тебе письмо к моей знакомой Лапландке. Она поможет тебе пройти во дворец! («Пишет» что-то на «рыбе», даёт её Герде).
Герда (разглядывая рыбу): Что это, здесь же ничего не написано?


Финка: Кто будет умён, тот прочтёт, девочка. А теперь ступай.
Герда уходит.

Примечания к сцене 5. Здесь использован вариант трюка, называющегося «Зубная паста для слона». Потребуется достаточно концентрированная перекись водорода, жидкое мыло, желательно без запаха, и какой-нибудь из катализаторов разложения перекиси. Это может быть, например, йодид калия, бихромат калия или перманганат калия. Смесь перекиси и жидкого мыла заранее наливается в «кастрюлю» (это должна быть стеклянная емкость), далее уже на сцене добавляется катализатор. Условия надо подобрать так, чтобы «каша» убегала достаточно быстро.
Требования безопасности: С катализаторами – окислителями и их растворами обращаться особенно осторожно, избегать контакта с кожей. Образуется обильная пена, которая может содержать частички катализатора, поэтому надо продумать уборку после сцены (например, заранее подстелить пленку). Убирать нужно в перчатках.
Свечка, которую съедает Финка, вырезается из куска твердого сыра. В него вставляется кусочек грецкого ореха, играющий роль фитиля. Некоторое время он может гореть, и уже с небольшого расстояния такая конструкция неотличима от обычной свечки.
Требования безопасности: Нижнюю часть «свечки» нужно обернуть пищевой пленкой, за которую будут браться руками Герда и Финка. До начала сцены хранить «свечку» в пищевом контейнере, отдельно от реактивов. Зажигать «свечку» при помощи зажигалки, под наблюдением или при помощи преподавателя.
Сцена 6.
Декорация – зимний пейзаж, жилище Лапландки- чум.
Лапландка развешивает на веревке рыбу для сушки. Входит Герда с рыбой подмышкой.
Герда: Здравствуйте, тётенька! Я принесла письмо от Вашей знакомой. Вот оно. (Отдаёт рыбу Лапландке.)
Лапландка (разглядывая рыбу, хитро): Так тут же ничего не написано. (Отворачивается.) Ладно, рыба пригодится…. (Вешает рыбу «сушиться», так, чтобы было видно залу.)
Герда (Ни к кому не обращаясь, задумчиво): Она сказала… кто будет умён… тот прочтёт… (Достаёт и листает книгу.) Ну, конечно, так я и думала! (Разглядывает колбы, стоящие у чума. Указывает на одну из них.) Давайте попробуем этим.
Лапландка: А ты не так проста, как кажется. (Смазывает рыбу жидкостью из колбы, на ней проявляется надпись. Разглядывает написанное.) Ну, ладно, что тут… Дворец Снежной Королевы… Зря ты идёшь туда, девочка. Впрочем, ты понравилась мне, и я попробую тебе помочь. Отсюда ты пойдёшь прямо на Север, никуда не сворачивая. Будь умна и осторожна, и ничего не бойся. Я дам тебе с собой кое-что… (Дает ей пузырек, воздушный шар на длинной палке и свечку). А ещё тебе поможет твоя книга. (Вслед уходящей Герде) И помни: ничего не бойся!



Примечания к сцене 6. Надпись на «рыбе», заранее сделанная раствором желтой кровяной соли, проявляется раствором треххлористого железа. Также можно использовать и другие сочетания реактивов для проявления надписи.
Требования безопасности: использовать перчатки, либо тщательно вымыть руки после окончания сцены.
В этой сцене Герда получает от Лапландки шарик, наполненный водородом. На самом деле лучше здесь использовать шарик-«дублер», надутый воздухом, чтобы случайно не утратить водород до момента, когда он понадобится. Прикрепленный к палке шарик с воздухом ничем не отличается от шарика с водородом.
Сцена 7.
Декорации – зимний пейзаж. Звуки завывания ветра. На сцене появляется Герда с шариком на палке, оглядывается, как бы ища дорогу. Ей трудно идти против ветра.
Герда (Перекрикивая вой ветра): Я, кажется, вижу дворец Снежной Королевы, вон там, уже совсем близко!
В этот момент с противоположной стороны сцены появляются Подручные Снежной Королевы. Они ставят на пол колбы, из которых вырываются столбы «дыма».


