Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР по теме «Звуки ЛЛь. Буква Л»
Автор: Шатрова Ольга Михайловна, учитель-логопед ФГБДОУ «Детский сад № 258», г. Новосибирск
Описание материала: Предлагаю конспект логопедического занятия по обучению грамоте для детей подготовительной логопедической группы (6-7 лет) с общим недоразвитием речи по теме «Звуки Л Ль. Буква Л.». Данный материал будет полезен учителям-логопедам. Дети научаться слушать, слышать и произносить звуки, обозначать звуки буквой, читать простые слова.
Цель:
Закрепить правильное произношение звуков Л Ль в слогах, словах, предложениях, их различение о обозначение буквой Л.
Задачи:
Коррекционно-обучающие: сформировать правильное произношение звуков Л Ль, дифференцировать звуки на слух.
Коррекционно-развивающие: развивать речевой слух и фонематические представления, память, внимание, словообразование и словоизменение, звуко-буквенный анализ слов.
Воспитательные: воспитывать активность и самостоятельность обучающихся.
Демонстрационный материал:
картинки-символы звуков Л Ль; картинки волшебников; картинки: самокат, велосипед, автомобиль, поезд; картинка с наложением: банан, яблоко, апельсин, баклажан, лимон, груша; 2 дома: синий и зелёный; мяч; картинки: лиса, лось, волк, дельфин, дятел, шмель; 3 схемы: улитка в начале слова, в середине и в конце; картинка «На что похожа буква»; 2 схемы слов, магнитная доска, настенная касса букв.
Раздаточный материал:
разрезные картинки: лиса, лимон, лебедь, лось, лодка, лампа; фишки (синие, зелёные, красные).
Подготовительная работа: На столе у каждого ребёнка лежит половинка разрезной картинки: лиса, лимон, лебедь, лось, лодка, лампа.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Дети получают половинку разрезной картинки и заходят в кабинет.
Картинки: лиса, лимон, лебедь, лось, лодка, лампа.
Логопед: Ребята, найдите и соберите свою картинку. Кто нашёл и собрал, садитесь. Назовите картинки и скажите, с какого звука начинаются слова?
Дети: Лиса, слово начинается со звука Ль. Лимон – первый звук Ль. Лампа – первый звук Л. Лебедь, слово начинается со звука Ль. Лодка, слово начинается со звука Л. Лось – первый звук Л.
Логопед: Запомните названия своих картинок.
С какими звуками мы сегодня знакомимся?
Дети: Со звуками Л и Ль.
2. Основная часть
1. Правильное произношение звуков. Характеристика звуков.
Логопед: Посмотрите на картинки-символы. Большой синий корабль гудит ЛЛЛ. Маленький зелёный кораблик – ЛьЛьЛь.
Встали. Давайте погудим, как большой корабль. Сгибаем правую руку в локте, распрямляем руку вверх и гудим ЛЛЛ.
А теперь левую руку, сгибаем, распрямляем вверх и гудим ЛьЛьЛь. Садитесь.
Скажите, как работает наш язык?
Дети: Язык поднимается за верхние зубы и упирается в них.
Логопед: Для звука Ль язык упирается чуть сильнее.
Выдыхаемый воздух встречает преграду?
Дети: Да, встречает.
Логопед: Значит эти звуки какие?
Дети: Согласные.
Логопед: Положите ладошку на горлышко. И произнесите ЛЛЛ ЛьЛьЛь. Произнесём с голосом и шёпотом. Горлышко работает? Звук превращается в другой звук?
Дети: Горлышко работает. Звуки не превращаются. Значит эти звуки звонкие и у них нет пары.
Логопед: Да, они всегда самые звонкие, непарные. Давайте скажем какой звук Л?
Дети: Звук Л – согласный, звонкий и твёрдый.
Логопед: А какой звук Ль?
Дети: Звук ль – согласный, звонкий и мягкий.
2. Воспроизведение звуковых рядов.
Логопед: В гостях у нас наши друзья, добрые волшебники. На прошлом занятии их звали Бом и Бим. А как их зовут сегодня, ведь они меняют свои имена?
Дети: Лом и Лим.
Логопед: Да, правильно. Давайте споём для них их любимые песенки. Я пою за волшебника Лома, а вы за волшебника Лима. Все встали. ЛА, распрямляю вверх правую руку.
Дети: ЛЯ (распрямляют вверх левую руку).
Логопед: ЛО ЛУ ЛЫ ЛЭ.
Дети: ЛЁ ЛЮ ЛИ ЛЕ.
3. Выделение звуков Л Ль в слогах и словах.
Логопед: Молодцы. Садитесь. Закрываем глаза и ловим звуки. Если услышите звук Л - хлопаете в ладоши, если Ль – гладите себя по щёчкам. Щёчки у нас мягкие.
ЛА ЛИ ЛО ЛЫ ЛЕ М ЛЮ ЛОСЬ ЛИСТ Р ЛИФТ ЛАМПА ПОЛ ПОЛЕ ПОЛЬКА ПОЛКА
Лом и Лим решили отправиться в путешествие. Какой транспорт выберет каждый волшебник?
Картинки: Самокат, велосипед, автомобиль, поезд.
