Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Классный час «Урок мужества», 6 класс

Методическая разработка классного часа «Час мужества. Осенние дни воинской славы»
Автор: Олейник Александра Наиловна, учитель русского языка и литературы.
Место работы: г. Пермь, МАОУ «СОШ №24».
Описание работы. Данная методическая разработка может быть полезна классным руководителям 5-7 классов при проведении классного часа, посвящённого осенним дням воинской славы. В работе описываются осенние дни воинской славы, их историческое значение для русского человека и предлагается выполнение группового рефлексивного творческого задания по составлению информационного листка. Созданный учащимися проект возможно использовать для оформления классного стенда.
Цель: создать условия для развития социально-активной личности, для развития патриотизма и гордости за свою Родину.
Задачи:
1) познакомить учащихся с осенними днями воинской славы;
2) определить значение этих дней для России и русских людей;
3) воспитать у ребят чувство гордости за русского человека, русского солдата;
4) развивать коммуникативные навыки.
Ход классного часа.
1. Ребята, здравствуйте. Рада вас видеть. Наш классный час хотелось бы начать с прекрасного стихотворения А. С. Пушкина:
«Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы».
Ребята, скажите, о чём это стихотворение? Конечно, оно об осени, об этом необыкновенном времени года. Сегодня, как вы догадались, тема нашего классного часа будет связана с осенью, а определить её вам поможет наша разминка «Возможная причина». Итак,я предлагаю вам выполнить задания для тренировки умения выдвигать гипотезы. Я называю события,а вы предполагаете, почему это происходит.
Итак,
-над домом пролетают птицы,
- лёд покрыл реку,
- ёжик поздней осенью не впал в спячку, а бродил по лесу;
- литья пожелтели,
- воины собираются в поход.
Вы, наверное, заметили, что все действия происходят осенью, кроме одного. Какого? А можно как-то изменить формулировку высказывания, чтобы его возможно было озвучить в данном задании? Да, конечно, вспомните, какие исторические события происходили осенью? Да, возможно. Давайте вспомним…. А сегодня какое число? 21.09.. Что же происходило 21.09.? Куликовская битва… Попробуйте сформулировать: «Дмитрий Донской собирает воинов в поход…»
Да, правильно. Итак,тема нашего классного часа: «Час мужества. Осенние исторические даты». Сегодня мы познакомимся с осенними днями воинской славы. Попробуем определить, почему эти дни так важны для истории России, для каждого живущего в нашей стране человека.
Итак, ребята, кто-нибудь знает, что такое день воинской славы России? ( Дни воинской славы России (Дни славы русского оружия) — памятные дни России, когда русские войска одерживали победы над вражескими армиями. Это дни, когда происходили сражения, сыгравшие решающую роль в истории России).
Да, верно. Памятные даты России были введены в 2005 году и отмечают важнейшие события в жизни государства и общества. Они достойны быть увековеченными в народной памяти. Перечень этих дней и дней воинской славы установлен Федеральным законом «О днях воинской славы и памятных датах России»
Закон предусматривает проведение в дни воинской славы торжественных мероприятий в войсках, а по памятным датам — публичные мероприятия. Министерству обороны предписано проводить 23 февраля и 9 мая ежегодные праздничные салюты. Финансирование этих мероприятий ложится на федеральный бюджет.
В России 17 дней воинской славы, из них 5 дней приходится на осень. Это следующие дни:
8 сентября — День Бородинского сражения русской армии под командованием М. И. Кутузова с французской армией - (7 сентября) 1812 года;
11 сентября — День победы русской эскадры под командованием Ф. Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра; произошло 28—29 августа (8—9 сентября) 1790 года;
21 сентября — День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донскимнад монголо-татарскими войсками в Куликовской битве; произошло 8 сентября 1380 года;
4 ноября — День народного единства;
7 ноября — День проведения военного парада на Красной площади в городе Москве в ознаменование двадцать четвёртой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции (1941 год).
Давайте поговорим об этих датах подробнее. У нас есть учащиеся, подготовившие короткие доклады с презентацией об этих днях.