Герда (Пугается, пятится назад, но останавливается): Я не должна бояться! (Снова пытается идти вперед.) Подручные уносят колбы. Герда идет вперед, борясь с ветром. Подручные ставят на ее пути «сугроб» из белых воздушных шаров и забрасывают Герду такими же шарами.


Герда (сначала пугается и отступает, но затем снова идет вперед): Я должна быть умной! (Достаёт из сумки флакон, брызгает на шарики, они лопаются. Подручные убегают. Герда проходит дальше, уходя со сцены.)

Примечания к сцене 7. В этой сцене также используется разложение концентрированной перекиси водорода, но уже в отсутствии мыла, так что образуется не пена, а достаточно высокий столб пара (Трюк «Гейзер»). На дно литровой конической колбы наливается небольшое количество концентрированной перекиси водорода (на высоту около 1 см). Кристаллический перманганат калия в количестве менее четверти чайной ложки помещается в центр кусочка салфетки или туалетной бумаги, сворачивается «мешочком» и тщательно обвязывается ниткой, у которой оставляется длинный конец. Полученный «мешочек» осторожно опускают, держа за нитку, в колбу так, чтобы он находился в верхней трети ее высоты. Далее в горловину вставляется резиновая пробка, которая прижимает нитку и фиксирует «мешочек» на нужной высоте. В таком виде подготовленные колбы находятся за кулисами в самом укромном месте. В нужный момент Подручные выносят колбы, ставят их на пол и аккуратно вынимают пробки. Нитка освобождается, и мешочек падает в колбу. Поскольку катализатор завернут в бумагу, реакция начинается не мгновенно, а с замедлением на 2 - 3 секунды, которых вполне хватает, чтобы Подручные отошли назад.
Требования безопасности: Подготовительные операции выполняет преподаватель, либо они проводятся под его строгим контролем. «Мешочек» с катализатором надо фиксировать надёжно. Переносить подготовленные колбы из лаборатории также следует преподавателю, либо под его контролем. Запрещается использовать катализатор, не завёрнутый в бумагу (сыпать его сразу в колбу). Во время протекания реакции находиться не ближе 1 метра. Забирать колбы после полного завершения реакции, используя нитяные перчатки, т.к. колбы сильно нагреваются. Колбы затем также убрать в непроходное место. Не следует сразу закрывать горячие колбы пробками, т.к. после остывания их будет сложно открыть.
Второй трюк этой сцены – уничтожение шариков - основан на способности одной из составляющих эфирного масла апельсина растворять латекс. Герда брызгает маслом на шарики, и они практически мгновенно лопаются. Крупный мусор убирается во время перестановки.
В этой сцене Герда также использует шарик - «дублер».
Сцена 8.
Дворец Снежной Королевы. Декорация закрыта белой тканью. Снежная Королева сидит на «троне», с обеих сторон стоят подручные. Кай чуть в стороне, на полу, он пытается повторить поразивший его в начале трюк Снежной Королевы с сухим льдом, но у него ничего не получается.
Кай (обиженно и раздраженно обращается к Снежной королеве): Ну почему у меня не получается так же, как у тебя?
Снежная Королева (со смехом): А ты старайся, старайся, когда-нибудь получится! И тогда я точно дам тебе всю таблицу Менделеева и лабораторию в придачу. А пока примерь вот это. (Кивает Подручному, он протягивает Каю белый комбинезон, такой же как на всех Подручных).


В этот момент вбегает Герда. В руках у нее шарик на палке.

