Урок математики в 1 классе на тему: Что такое задача
Конспект урока по математике в 1 классе на тему: «Что такое задача»
Цель урока: Познакомиться с понятием «задача» и её составными частями. Задачи урока: Предметные:
рассмотреть отличие задачи от математического рассказа;
находить и выбирать способ решения текстовой задачи;
объяснять (пояснять) ход решения задачи. Метапредметные: Личностные УУД:
формировать положительное отношение к школе и учебной деятельности, к изучению математики;
формировать представление о значении математики в жизни человека. Регулятивные УУД:
формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
формировать умение оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий;
овладевать умениями выполнять учебные действия в устной речи. Познавательные УУД:
формировать умение осуществлять анализ, сравнение объекта;
под руководством учителя проводить классификацию изучаемых объектов;
под руководством учителя осуществлять обобщение, выводы. Коммуникативные УУД:
принимать участие в работе парами и группами;
понимать задаваемые вопросы;
выражать свою точку зрения;
адекватно воспринимать другое мнение и позицию. Учебные пособия:
Математика, 1 класс. Учебник. 2 ч. / М.И. Башмаков, М.Г. Нефёдова. — М.: АСТ: Астрель, 2013.
Математика, 1 класс. Рабочая тетрадь № 2 / М.И. Башмаков, М.Г. Нефёдова. — М.: АСТ: Астрель, 2013. Учебно-методическая литература:
М.И.Башмаков, М.Г.Нефёдова: Обучение в 1 классе по учебнику «Математика»:программы, методические рекомендации.- М.:Издательская группа АСТ, 2012 год. Технические средства обучения:
компьютер;мультимедийный проектор; электронные материалы: презентация в программе PowerPoint; Место урока в изучении темы: 1 – ый урок в теме «Простая арифметика»
Ход урока:
1.Оргмомент Цель: Создание условий для восприятия учебного материала Формируемые УУД:Регулятивные: планирование деятельности. Учитель:
Пусть сегодня для нас всех, на урок придёт успех!
Поприветствуем гостей, с ними нам вдвойне теплей,
Пожелайте нам удачи,и успешности в придачу!
Мы будем учиться сегодня решать, исследовать, сравнивать и рассуждать,
Секрет математики вновь открывать. Но для начала, как всегда,
Нужна гимнастика ума. Учитель: Над развитием, каких умений мы будем с вами сегодня работать? Кто запомнил? Ответы детей: сравнивать, исследовать, рассуждать, решать…
2.Мотивационный Цель: Создать условия для мотивировки активной, осознанной деятельности учащихся. Формируемые УУД: Личностные: мотивировка на достижение цели.
Регулятивные: Планирование деятельности. Учитель:
Продолжим гимнастику ума. Поможет нам в этом Снеговик.
Но случилась беда. Снеговик спешил к нам на урок и разрушился. Что же делать? Давайте соберем снеговика, но для этого нам надо выполнить некоторые задания. Поможем снеговику?
(«Разрушенный снеговик» Фрагмент мультфильма «Снеговик почтовик»)
3. Актуализация знаний. Цель: Подведение к целеполаганию. Создание условий для активизация опорных знаний, подведения учащихся к целеполаганию. Формируемые УУД: Познавательные: осуществлять анализ. Регулятивные: оценивание результата своих действий и действий одноклассников, выполнение действий в уме, умение принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: формировать речь в режиме высказывания.
1 задание: Учитель: Числа расположены в беспорядке. Нужно назвать числа в порядке возрастания. Ответы детей: 6,12, 23, 36, 48, 52, 64, 79, 81, 97
2 задание: Минутка чистописания. Учитель: Ребята, у нас есть цифры 0, 1, 2. Давайте составим и запишем с вами с помощью этих цифр двузначные числа в порядке убывания. Цифры можно повторять. Дети отвечают и записывают: 22, 21, 20, 12, 11, 10
3 задание: Игра « Отгадай слово». Учитель: Продолжаем оказывать помощь снеговику? Для этого мы должны правильно записать выражение и найти его значение. Правильно выполнив задание, мы отгадаем слово, которое поможет нам собрать снеговика.
(У доски по цепочке работают ученики, остальные самостоятельно в тетради. Код на доске. )Дети записывают примеры и решают их.
