Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Классный час "Хлеб - всему голова", 3 класс

Конспект классного часа в начальной школе по теме "Хлеб - всему голова"
Хлеб-это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники. Без него не обходится ни один приём пищи. Многие дети не знают о труде людей, выращивающих хлеб, и относятся к хлебу небрежно (бросают, играют, крошат, лепят фигурки, выбрасывают недоеденные
куски). Конспект классного часа поможет педагогам начальной школы обратить внимание детей, какими усилиями появляется
хлеб на нашем столе, воспитать бережное отношение к хлебу.
Перед проведением мероприятия проводилась подготовительная работа. Ученики готовили рисунки по теме, собирали необходимую информацию, учили пословицы. Родители организовали выставку хлебобулочных изделий.
Данное мероприятие может быть использовано как урок и как внеклассное мероприятие.
Цель:
- Расширить имеющиеся знания о хлебе, его производстве, значении хлеба в жизни человека.
- Воспитывать любовь, бережное отношение к хлебу, уважение к людям труда, кому мы обязаны хлебом.
Задачи:
- Организация совместной работы учащихся, учителя.
- Вовлечение учащихся в основные мыслительные операции, к анализу,актуализации и систематизации полученных знаний.
- Развитие логического и творческого мышления.
- Формирование умения работать в группе.
Ход классного часа
I. Мотивация
Славится он первым на земле,
Славится он первым на столе,
Ветер его любит, колышут его степи.
Пред гостями он лежит парной,
Серый, белый, чёрный и ржаной.

II. Создание проблемной ситуации
Давным-­давно это было, когда люди жили племенами в пещерах и питались мясомживотных. Случилось так, что всех животных они истребили, и есть им стало нечего.Вот и отправились они в поисках других мест, где можно было бы прокормиться. Шли они долго, многие умирали от голода. Так и случилось с одним человеком. Он упал, потеряв от голода сознание. Когда он очнулся, вокруг него никого не было. И вдруг над собой он увидел удивительное растение, из которого сыпались на него мелкие камушки. Он решил попробовать один из них, и вдруг приятный запах и вкус оживили его. Он стал собирать эти камушки, которые оказались зёрнышками, и есть их. Эти зёрна подействовали на него, как лекарство. Он окреп и выздоровел, и ему сразу же захотелось рассказать об этом людям. Он собрал эти зёрна и пошёл искать людей. Увидев его живым и невредимым, люди удивились, а он рассказал им о чуде­ колоске.
Думаю, что все догадались, о чём мы будем сегодня с вами говорить? (о хлебе).
Мы узнаем немного из истории его происхождения, попытаемся понять цену хлебу, узнаем о труде людей, благодаря которым вот этот каравай сейчас на нашем столе.
-А вдохновят нас пусть слова: «Хлеб – всему голова!»

III. Актуализация знаний
1.Исторический экскурс
Учитель: А что вы знаете о хлебе? Слово историкам.
Ученик: Впервые слово « хлеб» появилось в Древней Греции. Там применяли для выпечки горшки специальной формы – « клибанос ». Оно созвучно с нашим словом « хлеб».Хлебу нет цены. Его стоимость деньгами не измеришь.
    На выпечку лишь одного батона уходит 1200 зерен.
    Ежедневно в стране выпекается 82 тыс. хлеба.
    В мире известно более 750 видов хлебобулочных изделий.
Ваши друзья познакомят нас с интересными фактами истории хлеба. Давайте их послушаем.
1 -й ученик
По мнению учёных, открытие хлеба состоялось 16 тыс. лет назад и изобрели его египтяне. Именно тогда человек начал собирать и культивировать хлебные злаки. Правда, вначале, он ел зёрна в натуральном виде. Лишь позднее кулинары каменного века научились растирать и смешивать зерно с водой. Появились первые жернова, первая мука, первый хлеб. Конечно, он нисколько не походил на тот, который мы едим: хлеб был жидким.
2- й ученик
Позднее, когда люди овладели огнем, они стали растирать зерна между камнями и варить получившуюся смесь. Эта жидкая каша и являлась хлебом. Человек научился культивировать злаковые растения около 5-6 тысяч лет назад. Примерно в этот же период были созданы ручные мельницы, и появился первый печеный хлеб.
3 -й ученик
На Руси с древних времён выпечка хлеба считалась ответственным и почётным занятием. Особого искусства требовало производство ржаного хлеба. Кроме него в монастырских пекарнях выпекали просфиры, калачи из пшеничной муки. Из монастырских пекарен хлеб выходил с надписями: «Хлеб святой», «Хлеб всемогущий», «Хлеб вечный».