Герда: Кай, наконец-то я нашла тебя!
Снежная Королева: Зачем ты явилась сюда, глупая девчонка?! Ты ему не нужна, он тебя даже не помнит!
Герда: Кай, Кай, пойдём домой!
Кай (холодно): Отойди, девочка, не мешай!
Герда (Снежной Королеве): Ах так! Ну, я вам сейчас устрою!
Достаёт книжку и, быстро листая, находит нужное место. Откладывает книжку, ставит на пол свечку, зажигает ее.
Снежная Королева: Ха-ха-ха! Что ты там вычитала в своей глупой книжонке? Ты вздумала напугать меня этим маленьким огоньком?
Герда: Сейчас будет огонёк побольше! (Берёт шарик, на палке подносит к свечке, раздаётся взрыв.)


Сразу же гаснет свет. Снежная Королева и Подручные убегают в испуге.
Зажигается свет. На сцене пустой трон Снежной королевы. Кай и Герда одни. Кай оглядывается вокруг, как бы очнувшись.
Кай: Что это? (Замечает Герду.) Ах, Герда, ты пришла! Как же я рад тебя видеть! (Кидается навстречу Герде.)
Герда: Ура! У меня всё получилось! (Обнимает Кая.) Знаешь, Кай, а я многое поняла!.. И книжка твоя такая интересная!
Кай: Я тоже кое-что понял, Герда, и теперь я точно знаю, что важнее всего на свете. И когда мы вернёмся домой, я обязательно пойду с тобой гулять.
Кай и Герда берутся за руки и уходят.
Занавес.

Примечания к сцене 8. Кай пытается повторить то же, что делает Снежная Королева в первой сцене. Здесь используется «сухой лед», который небольшими порциями высыпается в холодную воду, в которую можно добавить немного жидкого мыла. Мы не использовали мыло, т.к. в первой сцене у нас был жидкий азот, и необходимый контраст ("не получается" как у Снежной королевы) достигался и так. «Схлопывая» образующуюся пену руками, можно получать небольшие порции «дыма».
Требования безопасности: «Сухой лед» брать руками в нитяных перчатках, не зажимать в руке. Можно высыпать из небольшого термоса.
Наконец, взрыв водорода. При соблюдении правил представляет опасности не больше, чем трюк с «Гейзерами». Водород получают заранее одним из известных способов, например, взаимодействием алюминия (фольга) с раствором щелочи. Наполняют им шарик до размера около 20 см. Шарик прикрепляют липкой лентой к концу длинной (2 метра) тонкой легкой палки так, чтобы он не болтался. Хорошо подходит алюминиевая трубка диаметром 1 см. Подготовительные операции выполняет преподаватель, либо учащиеся под его тщательным контролем. Не следует допускать бурного протекания реакции! Одновременно подготавливают и шарик-«дублер» с воздухом. На палке делают пометку, чтобы не перепутать шарики.
Требования безопасности: Сцена, на которой происходит действие, должна быть достаточно большой, чтобы все действующие лица могли находиться от места поджигания шарика на расстоянии не менее 3 метров. Расстояние до зрителей – также не менее 3 - 4 метров. Под место, где будет находиться свечка, можно заранее подложить металлический лист или кусок линолеума. Перед тем, как зажечь свечку, палку с шариком надо положить на пол в направлении от свечки, затем поднять его с пола и, держа почти за конец палки, на вытянутой руке, поднести к пламени свечи. Энергии этого взрыва не хватит, чтобы поджечь деревянную палку или линолеум, даже подстеленная пленка остается неповрежденной. Однако на всякий случай надо проследить, чтобы вокруг не находилось посторонних предметов, в особенности легко воспламеняющихся. Излишне говорить, что весь процесс должен быть хорошо отработан. Взрыв обычно тушит свечку, но у нас на спектакле она осталась гореть, поэтому надо проследить и за этим.