-Увеличить 6 на 2
-Уменьшить 7 на 4
- Одно слагаемое 5, другое 2
- Уменьшаемое 5, вычитаемое 2
- Сложить 3 и 3
- Вычесть из шести три
8-з, 3-а, 6-ч, 3-а, 7-д, 3-а
4. Формулирование темы и цели урока. Цель: Вовлечение учащихся в постановку темы и цели урока Формируемые УУД: Познавательные: умение осуществлять анализ; классификацию объектов; работа с информацией.Регулятивные: умение формировать учебную задачу. Коммуникативные: формировать речь в режиме высказывания. Учитель: Ребята, как вы думаете, какое слово можно составить из этих букв? Ответ ребёнка: Я составил слово «задача». Учитель: Так как, вы думаете, о чём сегодня мы будем говорить на уроке? Ответ ребёнка: Я думаю, что мы сегодня будем говорить о задаче. Учитель: Правильно. А как понимаете слово «задача»? Ответы детей:
-Это когда мы будем читать маленький рассказ и что-то считать.
- Будем что- то складывать и вычитать.
- Мы будем по картинке что-то находить. Учитель: Спасибо, ребята. Вы сегодня обязательно узнаете, что же такое «задача».
5. Физминутка « Ёлочка» Цель: Создание условий для сохранения здоровья учеников. Формируемые УУД: Личностные: осознание важности сохранения и улучшения своего здоровья . Учитель: Ребята, вы хорошо работаете, и я вижу, что вы немного устали. Давайте отдохнём. Будьте внимательны, повторяйте за ёлочкой все движения.
(Ребята выполняют под музыку физминутку, повторяют за Ёлочкой все движения).
Спасибо, молодцы! Вы отдохнули? С новыми силами мы продолжаем помогать нашему Снеговику.
6. Открытие нового знания. Цель: Создание условия для открытия детьми основных положений нового учебного материала по теме урока. Формируемые УУД: Познавательные: характеристика объекта на основе анализа и сравнения объектов. Учитель:
Послушайте два рассказа и сравните их. Как вы думаете, какой из этих рассказов можно поместить в учебник «Математика», а какой — в учебник «Окружающий мир»?
1) Малыши собирали одуванчики для постройки воздушного шара. Они приготовили 4 корзины с пушинками и 11 со стеблями одуванчиков. Сколько всего корзин заготовили малыши?
2) На лугу росли одуванчики. Это растения с жёлтыми цветами, зелёными листьями и стеблями. Цветут они в мае.
Ответы детей: Первый рассказ нужно поместить в учебник «Математика». Второй рассказ нужно поместить в учебник «Окружающий мир». Учитель: Правильно, ребята. В первом рассказе есть вопрос и мы на него должны ответить. Ребята, а вы знаете, из чего состоит задача? Давайте это посмотрим в учебнике. Учитель: Что известно в задаче? Ответ ребёнка: дети собрали 4 корзины с пушинками и 11 корзин со стеблями. Учитель: Это известные числа или данные. На языке математики это называется условием задачи. Учитель: Что нужно узнать? Ответ ребёнка:Сколько всего корзин заготовили малыши? Учитель: Это вопрос задачи. Учитель: Сосчитайте, сколько всего корзин заготовили малыши? Каким действием вы это будете делать? Ответы детей: Мы будем складывать 4 и 11. Всего заготовили 15 корзин. Учитель:Найти то, что неизвестно - это решение задачи. Учитель: Ещё раз прочитайте вопрос и ответьте на него. Учитель:Это ответ задачи.
Работа по учебнику стр. 62 № 1
7. Первичное закрепление. Цель: Создание условий для применения на практике новых знаний. Формируемые УУД: Познавательные: характеристика объекта на основе анализа и сравнения объектов, классификация по самостоятельно выделенным признакам. Коммуникативные: работа в парах. Личностные : ориентирование на ситуацию успеха. Регулятивные: умение оценивать результат своих действий. Учитель: Ребята, рассмотрите рисунок. Расскажите, что вы видите. Ответы детей: На рисунке я вижу героев книги Н. Носова: Авоську, Незнайку, Торопыжку, Знайку с корзинами одуванчиков. Учитель: Давайте прочитаем, что об этом думают герои. Дети: читают высказывания героев). Учитель: Ребята, чьи слова можно назвать задачей? Почему? Ответы детей: Задача только у Знайки.А у остальных детей это не задача. Там не хватает или вопроса, или каких то данных. Учитель: Давайте, ребята, поможем остальным героям превратить их рассказы в задачи.
