Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Квест-игра по экологии в средней группе детского сада

Организованная образовательная деятельность по теме: Квест-игра «Спасательная экологическая экспедиция»
Цель: создание педагогических условий для развития познавательной мотивации детей к осознанному и позитивному экологическому, бережному отношению к природе.
Задачи: ориентировка в пространстве
Обучающие
1. Дать детям представление о том, как люди заботятся о природе: охрана земли, воды, воздуха, животных и растений;
2. Формировать у детей познавательные действия, направленные на охрану природы от экологических катастроф;
3. Формировать у детей умения доказывать и делать выводы, применять знания в новых ситуациях.
Развивающие
1. Развивать эстетическое восприятие природы, умение замечать красоту, наслаждаться ею, оберегать её.
2. Развивать творческую активность детей, любознательность, воображение, логическое мышление, желание включаться в творческую деятельность.
3. Развивать умение детей задавать вопросы сверстникам и взрослым, принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности
Воспитательные
1. Воспитывать у детей гуманное, эмоционально-положительное, осознанное и ответственное отношение к проблемам охраны природы.
2. Воспитывать чувство гордости за свою планету, свой край, пробуждать желание выразить свои добрые намерения в рисунке.
3. Воспитывать отзывчивость, уважение к товарищам, умение сотрудничать коллективно
Предварительная работа: серия наблюдений за объектами живой и неживой природы; наблюдения за явлениями природы; цикл занятий по формированию у детей представлений о взаимосвязи между состоянием растительного мира и условиями окружающей среды; цикл виртуальных путешествий по темам «Загрязнение и охрана лесов. Значение лесов в жизни природы и человека», «Экологические проблемы животного мира», «Глобальные экологические проблемы человечества», «Необходимость очистки питьевой воды», «Загрязнения воздуха: источники, последствия и профилактические меры», «Загрязнение водоёмов: рек, озер, морей», «Значение чистой воды для рыб»; изучение с детьми среды обитания животных Кубани; проведение элементарных опытов с объектами неживой природы; чтение познавательной и художественной литературы природоведческого характера.
Методы и приёмы:
игровой (квест-игра, игра-эксперимент «Очисть почву» и «Загрязнение воздуха», игровое упражнение «Доскажи словечко», дидактическая игра «Собери мусор»),
наглядный (иллюстрации, презентация «Глобальные экологические проблемы человечества»),
словесный (напоминание указания, вопросы, индивидуальные ответы детей),
использование здоровье сберегающих технологий: физминутка «Мы по улице идём», дыхательная гимнастика «Задувание свечи»,
метод проблемной ситуации,
метод коллективной творческой деятельности – изготовление панно «Чистая планета»,
ИКТ.
Материалы и оборудование: мультимедийная установка, проектор, колбы, стаканчики, лейки, пробирки, пипетки, буклеты с изображением планеты, дисковый телефон, белый халат для педагога, колба, удостоверение участника экологической экспедиции, план - карта, плакат с видом замусоренного моря, озера, берега, 3 ящика: красный, желтый, зеленый, различный бытовой мусор: пластмасс, полиэтилен, резина, металл, деревянные, бумажные предметы, пищевые отходы, салфетки, контейнер, песок, губка, чернила, пипетка, лейка с водой, шприц, свеча, белая стеклянная тарелка, ватные палочки, семена деревьев и кустарников, бокс с почвой, лейка с водой, указатели с изображением растений для посадки, два ватмана: на первом изображена планета, загрязненная выбросами и отходами, на втором – макет земного шара без каких-либо изображений, краски, кисти, цветная бумага, клей, пластилин, стеки, фольга, трубочки для выдувания краски, вырезанные картинки с изображением озера, реки, деревьев, солнца, леса, полей, животных, мусора, огня, выхлопных труб, цветов, птиц, свалки, охотников.
Демонстрационный материал: Презентация «Глобальные экологические проблемы человечества»; плакат (А1) с изображением планеты, загрязненной выбросами и отходами; плакат с изображением загрязненных водных объектов (пособия, их авторы, количество, размер).
Раздаточный материал: бейдж-удостоверения участников экспедиции (по количеству детей), белые халаты, очки (по количеству детей), резиновые перчатки для рассортировки мусора (по количеству детей).
Ход занятия
1 часть: способствуем формированию у детей внутренней мотивации
Дети входят в группу. Педагог встречает детей в белом халате, в очках и с колбой в руках. В лаборатории на столе – колбы, стаканчики, лейки, пробирки, пипетки, буклеты с изображением планеты, дисковый телефон.

- Доброе утро, ребята! Рада приветствовать Вас в моей лаборатории по экологическим чрезвычайным происшествиям «МЧС-Эколог». Я – главный специалист по загрязнениям окружающей среды, заведующий лабораторией Светлана Сергеевна.

Дети здороваются.

- Мне приходится решать все самые важные вопросы по охране и защите окружающей среды! Это очень ответственная работа! Ребята, а вы когда-нибудь бывали в лаборатории?

