Творческий конкурс для педагогов «Яркая Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Открытый урок «Обособленные члены предложения. Обособленные обстоятельства», 8 класс

Урок русского языка в 8 классе
Цели урока:
1. Организовать деятельность учащихся по обобщению знаний об обособленных обстоятельствах.
2. Формировать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся.
3. Развивать речевые навыки грамотного употребления обособленных обстоятельств в различных синтаксических конструкциях.
4. Подготовка к ОГЭ.
Ход урока
1 Организационный момент
Зелень на деревьях –
Первые листочки.
И на всех газонах –
Жёлтые цветочки.
Уличная серость
Солнышком согрета,
Свежестью залита,
Ярким майским цветом.
В голубом раздолье
Щебет не смолкает,
Пятнышком весёлым
Бабочка порхает.
- Я желаю вам яркого весеннего настроения. Пожелайте мысленно себе и одноклассникам удачи. Приступим к работе.

2 Актуализация знаний
Прочитайте предложения, объясните постановку знаков препинания.
Листья, распускаясь, шепчутся, радуясь теплу.
Вопреки предсказанию, май будет теплый.
Запятыми выделяются обособленные обстоятельства, выраженные одиночным деепричастием, д.о., сущ. с производным предлогом.

3 Формулировка темы урока: Обособленные члены предложения Обособленные обстоятельства.

4 Целеполагание:
- Какие цели вы поставите перед собой на уроке? (Повторить изученное об обособленных обстоятельствах, совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность, готовиться к ОГЭ)

5 Постановка учебной задачи.
Читать лежа вредно. Они слушали его рассказ затаив дыхание.
Объясните, почему в этих предложении не стоит запятая. Что для этого нужно вспомнить? (условия обособления обстоятельств).(что мы должны сегодня вспомнить? – условия обособления обстоятельств).

6 Представление обобщенных знаний
Расскажите об обособлении обстоятельств.
Обособляются:
1. Деепричастные обороты и одиночные деепричастия
2. С предлогом несмотря на
3. С производными предлогами благодаря, вопреки и т.д.
Не обособляются:
1. Фразеологизмы, в состав которых входят деепричастия
2. Наречия стоя, лежа, молча, нехотя, шутя, не глядя и др.
Теперь можем объяснить отсутствие запятой в предложениях? (лежа сближается по значению с наречием, затаив дыхание – фразеологизм).

7 Тренировочные упражнения.
Роберт Саути.
- С какой целью используется в этом тексте такое количество деепричастий? Какой художественный эффект достигается? (Картина становится зримой, образной, озвученной. Водопад изменчив: покорный и бунтующий, спокойный и резвый. Деепричастия дают разнообразные характеристики действию по цвету, звуку, движению.
Графические средства выразительности: стихотворение записано в виде пирамиды, чтобы подчеркнуть сходство с потоком воды)

8 Индивидуальная работа по карточке.
1. Грачи молча летали над землей.
2. Андрей улыбаясь щурился на солнце.
3. Он всегда все делал спустя рукава.
4. Несмотря на сильный дождь было тепло..
Одновременно идет фронтальная работа с упр.

9 Игра «Третье лишнее» - работа в парах.
1 вариант
1. Изучая «птичий» язык ученые все больше узнают о них
2. Для фазанов важно как звучат шаги. (Сложное предложение)
3. Любопытство свойственно фазанам и часто губит их притупляя чувство опасности.
2 вариант
1. Испугавшись большого зеленого жука, щенок замолк.
2. Вдали, сливаясь с облаками, цвели яблони.
3. Он стоял у витрины разинув рот. (обстоятельство не обособляется)
3 вариант
1. Снег, пропитавшийся весенним дождем, быстро таял. (обособленное определение)
2. Благоухая, цвела сирень.
3. Мальчики, войдя в весенний лес, притихли.

10 Составьте простое предложение с обособленным обстоятельством.
1) Цвели фруктовые деревья. Они наполняли воздух пьянящим ароматом.
2) Горячим пламенем горел костёр. Бросал в темноту скупые блики света.
3) Было раннее утро. На улице было многолюдно.

