Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: Новый год
Занятие по развитию речи по лексической теме «Новый Год» с применением метода моделирования. Пересказ сказки Сутеева «Ёлка» в подготовительной группе ДОУ
Аннотация: Данная разработка будет интересна воспитателям для проведения НОД по развитию речи по лексической теме «Новый Год»с применением метода моделирования. Автор: Павлова Вера Валерьевна воспитатель группы с ТНР МОУ "Бендерский Детский Сад №9" город Бендеры Назначение: НОД по лексической теме «Новый Год»
Возрастная аудитория: старший дошкольный возраст (5-7 лет). Цель: формирование умения пересказывать новогоднюю сказку по моделям. Задачи:
- расширить словарный запас по теме «Новый Год», закрепить умение пересказывать сказку, используя метод моделирования
- развивать монологическую речь, мелкую моторику, координацию движения и речи, внимание
- воспитывать любовь к новогодним сказкам, познавательную активность Активизация словарного запаса: новогодние праздники, Дед Мороз, Снегурочка, елка, хлопушки, гирлянды, новогодние шары, праздник, подарки, украшение, карнавал, маскарад, узоры, снеговик, бенгальские огни, салют, радость, свечи, салат Оливье, мандарины Техническое обеспечение занятия: Оборудование: магнитофон, ноутбук, презентация моделирования сказки Сутеева «Ёлка», наборы геометрических фигур для составления модели отрывка сказки Демонстрационный материал: презентация моделирования сказки Сутеева «Ёлка» по отрывкам Раздаточный материал: наборы геометрических фигур для составления модели отрывка сказки на каждого ребенка, картон а-4 синего цвета для фона на каждого ребенка Предварительная работа: чтение сказки Сутеева «Ёлка» и, рассматривание иллюстраций по сказке, беседа о новогодних праздниках, Д/и «Четвёртый лишний», «Что сначала, что потом», «Назови родственные слова к слову зима, снег», чтение новогодних сказок, работа над умением моделировать отрывок сказки из геометрических фигур. Планируемые результаты:
- расширение и уточнение познаний о зиме и новогодних праздниках;
- закрепление умения пересказывать сказку по отрывкам, используя моделирование из геометрических фигур;
- согласование существительных, прилагательных и глаголов при составлении предложений;
- дети любят сказки и умеют их пересказывать по отрывкам, а также различают известные новогодние сказки
Ход занятия
1. Организационный момент (дети стоят в кругу вместе с воспитателем) Воспитатель: ребята! Давайте поздороваемся и выполним пальчиковую гимнастику
Пальчиковая гимнастика «Здравствуйте!»
Здравствуй, солнце золотое! («Солнце» из двух ладошек)
Здравствуй, небо голубое! (руки вверх)
Здравствуй, вольный ветерок! (руки вверх, кисти рук двигаются вправо – влево)
Здравствуй, маленький цветок! (кончики пальцев образуют «цветок»)
Мы живем в родном краю! (хлопают в ладоши)
Всех я Вас приветствую! («замок» из пальцев, поднимают пальцы вверх, опускают вниз) Воспитатель: ребята! Какое сейчас время года! (зима)
Какие признаки зимы Вы знаете?
Дети передают друг другу мяч - снежный ком, называют признаки зимы: деревья покрыты снегом, дикие животные сменили шубы на теплые, люди носят теплую одежду и обувь, на улице снег и мороз, дети лепят снеговиков, катаются на санках, коньках и лыжах, люди подкармливают зимующих птиц, только зимой есть праздник Новый Год, приходит Дед Мороз со Снегурочкой и дарят подарки. Воспитатель: ребята, за что Вы любите Новый Год? Дети: дарят детям и взрослым подарки, проходят утренники в детском саду, приходит Дед Мороз, Снегурочка и сказочные герои, можно много гулять на улице, играть в снежки, кататься на санках, можно посмотреть много мультфильмов и новогодних сказок, запускают салюты и фейерверки, можно кушать мандарины и салат Оливье
2. Игры и чистоговорки для развития и обогащения словарного запаса
Дети проговаривают чистоговорки про Новый Год и передают друг другу Снежинку из картона
Чистоговорки:
Ник – ник – ник – к нам приходит новогодний праздник
Шка – шка – шка – стреляет новогодняя хлопушка
Роз- роз – роз – играет с детьми Дед Мороз
Ка - ка – ка – спешит с подарками Снегурочка
Ки - ки – ки – огнями светят новогодние ёлки
Ра – ра – ра – украшает елку мишура
Ды – ды – ды – горят огнями на елке гирлянды
Ки – ки – ки – в мешке у Деда Мороза лежат подарки
Ни – ни – ни – быстро едут по лесу волшебные сани
Вик – вик – вик – помогает Деду Морозу нести подарки снеговик Воспитатель: ребята! Вы любите читать сказки? Дети: да. Очень любим. Воспитатель: как называются люди, которые пишут сказки? Дети: писатели, сказочники Воспитатель: отправимся с Вами, ребята, в известную новогоднюю сказку. Давайте вспомним, в какой сказке есть такие герои: Снеговик, ребята, собака Бобик, Медведь, Дед Мороз, Лиса, Волк, Сорока? Дети: это сказка Сутеева «Ёлка» Воспитатель: ребята! У меня в руках книга со сказкой Сутеева «Ёлка», только в ней есть один текст, а рисунки исчезли. Давайте мы с Вами составим рисунки – схемы к отрывкам этой сказки. Сейчас мы с Вами отправимся в путешествие по зимнему лесу. Дети закрывают глаза, звучит музыка Ёлочка, елка, лесной аромат – минусовка. Воспитатель: вот мы с Вами оказались в зимнем лесу.
