Конспект опытно-исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему «Жидкости. Растворы»
Задачи:
- Уточнить и закрепить представления о свойствах жидких и сыпучих веществ (вода, растительное масло, молоко, пищевые красители, поваренная соль, сахар, мука).
- Упражнять в умении анализировать результаты собственных экспериментов.
- Закрепить способы распознающего наблюдения: умение выявить свойства и качества предложенных материалов через проведение опытов.
- Вызвать радость от открытий, полученных во время проведения опытов.
- Воспитывать желание сотрудничать, договариваться в ходе совместной деятельности.
- Расширить словарный запас детей за счет слов: эмульсия, раствор, молекула, частица, кристаллы, рафинад.
- Развивать наблюдательность, интерес к экспериментированию с разным материалом.
Материал и оборудование для опытов:
Для демонстрации: бутылка, воронка, воздушный шарик, сода, уксус; тарелка, молоко, пищевые красители, 3 пипетки, ватные палочки, средство для мытья посуды.
На каждого ребёнка: поднос, 5 емкостей, 5 ложек, растительное масло, вода, поваренная соль, мука, сахар.
Ход совместной деятельности
Организационный момент.
(Белые халаты и колпачки лежат на столе)
Вопросы к детям
- Как вы думаете, ребята, для чего нужны белые халаты? (рассуждения детей)
- Где работают люди в белых халатах? (рассуждения детей)
- Знаете ли вы, чем можно заниматься в экспериментальной лаборатории? (ответы)
Воспитатель:
Ребята! Сегодня я приглашаю вас в экспериментальную лабораторию.
Собрались мы снова вместе,
Чтобы было интересней!
Много нового узнаем,
Что ж, ребята, начинаем!
В лаборатории надо соблюдать определённые правила: соблюдать тишину, работать тихо, аккуратно, внимательно и нужно одеть специальную одежду.
Рассмотрим оборудование, которое нам понадобится сегодня для опытов и экспериментов. Перечислите, пожалуйста, что вы видете у вас на столах
Дети: Бутыль с водой
Соль, сахар, а вы знаете, как называется такой сахар?
Дети: -рафинад,
растительное масло, мука, ёмкости для смешивания материалов, ложки, салфетки
Опыт № 1.
Воспитатель: Знаете ли вы, ребята, что многие материалы производятся путем смешивания разных компонентов.
В ходе опыта вы сможете определить, какие жидкости смешиваются хорошо, а какие не смешиваются совсем.
Воспитатель: Для первого опыта нам понадобится вода и сахар-рафинад. Теперь по одному кусочку положите в ёмкость с водой. Посмотрите, что с ним происходит?
Дети: (ответы).
Воспитатель:
Положите весь сахар и размешайте ложкой. Смешивается ли сахар с водой?
Дети: (ответы) Сахар исчезает, растворяется в воде.
Воспитатель: попробуйте обмакнуть пальчик в воду и попробовать на вкус.
Какая вода?
Дети: сладкая
Воспитатель дополняет: сахар разделяется на маленькие частички, которые смешиваются с водой. Такая смесь называется раствором.
Использованную ёмкость убираем на поднос.
Опыт №2.
Воспитатель: Переходим к другому опыту. Скажите соль: это жидкость или сыпучий материал?
Дети: Сыпучий.
Воспитатель:
Нам понадобится поваренная соль и вода. Наполните чистую емкость водой наполовину, затем добавьте пять полных ложек соли и размешайте ее. Что происходит?
Дети: Соль растворилась.
Воспитатель: попробуйте обмакнуть пальчик в воду и попробовать на вкус.
Какая вода?
Дети: солёная.
Воспитатель:
Добавь еще пять полных ложек и продолжай размешивать. Добавляй соль, пока она не перестанет растворяться, попробуйте обмакнуть пальчик в воду и попробовать ещё раз на вкус.
Дети: Очень солёная.
Воспитатель: Получился крепкий насыщенный солёный раствор.
Много ли соли растворилось в воде?
Дети: Много, не хватает воды, чтобы растворить всю соль
Воспитатель (дополняет выводы детей): Сколько бы ни размешивали, вы не сможете заставить соль раствориться в воде полностью. В банке просто не осталось свободных частиц воды, чтобы разделить кристаллы соли.
