Урок по окружающему миру во 2 классе. Конспект с презентацией. Моя малая Родина
Конспект урока по окружающему миру во 2 классе по теме "Моя малая Родина"
Цели: Показать значение родины в жизни каждого человека. Задачи: образовательные:
сформировать понимание значения выражения «малая Родина», как части большой страны;
познакомить с достопримечательностями станицы Обливской, её историческим прошлым; сформировать представление о символах России, Ростовской области, станицы Обливской ; развивающие:
развивать умения строить монологическое высказывание, владеть диалогической речью;
развивать творческие способности;
развивать навыки поиска информации с использованием ресурсов библиотек;
развивать навыки исследовательской деятельности. воспитательные:
воспитывать чувство гордости и патриотизма за свою малую Родину;
воспитывать чувство гордости за своих земляков. Планируемые результаты деятельности: Личностные:
- готовность и способность к самостоятельной, творческой деятельности;
- умение продуктивно работать в команде, выполнять разные роли и обязанности, умение признавать различные мнения; Метапредметные
- умение действовать в интересах группы; Метапредметные:
– умение находить, отбирать, анализировать оценивать и создавать информацию в разных формах и различными способами;
- умение оценить степень успешности своей деятельности;
- умение понимать причины возникающих затруднений и вести поиск способов выхода из ситуации;
- умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи.
- умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения Предметные:
- умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни;
- кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации;
- привлекать внимание к проблемам сохранения и бережного отношения к истории родного края Оборудование урока: проектор, экран, таблички с названиями групп, таблички с пунктами плана, презентация «Моя малая родина», таблички с датами, аудиозапись песни «С чего начинается Родина?».
Содержание урока:
1. Организационный момент. Деятельность учащихся: Дети приветствуют учителя, контролируют организацию своих рабочих мест. Деятельность учителя: Приветствует учащихся, предлагает учащимся проверить готовность к уроку: наличие учебных принадлежностей, оформление рабочих мест, посадку. Учитель: Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья. комментарии: Формируется умение организовывать своё рабочее место. (Слайд № 2)
2. Введение в тему. Деятельность учащихся: Учащиеся слушают песню "С чего начинается Родина?" Учитель: - Ребята, у нас сегодня необычный урок. А чтобы узнать тему нашего урока, я предлагаю Вам послушать отрывок из песни. ( звучит песня) Комментарии: Формируется умение слушать, понимать содержание, определять тему урока. (Слайд № 2)
Учитель: -Ребята, назовите мне, пожалуйста, тему нашего урока. Правильно. Сегодня мы будем говорить о нашей Родине. Ребята, понять, что такое Родина нам поможет стихотворение М. Пляцковского Я вам буду задавать вопрос, а вы мне отвечайте: «Это Родина моя!» (слайд 3)
Слышишь песенку ручья? Дети:Это Родина моя!
Слышишь голос соловья? Дети: Это Родина моя!
Видишь звёздочки Кремля? Дети: Это Родина моя!
Школа, где мои друзья, Дети: Это Родина моя!
Руки матери моей,
Звон дождей,
И шум ветвей,
И в лесу смородина - Дети: Это тоже – Родина!
Учитель: Ребята, так что же такое Родина? Дети:Это место где мы родились, живём, ходим в школу, где живут ваши родные. Это наша страна – Россия. Учитель: Как называется наша Родина? (показать на карте) Посмотрите, ребята, какая огромная наша страна. Она простирается с севера на юг и с запада на восток на тысячи километров. (слайд 4)
Как называется столица нашей Родины? (Слайд 5) Дети: Наша страна называется Россия. Столица нашей родины- город Москва. Учитель: Правильно, ребята, Россия - наша большая Родина. А как называется место, где вы родились, где мы живём? Обливская – это наша малая родина, это место, где находится ваш дом, ваши родители, где вы учитесь и играете с друзьями. (слайд 6)
3. Постановка учебной задачи. Учитель: Сегодня на уроке мы с вами узнаем много интересного о станице Обливской. Хотите? Дети: Да, хотим. Комментарии: Умение определять цель деятельности на уроке с помощью учителя.
4. Исследование проблемы.
Учитель: Ребята, как вы понимаете эти слова? Моя малая родина.
Дети: отвечают.
