Конспект занятия по химии в колледже. Тема: Природные источники углеводородов. Нефть. Природный газ
Занятие по химии для студентов колледжа. Природные источники углеводородов. Нефть. Природный газ
Цель занятия: познакомить обучающихся с природными источниками углеводородов (нефтью и газом), их месторождениями в нашей стране, с составом нефти и природного газа, способами добычи, переработки и применением. Обратить особое внимание на экологические проблемы, существующие в нефтегазодобывающей промышленности. Задачи: Образовательные:
- закрепить знания о строении и свойствах углеводородов;
- познакомить учащихся с природными источниками углеводородов, их составом, свойствами, применением, месторождениями в России, способами добычи;
- закрепить умение работать с текстовыми заданиями;
- развивать самостоятельность обучающихся. Развивающие:
- развивать логическое мышление;
- формировать навыки самоконтроля;
- совершенствовать коммуникативную компетенцию обучающихся;
- обеспечить условия для формирования научного мировоззрения на основе межпредметных связей. Воспитательные:
- воспитание бережного отношения к окружающей среде, рациональному использованию природных источников углеводородов;
- формирование экологической культуры.
Основные методы обучения, применяемые на уроке: словесный, наглядный, исследовательский, продуктивное чтение Ожидаемый результат: Обучающийся научится:
- описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;
- давать сравнительную характеристику состава природных источников углеводородов;
- оценивать значение нефти и газа как химического сырья;
- оценивать роль России в роли экспортёра нефти;
- использовать полученные знания в повседневной жизни и для соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде. Учебное занятие строится на следующих принципах: общедидактических:
• доступность и наглядность в обучении;
• сознательность и активность в обучении;
• оптимальное сочетание различных методов, форм и средств обучения; принципах обучения, демонстрирующих специфику профессионального образования:
• соответствие содержания обучения требованиям современного металлургического производства;
• профессиональная направленность обучения;
• связь теории и практики в обучении;
• самостоятельность студентов в процессе обучения. В учебном занятии используются следующие методы обучения:
• словесные;
• наглядно-демонстрационные (интерактивные);
• практические;
• самостоятельная работа студентов. В учебном занятии применяются следующие методы контроля и проверки общих и профессиональных компетенций студентов:
• контроль студентов в ходе изучения нового теоретического материала;
• тестовый контроль на этапе актуализации знаний;
• наблюдение за активностью студентов в решении проблемы и обсуждении полученных результатов в форме защиты решения задач;
• контроль правильности принятия решения при работе с раздаточным материалом. Обеспечение учебного занятия:
- Аппаратное обеспечение: Персональный компьютер, мультимедийное оборудование, интерактивная доска.
- Программное обеспечение: ОС Windows, ППП Microsoft office 2007, Windows Media Player.
- Учебно-методическое обеспечение
план проведения открытого учебного занятия,
видеофильмы;
раздаточный материал.
Ход занятия
Углеводороды все такие разные-
Жидкие и твёрдые, и газообразные.
Почему так много их в природе?
Дело в ненасытном углероде.
Действительно, этот элемент, как никакой другой, “ненасытен”: он так и стремится образовывать то цепи, прямые и разветвлённые, то кольца, то сетки из множества своих атомов. Отсюда множество соединений из атомов углерода и водорода.
Какова тема урока вы определите сами: «Об этих веществах теплотехники скажут, что это топливо; географы – ценнейшие полезные ископаемые; экономисты – это выгодное экспортное сырьё; химики возразят – это сырьё для получения множества химических продуктов; экологи предупредят, что переработка и использование продуктов переработки этих веществ загрязняют окружающую среду». Так о чём пойдёт речь на уроке?
Итак, тема занятия: "Природные источники углеводородов. Нефть. переработка нефти". С темой занятия вы справились.
Давайте вспомним:
1. Какие классы органических соединений относятся к углеводоромам.
2. Назовите общую формулу алканов.
3. Назовите общую формулу алкенов.
4. Какой класс органических соединений содержит тройную связь.
К природные источникам углеводородов относятся нефть, природный газ, попутный нефтяной газ, каменный уголь. Нефть, газ, каменный уголь – это ценное сырьё для химической промышленности.
Рассмотрим исторические моменты в жизни человечества. Человек в современном мире употребляет большое количество энергии, на душу населения приходится 15 КДж/с . Но не всегда так было. В первобытном обществе на душу населения приходилось 0,1 кДж/с, в рабовладельческом – 0,6 кДж/с, в капиталистическую эпоху — 3,4 кДж/с, в сороковые годы – 3,6 кДж/с, восьмидесятые – 8,7 кДж/с. Значит, чем больше растет цивилизация, тем больше расход на энергию. А где же берут энергию для удовлетворения энергетических потребностей? Вот как раз источники углеводородов — большие помощники в этом деле. На нефть и газ приходится 60% , на уголь — 30%, и только 10% — на гидро- и атомную энергию.