(Дети дополняют вопросами, недостающими данными). Ответы детей:
- Я помогу Авоське. В его задаче я поставлю вопрос: Сколько всего он принёс корзин?
-А я помогу Незнайке. В его задачу нужно добавить то, что потом он набрал ещё 4 корзины. И поставить вопрос: сколько всего корзин набрал Незнайка?
- А у Торопыжки нужно добавить то, что он принёс ещё 2 корзины. А вопрос у него правильный.
Учебник стр. 62 № 2
8. Физминутка ( для глаз) Цель: Создание условий для сохранения здоровья учеников. Формируемые УУД: Личностные: осознание важности сохранения и улучшения своего здоровья . Учитель: Спасибо, ребята, молодцы! А теперь пусть наши глазки немного отдохнут.
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг,
Глазкам видеть всё дано:
Где - окно, а где – кино
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
9. Закрепление изученного материала. Цель: Создание условий для применения имеющихся знаний, умений. Формируемые УУД: Познавательные: осуществление анализа и сравнения объектов, строить небольшие высказывания в устной форме;Коммуникативные: работа в группах; выражать свою точку зрения. Учитель: Ребята, мы должны ещё помочь нашему Снеговику решить задачу. Прочитайте её. Дети читают:
В театре Карабаса Барабаса было 13 деревянных кукол и 4 фарфоровые. Буратино убежал из театра. Несколько дней спустя сбежали ещё 2 куклы – фарфоровая кукла Мальвина и Пьеро. Учитель: Ребята, что мы сейчас прочитали? Ответ ребёнка: Мы прочитали условие задачи. Учитель:Что известно? Давайте выпишем известные данные. Дети : под руководством учителя записывают:
Было – 13 к. и 4 к.
Убежали - 1 и 2 к. Учитель: Что можно узнать с помощью этих данных? Ответы детей: Сколько кукол было сначала в театре. Сколько кукол осталось в театре. Учитель: Давайте ответим на эти вопросы. Но сначала допишем в условие. Дети: дописывают:
Осталось - ? к. Учитель: А теперь ответим на наши вопросы и запишем решение. Как найти, сколько кукол сначала было в театре? Ответ ребёнка: Нужно к 13 прибавить 4. Учитель: Давайте запишем это. Дети записывают: 13 4 = 17 (к.)
Учитель: А как теперь найти, сколько кукол осталось в театре? Ответ ребёнка: Нужно от 17 вычесть 1 и 2. Учитель: Давайте это запишем. Дети записывают: 17 -1 -2 = 14 ( к.) Учитель: Давайте запишем ответ. Дети записывают: Осталось 14 кукол.
Учебник стр. 63 № 3
Учитель: Мы справились со всеми заданиями снеговика. Так давайте вспомним, из каких частей состоит задача, и расположим их в правильном порядке. Дети: составляют снеговика. Учитель: Молодцы!
10. Итог урока Цель: Создание условий для упорядочивания и обобщения полученной информации на основе рефлексии. Формируемые УУД: Познавательные: ориентирование в системе знаний. Учитель: Вот и подошёл к концу наш урок. Давайте подведём итоги нашей работы. Ребята, а какое у нас было задание? (вспоминаем цель работы) Ответы детей: Мы должны были помочь нашему Снеговику Учитель: Удалось нам выполнить задание? (сравниваем результат с целью) Ответы детей: Да, у нас всё получилось. Учитель: Что нового вы узнали сегодня на уроке? Ответы детей: Мы узнали что такое «задача», из чего она состоит. Мы узнали, что значит решить задачу. Учитель: Чему вы научились на уроке? Ответы детей: Мы научились решать задачи. А ещё мы научились отличать задачу от рассказа. Мы научились добавлять в задачу недостающие данные и правильно ставить вопрос. Учитель: Что вам понравилось на уроке? Ответы детей: Мне понравилось помогать Снеговику. А мне понравилось решать задачи. А мне минутка чистописания. Мне всё понравилось. Было очень интересно. Учитель: Ребята, спасибо Вам за работу на уроке. Вы – молодцы. Хорошо потрудились, и Снеговик приготовил вам за хорошую работу на уроке подарки. (Учитель раздаёт детям конфеты и раскраски с изображением Снеговика).
Скачать Конспект урока по математике в 1 классе по теме "Что такое задача"