Скажите, а хотели бы вы стать участниками спасательной экологической экспедиции? (ответы детей)

- Здорово! Проходите в наш Кубанский экологический центр. Не забывайте о правилах безопасности. Надевайте головные уборы! (дети одеваются, заходят и садятся на стулья в лаборатории)
- Возьмите удостоверение участника экологической экспедиции. Впереди интересный путь по спасению окружающей среды, отныне вы – официальные члены спасательной экспедиции. (дети одевают бейджики-удостоверение участника экологической экспедиции (Приложение №1)

2 часть: способствуем планированию детьми их деятельности
- Уважаемые коллеги, я вас собрала неспроста. Сегодня мне пришло срочное сообщение от Министра по чрезвычайным ситуациям Краснодарского края. Беда! Природа в опасности! Загрязнения воды, воздуха и почвы превышает все возможные показатели.
- Прошу внимание на экран. Давайте посмотрим, к чему привело загрязнение воды, почвы и воздуха.

Презентация «Глобальные экологические проблемы человечества»
(на слайдах – изображения загрязненных почвы, воды, воздуха и последствия данных экологических катастроф для человека и животных. Работа экологов.)

- А вы знаете, кто такие экологи? Чем они занимаются? (ответы детей)

- Да, ребята, есть такая профессия — эколог. Экологи - защитники природы. Они обладают большими знаниями о животном и растительном мире, при экологических катастрофах экологи стараются найти наилучший способ выхода из сложившихся ситуаций.

- Экологи края собрали мусор и отходы с реки и почвы близлежайших водоемов и лесов. А так же сняли пробы загрязненного воздуха! Нам необходимо очистить эти загрязнения!

Чем вы можете мне помочь? (ответы детей)
Как мы это сможем сделать? (ответы детей)
Что нам для этого может понадобиться? (ответы детей)

- Здорово! Столько интересных и умных идей и вариантов вы мне предложили. Так мы с вами быстро справимся с поставленной задачей.
Нам прислали план-карту. На ней изображен порядок наших с вами действий.

Ознакомление с план-картой (Приложение №2)

- Что изображено на каждой локации? Как вы думаете, что могло произойти? Чем мы можем помочь? (ответы детей)
Ну что ж вперед на помощь нашей планете.

3 этап: способствуем реализации детского замысла
(дети следуют по стрелкам от локации к локации на план-карте)
I локация («Очистка воды»)

На плакате изображено замусоренное море, река, берега озёр и т.д.

- Нам прислали фотографию. Коллеги, что здесь случилось? Откуда мог попасть мусор в реки, моря, океаны и на их берега? Чем это опасно для рыб и животных? Чем мы можем помочь? Как мы сможем очистить воду? (ответы детей)

- Ребята, в воде и на берегах рек, морей и озер найдено много разного мусора. Посмотрите, вот он. Надо его рассортировать по степени их вредности.

Д/и «Раздели мусор».
(Воспитатель ставит 3 ящика: красный, желтый, зеленый. В боксе находится различный бытовой мусор).
Ребята, экологи собрали мусор с рек. Вот он.
(показываешь карточку с подсказкой цветовой). Вы, как юные экологи, должны знать, что мусор бывает бывает очень опасным для планеты, он выделен красным цветом. Что это за мусор?
Менее опасный мусор выделен желтым цветом и это…..
А зелёным цветом обозначен безопасный мусор – это……..

Коллеги, прошу вас рассортировать мусор по боксам с соответствующим цветом: в кранный – самый опасный мусор, в желтый – менее опасный и в зеленый – безопасный мусор для нашей планеты. Приступайте.
Соблюдайте правила безопасности, одевайте перчатки.

Дети одевают перчатки и сортируют мусор по контейнерам.

- Коллеги, справились? Почему эти предметы в красном ящике? А почему эти - в жёлтом? Что происходит с пищевыми отходами в природе? Как надо правильно поступать? Что мы можем сделать, чтобы этот мусор не появлялся в природе? Вы всегда так поступаете? (дети делают выводы)

II локация («Очистка почвы»)
- Добро пожаловать на следующую локацию. Это лаборатория по исследованию почвы. Как нужно себя вести в лаборатории? Почему нужно быть аккуратным? (ответы детей)

- Да, пожалуйста, не мешайте друг другу, работайте тихо; приступайте к выполнению опыта только после объяснения и разрешения; после проведения опыта все нужно убрать; после завершения работы вытирайте руки салфеткой.

- Уважаемые члены спасательной экспедиции, перед вами модель почвы. В контейнере, на дне насыпан песок — это внутренний слой почвы, сверху находится губка — это верхний слой почвы. Как вы видите, один край контейнера наклонен - это у нас небольшая горка. Чернилами капаем на губку. Представьте, что на почву попало какое-то ядовитое вещество. Посмотрите пятно совсем маленькое.