По запасам природного газа первое место в мире принадлежит России. Где находит применение природный газ? Природный газ является ценнейшим видом топлива. При сгорании газа выделяется много теплоты, поэтому он служит энергетически эффективным и дешёвым топливом в котельных установках, доменных, мартеновских и стекловаренных печах. Использование на производстве природного газа даёт возможность повысить производительность труда.
Природный газ представляет собой смесь газов, состав которой в значительной мере определяется месторождением. Однако в любом случае основным компонентом является метан, объёмная доля которого колеблется от 70 до 98%. Остальные компоненты – это этан, пропан, бутан, изобутан, неорганические газы (азот, углекислый и благородные газы). Чем больше относительная молекулярная масса углеводорода, тем меньше его содержание в природном газе.
Природный газ не имеет запаха, а известный всем запах "газа" – это запах этилмеркаптана, который специально добавляется в газ на городской газораспределительной станции (ГРС) для возможности определять утечку газа по запаху.
Попутный нефтяной газ растворён в нефти или находится над ней, образуя своеобразную «газовую шапку». В процессе добычи нефти его отделяют и используют в качестве топлива или химического сырья. В попутном газе содержится значительно меньше метана и больше его гомологов, чем в природном газа. Для практических целей попутный газ разделяют на фракции: газовый бензин (смесь пентана, гексана и других алканов), пропан-бутановая фракция (смесь пропана и бутана) и сухой газ (сходен по составу с природным).
Как используется природный газ? (Источник энергии (топливо). Его отличают полное сгорание без дыма и копоти; отсутствие золы после сгорания; легкость розжига и регулирование процесса горения.
Метан, содержащийся в нем, представляет немалую ценность. При неполном сгорание его образуется водород, оксид углерода, ацетилен, а от них начинаются разнообразные цепи химических превращений, приводящих к образованию альдегидов, спиртов, ацетона, уксусной кислоты, аммиака.
Важнейшие месторождения природного газа Российской Федерации (Западная Сибирь -Уренгой, Заполярье); Волго-Уральский бассейн (Оренбург, Вуктыльск).
Для добычи природного газа обычно применяется фонтанный способ. Чтобы газ начал поступать на поверхность, достаточно от¬крыть скважину, пробуренную в газоносном пласте.
Природный газ используется без предварительного разделения, потому что подвергается очистке еще до транспортировки. Из него удаляют в частности: механические примеси, водяные пары, сероводород и другие агрессивные компоненты.
Какие ассоциации возникают у вас при слове «нефть»? Нефть. Вероятно, трудно найти среди народов Земли слово более понятное и емкое, чем это. За ним стоит мир машин и вещей, окружающих нас, энергетическая база страны, надежда на лучшее будущее.
Наметились три основных направления использования нефти: получение энергетического сырья, получение материалов с заданными свойствами, производство химических и фармацевтических продуктов.
Индивидуальная деятельность - запись в тетрадях ассоциаций. Работа в парах «Обменяйтесь с соседом данными о понятии «нефть». Работа в группе «На основе индивидуальных записей составьте общий кластер». Преподаватель на доске записывает ассоциации к слову «нефть».
Вывод: "Нефть - маслянистая горючая жидкость обычно тёмного света со специфическим запахом; она легче воды и в воде не растворяется." Используя материал кластера, составьте небольшой рассказ на тему «Нефть в природе».
Работа с текстом (метод интерактивной системы заметок для эффективного чтения и мышления). При чтении текста делают пометки: «v» ставится, если информация, полученная при чтении, соответствует тому, что знали; «-» ставится тогда когда информация не соответствует или отличается от той, что уже знали; «+» ставится, если полученная информация является новой для вас; «?» ставится, если информация смущает или удивляет, или желаете узнать что-то новое по этой теме.
Текст:
Нефть начали добывать на берегу Евфрата за 6 – 4 тыс. лет до нашей эры. Использовалась она и в качестве лекарства. Древние египтяне использовали асфальт (окисленную нефть) для бальзамирования. Нефтяные битумы использовались для приготовления строительных растворов. В средние века нефть использовалась для освещения в ряде городов на Ближнем Востоке, Южной Италии и др. В начале XIX в. в России, а в середине XIX в. в Америке из нефти путем возгонки был получен керосин. Он использовался в лампах. До середины XIX в. нефть добывалась в небольших количествах из глубоких колодцев вблизи естественных выходов ее на поверхность. Нефти состоят главным образом из углерода – 79,5 – 87,5 % и водорода – 11,0 – 14,5 % от массы нефти. Кроме них в нефтях присутствуют еще три элемента – сера, кислород и азот. Их общее количество обычно составляет 0,5 – 8 %.
Скачать Природные источники углеводородов. Нефть. Природный газ