Малыши познают себя
Данный материал содержит консультацию для педагогов ДОУ, работающих с детьми от 3 до 4 лет, а также конспект ООД по физической культуре двивигательно-творческого характера. Материал будет полезен педагогам для внедреня в практику работы по физическому развитию здоровьесберегающих технологий.
Цель: укрепление здоровья детей средствами физической культуры.
Задачи: формирование двигательных умений и навыков; развитие двигательных способностей; повышения интереса детей к занятиям физической культурой.
* * *
Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, являющейся важной основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. В современном обществе оно становиться ещё и условием выживания. Отсюда, естественно, одно из главных современных определений здоровья, как способности адаптироваться, приспосабливаться к более содержательно богатой жизни, во всё мене благоприятной среде обитания.
Как же достичь высокого уровня здоровья? Что и кто может вдохновить человека, особенно маленького на здоровый образ жизни? Уместно процитировать высказывание известного хирурга А.Амосова: «Чтобы стать здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и энергичные. Заменить их ничем нельзя».
Физическая культура является частью общей культуры, достижения общества в физическом совершенстве. Одним из составляющих теорию физической культуры является понятие - физическое воспитание, которое направлено к достижению физического развития и физической подготовленности дошкольника.
Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Основной целью физического воспитания является формирование у детей умений и навыков, необходимых для поддержания здоровья и работоспособности, в воспитании ценностных ориентаций на здоровье.
Говоря о системе здоровья, нужно помнить о том, что оно тесно связано с двигательной активностью. Двигательная активность зависит от возраста, физической подготовленности, состояния здоровья, индивидуальной особенности нервной деятельности ребёнка, от уровня организации двигательного режима и постановки физического воспитания в условиях детского сада.
Это, прежде всего:
• учебная работа (в данном случае - проведение физкультурных занятий);
• физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня;
• активный отдых;
• самостоятельная двигательная деятельность в зависимости от индивидуальных данных, подготовленности, возможностей и интересов детей.
На каждом этапе проведения данных форм работы преследуются цели:
• расширять адаптационные и функциональные возможности детей путём развития основных органов и систем организма в ходе выполнения физических упражнений;
• совершенствовать естественные (жизненно важные) виды движений и обогащать двигательный опыт;
• развивать координационные способности и выносливость, как основу физической подготовки ребёнка;
• воспитывать у детей заботливое и бережное отношение к собственному здоровью.
Основоположник теории физического воспитания П.Ф. Лесгафт писал, что при выполнении физических упражнений сознательность должна выражаться не только в технической правильности исполнения, но и в знании того, что изменится внутри организма под действием этих упражнений. Поэтому такая задача, как развитие представлений о строении собственного тела и назначении органов при двигательной деятельности, должна решаться в тесной взаимосвязи с физическим воспитанием.
Так, в своей работе, я использую один из принципов здоровьесберегающей технологии - принцип формирования осмысленной моторики (В.Т. Кудрявцев). Знакомя самых маленьких с частями тела человека, предлагаю показать, где находятся руки, ноги, голова, туловище. Обращаю их внимание на то, что тело устроено так, чтобы мы могли занимать вертикальное положение: голова - вверху, в самом надёжном месте; руки на полпути, ими удобно пользоваться и вверху и внизу; ноги - длинные и крепкие, удерживают и передвигают всё тело; в самом низу ступни - опора. Для закрепления понятий провела двигательно-творческое физкультурное занятие «Малыши познают себя».
(Приложение № 5 - а).
Детям старшего возраста как один из приёмов обучения предлагаю выполнить одно из общеразвивающий упражнений с закрытыми глазами. Во-первых, это позволяет ребёнку при выполнения задания опираться на собственные знания, исключается подражание, механическое выполнение упражнения. Во-вторых, ребёнок целиком сосредотачивается на своих мышечных ощущениях, и функциональные и руководствоваться их показаниями. К зрительному контролю прибегаю и для оценки конечного результата: «Проверьте, крылья самолётов ровные и крепкие? Посмотрите на свои «крылья». Чей самолёт лётчики выберут для полёта?».
Так же решается задача, связанная с развитием у детей оценочных суждений, умения видеть ошибки при выполнении движения у себя и у других. Здесь использую такой приём, как «ошибочное» выполнение взрослым одного из движений, организуя игру «Так не так?». В ходе игры дети должны применить словесное обозначение различного выполнения показанного движения. Такие игры, как «Зеркальце», «У дядюшки Трифона» развивают у детей умение самостоятельно, осмысленно выполнить движение. В предварительной работе использую комплекс общеразвивающих упражнений «Я занимаюсь гимнастикой», с целью развития подвижности, гибкости , эластичности позвоночника и суставов, коррекции верхних и нижних конечностей; умения владеть своим телом в движении; обучении детей во время движений сохранять равновесие и равномерное дыхание. В комплекс входят такие упражнения, как «Я прогибаюсь назад»; «Мои носочки меня поворачивают»; «Я достаю головой до колен»; «Я подтягиваюсь и вытягиваюсь». Изготовила наглядное пособие «Любимые движения».
(Приложение №5-6). В процессе выполнения упражнений вместе с детьми делаем вывод: от положения головы, плеч, грудной клетки зависит правильная осанка - залог хорошего здоровья.
Процесс обучения движениям считается завершённым, если ребёнок научится эффективно ими пользоваться для решения практических, жизненных задач.
Проводимая работа позволяет мне выделить следующие задачи по воспитанию у детей заботы о своём здоровье:
• научить ребёнка определять своё состояние и ощущение;
• формировать представления о своём теле;
• понимать необходимость и роль движений в повседневной жизни;
• обучать правилам безопасности при выполнении физических упражнений;
• формировать представления о том, что полезно, и что вредно для организма;
• формировать жизненно важные навыки и умения, способствующие укреплению здоровья.
