Зимний квест в старшей группе детского сада. Сценарий
Конспект занятия квест - игры для детей старшей группы детского сада «В поисках клада Зимушки - Зимы»
Цель: Активизация познавательных и мыслительных процессов дошкольников с помощью игры-квеста Задачи:
- развивать любознательность, воображение, познавательную и творческую активность дошкольников;
- обогатить активный словарь, развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь;
- воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру, развивать эстетические чувства;
- продолжать формировать исследовательские навыки детей при проведении опытов. Предварительная работа:
Беседы по теме «Времена года - зима», дидактические и речевые игры, иллюстрации «Природа Зимой», «Зимние забавы», просмотр презентации «Зима». Оборудование: Интерактивная игра «Четвертый лишний», Снежинка, презентация «Зимушка», Следы животных, картинки диких и домашних животных, для экспериментов (лед, вода, соль), полоса препятствий (дощечки, тоннель, валики)
Физминутка «Мешок Деда Мороза», карточки с моделями.
Ход занятия
Организационный момент (мотивация детей): Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости. Придумано кем-то просто и мудро, при встрече здороваться: «Доброе утро!»
«Доброе утро!» - солнцу и птицам.
«Доброе утро!» - улыбчивым лицам.
- А сейчас улыбнитесь друг - другу и подарите свои улыбки нашим гостям.
- Ребята, сегодня, когда я пришла в детский сад мне прислали видео послание. Вам хочется узнать от кого это послание? Тогда садитесь поудобнее. Посмотрите, это видеообращение к нам. Давайте все внимательно посмотрим на экран. (На экране изображение Волшебницы Зимы). Волшебница Зима: – Здравствуйте, ребята! Я – волшебница Зима. Я приготовила для Вас интересные задания. Вы знаете, что зимой очень часто идет снег. А снежинки, это мои помощницы. Но одна моя снежинка упала и разбилась. Нужно ее собрать. За каждое правильно выполненное задание вы получите один лучик от снежинки, и когда вы соберете всю снежинку и сможете открыть клад. Будьте внимательны!
2. Основная часть Воспитатель: Ребята, волшебница Зима приглашает нас отправиться в путешествие, в конце которого нас ждет сюрприз. А готовы вы к трудностям, которые встретятся нам в пути? Тогда начинаем наше путешествие за кладом.
В путь-дорогу мы идем,
И клад Зимушки найдем!
Полоса препятствий (дети выполняют упражнения) «С льдины на льдину» перешагивают с дощечки на дощечку. Держите дистанцию. Ветер свистит в ушах. Просмотрите, а вот и письмо. Девочки и мальчики! Сейчас я прочитаю задание, которое нам приготовила Зимушка-зима. Зимушка – зима приглашает нас в гости! Вы скажите ка, друзья, а какая – Зима? Давайте подумаем и скажем, что мы знаем о зиме.
- У зимы три месяца. Как они называются? (декабрь, январь, февраль). - Какие краски любит зима? (белые)
Какая бывает зима? (Холодная, суровая. Вьюжная, морозная. Долгая. Снежная, красива. Сказочная, волшебная)
Совершено верно. Что бывает зимой? Какие природные явления? (иней, мороз, метель, вьюга, снегопад, стужа) - А что является самым главным признаком зимы? ( Снег.) - Откуда же берется снег? (Он подает из тучи, снег это замерший дождь.) - А вот кто из вас знает, почему снег хрустит под ногами? (ответы детей). - Он хрустит оттого, что под тяжестью вашего тела ломаются звездочки и лучи снежинки. - А что можно слепить из снега? А за что вы любите зиму? (ответы детей). Молодцы, а вот и первый лучик. Давайте прикрепим его на доску. Отправляемся в путь!
В путь-дорогу мы идем,
И клад Зимушки найдем (перешагни сугроб)
Воспитатель: - Ребята, посмотрите мы попали с вами в лес и перед нами чьи - то следы («следы» зайца на листе белой бумаги). - Как вы думаете, чьи они? Ответы. А вот и подсказка от Зимушки.
Это загадки: Грызёт веточки зимой.
Косоглазый, маленький,
В белой шубке, в валенках.