1. День Бородинского сражения.
«Мужество больше проявляется не в том, чтобы затеять драку, а в том, чтобы уметь избежать ее» (М. Андерсон).


Бородинское сражение- это крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года между русской армией под командованием генерала Михаила Голенищева-Кутузова и французской армией под командованием императора Наполеона I Бонапарта. Состоялось 26 августа(7 сентября) 1812 года у деревни Бородино, в 125 км к западу от Москвы. Через 12-часового после начала сражения французы захватили позиции русской армии в центре и на левом крыле, но после прекращения боевых действий французская армия отошла на исходные позиции. Таким образом, в русской историографии считается, что русские войска одержали победу. Но М. И. Кутузов на следующий день приказал отступать, потому что русская армия потеряла много солдат, а к Наполеону спешило подкрепление. Это сражение считается самым кровопролитным в истории среди однодневных сражений. Некоторые интересные факты о бородинском сражении: 1.) Бой не был долгим, но если посчитать количество убитых за 12-часовую битву, получается, что умирало около ста воинов каждую минуту. 2.) Барклай де Толли после вторжения французов предложил вести партизанскую борьбу. 3.) Кутузов был совсем не старым полководцем. И повязки на глазу у него тоже не было. 4.) Русские выманили французов на открытую местность, что было удобно, так как просматривались все маневры Наполеона.
Таким образом, русские считают, что победа была за ними, так как они победили по моральному духу. Но по законам войны победа считается за теми, за кем поле битвы. Французы однозначно победили в том, что после Бородино заняли Москву. Русские победили в том, что сохранили армию, артиллерию и возможность полноценно продолжить сопротивление. Сам Наполеон говорил, что французы одержали победу, но русские побеждены не были.

2. 11 сентября — День победы русской эскадры под командованием Ф. Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра.
«Во все времена героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского государства» ( выдержка из Федерального закона «О днях воинской славы России…»)


Это событие относится к периоду русско-турецкой войны, когда османская империя потребовала от Российской возвращения ей Крыма и Грузии. Адмирал Ушаков. Командующий в то время Черноморским флотом понимал, что неравенство сил (у турков было сил больше) обещало провал русскому флоту, поэтому надо было менять стратегию боя. Ушаков предложил вначале сражения сосредоточиться на самой слабой части турецкого строя –на флагманском корабле. С его поражением строй турецких кораблей рассыпался и они должны были обратиться в бегство. Также он предложил создать сильный резерв и использовать «полезные случаи». Применив новую тактику, Ушаков нанёс неожиданный удар по турецкому флоту и, обладая эскадрой, значительно уступавшей по численности турецкой, смог одержать победу над врагом.
Сообразительность Ушакова, его острый ум принесли победу русскому флоту. Именно это событие стало переломным в войне с Турцией.
3. 21 сентября — День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве.
«Героизм — это победа души над телом.» (А. Амьель)

07.09.1380г. русская армия подошла к Дону. Чтобы обезопасить свой тыл, Дмитрий Донской и его армия сожгли за собой все мосты. При этом полководец прибегнул к хитрости: Основные силы русской армии выстроились в классической манере. Впереди стоял «большой полк», который должен был сдерживать главный натиск противника, по краям располагались полк правой и левой руки. Вместе с тем было решено использовать Засадной полк, который был скрыт в лесной чаще. Этот полк возглавили лучшие князья - Дмитрий Боброк и Владимир Серпуховский. Дмитрий Донской вместе со своими воинами принял участие в сражении. Когда ордынцы стали одерживать победу на одном из флангов, в бой вступил Засадный полк, ударивший в тыл ордынцам. Началась паника, потому что татаро-монголы решили, что умершие русские восстают из мёртвых и битва в любом случае будет проиграна. Русские победили. Мамай отступил. Так завершилась Куликовская битва. Именно этим сражением было доказано, что монголы не непобедимы. Именно после этой битвы русской народ поверил в себя как в единую нацию, с этого момента начался рост самосознания русского народа, вера в то, что русский народ силен в единстве.
4. 4 ноября — День народного единства.
«Мужество — это бесстрашие, разум — это понимание добра и зла, сила — это способность к действию, герой — кто совмещает в себе эти три достоинства». (Видьяпати)