Хорошо в лесу зимой,
Лес украшен бахромой,
Звонкий снег искрится,
Иней серебрится (автор: Ирина Токмакова) Воспитатель: ребята! Давайте с Вами вспомним еще одну зимнюю сказку, в которой есть мачеха, ее дочка, падчерица, принцесса, солдат и подснежники. Как называется эта новогодняя сказка и кто ее автор? Дети: это сказка «Двенадцать месяцев» и написал ее Самуил Маршак Воспитатель: верно! Давайте поиграем в игру «Назови родственные слова к слову снег»
Вот падчерица в сказке искала подснежники зимой. Давайте мы с Вами вспомним родственные слова к слову снег. Если дети затрудняются, воспитатель задает вопросы:
Как называют внучку Деда Мороза? (Снегурочка)
Как называется то, что летит зимой из тучи? (Снежинка)
Как называют цветок, который появляется из – под снега? (Подснежник)
Как ласково можно назвать снег? (Снежок)
Как называют то, что могут вылепить дети из снега? (Снежки, Снеговик)
Как называется зимующая птица с красной грудкой? (Снегирь)
Как называется явление, когда сильно падает снег? (Снегопад)
Как называется машина по уборке снега? (Снегоуборочная машина)
Как называется машина, которая ходит по снегу? (Снегоход) Воспитатель показывает детям таблицу с родственными словами к слову «Снег», дети читают слова по слогам
Воспитатель: давайте составим предложения с этими словами Дети: Мы видели на улице снегоуборочную машину
Снегурочка и Дед Мороз пришли к детям на праздник
Подснежники выросли на клумбе весной
Снегоход быстро ехал по лесу
На улице был сильный снегопад, и намело много снега
Снежинки летели из огромной серой тучи и падали на землю
Дети во дворе слепили огромного снеговика
Мальчики играли в снежки возле пушистых елок
Снегирь прилетел на рябину, чтобы поклевать ее ягоды Воспитатель: давайте поиграем в игру «Четвертый лишний»
Воспитатель называет четыре слова, а дети должны пояснить свой выбор лишнего слова
1. Снег, снежок, подснежник, сугроб (лишний сугроб – он не родственное слово к слову снег)
2. Зима, лето, осень, мороз (лишний мороз – все остальное времена года)
3. Снежинка, Снегурочка, Дед Мороз, Снеговик (лишний Дед Мороз – все остальное родственные слова к слову снег)
4. Снегоход, снегоуборочная машина, снегопад, сосулька (лишняя сосулька – все остальное родственные слова к слову снег) Воспитатель: давайте прогуляемся по зимнему лесу и выполним физминутку
Физминутка «Вот студеною зимой»
Вот студеною зимой (Дети машут руками.)
Ветер дует ледяной
И вздымает снега тучу. (Дети выполняют круговые движения руками)
Он суровый и могучий.
Зайцы прячутся в кустах. (Дети садятся в глубокий присед на несколько секунд, потом встают)
Даже хитрая лиса
Притаилась и сидит,
Ну а снег летит, летит. (Дети машут руками)
Но утихла злая вьюга,
Солнце светит в небесах. (Потягивания — руки в стороны)
Скачет по полю лиса. (Прыжки)
Ну а мы чуть-чуть пройдемся (Ходьба)
И домой к себе вернемся. (Дети садятся за столы)
3. Объяснение нового материала
Воспитатель: ребята! Мы с Вами читали сказку Сутеева «Елка» Сегодня мы будем ее рассказывать по отрывкам и выполнять моделирование. Все наши герои превратятся в геометрические фигуры. Так мы с Вами сможем превратить героев нашей сказки в геометрические фигуры:
Снеговик – большой белый круг, ребята – фиолетовые круги, белый прямоугольник с числом 31 – календарь, письмо – бежевый прямоугольник, Дед Мороз – фиолетовый овал, елка – зеленый треугольник, собака Бобик – бордовый круг, ветер – голубой овал, белки – оранжевые круги, зайцы – белые маленькие круги, медведь – бордовый прямоугольник, сорока – черный круг, волк – серый овал, лиса – оранжевый овал. Показ презентации моделирование сказки Сутеева «Ёлка» по отрывкам и пересказ сказки. Отрывок 1. Ключевые слова: календарь, ребята, Дед Мороз, письмо
Дети выстраивают рисунки – схемы из геометрических фигур и пересказывают сказку по отрывкам.
