Формирование условий для развития творческих способностей и личностных качеств у ребенка дошкольного возраста
Изменение системы дошкольного образования не могло не отразиться на приоритетах и конечных целях дошкольного воспитания детей. Наряду с такими навыками, как умение писать и считать, одной из основных задач дошкольного воспитания следует считать выявление и формирование личностных качеств и творческих способностей. Базовые качества личности, прежде всего, определяются уровнем самооценки и правильностью внутренней позиции дошкольника. Именно в этом возрасте формирующее самосознание определяет уровень зарождающихся личностных качеств, среди которых на первое место выходят правильное восприятие действительности, самостоятельность в выработке решений, настойчивость. В этот период важно, чтобы ребенок видел только положительные примеры для подражания, поэтому большую роль в воспитании дошкольников играют не только дошкольные учреждения, но и семья, сложившиеся в ней отношения. Важно понимать, что качества личности, сформировавшиеся в этом период, определяют будущий характер ребенка, умение дать адекватную оценку своим и чужим действиям.
Формирование личностных качеств дошкольника охватывает все сферы его жизни. Существенную роль в этом процессе играет творческая сторона, благоприятные условия для ее развития. Творческая активность помогает выработать интерес к тому или иному виду деятельности, поэтому в дошкольном возрасте важно, чтобы творческое развитие было разносторонним. Одни дети проявляют склонность в ходе музыкального образования, другие интересуются рисованием и изобразительным искусством, третьим больше нравиться мастерить, делать поделки своими руками, четвертые предпочитают слушать литературные произведения. Педагогам и родителям важно вовремя выявить склонность дошкольника к той или иной стороне творчества, внедрять обучающие элементы в игры и другие мероприятия. В ходе их проведения ребенка должны окружать предметы, позволяющие дошкольнику мыслить нестандартно и принимать свое решение в каждой ситуации.
Развитию творческих способностей у ребенка дошкольного возраста способствуют:
- регулярное участие взрослых в игровом процессе, создание ситуаций, позволяющих вместе найти выход из создавшегося положения;
- обязательное закрепление полученных навыков в ходе самостоятельных занятий;
- отказ от стандартной оценки действий дошкольника – вместо типичной оценки «хорошо» или «плохо» следует оценивать любые действия с выработкой принятого ребенком решения, если оно не является стандартным и не направлено на получение ребенком очередной похвалы;
- поощрение любых идей, выработанных ребенком самостоятельно, отсутствие критики, как таковой – при возникновении негативных моментов усилия должны быть направлены не на критику, а на поиск решения, позволяющего исправить недостатки с минимальными последствиями;
- поощрение любознательности дошкольника, пусть даже некоторые вопросы или ответы кажутся нелепыми – усилия должны быть направлены на то, чтобы ребенку было интересно самостоятельно размышлять и учиться находить наиболее верное решение.
Формирование личностных качеств и творческих способностей дошкольника должно проходить при непосредственном участии воспитателей и родителей дошкольника каждый из них должен понимать, что творческие процессы с поиском нестандартных решений способствуют развитию творческого мышления, воображения и фантазии ребёнка, которые, в свою очередь, оказывают существенное влияние на формирование личности человека.
Похожие записи:
Сказкотерапия в детском саду для дошкольников
Прогулка летом в старшей группе «Наблюдение за цветником»
Годовой план работы логопеда в ДОУ по ФГОС
Формирование творческих способностей посредством театрализованной деятельности