11 Включение знаний в систему (Подготовка к ОГЭ)
1. В 4. Среди предложений 1-3 найдите предложение с обособленным нераспространённым обстоятельством.
(1) Если писатель, работая, не видит за словами того, о чём он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними. (2) Но если писатель хорошо видит то, о чем пишет, то самые простые и порой даже стёртые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать. (3) В этом, очевидно, и заключается тайна так называемого подтекста.
2. В 4. Среди предложений 1-7 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
(1)В тот вечер мы играли в рыцарей. (2)У нас были деревянные мечи и щиты, вырезанные из фанеры. (3)В нашей армии было пять человек, а у противников – шесть. (4)Поэтому договорились, что мы будем укрываться в засадах, прятаться на местности, так как преимущество всегда на стороне тех, кто прячется. (5)По сигналу мы разбежались. (6)Я хорошо знал местность и сразу кинулся в заросший лопухами проход между глухой стеной двухэтажного дома и высоким сараем, из-под крашеной крыши которого торчала толстая жердь. (7)Я взобрался на крышу по рассохшимся от старости брёвнам,
ухватился за жердь и повис, ожидая рыцарей чужой армии
3. В 4. Среди предложений 22-28 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
(22) Прошло несколько дней. (23)Укрывшись с головой одеялом, Сережка прислушивался к разговору родителей.
- (24) Как ты думаешь, куда он мог деться?
- (25) Ну что я могу думать, - усмехнулся отец. – (26)Может, пошел кот погулять, вот и все. (27)А может, украл кто. (28) Есть такие подлецы.
4. В 4. Среди предложений 48-52 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
(48) Те несколько минут, которые пришлось прождать в передней, были слишком коротки, чтобы я успела удрать, да и перед нянькой было неловко. (49) Помню, мимо меня прошла полная барышня, что-то напевая. (50) Это меня окончательно смутило. (51) Идёт так просто, да ещё напевает и не боится. (52) Я думала, что в доме Толстого все ходят на цыпочках и говорят шёпотом.
5. В 4. Среди предложений 5-12 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
(5) Преступление мое было тяжким. (6) Я посмел писать «вечным пером», а это было строго-настрого запрещено. (7) Потому что авторучки портят почерк. (8) «Вечные перья» тогда были редкостью и стоили дорого. (9) Но я добыл его себе сам, изготовив из обломков трех или четырех сломанных. (10) Правда, иногда с пера соскакивали огромные кляксы, но зато не надо было макать в чернильницу. (11) И чернила в него заправлялись не фиолетовые, а голубые. (12) Оно вызывало всеобщую зависть, и мне уже предлагали обменять его на перочинный нож с шестью лезвиями.
6. В 4. Среди предложений 11-15 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
(11) И зачем заставлять людей заниматься тем, что им никогда в жизни не пригодится, что им неприятно и даже противно?! (12) Понять не могу. (13) Когда кто-нибудь входит в комнату, Лева не прекращает играть, словно ничего не замечая, а мы вынуждены ходить на цыпочках. (14) Но вчера я не выдержала и сказала:
- (15) Прости меня, Лева, но есть важная новость: тебя просят выступить у нас в школе на новогоднем вечере.

12. Взаимопроверка
Ответы:
1 вариант – 1
2 вариант – 7
3 вариант – 23
4 вариант - 49
5 вариант – 9
6 вариант - 13

13. Запись домашнего задания:
аукцион:
«3» - упр. 513
«4» - выписать из текста худ.произведения 5 предложений с обособл. обст.
«5» - написать миниатюру «Весна», используя предложения с обособленными обстоятельствами.
- Но прежде, чем вы выберете задание, послушайте притчу.
Жил замечательный учитель, у него были великолепные ученики. Но однажды один ученик засомневался, что их учитель все знает. Он решил найти вопрос, на который учитель не сможет ответить. Пошел ученик в поле, поймал бабочку, зажал ее между ладонями, готовый в любой момент плотно сжать ладони, и пришел к учителю.
-Скажите, учитель, - спросил он, - у меня между ладонями живая или мертвая бабочка?
Учитель внимательно посмотрел на ученика и сказал:
-Все в твоих руках!
-Ребята, скажите, как поступил ученик?
-Он выпустил бабочку.
-Вот и я хочу, чтобы вы верили, что способны на большее, преодолеть любые трудности. Это в ваших руках!

14. Рефлексия
- Ребята, кто может сказать о себе…
1. Я хорошо закрепил материал.
2. У меня есть проблемы. (Вписать)
- Какое задание на уроке было самым интересным?
- Что показалось трудным?

Материал к уроку
1 задание: найдите строчку, во всех словах которой пропущена буква О.
Цель: активизировать орфографические знания и навыки учащихся
а) холщ…вый, сожж…нный, горяч…, сбереж…т
б) з…ря, г…релый, р…сток, покл…нится
в) насл…ждение, …кация, к…ллективный, акк…мпанемент
г) п…стамент, к…мпозитор, пр…фессия, к…рреспондент
Ответ: г) постамент, композитор, профессия, корреспондент

2 задание: к этим словам придумайте определения, выраженные прилагательными или причастиями.
Цель: обобщение и систематизация знаний по теме обособление определений, приложений и дополнений

3 задание: придумайте предложения с этими словами, употребив определения, ставя их после определяемого слова.
Цель: развивать умение самостоятельно строить предложения с обособленными определениями и приложениями, причастными оборотами.

4 «Найди лишнее!»
1. Птицы прилетевшие с юга радостно пели за окном свои песни.
2. Маленькие листочки распустившиеся на березе еще были клейкими.
3. Люблю весну радующую нас теплым солнышком.
4. Подснежники росшие на краю поля зацвели.
5. По ясному небу неслись не закрывая солнца низкие облака.

