Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Дидактические игры для старших дошкольников 5-7 лет. Тема: Зима

Дидактические игры для старших дошкольников по лексической теме «Зима»
Автор: Павлова Вера Валерьевна, воспитатель спецгруппы МОУ «Бендерский детский сад №9» город Бендеры
Аннотация:данная подборка дидактических игр будет полезна воспитателям и педагогам начальных классов.
Назначение:данные дидактические игры можно использовать при проведении НОД, в самостоятельной детской деятельности
Возрастная аудитория: старший дошкольный возраст (5-7 лет).
Цель: уточнение представлений об особенностях зимы как времени года, закрепление основных изменений, происходящие в неживой и живой природе, у людей при наступлении этого времени года.
Задачи:
-обобщить признаки зимы;
-уточнить, что происходит в живой и неживой природе с приходом зимы;
-уточнить представления о зимующих птицах края и помощи им людьми;
-уточнить знание пословиц и поговорок, загадок и стихов о зиме.
Дидактическая игра «Назови зимние слова»
Цель: формирование активного запаса слов, обозначающих предмет, развитие фантазии и творчества.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям вспомнить и назвать 10 «зимних» слов.
При затруднении можно предложить показать картинки с этими явлениями природы. За каждое названное только им слово игрок получает фишку. Выигрывает тот, у кого в результате будет самое большое количество фишек.
Примеры слов: мороз, снег, лед, иней, снеговик, изморозь, Снегурочка, снежная крепость, снежки, снежинки и т.д.

Дидактическая игра «Скажи, какой?»
Цель: активизация словарного запаса детей, расширение представлений о свойствах объектов неживой (живой) природы
Ход игры:
Воспитатель раздает карточки с изображением неживых объектов природы. Ребенок подбирает по 5 слов к данному объекту.
Примеры объектов природы: снег, солнце, ветер, тучи, небо, лед, снежинки

Дидактическая игра «Продолжи предложение»
Цель: уточнение представлений о зиме и других временах года, активизация словарного запаса, развитие связной речи.
Ход игры:
Воспитатель начинает предложения, ребенок заканчивает и поясняет свой ответ
Если зимой день короче чем весной, то весной…
Если дерево выше скамейки, то скамейка…
Если к кормушке прилетело больше синичек, чем воробьев, то синичек…
Если деревянная горка выше ледяной, то ледяная…
Если летом теплее чем осенью, то осенью…
Дидактическая игра «Большой – маленький»
Цель: закрепление использования в речи слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, развитие памяти.
Ход игры:
Педагог раздает детям картинки, изображающие объекты живой или неживой природы. Дети называют большие и маленькие предметы.
Можно предложить составить предложения с этими словами.
Примеры слов: снег, снежинка, снеговик, солнце, облако, дерево, варежка, шапка, шарф…

Дидактическая игра «Исправь ошибки»
Цель: формирование представлений о характерных явлениях зимой, сравнение зимы и других времен года, развитие внимания, памяти, связной речи - объяснения
Ход игры:
Воспитатель читает детям предложение и говорит, что надо слушать внимательно, а потом исправить ошибки. Ребенок, пояснивший ошибку, получает фишку. Выигрывает тот, у кого будет больше фишек.
Примеры предложений: Пришло лето, и люди надели варежки и шапки.
Пришла зима, и прилетели ласточки.
Пришла весна, и речка покрылась льдом.
Закончилось лето, и пришла весна.
Пришло лето, и перелетные птицы улетели на юг.
Пришла весна, и к кормушке стали прилетать синички и голуби.
Дидактическая игра «Что будет, если лепить из…»
Цель: закрепление знаний о материалах, из которых можно лепить; активизировать словарь детей.
Ход игры:
Воспитатель показывает детям три картинки: снег, пластилин, тесто и предлагает назвать, что можно слепить из этого материала.
Каждый предмет отмечается фишкой. В конце игры можно увидеть, с каким материалом дети больше всего знакомы и какие поделки они предложили изготовить.
Примеры: пластилин: посуда, мебель, фрукты, овощи, продукты и т.д.
Снег: снежок, крепость, зайчик, снеговик, фигуры из снега и т.д.
Тесто: булочка, пирог, поделка, печенье и т.д.

Дидактическая игра «Подбери логические пары»
Цель: составление логических пар из различных предметов; развитие словарного запаса, логики и памяти.
Ход игры:
Воспитатель раздает картинки детям и говорит, что нужно найти друг с другом пары, а потом придумать с двумя словами предложения.
Примеры слов: снеговик и метла; кормушка и синичка; мальчик и варежка; медведь и берлога; клест и шишки сосны.

Дидактическая игра «Расставь по порядку»
Цель: знание процесса изготовления снеговика; умение пояснять его этапы.
Ход игры:
Воспитатель говорит, что необходимо так расставить картинки по порядку, чтобы получился снеговик. Дети комментируют процесс изготовления по схеме.

Дидактическая игра «Кто как из зимующих птиц голос подает?»
Цель: закрепление названия зимующих птиц и их голосов; развитие памяти и внимания.
Ход игры:
Воспитатель раздает карточки и изображением зимующих птиц, детям предлагается вспомнить, как подает голос та или иная птица, узнав ее на картинке.
Воробей – чирикает; ворона – каркает; сорока – стрекочет; голубь – воркует; синица – тенькает; сова – ухает.