Общие требования безопасности: Подготовка и проведение спектакля должны проходить под руководством опытного преподавателя. Помещение, в котором демонстрируется спектакль, должно быть достаточно просторным, вентилируемым, а сцена – большой. Пол лучше застелить пленкой. Наготове нужно иметь средства для уборки (веники, совки, тряпки), а также огнетушитель. Все реактивы и посуду для каждой сцены следует помещать в отдельные подписанные пластиковые контейнеры, в которых удобно и безопасно их выносить на сцену и убирать во время перестановок.

В спектакле использована музыка И. Корнелюка "Воланд" к фильму «Мастер и Маргарита».
Фрагменты спектакля можно увидеть в прилагаемом видео.



Рекомендуем посмотреть:

Внеклассное занятие для школьников на тему: Современное питание Сценарий физкультурного досуга для детей старшей группы Сценарий интеллектуальной игры по обществознанию для старшеклассников Конструктор частично-поисковых заданий по химии: задания на анализ и синтез

Похожие статьи:

Материалы по теме Зима

Как подготовить и провести выпускной вечер

Выпускной вечер в школе. Сценарий

День рождения ребёнка. Сценарии

Хэллоуин по Агапово-Давыдовски

Участник №23 творческого конкурса для детей и педагогов «В гостях у сказки» с 20 июля по 20 октября 2018 года
Педагогические раздумья
Опубликовано: 2269 дней назад (5 сентября 2018)
Просмотров: 5306
+21
Голосов: 21
Маргарита Васильевна Жалдак # 12 сентября 2018 в 07:57 +2
Очень интересно и захватывающе!) Захотелось поприсутствовать на этом мероприятии!) Думаю, и детям постарше будет так же интересно.
Ирина Вячеславовна Грачева # 12 сентября 2018 в 08:22 +2
Маргарита Васильевна, благодарю Вас за оценку моей работы. Указанные возрастные рамки - редакторская правка, насколько я знаю, было действительно интересно и взрослым :)
Анжела Петровна Никитина # 12 сентября 2018 в 21:37 +3
Ирина Вячеславовна, с удовольствием прочитала Ваш сценарий сказки и возьму себе на заметку. Не затянут, много интересных опытов, старшеклассники получают опыт не только проведения эксперимента, но и актерского мастерства. Театральная деятельность тут создаёт все условия для развития творческих способностей учащихся. Требует от детей умения действовать подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью. Дети преодолевают робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театрализация как образовательная технология является самым коротким путём эмоционального раскрепощения ребенка через игру. А.С. Макаренко считал театр и уроком, и увлекательной игрой, одним из важнейших путей воспитания. Считаю, сценарий сказки удался на 100%, что данная деятельность полезна тем, что дети получают навыки декламирования, развивается память, внимание, собранность, их речь становится более выразительной. Они учатся концентрироваться, обучаются умению публичных выступлений.
Ирина Вячеславовна Грачева # 13 сентября 2018 в 22:39 +2
Анжела Петровна, спасибо Вам за отзыв. Буду рада, если моя работа окажется полезной.
Ольга Владимировна Перковская # 14 сентября 2018 в 17:18 +1
Ирина Вячеславовна, здравствуйте! Прекрасный спектакль получился, а химические превращения, так похожи на настоящие сказочные чудеса, стали прекрасным дополнением к сказке. Понравилась разработка, замечательные фото, а видео скачаю для ребят и на арбузнике мы обязательно посмотрим ваш шедевр! Вам удалось реализовать задуманное в процессе просмотра сказки, когда демонстрируют химические опыты. В этом вся интрига. Думаю, что куча вопросов обрушится на вас и ребят после постановки. Вы умело как грамотный педагог мотивируете ребят на изучение химии! Спасибо! Голосую за современный и творческий подход к делу! Молодец!