5 «Могу объяснить!»
Укажите в таблице номера предложений, в которых встретились деепричастный и причастный обороты.
1. Ветер прошёлся вдоль берега, обломав сухие ветви.
2. Солнце, послав на землю последний луч, зарылось в седую мглу.
3. Природа, затаившая дыхание, замерла.
4. Снежный ковёр, изменяя обычный наряд леса, опушил ель.
5. Видны лишь верхушки ёлочек, сиротливо растущих у опушки.
6.Взметая вихри, с шумом взлетают из-под ног птицы.
7. Ночь, приближающаяся неумолимо, погружает всё в темноту.
8. Завораживает вид молодых берёз, розовеющих в лучах красного зимнего солнца.
9. Замерев, ты услышишь разные звуки.
10. Удивительное чувство испытывает каждый человек, находящийся в зимнем лесу.
№ предл. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10.
дееприч. оборот
прич. оборот

6 Методология
1. Воробей взлетев исчез в небе.
2. Встречая весну ребята развесили на деревьях скворечники.
3. Несмотря на ранний час улицы были полны народу.

7 Актуализация и пробное действие. Реализация построенного проекта
Перед вами отрывки из стихотворений известных русских поэтов о весне. Ваша задача: выписать обособленные обстоятельства и указать, чем они выражены.
1. Весна, весна! Как высоко,
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
Шумят ручьи! Блестят ручьи!
Взревев, река несет
На торжествующем хребте
Поднятый ею лед! ( Е.А.Баратынский)

2. Зелень нивы, рощи лепет,
В небе жаворонка трепет,
Теплый дождь, сверканье вод,-
Вас назвавши, что прибавить?
Чем иным тебя прославить,
Жизнь души, весны приход?(Жуковский)

3. Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом. (Тютчев)

4. Всю ночь гремел овраг соседний,
Ручей, бурля, бежал к ручью,
Воскресших вод напор последний
Победу разглашал свою. (Фет)
Ещё лишь в полдень солнце греет,
Краснеет липа в высоте,
Сквозя, березник чуть желтеет,
И соловей еще не смеет
Запеть в смородинном кусте. (Фет)

5. Стеклянный, редкий и ядреный,
С веселым шорохом спеша,
Промчался дождь, и лес зеленый
Затих, прохладою дыша. (Бунин)

6. Черёмуха душистая,
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
(Есенин)
Тест №1
Определите способ выражения обособленных обстоятельств в следующих предложениях.
1 Девушки ушли, взяв корзины, в глубину сада.
А) Одиночное деепричастие.
Б) Деепричастный оборот.
2 Среди улицы стоит седая старуха и, грозя кулаком, кричит пронзительно…
А)Одиночное деепричастие.
Б)Деепричастный оборот.
3 Ругаясь, рыча и фыркая, он вылез из воды.
А)Одиночное деепричастие.
Б)Однородные деепричастия, выраженные одиночными деепричастиями.
В) Деепричастный оборот.
4 Люди молчали, задумчиво опустив головы.
А)Одиночное деепричастие.
Б)Однородные обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями.
В) Деепричастный оборот.
5 То исчезая, то появляясь, корабль исчезал в дымке небесно-голубого цвета.
А) Одиночное деепричастие.
Б) Однородные обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями.
В) Деепричастный оборот.
6 Мимо окна лилась, заглядывая в него, рыжая струя огня.
А) Одиночное деепричастие.
Б) Однородные обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями.
В) Деепричастный оборот.
Х Рефлексия
1. Сегодня я узнал(а)...
2. Было трудно...
3. Я научился...
4. Теперь я могу...
Итоговая оценка:

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока русского языка в 8 классе Конспект урока русского языка в 8 классе по теме: «Роль обращений в поэзии А. С. Пушкина» Конспект урока русского языка для учащихся 8 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида Олимпиадные задания по русскому языку для учащихся 8 класса С(к)ОУ VIII вида

Похожие статьи:

Конспект урока русского языка 8 класс

Конспект урока русского языка в 8 классе. Знаки препинания с однородными членами

Конспект урока русского языка в 8 классе. Обособленные определения

Методическая разработка конспекта повторительно-обобщающего урока по русскому языку в 8 классе

Конспект урока русского языка в 8 классе. Односоставные предложения

Опубликовано: 1340 дней назад (18 сентября 2018)
Просмотров: 6066
0
Голосов: 0
Елена Борисовна Жданова # 19 сентября 2018 в 08:50 +1
Хорошая подробная разработка, задания методически выверены. Особо отмечу подготовку к экзамену, эта практика очень полезна подросткам. Порадовал качественный дополнительный дидактический материал, который был использован на уроке. Удачи вам в работе!
Надежда Валентиновна Думшева # 20 сентября 2018 в 12:12 +1
Спасибо за комментарий! Хорошего дня!
Юлия Иванова # 27 сентября 2018 в 12:37 0
Спасибо за материал! Опробовала на практике, все понравилось!
Черин Артем Викторович # 27 сентября 2018 в 14:17 0
Очень интересный урок. Эта тема вызывает сложности у учащихся в изучении, с помощью Вашего материала можно легко и в доступной форме преподнести материал. Спасибо!