Приложения
Приложение 5-а
ЦЕЛЬ: упражнять детей в ходьбе и беге колонной по одному; учить сохранять устойчивое равновесие при ходьбе по уменьшенной площади опоры, упражнять в энергичном отталкивании двумя ногами от пола и мягком приземлении при подпрыгивании на месте; знакомить со строением тела человека в игровой форме.
ОБОРУДОВАНИЕ: 2 дорожки / шир. 15 см; длин. 3 м./,игрушки би-ба-бо-бабушка,дедушка, ширма-домик.
Ход занятия.
Воспитатель подзывает к себе детей, ведет их за собой, приговаривает:
I часть. Ходьба и бег в колонне
"Большие ноги идут по дороге:
по одному топ-топ.
Маленькие нотки бегут по дорожке: топ-топ-топ-топ".
ВОСПИТАТЕЛЬ: Дети, у нас есть хорошие друзья/протягивает поднятые руки/. Они умеют играть и убирать игрушки, умеют умываться, гладить кошевку. Что это за друзья? ДЕТИ: Ладошки!
ВОСПИТАТЕЛЬ: Да, это наши ладошки. Еще их называют ладушки, это означает лепные, хорошие. Поднимите их высоко/дети поднимают/. Вот как много у нас ладушек-ладошек! Повторяйте движения вместе со мной.
II часть. Общеразвивающие упражнения.
1. "Мылом мыли глазки, мылом мыли ушки.
Вою какие ладушки, ладушки-ладошки!"
И.п: ноги на ширине стопы, руки внизу. I - поднести руки к лицу, сделать имитационное движение " умываемся"; 2 - и.п. / 5 раз /
2. "Наварили кашки, помешали ложкой.
Вот какие ладушки, ладушки-ладошки!"
И.п: ноги на ширине плеч, руки на поясе. I - повернуться вправо, показать "мешаем ложкой" -указательным пальчику, правой руки
"Это ножки нас вели." /дети повторяют/.
ВОСПИТАТЕЛЬ: У наших деток ножки резвые, послушные. Хотите с ними поиграть?
Дед и баба соглашаются. Подвижная игра:" ПРОБЕГИ ТИХО ".
Ход игры:
Дети делятся на 2 подгруппы. Ведущий садится на середине зала на стул,спиной к играющим с закрытыми глазами. По сигналу дети бегут стайкой по правую и левую стороны от ведущего на противоположную сторону зала. Если ведущий услышит с какой стороны дети бегут громче, говорит: "Стой!" и не открывая глаз, показывает на группу, откуда слышался громкий звук. Если он указал правильно, дети отходят в сторону. Игра проводится с 2-3 ведущими, на руку можно надеть игрушку бибабо.
III часть
ВОСПИТАТЕЛЬ: Молодцы, ребятки, хорошо играли.
А теперь расскажите бабушке,
Расскажите дедушке Какие помощники Есть у наших детушек?
/Педагог активизирует ответы детей/.
ДЕД И БАБА:
Внучата наши - хороши!
Да послушны, да умны!
Нужно деток похвалить,
Нужно деток угостить:
Дадим теплых оладушек Из ладошек милой бабушки.
И конфет на ножке,
Чтоб веселее прыгалось по дорожке.
Дети благодарят бабушку, дедушку, приглашают их к себе в гости, уходят.
поводить по раскрытой ладошке левой руки; 3- и. п. То же, в левую сторону, руки поменять. По 2 раза в каждую сторону.
3. «Строили ладошки домик для матрёшки.
Вот какие ладушки, ладушки-ладошки!»
И.П.: ноги врозь, руки на поясе; 1- присесть, поднять прямые руки через стороны вверх, ладони соединить; 2- в и.п. (6 раз).
4. «Курочке пеструшке накрошили крошки.
Вот какие ладушки, ладушки- ладошки!»
И.П. : сидя, ноги врозь, руки в упоре сзади; 1 - наклониться вперёд, руки вытянуть вперёд, как можно дальше, постучать пальцами по полу, сказать : «Цып-цып!»; 2 -и.п. (5 раз).
5. «Хлопали ладошки, танцевали ножки».
И.П.: 1-4 хлопать под счёт в ладоши, энергично топать ногами об пол на месте (повторить 2 раза).
ВОСПИТАТЕЛЬ: А у нас, ребятки, ещё есть верные друзья - это ноги. Они умеют ходить быстро и медленно, топать громко и тихо. Ноги умеют прыгать высоко и весело танцевать. Они помогают нам добраться туда - куда захочешь. Пойдём в гости к бабушке и дедушке? ДЕТИ: Да!
Основные виды движений.
1. Упражнение в равновесии — ходьба и бег между двумя линиями (шир. - 15 см.; длин. - Зм).
В ходьбе руки на поясе, в беге — свободно балансируют (чередовать 2 раза).
2. Прыжки - подпрыгивание на месте на 2-х ногах вокруг себя вправо и влево, пауза (чередовать 3 раза).
Воспитатель показывает игрушки би-ба-бо (дед и баба) из-за ширмы-домика.
ДЕД и БАБА: Здравствуйте, милые внучки!
Как дорогу к нам нашли?
Приложение 5-б
Рекомендуем посмотреть:
Ознакомление дошкольников 5-7 лет с природой в детском саду
Опыт работы воспитателя детского сада. Образовательные инновации
Кинезиология в детском саду
Опыт работы воспитателя ДОУ. Поделки из бумаги для подготовки дошкольников к письму
Похожие статьи:
Из опыта работы. Воспитание культуры речевого общения у дошкольников