Творческий конкурс для педагогов «Увлекательная Осень»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Классный час на сплочение коллектива в игровой форме, 6 класс

Классный час на сплочение коллектива с элементами ТРИЗ технологии и НТЦ программы (6 класс)
Автор: Симеунович Мира, учитель русского языка в ОШ «Кнез Сима Маркович», город Белград, Сербия
Назначение: работа назначается классным руководителям, которые работают на соединении детей / подростков в дружный коллектив; работа может быть интересной педагогам, которые применяют ТРИЗ и НТЦ методики.
Цель: сплочение классного коллектива с применением элементов технологии ТРИЗ и НТЦ программы
Задачи: формировать внимание и уважительное отношение друг к другу; учить работать в команде и приходить к коллективному решению; учиться аргументировано доказывать свою точку зрения; развивать нестандартное мышление; создать дружескую атмосферу доверия, доброжелательного общения, развивать коммуникативные навыки.

Описание: из-за пандемии, мои шестиклассники перестали дружить, разучились разговаривать друг с другом, работать вместе. Поэтому я решила оформить группы, поиграть с ребятами, напомнить о дружбе. Из множества разнообразных игр, я подобрала несколько, соответствующих возрасту учеников, их интересам, структуре класса. Для начала, я выбрала те, которые не требуют особой подготовки или особых организационных условий для реализации. Надо было (по моему ощущению) найти увлекательные задания, чтобы не потерять их внимание и интерес. Я старалась, чтобы каждый ученик почувствовал себя важным и успешным, т.е. я уважала любой ответ, поддерживала их на пути к решению.
Материалы: картинка солнца, тексты с задачами, карточки с цитатами (афоризмами) про дружбу.

ТРИЗ
ТРИЗ технология возникла в СССР более 70 лет назад. Автором ТРИЗ является Генрих Саулович Альтшуллер – изобретатель (со своего десятого класса!), писатель-фантаст (со авторским псевдонимом Генрих Альтов). Первоначально ТРИЗ был создан для применения в инженерной деятельности, но «алгоритмы решения изобретательских задач» на которых он основан, благодаря своим объективным диалектическим закономерностям, позволяют использовать его и в других областях. Использование ТРИЗ в школе началось в 80-ые годы, благодаря А. А. Гину, который адаптировал и применял ТРИЗ для развития креативности школьников.
Современные образовательные системы разных стран используют методику и принципы ТРИЗ технологии, только называют их по-другому. Есть данные, что даже некоторые из мощнейших, сильнейших мировых компаний пользуются принципами решения задач, исходящими из теории Альтшуллера. Именно благодаря этим принципам, они и становились самыми успешными (напр. Samsung).
ТРИЗ-педагогика подразумевает анализ ситуации, поиск оптимального решения противоречий (используется уже на дошкольном уровне). Она способствует разностороннему развитию личности школьника, потому что «тризовские» дети обладают нестандартным мышлением, что позволяет решать самые разные задачи. Применение методики ТРИЗ делает традиционное обучение развивающим, потому что воспитывает стремление к самосовершенствованию. Таким образом, она способствует формированию универсальных учебных действий, таких как прогнозирование, самоконтроль, анализ, сравнение, поиск информации, постановка вопросов, разрешение конфликтов, умение выражать свои мысли и др.

НТЦ
Создатель, др. Ранко Райович, является выдающимся сербским учёным. Он специалист по развитию интеллекта у детей, доктор медицинских наук в области нейрофизиологии и физиологии спорта, автор метода обучения по программе НТЦ (Никола Тесла Центр), которая применяется в почти 20 стран Европы. Является председателем всемирного Комитета Менсы для одарённых детей. Программа НТЦ использует методы, направленные на физическое и умственное развитие ребёнка, причём все они построены на игре. НТЦ программа предназначена для работы с детьми от 4-х до 12-ти лет.
Между прочим, программа НТЦ применяется и в России в Школе развития IQ «Genius» (в Уфе). Целью программы является раннее выявление одарённости детей. Здесь считают, что стимулированием психического развития детей, повышается самооценка, интерес к обучению, усидчивость. Занятия заставляют детей думать, находить логические связи, искать решение задач. Таким образом дети обучаются, играя, причём развивается их способность учиться методами наблюдательности, сравнения… В результате развиваются необходимые для современной жизни функциональные знания.
Активности в НТЦ системе развивают когнитивные / мыслительные процессы, сосредоточенность детей, их креативность и воображение, моторику вообще и особенно мелкую моторику, так как развитие головного мозга у ребенка связанно с развитием мелкой моторики руки. Мелкая моторика влияет на ловкость рук, на почерк, на скорость реакции ребенка. Тренинги по системе НТЦ, которые организуют в Центрах в Сербии и в других странах, охватывают разные подвижные, соревновательные, ассоциативные, творческие игры.