Ирина Вячеславовна Грачева # 14 сентября 2018 в 20:19 +1
Ольга Владимировна, благодарю Вас за отзыв и высокую оценку нашего труда. Надеюсь, Вашим ребятам понравятся видео-фрагменты. Еще раз спасибо Вам.
Ирина Николаевна Ермолаева # 18 сентября 2018 в 18:12 +1
Ирина Вячеславовна, здравствуйте! Ваш сценарий просто потрясающий! Поразили все химические опыты. Думаю детям было очень интересно играть свои роли. Вы объединили театральное творчество с наукой. Браво! Примите мой голос. Большое Вас спасибо.
Ирина Вячеславовна Грачева # 18 сентября 2018 в 19:50 +1
Ирина Николаевна, сердечно благодарю за столь высокую оценку моей работы!
Вера Владимировна Мухамадеева # 19 сентября 2018 в 17:31 +1
Здравствуйте, Ирина Вячеславовна. Во первых поздравляю с дебютом. Такой шедевр Вы приготовили для знакомства со своим опытом, даже не могу себе представить, что будет в дальнейшем. Я так понимаю, "ноги этого спектакля" растут из студенческой жизни автора. Что то из старых журналов "Химия и жизнь". Я не знаю как сейчас, но в годы нашего студенчества мы пользовались им как своеобразными рекомендациями для мероприятий. Сейчас, когда эксперименты с образованием сделали свое "темное" дело, настает время популизации науки. Не даром же везде открываются всяческие музеи экспериментов. Спектакль ваш замечательный, администрация бестрашная и продвинутая, (дали все таки разрешение повзрывать на сцене). Вы прописали рекомендации по ТБ, очень важно. Ну а я как физик понавставляла бы физических экспериментов, пусть задумываются о волшебстве. В любом возрасте полезно. Всех благ.
Ирина Вячеславовна Грачева # 19 сентября 2018 в 20:40 +2
Вера Владимировна, спасибо огромное за Ваш отзыв. Честно говоря, в студенческие времена нам такое и не снилось. Не было понятия "химическое шоу", КВНы и капустники были, а вот делать что-то такое напоказ никому в голову не приходило. А вот работа в современном дополнительном образовании заставила и "шоу" делать, и пути всякие искать, чтобы это "шоу" (не люблю это слово, честно говоря, стараюсь заменить на "представление") еще и поинтереснее было и для зрителей, и для исполнителей. Подросткам нынешним уже неинтересно только на "выпадение белого осадка" смотреть:) Поэтому администрации нашей , конечно, спасибо, что поверили нашим клятвам о безопасности. Хорошо, что директор сама химик:)
Светлана Владимировна Тарасова # 20 сентября 2018 в 09:08 +1
Здравствуйте, Ирина Вячеславовна! Большое спасибо за вашу работу, спектакль удался!!!!
Ирина Вячеславовна Грачева # 20 сентября 2018 в 10:07 +1
Светлана Владимировна, большое спасибо за отзыв!
Мария Анатольевна Гановичева # 26 сентября 2018 в 14:24 +1
Здравствуйте, Ирина Вячеславовна! Ваша разработка мне очень понравилась. Это популяризация предмета химия в очень интересной форме сказочной театрализации. Сценарий продуман и работает на показ в каждой сцене химического опыта, это должно вдохновлять школьников к изучению предмета. И даже гуманитарии оценят работу, текст написан хорошо, сюжет нравственно воспитывающий. Техника безопасности прописана очень подробно, на фото видны сцены сказочного шоу. Спасибо за Ваш труд!
Ирина Вячеславовна Грачева # 27 сентября 2018 в 22:26 +1
Мария Анатольевна, большое спасибо за оценку работы! Рада, что Вам понравился текст.
Светлана Анатольевна Савостьянова # 27 сентября 2018 в 17:30 +2