Дидактическая игра «Закончи пословицу о зиме»
Цель: знание пословиц и поговорок о зиме, развитие памяти и внимания.
Ход игры:
Воспитатель начинает пословицу о зиме, дети заканчивают. Играть можно двумя командами детей. Выигрывает та команда, которая лучше запомнила пословицы и поговорки.
Примеры пословиц и поговорок о зиме:
Береги нос в большой мороз.
Год кончается, а зима начинается.
Декабрь год кончает, а зиму начинает.
Мороз невелик, да стоять не велит.
Январь — году начало, зиме середина.
Февраль — месяц лютый: спрашивает, как обутый.
Не светит зимой солнце против летнего.
Не тот снег, что метет, а тот, что сверху идет.
В зимний холод — всякий молод.
В одну ночь зима становится.
Рекомендую педагогам организаций дошкольного образования использовать предлагаемые игры в НОД, досугах, викторинах, в индивидуальной работе.

Рекомендуем посмотреть:

Дидактическая игра со звучащими предметами для старших дошкольников Дидактические игры для старших дошкольников 5-7 лет. Тема: Зимующие птицы Сюжетно-ролевая игра в детском саду в старшей группе "Отмечаем Старый Новый Год" Зимний квест в старшей группе детского сада. Сценарий

Похожие статьи:

Сюжетно – дидактическая игра для старших дошкольников «Мы едем в поезде»

Участник №64 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 сентября по 15 декабря 2018 года
О народной вышивке для старших дошкольников 5-7 лет | Квест в старшей группе детского сада на тему: Животные жарких стран
Опубликовано: 2174 дня назад (11 декабря 2018)
Просмотров: 61012
Рубрика: Без рубрики
+11
Голосов: 11
Алена Викторовна Ерошкина # 11 декабря 2018 в 12:09 +2
Отличный материал. Нужная подборка дидактического материала.Буду рекомендовать своим знакомым. Успехов Вам!
Лилия Сергеевна Лыга # 11 декабря 2018 в 18:05 +2
Спасибо! Очень интересный для ребят материал!
Вера Валерьевна Павлова # 11 декабря 2018 в 20:00 +1
Алена Викторовна!
Благодарю Вас за комментарий. Рада, что материалы помогут Вам в работе.
Вера Валерьевна Павлова # 11 декабря 2018 в 20:00 +1
Лилия Сергеевна!Благодарю Вас за комментарий.
Ольга Васильевна Яковлева # 11 декабря 2018 в 20:33 +3
Прекрасные игры, отличное оформление! голос
Вера Валерьевна Павлова # 11 декабря 2018 в 20:55 +2
Ольга Васильевна!
Благодарю Вас за комментарий.
Светлана Константиновна Бычкова # 11 декабря 2018 в 21:01 +3
Добрый вечер, Вера Валерьевна! Вы представили грамотно разработанную подборку дидактических игр по теме зима, очень актуальных для использования в образовательной деятельности. Дидактический материал эстетично оформлен. Игры будут интересны детям как в ОД так и в самостоятельной деятельности. Голос!
Вера Валерьевна Павлова # 11 декабря 2018 в 21:07 0
Светлана Константиновна!
Благодарю за Вашу оценку игр. Не смогла найти систематизированной подборки, потому попыталась сделать свою подборку игр и упражнений для использования коллегами.
Татьяна Юрьевна Суховерша # 11 декабря 2018 в 21:09 +3
Здравствуйте, Вера Валерьевна!
Благодарю за приглашение. Вы подготовили отличную подборку дидактических игр, направленных на закрепление представлений дошкольников о зиме и происходящих изменениях в природе. Материал будет способствовать развитию познавательного интереса, внимания, памяти и, главное, речи детей. С удовольствием голосую и желаю успеха.
Вера Валерьевна Павлова # 11 декабря 2018 в 21:11 +2
Татьяна Юрьевна!
Благодарю за Ваш позитивный отзыв.
Ольга Геннадьевна Лебедева # 12 декабря 2018 в 16:10 +2
Вера Валерьевна, благодарю за приглашение!
Прекрасная подборка речевых дидактических игр зимней тематики. Материал доступен, лёгок в повторении. Подобные игры способствуют закреплению пройденного материала по теме, развивают умственные и речевые способности дошкольников, активизируют их словарный запас.
Примите и мой голос!
Вера Валерьевна Павлова # 12 декабря 2018 в 19:41 +1
Ольга Геннадьевна!
Благодарю за Вашу позитивную оценку материала.
Елена Александровна Хвостикова # 12 декабря 2018 в 17:40 +1
Вера Валерьевна, здравствуйте. Вы как всегда на высоте! Отлично оформленный дидактический материал. Богатая подборка, вариативность заданий. Можно взять за основу и для работы с детьми младшего школьного возраста, слегка усложнив задания. Во время таких игр закрепляются знания детей о зимних приметах, о зимующих птицах и их голосах, развивается речь и расширяется словарный запас ребенка. Это очень важно, особенно при подготовке ребенка к школе.
Спасибо за то, что делитесь с нами своими наработками. Ловите голос!!!
С уважением Е.А.
Вера Валерьевна Павлова # 12 декабря 2018 в 19:42 +1
Елена Александровна!
Благодарю Вас за оценку моего материала.Всегда рада поделиться с коллегами своими наработками.
Наталия Николаевна Антипова # 23 декабря 2018 в 00:05 +1
Вера Валерьевна, Ваш материал как всегда насыщенный, сопровождается качественной, яркой наглядностью. Игры с красочной наглядностью всегда интересны детям. Познавательный материал, голосую.
Вера Валерьевна Павлова # 12 января 2019 в 19:06 +1
Наталья Николаевна!
Благодарю Вас за позитивный комментарий материалов
Вера Евгеньевна Лампман # 12 января 2019 в 11:43 +1
Добрый день! Отличный материал для работы со старшими дошкольниками по теме "Зима" Можно использовать как непосредственно при организации НОД, так и самостоятельной деятельности детей.
Вера Валерьевна Павлова # 12 января 2019 в 19:07 +1
Вера Евгеньевна!
Благодарю Вас за позитивную оценку предложенных игр.