Воспитатель: У меня на столе в стакане находится очень солёный раствор как у вас и обычная чистая вода. Посмотрите, что я сейчас сделаю.(Воспитатель опускает яйцо в стакан с чистой водой, затем в стакан с солёной водой.)
Воспитатель: Что вы можете сказать? Какой вывод можно сделать?
Опыт №3.
Воспитатель: Для следующего опыта нам понадобится вода и растительное масло.
Скажите, растительное масло - это жидкость или сыпучий материал?
Дети: Жидкость.
Воспитатель: Нам понадобится вода и растительное масло.
Налейте немного воды и масла в емкость и размешайте их ложкой.
-Что вы наблюдаете?
-Смешалась ли вода и масло?
Дети: ответы детей, вывод делают самостоятельно: как бы не смешивали масло с водой, даже после перемешивания они снова разделяются.
Воспитатель: (дополняет вывод детей)
Слой масла находится на поверхности воды. Это происходит потому, что частицы масла и частицы воды отталкиваются друг от друга. Смесь жидкостей, которые не смешиваются, называется - эмульсия.
Опыт №4.
Для этого опыта нам понадобятся вода и мука. Скажите мука - это жидкость или сыпучий материал?
Дети: Сыпучий.
Воспитатель: Возьмите ёмкость с мукой, добавьте немного воды.
Перемешайте ложкой и скажите, что у вас получилось?
Дети: липкая, густая смесь, густая кашица, как тесто.
Воспитатель: Добавьте ещё воды, перемешалась ли вода с мукой?
Дети. Ответы детей. Вывод: все перемешалось, получилась непрозрачная, липкая жидкость.
Воспитатель:
Да, мука и вода перемешиваются. В отличие от масла мука смешивается с водой и образует густую массу.
Опыт № 5.
Как вы думаете, можно ли рисовать на жидких материалах: например на воде, на молоке?
Дети: (ответы)
Воспитатель: Давайте проверим ваши предположения.
Нам понадобится: молоко, пищевые красители, ватная палочка, средство для мытья посуды.
Ход опыта:
В молоко поместим немного пищевого красителя. Как вы думаете, что будет происходить? (выслушивает предположения детей, вместе с детьми наблюдают за изменениями, происходящими с молоком: молоко начинает двигаться, получаются узоры, полоски, закрученные линии). Попробуйте добавить другой цвет и подуть на молоко (дети комментируют свои наблюдения, делают выводы). А теперь попробуйте ватную палочку обмакнуть в средство для мытья посуды и опустить в центр тарелки. Что мы видим? (Объяснения детей: красители начинают быстро двигаться, перемешиваться, образуют круги. В тарелке образуются различные узоры, спирали, круги, пятна).
Воспитатель:
Как вы думаете, почему так получается?
Дети: (ответы, предположения детей)
Воспитатель: (дополняет)
Молоко состоит из молекул жира. При появлении моющего средства молекулы разрываются, что приводит к их быстрому движению. Поэтому и перемешиваются красители.
Ребята, вы сегодня провели опыты и эксперименты, узнали много нового и интересного. Я приготовила для вас
опыт - фокус с воздушным шариком и бутылкой.
Опыт демонстрируется без объяснения детям.
Вставляю воронку в горлышко шарика. Аккуратно насыпаю две столовые ложки соды в воронку и стряхиваю ее в шарик. Наливаю в бутылку уксус около 2 см, затем аккуратно закрепляю шарик на горлышко бутылки. Поднимаю шарик и встряхиваю его так, чтобы сода попала в бутылку.
-Что будет происходить с шариком?
Дети: (ответы)шарик надувается.
Воспитатель: Это происходит потому что при соединении уксуса и соды получается химическая реакция, выделяется углекислый газ который надувает шарик, этот опыт вы можете провести дома, но только с родителями т.к. сода и уксус опасные вещества.
Воспитатель: Итог: Ребята какие вы молодцы, как настоящие исследователи, работали внимательно, аккуратно, большое спасибо вам !
Рекомендуем посмотреть:
Исследовательская деятельность в лаборатории в детском саду
Конспект занятия по опытно - экспериментальной деятельности в подготовительной группе ДОУ
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы. Свойства песк
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе. Волшебные камешки