Интерактивная игра по математике для учащихся начальной школы
Интерактивная игра "Самый умный математик" для младших школьников в рамках внеурочной деятельности
Цель игры: выявление наиболее одаренных учащихся для дальнейшей поддержки их таланта и развития познавательных способностей в процессе изучения математики. Задачи игры: проверить уровень подготовленности учащихся в рамках системы развивающего обучения по математике, по таким критериям, как предметность, системность, обобщенность знаний, оценка сформированности общих интеллектуальных способностей; воспитывать систему нравственных межличностных отношений. Оборудование: переносной экран на штативе, ноутбук, USB Flash Drive, маркеры и карточки для учащихся.
Пояснительная записка.
Можно ли добиться того, чтобы ребенок стал "умнее", "способнее", "одареннее"? Конечно, если развитием умственных способностей заниматься так же регулярно, как тренируются в развитии силы, выносливости и других подобных качеств. Если ребенок постоянно тренирует свой ум, решает трудные задачи, действует активно, самостоятельно находит верные решения в нестандартных ситуациях- результат обязательно будет.
Как известно, неспособных детей нет, нужно просто помочь ребенку развить его способности, сделать процесс обучения увлекательным и интересным.
Введение в начальную школу регулярных развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность существенно гуманизирует начальное образование. Такие занятия создают условия для развития у детей познавательных интересов, формируют стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время таких занятий происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.
Методы и приемы организации деятельности учащихся на занятиях по развитию познавательных способностей в большей степени ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей.
Задание на занятиях по развитию познавательных способностей носят, не оценочный, а обучающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях обращено на такие качества ребенка, развитие и совершенствование которых очень важны для формирования полноценной самостоятельно мыслящей личности. Это внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти и мышления.
Актуальность выбора данной темы диктуется потребностями практики, поскольку школа должна выпускать людей, способных самостоятельно приобретать новые знания и применять их в изменяющихся условиях современной действительности.
Новизна работы заключается в создании системного подхода в развитии познавательных способностей одаренных детей на уроках математики и проецирование накопленного опыта на внеклассную работу. Результативность работы:
- учащиеся умеют применять стандарт знаний в нестандартных и проблемных ситуациях.
- владеют рациональными приемами работы и навыками самоконтроля.
- умеют самостоятельно приобретать знания, обладают самостоятельностью суждений.
- стремятся получить дополнительные сведения по предмету, выходящие за рамки школьного курса.
Формы организации такой работы различны. Среди них наиболее эффектны: олимпиады, викторины, интеллектуальные игры и конкурсы и КВН.
Данное внеклассное мероприятия можно порекомендовать родителям, которые заинтересованы в развитии детей, учителям начальной школы, а также тем, кто интересуется развитием познавательных способностей детей младшего школьного возраста. Ход игры.
1) «Умный раунд». В нем участвуют 10 человек. Ведущий озвучивает вопросы, которые постепенно появляются на экране. Из трех, четырех вариантов ответов дети выбирают только один правильный, отмечая его порядковый номер на карточке при помощи маркера. По команде ведущего дети показывают ответ. Во второй раунд выходят шесть человек набравшие наибольшее количество баллов. Если невозможно определить шестерых лучших, детям задаются дополнительные вопросы.
2) «Быстрый раунд». Каждый участник должен быстро ответить на 10 вопросов, которые появляются на экране. В данном раунде у вопросов нет вариантов ответа. Дети отвечают по очереди, начиная с игрока набравшего наибольшее количество баллов в 1 раунде. В третий раунд выходят 3 человека. Если невозможно определить трех лучших, детям задаются дополнительные вопросы.
3) «Смелый раунд». На экране появляются 12 вопросов номиналом в 5(3 вопроса) , 4(3 вопроса) и 3(6 вопросов) балла. Дети отвечают по очереди, выбирая один из предложенных вопросов на экране. Если участник не может ответить на вопрос, который он выбрал, право ответа переходит одному из соперников. Когда на экране не остается ни одного вопроса игра заканчивается. Побеждает тот игрок, который набрал наибольшее количество баллов по итогам третьего раунда. Если таких детей несколько, то им задаются дополнительные вопросы, для выявления победителя.
4) Подведение итогов и награждение победителей.
5) Рефлексия.
Мультимедийное приложение к игре "Самый умный математик"