При использовании элементов этих двух методик (которые во многом совпадают), активизируется творческая и мыслительная активность детей, так как они обе учат мыслить нестандартно, с пониманием происходящих процессов, и позволяют находить своё решение проблемы. Дети / подростки получают новые знания (проявляя творческую фантазию в форме игры) а потом применяют их в различных видах деятельности. Значит, на этом пути постепенно развивается личность, готовая к самореализации и самосовершенствованию. Учитель оказывает поддержку ученику стать человеком, способным использовать знания для решения жизненно важных задач, т.е. готовым справляться с проблемами в любых жизненных ситуациях.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Ученики разделены в группы. В каждой группе пять членов: девочки, мальчики, успешные и неуспешные, молчаливые и болтливые. Они должны работать вместе, наблюдать, принимать решения, разрабатывать идеи…
1. Ученики получают картинку солнца, между лучами которого надо написать те качества, которые необходимы для дружного классного коллектива. Вот, что предлагали: надо дружить, хорошо учиться, уважать друг друга, быть креативными, хорошо воспитанными, культурными, вежливыми, иметь чувство юмора…
2. Во второй части ввода ученики получают список положительных и отрицательных черт, чтобы сделать «диагноз» своего класса. Из положительных качеств ученики отметили: трудолюбие, дружбу, креативность, сотрудничество, любознательность, взаимоподдержку, помощь. Среди отрицательных черт отметили: зависть, равнодушие, недоброжелательность, сплетни, наглость…
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЧАСТЬ УРОКА
1. «ДА-НЕТ-КА»
Известная форма игры: учитель придумывает понятие. Ученики задают вопросы, на которые учитель может отвечать только «да» или «нет». Я выбрала «ЛЕВ» для одной группы, и «ОВЦА» для другой. Первое понятие угадали, но ОВЦУ не угадали. Задавали вопросы: живое или нет, живёт в воде / на суше, зверь / питомец и т.п.

2. «ЛОВИ ОШИБКУ!»
У каждой группы есть короткий текст с ошибками. Учитель читает текст, чтобы ребята «на слух» уловили некоторые из ошибок. Затем группы работают, шепча, чтобы никому не было слышно, что говорят. Работают вместе, дружно (это главное), затем представитель группы говорит и аргументирует решение. Сколько ошибок исправлено, столько баллов получает команда. Вот пример одного из текстов на русском языке (примерно такие ошибки в оригинальном тексте на сербском языке):
ПИШУ ВАМ РАДИ ТОГО, ЧТО ПРОИЗОШЛО ВЧЕРА. Я БЫЛ НА ВАШЕМ ОДЕЛЕНИИ, НО ВАШ РУКОВОДИТЕЛ ВЫГНАЛ МЕНЯ. Я ПРИШЁЛ ДОМОЙ, ВЫРВАЛ ОДНУ СТРАНИЦУ ИЗ ТЕТРАДИ И НАПИСАЛ С ФЛОМАСТЕРОМ ТО, ЧТО Я ДУМАЮ. Я НАДЕЮСЬ, ШТО ВЫ МЕНЯ ПОЙМЁТЕ.
3. «СТРОИМ СИСТЕМУ»
Надо придумать как можно больше слов, начинающихся на букву М / Р, но таким образом, чтобы они принадлежали одной системе: города, животные, реки и т.п. Сколько слов – столько баллов команде.