МОЯ – потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа…
МАЛАЯ – потому что это маленькая частичка моей необъятной страны.
РОДИНА – потому что здесь живут родные моему сердцу люди. Комментарии: Формируется умение называть родную страну, название родной станицы (малую Родину).
5.Конструирование плана действий. Учитель: -Что интересного вы бы хотели узнать о станице Обливской?
Ответы учащихся: мы бы хотели узнать:
- Когда появилась наша станица?
- Какие у неё есть символы?
- Какие в ней есть достопримечательности?
- О природе обливской земли и реке Чир.
- Какие произведения искусства посвящены Обливской?
Учитель: - Чтобы ответить на эти вопросы мы разделились с вами на группы и каждая группа носит название:
1. Историки.
2. Библиотекари.
3. Экскурсоводы.
4. Экологи.
5. Искусствоведы. Комментарии: Умение работать по предложенному плану:
Учитель прикрепляет на доске пункты плана и ставит названия групп на парты.
6 Работа в группах по предложенному плану. Дети: читают предложенные тексты, готовят сообщения по каждому вопросу. Учитель: -Ребята, у вас на столах есть тексты. Вы должны их внимательно прочитать и подготовить сообщения по темам:
«Историки» – «Образование станицы»
«Библиотекари» – «Символы станицы»
«Экскурсоводы» – «Достопримечательности станицы»
«Экологи» – «Природа обливской земли и река Чир»
«Искусствоведы» - «Посвящается родной станице…»
Приступайте к работе. Комментарии: Умение работать с текстом, информацией, умение распределять роли внутри группы.
Когда дети работают, звучит спокойная музыка.
7. Этап решения творческой задачи. Дети: Учащиеся каждой творческой группы вместе выходят к доске и рассказывают о том, что они узнали, выполняя задание. Учитель: приглашает для выступления отдельно каждую группу учащихся. Первая группа "Историки". Тема: Образование станицы Обливской. (Слайд № 7) Дата на доске 1744 г.
1. Первое упоминание о хуторе Обливы на старинной казачьей реке Чир было в 1744 году. Своё название хутор получил от того, что обливался водами реки Чир. Постепенно хутор стал одной из крупной станиц севера Ростовской области.
2. Казаки занимались рыболовством, торговлей, разбойными нападениями на проплывающие по реке Чир небольшие торговые суда. Постепенно обливчане осваивают земледелие, но причирские земли не отличались плодородностью.
3. Выращивая зерновые культуры, казаки часто терпели неурожаи из-за затопления или засухи. Поэтому казаки стали больше выращивать бахчевые культуры, так как они более неприхотливы и лучше переносят сухие степные суховеи.
4. В 1838 году в хуторе Обливском имелось уже 42 двора, а через тридцать лет их уже было 80, а число жителей - 629 человек. Вначале 20 века начинается бурный рост хутора и его хозяйственное и культурное развитие. Это связано с прокладкой через него железнодорожной дороги.
5. После строительства железной дороги количество населения стало увеличиваться. В 1902 году население хутора составляло 1242 человека. В 1919 году хутор Обливский был переименован в станицу Обливскую. В 1924 году был образован Обливский район.(слайд 8) Даты на доске 1919 г. и 1924 г. Комментарии: Формируется умение занимать активную познавательную позицию, взаимодействовать с учителем и одноклассниками.Умение оформлять свою мысль в устной речи. Умение относиться к книге как к источнику знаний.
Учитель: Ребята. Прежде чем я предоставлю слово второй группе, скажите, пожалуйста, какие символы есть у каждого государства? Дети: лаг, гимн, герб. Учитель: Давайте вспомним, что обозначают цвета на флаге России. Дети:
Белый – благородство, откровенность, мир, чистота, совершенство.
Синий – верность, честность, постоянство.
Красный – смелость, мужество, величие и любовь, кровь, пролитая за Отечество. Учитель: А что вы видите на гербе России? Дети: орёл, скипетр, держава, Георгий Победоносец. Учитель: Орел на Руси издавна считался символом мужества и проницательности, почитался, как птица гордая и независимая. Двуглавый орел, одна голова смотрит на запад, другая на восток, как бы охраняет Россию
с двух сторон. (слайд 9) Учитель: Также есть символы и в нашей Ростовской области. Давайте вспомним, что обозначают они. Дети:
Основой флага является флаг Всевеликого войска Донского, а цвета символизируют исторические слои населения области: (слайд 10)
Алый (красный) – русских
синий - цвет донских казаков,
желтый – калмыков,
белый – единство всех народов, населяющих область, а также связь с российским флагом.
