Задания по химии для студентов колледжа. Раздел "Органическая химия"
Задания для самостоятельного выполнения по дисциплине "Химия"
1.1. Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений
1) Написание и защита рефератов на темы: "История возникновения и развития органической химии", "Жизнь и деятельность А.М.Бутлерова", "Роль отечественных ученых в становлении и развитии мировой органической химии"; "Реакции окисления и восстановления органических веществ", "Авторы именных реакций в органической химии".
2) Выполнение практических заданий - решение расчетных задач.
Решение расчетных задач на вывод молекулярной формулы вещества по массовым долям элементов.
Задача. Найти молекулярную формулу вещества, содержащего 81,8% углерода и 18,2% водорода. Относительная плотность вещества по азоту равна 1,57. Задание:
1. Органическое вещество содержит 84,21% углерода и 15,79% водорода. Плотность паров вещества по воздуху 3,93. Определить формулу вещества.
Ответ. С8Н18.
2. Алкан имеет плотность паров по воздуху 4,414. Определить формулу алкана.
Ответ. С9Н20.
3. При сгорании 3,6 г алкана получили 5,6 л оксида углерода(IV) (н.у.). Какие объемы кислорода и воздуха затратились на эту реакцию?
Ответ. 8,96 л О2 и 42,67 л воздуха.
3) Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы и ответы на контрольные вопросы по теме.
Контрольные вопросы:
1. Приведите примеры реакции присоединения в органической химии.
2. Какие типы реагентов вы знаете?
3. Что такое изомеризация?
4. Причислите механизмы протекания органических реакций?
5. Приведите примеры реакции замещения в органической химии.
6. Приведите примеры реакции элиминирования в органической химии.
7. Виды номенклатуры в органической химии.
8. Классификация органических соединений по природе углеводородного скелета.
9. Классификация органических соединений по природе функциональной группы, определяющей химические свойства соединений. 1.2. Углеводороды и их природные источники
1) Написание и защита рефератов на темы: "Область применения этилена", "История изучения строения бензола", "Производство ацетилена", "Получение и применение галогеналканов", "Ацетилен в медицине и промышленности", "История каучука", "Натуральные и синтетические каучуки", "Технология получения полиэтилена", "Применение полиэтилена", "Влияние на организм бензола и его токсичных гомологов", "Использование аренов в нефтехимическом синтезе", "Применение алканов в медицине".
2) Создание презентации на следующие темы: "Ацетилен в мировом масштабе", "Мировое производство каучука", "Применение углеводородов".
3) Оформление отчета по лабораторной работе и подготовка к ее защите.
4) Выполнение упражнений из учебника О.С.Габриелян «Химия. 10 класс. Базовый уровень». – М.: Дрофа, 2014 г.
5) Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы и ответы на контрольные вопросы по теме.
Контрольные вопросы:
1. Перечислите основные классы углеводородов?
2. Что такое гомология, изомерия?
3. Что такое гибридизация? Рассмотрите строение молекулы метана, этилена.
4. Перечислите способы получения алканов.
5. Что такое гомология, изомерия?
6. Перечислите промышленные и лабораторные способы получения алкенов?
7. Как влияет тройная связь на свойства алкинов.
8. Область применения углеводородов.
9. Какие качества на кратную связь вы знаете?
10. Опишите строение бензола.
11. Влияние бензольного кольца на химические свойства.
12. Перечислите качественные реакции на ароматические соединения.
13. Область применения алкадиенов.
14. Виды каучуков и их применение.
15. Влияние ароматических соединений на организм человека.
6) Выполнение заданий - составление изомеров и гомологов углеводородов.
Алгоритм составления возможных изомеров углеводородов
Изомерия углеродного скелета на примере C6H14:
1. Расположить все 6 атомов углерода в одну цепочку (изомер 1);
2. Укоротить углеродную цепь на один атом углерода, но ввести метильный радикал у второго атома углерода (изомер 2);
3. Сместить метильную группу к третьему атому углерода (изомер 3);
4. Снова укоротить углеродную цепочку и расположить два метильных радикала у одного и того же атома углерода (изомер 4);
5. Расположить метильные радикалы у соседних атомов углерода (изомер 5)
Алгоритм составления структурной формулы углеводорода по его названию
Пример: 2,3-диметилпентан
Решение:
Анализируем название углеводорода, начиная с конца слова.
1. «Пентан» – в главной цепи находится пять атомов углерода:
2. «Диметил» – в состав углеводорода входят два радикала CH4.
3. «2, 3-» – радикалы находятся у 2-го и 3-го углеродных атомов:
4. Дописать недостающие атомы водорода, соблюдая четырехвалентность атома углерода: Алгоритм составления гомологов вещества
Например для 2,2,3-триметилпентана составить формулы двух изомеров.
Составим формулы гомологов, сохраняя строение (разветвление 2,2,3-триметил-). Для этого уменьшить главную цепь на группу СН2 (гомологическая разность) – пример а или увеличить главную цепь на СН2 – пример б: Задание:
1. Составьте изомеры для вещества формула которого С5Н11NН2.
2. Проведите реакцию между следующими кислотами:
а) глицином с лизином,
б) глицином и ананином.
3. Из предложенного списка веществ выберите азотсодержащие соединения и назовите их: С3Н7NН2, С5Н12, СН3СООН, С3Н7О, СО, NH3, С6Н13NО2, С2Н4 (NH2)СООН
5) Оформление отчета по лабораторной и практической работам и подготовка к их защите.
6) Подготовка к контрольной работе.
Скачать Задания для самостоятельного выполнения по дисциплине "Химия" (раздел "Органическая химия")