4. «ЗАГАДЧИКИ»
По ТРИЗ-образцу, надо придумать загадки – ассоциации для определённого предмета. Чтобы не было слишком сложно, я дала ученикам понятия и объяснила, как надо сформулировать загадки. Заданы были (по группам): ножницы, газета, трамвай. Баллы получает группа, которая решит загадку, но и та группа, загадку которой не удастся решить другими группами. Вот какие загадки придумали группы:
НОЖНИЦЫ: как нож, но не для овощей; как два ножа, но в одной руке; можно и в саду, и для причёски использовать. Что это?
ГАЗЕТА: для прочтения, но не книга; с картинками, но не для маленьких; есть спортивные, есть школьные… Что это?
ТРАМВАЙ: как автобус, но без колёс; можно ездить на нём, но не в Россию; в деревне его нет, но в столице есть. Что это?
Оказалось, что одной из групп всё удалось: их загадку не решили, в то же время, они решили обе загадки других групп.

5. «ЛОЖНЫЕ ВОПРОСЫ – ГОЛОВОЛОМКИ»
Оказалось, что это самая увлекательная часть урока. Ребята думали, советовались, угадывали, правильно ответили на большинство вопросов. Вот некоторые из вопросов:
Какие буквы надо добавить? П, В, …, Ч, П, …, В? («С» - дни недели)
Заболели овца и коза. Какое из животных врач осмотрит первым? (никакое, животных осмотрит ветеринар)
Какая страна больше: Россия или Российская Федерация? (это одна и та же страна)
Что растёт на дубе: орехи или шишки? (жёлуди)
У ребёнка его нет, у человека есть одно, у дерева тоже одно, сколько у удовольствия? (две буквы «О»)
В маленькой семье двенадцать ног. Чья это семья? (много ответов, можно привести любой: кошка, собака…)

6. «ЧЕМ ПОХОЖИ?»
Ученики получают бумажки с текстом, в котором надо найти несколько слов с общими характеристиками. Группы получают разные тексты, но этого не знают. Надо молча (или как можно тише) советоваться внутри групп, чтобы решить задание. Вот один из текстов:
КАКОЙ УЖАС ПОСЛЕ ВЕЧЕРА С ДРУЗЬЯМИ! ОСТАЛИСЬ НОЖНИЦЫ НА СТОЛИКЕ, ОТКРЫТАЯ ГАЗЕТА, КТО-ТО ДАЖЕ ЗАБЫЛ ОЧКИ. ЕЁ ДЖИНСЫ С КОФТОЧКОЙ ЛЕЖАЛИ НА СТУЛЕ. МАМА ПРИНЕСЛА ЕЙ ФРУКТЫ, НО НИКТО ИХ НЕ ЕЛ… С ЧЕГО НАЧАТЬ УБОРКУ? ЧАСЫ ПОКАЗЫВАЮТ СЕМЬ УТРА, НАДО ПОЙТИ В ШКОЛУ.
(Надо найти существительные, у которых только множественное число.)
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ УРОКА
7. «СОБИРАЛКИ»
В финальной части урока собираем пословицу, т.е. цитату о дружбе. Ребята получают на бумажках части предложений. Надо как можно быстрее собрать афоризм и задуматься над ним, посоветоваться, затем и объяснить, о чём он. Вот примеры:
ТОЛЬКО ТОТ, КОТОРЫЙ САМ ХОРОШИЙ ДРУГ, МОЖЕТ ИМЕТЬ ХОРОШИХ ДРУЗЕЙ.
ДРУЖБА НАСТОЯЩАЯ ТОЛЬКО ТОГДА, КОГДА ВЗАИМНАЯ.
КОГДА ПОДЕЛИШЬСЯ ИМИ С НАСТОЯЩИМ ДРУГОМ, ТВОЯ РАДОСТЬ УВЕЛИЧИВАЕТСЯ, А ТОСКА УМЕНЬШАЕТСЯ.

Спасибо за внимание!

Рекомендуем посмотреть:

Конспект классного часа для 5-6 класса по теме Дружба Классный час в 5-8 классе на тему: Моя семья - моё богатство Классный час «Хлеб - всему голова», 5-7 класс Классный час «Урок мужества», 6 класс

Похожие статьи:

Классный час «Мать Тереза», 6 класс

Классный час, 6-7 класс. Природа России

Классный час «Средства пожаротушения», 6-7 класс

Внеклассные мероприятия в 6 классе

Классный час на тему Россия в 6, 7 классе

Граф Савва Лукич Владиславич-Рагузинский
Опубликовано: 7 дней назад (10 октября 2021)
Просмотров: 141
Рубрика: Игра на уроке
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!