Правильно, ребята, это заяц (картинка зайца зимой). Заяц приспособился к жизни в лесу в зимнее время. Он к зиме меняет серый мех на белый. Белая шкурка помогает спасаться от врагов. - Какие враги у зайца? Ответы: Длинные уши помогают зайцу слышать приближающуюся опасность. Короткий хвост не мешает быстро бегать. Его задние ноги длинные и сильные, заяц ими отталкивается от земли и делает большие прыжки. Заяц днем больше спит, а ночью выходит добывать себе корм. Очень любит кору молодых осинок и берез. Норки у зайца нет, он спит в снежной ямке.
Ребята, посмотрите перед нами опять, чьи - то следы.
Он в лесу ночами рыщет,
Пропитанье себе ищет?
Страшно слышать пасти щелк.
Кто в лесу зубастый, серый?
Правильно, это волк. Волк - опасный хищник. Летом он сыт, а зимой почти всегда голоден. Зимний мех у волка высокий, густой, поэтому он не мёрзнет. Зимой волки живут стаями. Стаей рыщут по полям и, ищут добычу. Волк живёт со своей семьёй в логове.
Ребята, посмотрите опять, какой - то зверь оставил свои следы.
У меня меховая шубка,
Проживаю я в лесу, Ягоды, грибочки,
В дупле своем грызу. (Белка)
Правильно, это следы белочки. У белки красивый пушистый хвост. Длинные задние ноги и большой хвост помогают ей прыгать по деревьям. Зимой у белки мех мягкий и пушистый. К зиме белка утепляет своё гнездо. А строит она его в развилках веток или в дуплах деревьев. От врагов защищается: быстро лазит по деревьям, прыгает с дерева на дерева, питается на стволе дерева ягодами, грибами и орехами.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вот мы и выполнили второе задание Волшебницы Зимы. И отыскали второй лучик. Но нам пора идти дальше.
В путь-дорогу мы идем,
И клад Зимушки найдем!
Полоса препятствий (дети выполняют упражнения) «Пролезь через сугробы» дети пролезают через тоннель.
Воспитатель: А вот и следующее задание от Зимушки-зимы. Посмотрите на животных и определите, какие модели подходят к этим животным. Расскажите, почему вы выбрали именно эти модели. (У каждого ребенка определенное животное и карточки с моделями) Воспитатель: Молодцы, ребята! Вот мы и выполнили задание Волшебницы Зимы. Посмотрите, вот и третий лучик. Ребята, а скажите мне, какой самый любимый праздник зимой? Правильно, это новый год! Ребята, вы, наверное, немного устали? Сейчас мы с вами немного отдохнем.
Физминутка: «Мешок деда мороза»
Воспитатель: Молодцы, ребята! Но нам пора идти дальше.
В путь-дорогу мы идем,
И клад Зимушки найдем!
Дети повторяют.
Воспитатель: Вот еще одно письмо. Игра «Договори словечко»
Есть слова похожие,
Как родственники схожие,
Они живут одной семьей,
Поиграть хотят с тобой.
- Тихо, тихо, как во сне, падает на землю …. (снег).
- С неба всё скользят пушинки – серебристые … (снежинки).
- На просёлки, на лужок всё снижается … (снежок).
- Землю белой, чистой, нежной, застелил постелью … (снежной).
- Вот веселье для ребят – всё сильнее … (снегопад).
- Все бегут вперегонки, всё хотят играть в … (снежки).
- Словно в белый пуховик мы одели …. (снеговик).
- Рядом – снежная фигурка, это девочка … (Снегурка).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы выполнили задание получаете четвертый лучик. Но вас ждет еще одна остановка, она называется «Экспериментальная». Зимушка знает, что вы любите проводить опыты и предлагает вам сейчас побыть учеными и провести опыты. А теперь послушайте меня внимательно: «В огне не горит, в воде не тонет» (лед). Правильно, это лед. Ребята, а сейчас я вас приглашаю в лабораторию, где мы с вами поработаем учеными. А где зимой можно увидеть много льда? (На реке, на пруду, на земле, где были лужи).
А почему именно зимой на реках, прудах с появляется лед? (Потому что сильные морозы и вода начинает замерзать). Так, что же это такое лед? (Это замерзла вода).
Да, правильно, когда сильные морозы, то вода начинает замерзать и образуется лед. А как вы думаете, можно увидеть лед летом и где? (В холодильнике).
А сейчас мы немного разогреем наши пальчики!