4 ноября 1612 года русский народ под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободил Москву от польских захватчиков. После смерти Ивана Грозного, последнего представителя династии Рюриковичей, единое русское государство стало распадаться. В России царила Смута, то есть безвластие и беззаконие. В Москву пришли поляки, захватили русский престол и стали наводить свои порядки.
Патриарх Гермоген в это время писал: "Пора положить душу свою за Дом Пресвятой Богородицы!" Его призыв был подхвачен русскими людьми. Он стал началом освободительного движения. В сентябре 1611 года Кузьма Минин обратился к горожанам с призывом создать народное ополчение. По предложению Минина на пост главного воеводы был приглашен 30-летний новгородский князь Дмитрий Пожарский. Так во главе ополчения стали два человека, избранные народом и облеченные его полным доверием. Эти люди собрали более 14 тысяч людей под свои знамёна. Объединившись, русский народ смог освободить своё государство из-под ига поляков.
5. 7 ноября — День проведения военного парада на Красной площади в городе Москве в ознаменование двадцать четвёртой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции (1941 год).
«Мужество — не в силе руки и не в искусстве владения мечом, мужество — в том, чтобы владеть собой и быть справедливым» (Саади).


Парад на Красной площади, проведённый 07.11.1941г. не имеет в истории своих аналогов. Именно это событие, проведённое под носом у немцев, уже практически праздновавших победу над СССР, подняло дух русских людей, дало надежду на победу, поддержало патриотический дух советского солдата.
Фашисты стояли уже практически под стенами Москвы, население верило в то, что руководство покинуло город, а немцы в ближайшее время займут столицу. Но всё было не так. Парад начался на два часа раньше, небо над Москвой было очищено от вражеских бомбардировщиков, командовал парадом генерал Артемьев, а принимал – маршал Будённый. Были зажжены все звёзды на кремлёвских башнях. Многие участвовавшие в параде сразу после него отправлялись на огневые позиции, но дух русского солдата и русского человека был поднят, была возрождена вера в силы государства.
Спасибо ребятам, подготовившим эти замечательные доклады. Скажите, а что общего во всех этих исторических событиях? (Они все знаменуют собой победу русского духа, русского народа, олицетворяют собой соборное начало русской нации).
Да, конечно, молодцы.
В заключение я прошу разделиться вас на четыре группы и по прослушанным материалам составить информационный листок об осенних днях воинской славы. Для выполнения этого задания вам будут розданы доклады выступавших с иллюстрациями. Можете вырезать всю необходимую вам информацию из раздаточного материала для оформления ваших информационных листов.
Спасибо за классный час.

Рекомендуем посмотреть:

Воспитательный час с презентацией, 7-8 класс. Патриотическое воспитание Классный час «Хлеб - всему голова», 5-7 класс Классный час "Поговорим о дружбе", 6 класс Классный час на сплочение коллектива в игровой форме, 6 класс

Похожие статьи:

Классный час «Мать Тереза», 6 класс

Классный час, 6-7 класс. Природа России

Классный час «Средства пожаротушения», 6-7 класс

Дни воинской славы и памятные даты России. Список

Дни воинской славы России. Краткое описание

Участник №60 творческого конкурса для детей и педагогов «Осенняя копилка» с 1 сентября по 30 ноября 2018 года
Опубликовано: 2184 дня назад (29 ноября 2018)
Просмотров: 5990
+2
Голосов: 2

Нет комментариев. Ваш будет первым!