Потом каждый ребенок выстраивает тот рисунок – схему, какой отрывок из сказки ему больше всего понравился. Воспитатель: молодцы! Все справились с заданием! Теперь в нашей книге будут вместо иллюстраций рисунки – схемы к отрывкам сказки. 4. Итог занятия Воспитатель:
Куда мы сегодня совершили путешествие?
Как мы смогли заменить рисунки в книжке со сказкой?
Что интересного было в нашем путешествии?
Что было сложно выполнить? Воспитатель: ребята! Нам надо вернуться из зимнего леса в группу. Дети закрывают глаза, звучит музыка Ёлочка, елка, лесной аромат – минусовка. 5. Рефлексия. Воспитатель: у меня есть поднос со снежинками и снеговиками. Если у вас сегодня все получилось, возьмите Снежинку в шапочке. Если Вам было трудно выполнить задание, возьмите Снеговика.
Вам на память о нашем занятии эти Снежинки и Снеговики.
Презентация на тему: Моделирование сказки Сутеева «Ёлка» по отрывкам
Здравствуйте, уважаемая Вера Валерьевна.Вы представили методически грамотно составленную разработку занятия по развитию речи. Продумано техническое обеспечение занятия; проведена необходимая предварительная работа с детьми; подобраны тематические чистоговорки и физкультминутка зимней тематики. Думаю, детям было интересно стать волшебниками, превратившими героев сказки в геометрические фигуры и с их помощью рассказывать сказку.
ГОЛОСУЮ "ЗА"
Здравствуйте Вера Валерьевна.
С интересом познакомилась с вашим материалом.
Развитие речи очень интересное, сложное и просто необходимое направление в работе каждого воспитателя. Мы закладываем фундамент для успешности каждого воспитанника в будущем обучении в школе и на жизненном пути в будущем.
Интересную форму работу вы выбрали. дети сами моделировали ситуации и с помощью составленных моделей пересказывали целую сказку. Интересный приём с попаданием в сказку и выходом из неё. Знакомая пальчиковая гимнастика, порадовало, что мы тоже используем такие моменты в своей работе.
Занятие грамотно выстроено и замечательно оформлено.
Успехов в работе!
Удачи в Новом 2021 году!
Голос!
Добрый день! В содержании занятия представлен интересный литературный материал (чистоговорки, физминутка, сказки для перессказывания). Мне понравился приём "иллюстрирования" сказки "12 месяцев", конечно, и приём "моделирования" сказки "Елка". В таком случае нет однотипности в применении приёмов перессказа. Молодец!
Здравствуйте, Вера Валерьевна! Вы разработали оригинальную грамотно составленную занятие по развитию речи. Цель: формирование умения пересказывать новогоднюю сказку по моделям. Подобраны тематические чистоговорки и физкультминутка зимней тематики. Очень насыщенное, плодотворное, позитивное и развивающее получилась образовательная деятельность! Непременно голос!
Интересное и полезное занятие по развитию речи. Четко выстроен ход занятия, прослеживается плавный переход от одного этапа к другому, от одной деятельности к другой.Много дидактического материала,интересная презентация.Голос!
Здравствуйте, Вера Валерьевна! Спасибо за приглашение! Мне очень понравился конспект занятия с применением метода моделирования из геометрических фигур. Честно сказать, увидела это впервые, именно моделирование из геометрических фигур. С удовольствием использую в соей работе. Спасибо что познакомили! Занятие продумано, грамматически правильно выстроено, всё отлично. ГОЛОС. Удачи и всего доброго!
Здравствуйте, Вера Валерьевна.Спасибо за приглашения познакомиться с вашей разработкой. Вы представили грамотно составленную разработку по развитию речи. Все продуманно: техническое обеспечение; тематические чистоговорки, физкультминутка, геометрическое моделирование. Очень интересная задумка. Буду использовать в своей работе! Голос!
Вера Валерьевна, здравствуйте! Я с интересом прочитала Вашу публикацию.
Вы представили конспект занятия, насыщенного материалом для дошкольников с целью научить детей пересказывать новогоднюю сказку по моделям. Материал очень интересный, с использованием оригинальных, инновационных приёмов. Вы замечательно – подробно подготовились к занятию: обеспечили демонстрационный материал, проделали предварительную работу, подготовили оборудование и раздаточный материал. В ходе занятия, представленного конспектом, виден логичный порядок активностей детей, с пальчиковой гимнастики и игры, до чистоговорок и нового материала в центральной части занятия. После овладения ребятами выстраиванием схем, занятие завершается подведением итогов и рефлексией. Замечательная работа! Достойна награды в конкурсе! Я уверена, что будет очень полезна коллегам! С удовольствием голосую и желаю успехов!
Конспект продуман, составлен методически грамотно. Весь учебный материал подчинён единой речевой теме. Умело использован метод моделирования. Работа замечательная! Голос! Успехов!