Дети: Лом выберет велосипед. В слове велосипед звук Л. Лим поедет на автомобиле. В слове автомобиль звук Ль.
Логопед: Приехали они в волшебный сад-огород. Помогите Лому и Лиму найти их любимые овощи и фрукты.
Нужно сказать, что любит каждый волшебник, как будто бы на картинке много фруктов и овощей.
Дети: Лом любит яблоки. Лим любит апельсины. Лом любит баклажаны. Лим любит лимоны.
Банан и груша – лишние. В них нет звуков Л ЛЬ.
Логопед: Давайте немного отдохнём. Встали.
4. Физкультминутка
Мы по саду шли, шли. (маршируем)
Апельсин нашли. (останавливаемся, поднимаем правую руку вверх, срываем)
Сели, съели и дальше пошли. (садимся, съедаем, встаём, маршируем)
Мы по саду шли, шли.
Вдруг мы яблочко нашли.
Сели, съели и дальше пошли.
Логопед: Садитесь на свои места.
Вернулись Лом и Лим домой.
Как вы думаете у кого дома всё зелёное, а у кого голубое?
Дети: У Лома - голубое. В этом слове звук Л. У Лима – зелёное. В этом слове звук Ль.
Логопед: Лом любит всё большое, а Лим всё маленькое.
Встали. Давайте поиграем с мячом. Я называю, какая мебель стоит у Лома, а вы говорите, какая мебель у Лима. Только название предмета мебели и цвет вы должны изменить, чтобы этот предмет стал маленьким. Например, голубой шкаф, а вы говорите зелёненький шкафчик. Ловим мяч и возвращаем мне.
У Лома голубой стул.
Ребёнок: У Лима зелёненький стульчик.
Логопед: У Лома голубое кресло.
Ребёнок: У Лима зелёненькое креслице.
Логопед: У Лома голубой стол.
Ребёнок: У Лима зелёненький столик.
5. Местоположение звуков Л Ль в словах
Логопед: К нашим волшебникам должны приехать гости. (Картинки: лиса, лось, волк, дельфин, дятел, шмель) Кто приедет к Лому? А кто к Лиму?
Дети: К Лому приедут лось, волк и дятел. А к Лиму – лиса, дельфин и шмель.
Логопед: Кто приедет первым? Для этого, нужно определить, где находятся зыки Л Ль в слове: в начале, в конце или в середине. У нас есть наша помощница улитка. В каких словах звуки Л Ль находятся в начале?
Дети: Звук в начале слова в словах лось, лиса.
Логопед: В середине?
Дети: В середине слова в словах волк, дельфин.
Логопед: В конце?
Дети: В конце слова в словах дятел, шмель.
Логопед: Молодцы.
6. Звуко-буквенный анализ слов.
Логопед: Наши волшебники остаются в своих домиках ждать гостей.
А мы найдём в кассе букв букву, которая обозначает звуки Л Ль. Это буква Л. На что похожа буква?
Дети: На дом, на шалаш.
Логопед: На стремянку Л похожа и на крышу дома тоже.
Сделаем букву пальчиками: поставим указательный и средний пальчики на ладошку. А теперь встали, ноги расставили, руки прижали.
Садитесь.
Нам понадобятся фишки. Возьмите коробочки и выложите имя синего волшебника. ЛОМ
Логопед: Молодцы, всё сделали правильно.
Сколько всего звуков в слове?
Дети: 3 звука.
Логопед: На каком месте находится звук Л?
Дети: На первом.
Логопед: Прохлопаем слово по слогам. Сколько слогов в этом слове?
Дети: 1 слог. Сколько гласных, столько и слогов.
Логопед: Измените схему для имени зелёного волшебника. Как изменится схема?
Дети: Заменим синюю фишку на зелёную, звук Л станет звуком Ль. Звук О превратится в звук И. Красную фишку оставляем.
Логопед: Прохлопаем слово по слогам.
Дети: Тоже 1 слог.
Логопед: Подходите к доске. Сделаем слова из букв. Какие буквы нам понадобятся для слова ЛОМ?
Дети: Л, О, М.
Логопед: Прочитаем слово.
Дети: ЛОМ.
Логопед: Какая буква помогла прочитать звук Л твёрдо?
Дети: Буква О.
Логопед: Что нужно изменить для слова ЛИМ?
Дети: Достать букву И. Заменить букву О на букву И.
Логопед: Читаем слово.
Дети: ЛИМ.
Логопед: Какая буква помогла прочитать звук Ль мягко.
Дети: Буква И.
3. Итог занятия
Логопед: С какими звуками мы сегодня познакомились?
Дети: Со звуками Л Ль.
Логопед: Какой буквой обозначаются звуки Л Ль?
Дети: Буквой Л.
Логопед: Как звали наших волшебников?
Дети: Лом Лим.
Логопед: Вспомните, как называлась картинка, которую каждый из вас собирал в начале занятия.
Дети: Лиса, лимон, лебедь, лось, лодка, лампа.
Логопед: Наше занятие закончилось. Вы все молодцы. Спасибо.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект логопедического комбинированного занятия в подготовительной группе
Конспект занятия с детьми 6-7 лет. Автоматизация звука [Рь]
Фронтальное занятие в подготовительной логопедической группе
Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Встреча весны»