Учитель: А теперь ребята из 2 группы «Библиотекари» расскажут вам о символах станицы Обливской.
Дети: рассказывают.( Слайд № 11 Дата на доске 1994 г.)
1. Флаг Обливского района был утверждён в 1994 году к двухсот пятидесятилетию со Дня основания станицы Обливской.
2. Похожих флагов в мире больше нет. На флаге алого цвета изображены волны реки Чир и знаменитый обливский арбуз.
3. Посередине флага мы видим символ казачества – шашка, а также основные направления сельского хозяйства – выращивание бахчевых и зерновых культур.
ФИЗМИНУТКА Учитель: Ребята, я вижу вы немного устали, давайте отдохнём вместе с ёлочкой.
Учитель: Спасибо Ребята. Отдохнули немного. Присаживайтесь. Продолжим нашу работу. Слово предоставляется третьей группе «Экскурсоводы». Ребята расскажут нам о достопримечательностях нашей родной станицы. (слайды 13-26)
1. Наша станица очень красивая. В ней много достопримечательностей. Это - центральная улица Ленина, здание Администрации Обливского района, Дом культуры, Обливский элеватор, краеведческий музей, Обливский вокзал, две школы, физкультурно-оздоровительный комплекс, парки и скверы.
2.Есть в нашей станице и памятники. Это памятник «Неизвестному солдату» на привокзальной площади, памятник Владимиру Ильичу Ленину на центральной площади, памятник «Невернувшимся с Великой Отечественной войны Обливчанам», памятник лётчику Николаю Дивиченко.
3. На въезде в нашу станицу возвышается Обелиск Стелла - самое большое на территории Обливского района воинское захоронение воинов Красной армии, погибших за освобождение станицы Обливской в декабре 1942 года.
4. В 1915 году в нашей станице был открыт Свято - Никольский Храм. Столетие которого мы отмечали в прошлом году.
Учитель: - Спасибо, ребята, вы рассказали нам о достопримечательностях нашей станицы. Но я вам тоже хочу рассказать о некоторых улицах нашей станицы. Каждый день мы ходим по этим знакомым с детства улицам и не задумываемся: а почему эта улица носится именно такое название? В честь кого она названа? Хотите узнать? Сейчас мы с вами совершим путешествие по некоторым улицам и узнаем, в честь кого они названы. улица Буланова. (слайд 27)
Гвардии старшина - Иван Буланов пал смертью храбрых в декабре 1942 года в боях за освобождение станицы Обливской, подбив 8 танков врага. улица Кузнецова. (слайд 28)
Кузнецов Александр Иванович – командир батареи, пал смертью храбрых. Его батарея прорвала оборону противника у реки Березки и дала возможность провести наступление и освободить нашу станицу от немецко-фашистских захватчиков. улица Семашко. (слайд 29)
Полковник Семашко Николай Николаевич – командир 111-го гвардейского полка погиб 8 декабря 1942 года. За воинскую доблесть, личное мужество и героизм, проявленные в боях за освобождение станицы Обливской от немецких захватчиков полковнику Семашко было присвоено звание «Почетного гражданина станицы». улица Грызлова. (слайд 30)
Младший лейтенант Михаил Грызлов погиб на земле Обливской. Это был снайпер 119-го гвардейского полка, в боях под Сталинградом он уничтожил 205 гитлеровцев. улица Черенкова.(слайд 31)
Черенков Павел Иванович – начальник политотдела 40-й гвардейской стрелковой дивизии. В боях за Обливскую был тяжело ранен, но выжил и успешно сражался в последующих боях. Закончил войну в Австрии в городе Вена. улица Николая Дивиченко. (слайд 32)
Николай Дивиченко - летчик командир экипажа 221-й Бомбардировочной дивизии, который в годы Великой Отечественной войны повторил подвиг Николая Гастело над Обливской землей. улица Голева. (слайд 33)
Голев Николай Никитович во время Великой Отечественной войны по заданию Обливского района партии был оставлен в станице для организации партизанского отряда. Николай Никитович вместе со своим отрядам не давал немцам покою ни днём, ни ночью. Учитель: Теперь, вы знаете, почему эти улицы носят именно эти названия и расскажите, пожалуйста, об этом своим друзьям и родным. И, когда вы теперь будете слышать названия этих улиц, вспоминайте об этих героях.