- Так, что мы здесь видим? Что случилось с почвой? Скажите, пятно вам мешает? (ответы детей)
- Вот лежит это вещество на почве и никому не мешает, но вот пошел дождь.
(Педагог поливает губку из лейки).
- Очистилась почва? (ответы детей)
- Пятно осталось на почве, но вода прошла сквозь неё, какого теперь она цвета? Почему она такая? (ответы детей)
- Попробуйте шприцем откачать воду. (действия детей)
- И снова пошел дождь. Что мы видим? А что с водой? (ответы детей)
- А ведь уже второй раз прошел дождь. Откачиваем воду шприцем. (Последующие опыты проводят дети)
- Посчитайте, сколько дождей понадобилось.
- У нас было совсем маленькое пятнышко, а в природе пятно может занимать огромную площадь, да и дождей может столько сразу не выпасть, и почва будет болеть, а значит и все живое.
- Заводы и фабрики, которые сбрасывают на почву ядовитые вещества, наносят вред природе и здоровью человека.
- Как вы думаете, можно ли исправить ситуацию в жизни? Как? Что для этого необходимо предпринять человечеству? Можно нам вообще обойтись без заводов и фабрик? Чем чревато такое загрязнение почвы? (ответы детей)

III локация («Очистка воздуха»)
- Ребята, скажите, как вы думаете у нас здесь воздух чистый? А на улице? На остановках, около заводов, на стоянках автомобилей? Что загрязняет воздух в городах? (ответы детей)

Педагог зажигает свечу.
- Что вы видите? Может ли пламя загрязнять воздух? Ведь мы ничего не видим кроме пламени. (ответы детей)

- Сейчас мы проверим. Я возьму тарелочку и подержу немного над пламенем. Что появилось на дне тарелки? Возьмите по ватной палочке, потрогайте пятно. Какого цвета она стала? (ответы детей)

- Мы убедились, что дым осел на тарелочке. Вот так и в природе: дым оседает на наши дома, машины и деревья.

- Откуда в городах и в деревнях появляется дым? Если заводы и фабрики, машины будут так дымить, что произойдет с нашей природой? Как это влияет на человека? А на животных? Как защитить воздух от дыма? (ответы детей)

- Да. Ребята, правильно, деревья и растения защищают наш воздух от загрязнений и выхлопных газов. Нам прислали очищенную почву для посадки семян для выращивания саженцев. Давайте посадим деревья и кустарники, а саженцы потом высадим вдоль дорог нашего города. (Дети в перчатках сажают семена в почву, ставят указатели, где что посажено).

- Здорово! Справились! С такими деревьями и кустарниками воздух в нашем городе будет чище и свежее! Таким воздухом приятнее и полезнее дышать.

4 часть: способствуем детской рефлексии по итогам деятельности
- Друзья, мы прекрасно потрудились. Мы очистили почву от нефтяного пятна, рассортировали мусор по степени их вредности, продемонстрировали процесс загрязнения воздуха и предприняли все меры для очищения воздуха! Внимание человечества привлечено к проблемам окружающей среды! Молодцы!
- Что изображено на 4ой локации? Отправимся туда.

На стенде расположено два ватмана. На первом изображена планета, загрязненная выбросами и отходами. На втором – макет земного шара без каких-либо изображений. На столе перед макетом расположены: краски, кисти, цветная бумага, клей, пластилин, стеки, фольга, трубочки для выдувания краски, вырезанные картинки с изображением озера, реки, деревьев, солнца, леса, полей, животных, мусора, огня, выхлопных труб, цветов, птиц, свалки, охотников и т.д.

- Коллеги, нам необходимо отправить отчет о проделанной работе Министру по чрезвычайным происшествиям. Что мы с вами сегодня делали? Как мы сможем отправить отчет о проделанной работе? Что вы видите на левом изображении? Что случилось с планетой? А какой бы вы хотели видеть Землю? Что бы вы могли изобразить на макете Земли? Что вам для этого понадобится? Как тогда будет выглядеть наша планета? Такой отчет понравится Министру? (ответы и коллективная деятельность детей с макетом Земли)

- Уважаемые экологи! По вашему мнению, нам удалось справиться с поставленными задачами? Мы очистили почву, воду и воздух от загрязнений? Как теперь будет себя чувствовать человек на такой планете? А животные? Растения? (ответы детей)

- Что вам понравилось больше всего? (ответы детей)

- Что вызвало затруднения? Почему? Что можно было бы сделать, чтобы всё получилось легко и быстро? (ответы детей)
- Вы выполнили очень непростую и ответственную работу! Я благодарю вас за вашу помощь! Получите, пожалуйста, сертификаты об участии в спасательной экологической экспедиции «МЧС - Эколог» в рамках акции «Планета в опасности». (Приложение №3)

- Ну что ж, нам пора прощаться. Думаю, что наша спасательная экспедиция принесла пользу окружающей среде. Теперь вы можете передать полученные знания о защите окружающей среды своим друзьям и близким! И тогда наша планета будет вне опасности!

Рекомендуем посмотреть:

Экологический проект в средней группе ДОО Беседа с детьми средней группы на тему: Охрана природы Сценарий театрализованного представления для детей средней группы детского сада на экологическую тем Тактильная тетрадь по Экологии для детей средней группы с нарушением зрения своими руками пошагово с
Конспект сказочной викторины «Путешествие по сказкам» в детском саду. Средняя группа | Садовые фигуры из бетона своими руками
Опубликовано: 1499 дней назад (18 марта 2020)
Просмотров: 9079
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!