Пальчиковая гимнастика
Иди дружок (имитируем движение правой рукой)
Скорей гулять (имитируем движение левой рукой)
Зимой так весело играть (имитируем движение обеими руками)
Мы сделаем огромный ком (показываем большой шар)
Скатаем маленький потом (показываем маленький шарик)
Морковку вместо носа вставим (показываем на нос)
На голову ведро поставим (руки над головой)
Два глаза словно угольки (показываем на глаза)
Две палки – это две руки (показываем руки)
Метлу дадим, наш снеговик совсем ленится не привык (показываем метлу)
Опыт 1. Воспитатель: Посмотрите и потрогайте лед. Что с ним происходит? Почему? Дети касаются льда и утверждают, что лед холодный. Твердость проверяют, обследуя кусок льда на ощупь, ударяя по нему маленьким молоточком. Лед разбивается на маленькие кристаллики. Дети делают вывод. Ну что, ребята, какой лед на ощупь? (Холодный и твердый)
Опыт 2 Воспитатель: Поместите кусочек льда в стакан с водой. Посмотрите, что с ним происходит? Почему? (Воспитатель предлагает детям рассмотреть и потрогать немного растаявший лед, чтобы убедится, что лед – это вода в твердом состоянии. Затем предлагает детям поместить кусочек льда в стаканчик с водой и понаблюдать, как он плавает в воде. Спрашивает, почему же лед не тонет в воде?) Дети: Лед не тонет в воде, потому что он легче воды, а вода тяжелее льда. Воспитатель: Ребята, а что постепенно происходит со льдом в воде? Дети: Он начинает таять. Воспитатель: А почему это происходит? Дети: Потому что температура воды выше, чем температура льда, а еще вода может растворять некоторые вещества.
Опыт 3 Воспитатель: а вы знаете, что иногда для того, чтобы расчистить лед на дорогах, дворники посыпают его солью? Почему они это делают? Давайте посмотрим, что при этом происходит.
Возьмите два кубика льда, положите на блюдце. Один посыпьте солью, а другой оставьте как есть (это будет контрольный экземпляр). Понаблюдайте, что будет происходить с льдинками. Кусочек льда, посыпанный солью, начнет таять гораздо раньше, чем простой лед. Если к нему приглядеться, то можно увидеть, что соль как бы "проедает" в нем дырочки. Солью посыпают для того, чтобы снег быстрее таял. При взаимодействии с солью снег становится рыхлый.
Можно сделать вывод: лед - холодный, твердый, скользкий, лед легче воды и плавает на ее поверхности, когда мы посыпаем лед солью, на подтаявшей поверхности льдинки мы получаем солевой раствор. А у него точка замерзания ниже, чем у чистой воды - поэтому и лед, посыпанный солью, начинает плавиться.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вот и пятый лучик, наша снежинка почти готова. Идем дальше.
В путь-дорогу мы идем,
И клад Зимушки найдем! (Идем по канату) Воспитатель: Дорогие дети, вы сейчас последнее задание. Интерактивная игра «Четвертый лишний?» (Дети должны определить, что лишнее, и объявить почему). Воспитатель: Снег, сосулька, цветок, снеговик. Ребенок: Лишнее слово - цветок, так как он не относится к зиме. Воспитатель: Свитер, шарф, сарафан. Ребенок: Лишнее слово – сарафан. Это не зимняя одежда, а летняя. Воспитатель: Санки, лыжи, велосипед, коньки. Ребенок: Лишнее слово – велосипед. Зимой не катаются на велосипеде. Воспитатель: - Хоккей, фигурное катание, биатлон, футбол. Ребенок: Лишнее слово – футбол. Футбол не зимний вид спорта.
Презентация на тему: Интерактивная игра «Четвертый лишний?»
Воспитатель: Молодцы!
И с этим заданием справились. Вы прошли весь путь. Вы справились со всеми заданиями, и дошли до цели. А что интересного было во время нашего путешествия?
А теперь посмотрите, как радуется Волшебница Зима! Скажи нам Зимушка-Зима, а ты довольна нашими ребятами и где же клад, который ты нам обещала?
Волшебница Зима. Ребята, вы большие молодцы! Я вами очень довольна. А клад, который вы искали, лежит вон под тем большим сугробом. Скоро я передам свои права красавице Весне, которую Вы все так ждали. До свидания, дети, до скорой встречи. Воспитатель: Посмотрите ребята, Волшебница Зима, подарила нам снежок, но не простой, а сладкий. Сейчас мы попрощаемся с нашими гостями, а потом в группе попробуем подарок Зимушки-зимы