Учитель:Слово предоставляется 4 группе «Экологи». Они расскажут нам о природе обливской земли и реке Чир.(слайды 34-42)
1. Вокруг станицы Обливской широко раскинулась бескрайняя степь. На полях обливской земли выращивают зерновые культуры, подсолнечник, бахчевые культуры. А как красива степь весной, когда цветут степные тюльпаны!
2. Название «Чир» произошло от старинного казачьего слова «чиреть» - это значит набирать силу. Река берёт начало в Миллеровском районе.
3.Протяжённость реки Чир 399 км. Чир является правым притоком реки Дон. У Чира есть два притока: река Машка и река Берёзка.
4.Раньше река Чир была крупной рекой, с множеством разнообразной рыбы. По Чиру осуществлялась торговля с ближайшими городами. Также по реке переправлялись на лодках.
5. Правый берег реки обрывистый, крутой, а левый – пологий. У Чира много кос, перекатов, что указывает на древность реки. Много встречается ям, плёсов. Берега реки Чир поросли камышом и ивняком.
Учитель: Спасибо, ребята, за ваш рассказ. Давайте будем беречь родную природу и сохраним её для будущих поколений, чтобы они тоже могли увидеть эту красоту.
Учитель: Слово предоставляется 5 группе «Искусствоведы» по теме: «Родной станице посвящается…» (слайды 43-61)
1. Красота обливской земли и нашей родной станицы воспета в стихах поэтов – земляков: это – Нина Александровна Хижняк, Галина Николаевна Усачёва, Галина Леонидовна Кривошта, Татьяна Альбертовна Михайлова, Людмила Ивановна Толмачёва, Виктор Иванович Ушаков, Юрий Георгиевич Пантелеев, Нина Павловна Парахина.
2. Наши ребята подготовили для Вас стихотворение Нины Павловны Парахиной «Гимн родной станице». Послушайте, пожалуйста.
(дети рассказывают стих)
3. Также красоту обливской земли и родной станицы, жизнь обливчан запечатлели в своих картинах наши художники-земляки. Это – Мельников Георгий Григорьевич, Чернышов Василий Валентинович, Гетманова Мария, Светлана Бусурман. Как красива обливская земля в любое время года! Какие прекрасные лица у наших земляков!
4. Красота нашей станицы воспета в песне «Обливская – станица». Слова Виктора Бокова, музыка Григория Пономаренко.
Ребята исполняют песню.
1. Там где речка плещет
В берег луговой
Там моя станица
Там мой дом родной .
Припев:
Где бы ни был я
Как мать , ты мне верна,
Обливская станица Донская сторона.
II
Здесь минуло детство,
Здесь любовь моя
Без тебя не мыслю
Я прожить и дня.
III
Речка Чир не быстра-
Берег луговой Милая станица
Я всегда с тобой.
8. Подведение итогов урока. Учитель: Спасибо, ребята. Подходит к концу наш урок, мы выполнили наш план. Вам понравился урок? А чем он вам понравился? Что вы узнали нового о нашей малой Родине? Какие чувства вызывают у вас слова «малая Родина»? Как нужно относиться к своей Родине? Ребята, а что вы бы хотели пожелать свей малой Родине? Дети: Я хочу пожелать ей … (слайд 62) Комментарии: Умение осознавать необходимость бережного отношения к своей малой Родине.
9. Рефлексия. Учитель: Я хочу пожелать вам, ребята, чтобы вы, когда вырастете и станете взрослыми, где бы вы не жили, чтобы вам всегда хотелось приехать на свою малую родину, в нашу станицу Обливскую, встретить своих друзей, прийти в родную школу…
Спасибо, ребята, мне очень понравилось, как вы работали на уроке. Дети: Учащиеся оценивают свою деятельность и деятельность всего класса. Комментарии:Формируется умение совместно давать эмоциональную оценку деятельности ученика и всего класса на уроке.