Ирина Вячеславовна, спасибо за приглашение. Очень увлечённо читала ваш сценарий, понравился!Интерес к науке химии пробуждает, опыты все эффектные. Ребята молодцы - хорошо отыграли свои роли. Публикация отлично представлена - подробный сценарий, комментарии к опытам и техника безопасности, + видео. Успехов вам! +1
Ирина Вячеславовна Грачева # 27 сентября 2018 в 22:22 +2
Светлана Анатольевна, благодарю Вас за отзыв и Ваш голос! Приятно, что работа вызвала интерес.
Оксана Анатольевна Данильченко # 30 сентября 2018 в 10:35 +1
МОЛОДЕЦ! ГОЛОС! Очень интересный симбиоз сказки и химии! Великолепный материал, который можно использовать для любого возраста ребят! Цель и задачи достигнуты. Все методически грамотно оформлено и проиллюстрировано. Удачи в конкурсе!
v
Ирина Вячеславовна Грачева # 30 сентября 2018 в 21:06 0
Оксана Анатольевна, большое спасибо за такую высокую оценку работы!
Тамара Анатольевна Коледа # 30 сентября 2018 в 11:07 +1
Супер материал!
Ирина Вячеславовна Грачева # 30 сентября 2018 в 21:07 0
Тамара Анатольевна, благодарю Вас!
Ольга Васильевна Яковлева # 8 октября 2018 в 20:55 +1
Здравствуйте, Ирина Вячеславовна! Прекрасный спектакль! Опыты эффектные! Творческих успехов! голос
Ирина Вячеславовна Грачева # 8 октября 2018 в 21:59 0
Ольга Васильевна, спасибо Вам за оценку работы!
Елена Викторовна Багрова # 15 октября 2018 в 20:37 +1
Здравствуйте, Ирина Вячеславовна!
Спасибо за приглашение на сказочное представление.
Грандиозно, захватывающе. волшебно!!!
Вы продумали все до мелочей, знакомиться с ними было не менее интересно, чем с самим сценарием.
Все молодцы: от сценариста и постановщика химических "трюков", до костюмера, гримера и актеров.
С удовольствием голосую за Вашу любовь к науке и детям. Успехов!
С успешным дебютом на сайте!!!
Ирина Вячеславовна Грачева # 23 октября 2018 в 13:25 0
Елена Викторовна, большое спасибо за оценку нашей работы!
Ольга Валерьевна Соловей # 15 октября 2018 в 20:55 +1
здравствуйте Ирина Вячеславовна. Представление захватывающее.Такие опыты завораживают не только детей ,но и взрослых. Дети просто умницы. Хотелось бы это увидеть. желаю творческих успехов.
Ирина Вячеславовна Грачева # 23 октября 2018 в 13:25 0
Ольга Валерьевна, благодарю Вас за отзыв!
Наталья Викторовна Курилова # 20 октября 2018 в 16:37 +1
Ирина Вячеславовна, ваша работа заслуживает самых наивысших похвал. Сделать такой спектакль - дорогого стоит! Всё продумано до последней мелочи. Всё объясняется, особое внимание ТБ при проведении опытов. Голосую за вашу работу с удовольствием. Она заслуживает призового места несомненно!
Ирина Вячеславовна Грачева # 23 октября 2018 в 13:27 0
Наталья Викторовна, благодарю Вас за высокую оценку работы!
Наталия Владимировна Пуханова # 15 ноября 2018 в 22:27 0
Здравствуйте, Ирина Вячеславовна!Спасибо за приглашение на сказочное представление.Думаю детям было очень интересно.С удовольствием голосую за Вашу любовь к науке и детям. Успехов!
Оксана Александровна Белкина # 26 ноября 2018 в 13:04 0
Интересно, профессионально, качественно. Благодаря таким событиям у детей формируется интерес и желание учиться.Успехов!
Елена Юрьевна Деришева # 31 декабря 2018 в 16:13 0
Замечательная разработка. Успехов. Голос.
Елена Васильевна Бычкова # 9 августа 2019 в 00:42 0
Уважаемая Ирина Вячеславовна, я преклоняюсь перед Вашей увлечённостью своему делу!!! Я отлично знаю какого труда стоит "родить" такую разработку. Этот сценарий говорит о Вашей любви к своему предмету, к детям, которых Вы обучаете! ГОЛОСУЮ "ЗА" +20