Конспект занятия по ознакомлению с окружающим с использованием элементов ТРИЗ в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Тема: «Одежда».
Конспект занятия будет полезен педагогам, реализующим технологию ТРИЗ.
Цель: Учить детей классифицировать одежду по сезону, назначению, половому признаку.
Задачи:
1. Обогащать словарный запас по теме.
2. Формировать умение анализировать, делать выводы в процессе исследовательской деятельности по ткани и одежде.
Предварительная работа: вопросы проблемного характера, беседы, дидактические игры: «В какое время года надевать?», «Что лишнее?», «Чем похожи?», «Чего не хватает?», «Чем отличается?». Игры ТРИЗ: «Хорошо-плохо», «Да-нет». Прием фантазирования. Экспериментирование. Чтение стихов.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, я для вас приготовила загадки:
- Я из хлопка, льна и кожи
Шерстяной бываю тоже
Меня люди одевают
И со мной не замерзают
(одежда)
- Я, как зонт, не промокаю
От дождя вас защищаю,
И от ветра вас укрою.
Ну, так что же я такое?
(плащ)
- Зимой холодной я хожу-
Тот меховой наряд ношу.
И в нем, поверьте, никогда
Я не замерзну в холода!
(шуба)
- Не галстук он, не воротник,
А шею обнимать привык
Он помогает нам всегда,
Когда приходят холода.
(шарф)
Мини, миди иль до пят-
Лишь для девчонок тот наряд.
В горошек или незабудки-
Расцветки разные у…
(юбки)
- Сидит на макушке,
Завязаны ушки.
(шапка)
Воспитатель: Про что все эти загадки?
Дети: Про одежду
Воспитатель: Правильно, это одежда.
Воспитатель: Что можно сказать об этой одежде?
Дети: Одежда для женщин, это женская одежда
Воспитатель: Какая еще бывает одежда?
Дети: Мужская, детская, зимняя, демисезонная, специализированная, спортивная.
Воспитатель: Дети, из чего одежда сшита?
Дети: Из ткани
Воспитатель: А вся ли ткань одинаковая? Какая она?
Дети: Нет, ткань бывает тонкой, толстой, легкой, воздушной, ворсистой
Воспитатель: У меня в сундучке кусочки ткани (лоскутки), вы будете выходить по двое, брать по лоскутку и хвастать, у кого ткань лучше. Игра «Хваста».
Дети: -у меня ткань тонкая.
-а у меня плотная.
-у меня ткань синего цвета.
-а у меня зеленая в полоску.
-из моей ткани можно сшить платье для девочки.
-а из моей ткани можно сшить плащ или куртку.
(В эту игру играют 3-4 пары)
-Чтобы одежду быстро застегивать и зашнуровывать, нужны ловкие пальчики, вот сейчас мы их и потренируем.
Пальчиковая гимнастика:
-Раз, два, три, четыре, пять- (последовательно соединять пальцы)
Будем вещи мы стирать (трем кулачки)
Платье, брюки и носочки,
Юбку, кофточку, платочки. (загибать пальцы)
Шарф и шапку не забудем-
Их стирать мы тоже будем.
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, если попасть в дождь без зонта, что будет с нашей одеждой?
Дети: «Она промокнет, станет мокрой
Воспитатель: Мы с вами проведем эксперимент, и узнаем, так ли это
Опыт: взять лоскут ситца и лоскут болоньи, подложить под них салфетки, а сверху лить воду на ткани. Из наблюдения дети делают вывод о том, какая ткань промокает, а какая ткань не пропускает воду, что можно шить из таких тканей (какие вещи), и для каких вещей подходит болонья.
Воспитатель: Ребята, какие вещи шьют из драпа, кожи, болоньи?
Дети: Вещи, которые носят в холодную погоду, демисезонные (куртку, плащ, комбинезон, накидку от дождя, ветровку).
Воспитатель: А из какой ткани шьют летнюю одежду?
Дети: Ситца, сатина, шелка, гипюра
Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру: «Чья одежда?», у вас на столах символы, обозначающие - женщина, мужчина, ребенок. Я буду показывать вам картинки с изображением той или иной одежды, а вы определять и показывать символ, кому нужна эта одежда». (По ходу игры дети объясняют, почему подняли данный символ)
- Дети, а что с одеждой можно делать?
Дети: Стирать, покупать, гладить, показывать, вешать (на вешалку), пачкать, убирать (в шкаф), мять, дарить.
Воспитатель: Предлагаю поиграть еще в одну игру- «Наоборот», вы говорите противоположные слова об одежде
Чистый - грязный
Новый - старый
Толстая - тонкая
Легкая - тяжелая
Плотная- прозрачная
Сухая - мокрая
Мужская - женская
Мягкая - жесткая (колючая)
Летняя - зимняя
-Молодцы ребята, противоположности вы назвали правильно, а теперь посмотрим, как вы быстро можете отвечать на вопросы: «Быстрые ответы»
-Что можно связать?
-Что можно завязать?
-Что можно надеть?
-Что можно обуть?
-Что можно застегнуть?
Молодцы, вы много знаете об одежде, но вот как вы думаете,
-Что будет, если летом носить меховую шапку?
-Что будет, если зимой ходить в трусах и майке?
-Что будет, если в дождь обуться в тапочки?
-Что будет, если в мороз гулять без рукавиц?
-Что будет, если в жару не надеть головной убор? (Поощрять неординарные ответы)
Итог:
Воспитатель: Мы с вами сегодня много говорили об одежде, давайте подведем итог - для чего нам нужна одежда? (Ответы детей).
Воспитатель: У меня для вас сюрприз, я хочу вам подарить раскраски с одеждой, вы ее раскрасите в любимые цвета
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия в старшей группе детского сада для детей с ТНР
Конспект развивающего нейропсихологического занятия в детском саду в младшей группе
Комплексное занятие по развитию речи в подготовительной группе с ТНР «Путешествие на остров Знаний»
Конспект занятия в подготовительной группе для детей с ТНР по формированию коммуникативных навыков
Похожие статьи:
Загадки об одежде для детей 5-6 лет с ответами