Опыт работы воспитателя детского сада. Как вызвать интерес к ИЗО у детей дошкольного возраста.
В психолого - педагогической литературе интерес изобразительной деятельности, рассматривается как сложный, психический процесс. Его выделяют как своеобразный состав эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов которые повышают активность сознания и деятельности человека, отмечает Н.Морозова. Педагогический аспект проблемы интереса к изобразительной деятельности раскрывает Г.Щукина. Он связан с выявлением таких сторон в окружающей жизни, которые вызывают активное отношение, интерес формируется ко всей системе обучения и одновременно выступает как выборочное направление всех процессов, как стремление, потребность личности лично заниматься той деятельностью которая дает удовлетворение как сильный возбудитель активности личности под влиянием какого все психические процессы протекают особенно активно.
Интерес - форма проявления познавательной потребности, обеспечивает направление личности на осознание целей деятельности и тем самым способствует ориентированию, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отображению действительности. Характерная особенность интереса - это связь с эмоциональными сферами человека. Большинство авторов, которые изучали проблему интереса, считают основным моментом его эмоциональное возникновение. Основным принципом интереса можно считать стойкое позитивно - эмоциональное отношения личности к объекту. Эмоции выступают решающей силой которая может активировать или тормозить процесс познания. Поэтому эмоции - это важный компонент познания и деятельности.
Интерес характеризуется такими качественными особенностями: предметная направленность;участие; широта; глубина; стойкость.
Эти характеристики лежат в основе классификации интересов.
За предметной направленностью различают интересы познавательные, профессионально эстетические, научные, спортивные и другие; участие - активное и пассивное; за широтой - разносторонние и ограниченные; за глубиной - глубокие и поверхностные; за степенью стойкости - стойкие и нестойкие.
Интерес до изобразительной деятельности - можно выделить как сложное психическое образование, оно предусматривает эмоциональное настроение, выступает как выборочная направление на изучение детьми предметов и явлений окружающей действительности, углубляет эстетические переживания, которые способствуют этой деятельности; заинтересовывают до усовершенствования знаний и умений, которые формируются и развиваются в процессе активной деятельности ребенка. По психологической структуре - это всплеск эмоций. В интересе к изобразительной деятельности можно использовать те же характерные особенности которые присущи интересу в общем, а именно: за предметной направленностью, участие, широтой, глубиной и стойкостью. Предметная направленность интереса определяется в заинтересованностью ребенком определенным видом изобразительной деятельности идеей, тематикой, художественным материалом. Участие выражается в мере активности ребенка в процессе деятельности. В этом случае есть активный и пассивный интерес. Под широтой интереса к изобразительной деятельности следует понимать разновидности видов деятельности, содержанием, материалом каким интересуется ребенок. Если интерес ребенка обходится одним видом изобразительной деятельности, определенной тематикой, однотипным материалом, такой интерес ограничен.
Если ребенок проявляет интерес к разным видам изобразительной деятельности к разным материалам, это разносторонний интерес. Это развитие у дошкольном возрасте очень важно.
Определим такие показатели диагностики к изобразительной деятельности:
1. Наличие или отсутствие интереса ( желание заниматься деятельностью, эмоциональное проявление к занятиям, на занятие и после занятия.)
2. Активный интерес ( эмоционально позитивное отношение к интересу, познавательная активность которая проявляется в вопросах к воспитателю, активное участие в обсуждение содержания занятия, желание получить оценку своей работы, интерес к работам других детей.)
3. Разносторонний интерес ( заинтересованность разными видами деятельности, интерес к разным материалам, интерес к содержанию работы.)
Относительной стойкости интереса ( предпочтение к одному виду деятельности, определенной теме и материалу, вопросы познавательного характера, занятие этим видом деятельности в свободное время.)
Цель, содержание и технология формирования у детей интереса к изобразительной деятельности зависит от самой концепции этой
деятельности, если она отвечает природе ребенка, дает ему возможность саморазвития - интереса к изобразительной деятельности природным, постоянным и стойким.
Формирование интереса происходит эффективно, если сперва для него подготавливают основу, позже - создают позитивное отношение и в самом конце - формируют интерес в процессе творческой деятельности.
Успешным итогом изобразительной деятельности и уровнем интереса к нему обусловлен такими материалами:
1. Обеспечить занятия разнообразны художественным материалам.
2. Подобрать иллюстрации, произведения, репродукции к занятиям.
3. Оборудовать место для занятия самостоятельной деятельностью.
В сомом начале формирования интереса нужно создать заинтересованность, вызвать у детей интерес, эмоциональный отклик, проявление радости познания, то есть вызвать интерес. Постепенно ребенок начнёт видеть прекрасное в обычном, видеть в природе прекрасное и переносить в изобразительную деятельность. В процессе проведения таких занятий у ребенка можно сформировать активный интерес, активное отношение к деятельности. Основной задачей этого этапа - вызвать у детей интерес к разным видам изобразительной деятельности, заинтересовать их различной тематикой, материалом, использовать разные способы для передачи образа.
Рекомендуем посмотреть:
Ознакомление дошкольников 5-7 лет с природой в детском саду
Опыт работы воспитателя детского сада. Образовательные инновации
Кинезиология в детском саду
Опыт работы воспитателя ДОУ. Поделки из бумаги для подготовки дошкольников к письму
Похожие статьи:
Из опыта работы. Воспитание культуры речевого общения у дошкольников