Независимо для обычной трапезы или праздничной, накрывая стол хозяйка в первую очередь ставила на него хлеб и соль. Хлеб и соль почитали как символ благополучия и достатка.

В Древней Руси Горожане Древней Руси едали хлебы «пресные», «квасные», «хлебы с медом и маком творенные»… Хлеб в Древней Руси издавна символизировал народное благополучие, довольство, а люди, изготовлявшие хлеб, всегда пользовались большим почетом.

На Руси всегда брали хлеб, отправляясь свататься.
На хлеб клали руки молодых при заключении договоренности о свадьбе
Родители благословляли своих детей на брак не только иконой, но и хлебом.
После венчания молодых встречали хлебом и квасом, с солью стали встречать значительнее позднее. Потом этот хлеб везли вместе с приданым невесты.
Хлеб как оберег хлеб клался в колыбель к новорожденному.

Учитель: Мы знаем, как велико значение хлеба в жизни людей. А что же произойдёт, если не будет хлеба? (обсуждение детей) Правильно, наступит страшное время, которое называется голод.А во время ВОВ хлеб выдавали по карточкам. Как дороги были эти карточки! Потерять их – трагедия, страх, что хлеба больше не будет, и ты умрешь голодной смертью! В блокадном Ленинграде выдавали в сутки 125 граммов хлеба на ребенка. (показ кусочка хлеба 125 грамм). Жестокий враг, захватив наши земли, морил людей голодом, чтобы сломить и победить нас. Не будь хлеба – не было бы великой Победы, 70 – летие которой будет праздновать в этом году наша страна.
Да, хлеб святой и к нему надо относиться бережно, с уважением.
-Запомните, во все времена отношение к хлебу было особенным, уважительным. Испокон веков относился народ с большим уважением и к труду тех, кто его создавал.

2. Применение теоретических знаний в условиях выполнения задания
Сейчас нам предстоит работа в группах. Одна группа «Врачи», другая «Агрономы». Каждая группа расскажет о хлебе. (выступления детей).
АГРОНОМЫ
– А знаете ли вы, что такое злаки? Злак – это растение в виде полой соломины, заканчивающейся колосками или метёлками. К этому семейству относятся пшеница и рожь, ячмень и просо, овёс, кукуруза и рис.
ВРАЧИ
Хлеб дает нашему организму белки, углеводы, обогащает его магнием, фосфором, калием, что необходимо для работы мозга. Хлеб содержит витамины. Ученые-медики считают, что взрослый человек съедает в сутки 300–500 г. хлеба, при тяжелой работе все 700 г. детям. Подросткам нужно 150–400 г. хлеба. Почти половину своей энергии человек берет от хлеба.

3. Творческое использование сформированных УУД
А) Работа с пословицами
- Мы с вами убедились, ребята, какое это богатство – хлеб! И не зря народ сложил о хлебе множество пословиц, поговорок. А в Санкт-Петербурге даже музей хлеба есть.
В начале классного часа мы определились, что нам будут сопутствовать слова ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА! Это русская народная пословица. На Руси всегда с почтением относились к хлебу, поэтому придумали много пословиц. И у вас на столах карточки с пословицами о хлебе.
-Надо из частей собрать пословицу (начало выделено жирным шрифтом), выразительно её прочитать всему классу (работаем в группах). Отвечаем по – очереди.
-Молодцы, запомните эти пословицы.

Если хлеба ни куска, так и в тереме тоска.
Хочешь есть калачи -  ….   (не сиди на печи)
Посей в пору – будешь иметь хлеба гору.
Хлеб в закромах – счастье в домах.
Хлеб - батюшка, вода - матушка.

Существовали  различные приметы, связанные с хлебом, с отношением к хлебу.          
• Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами.
• Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.
• Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу.
• Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу.
• Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность.

6) Кроссворд «Пекари»
   Засушенный кусок хлеба. (Сухарь.)
   Пшеничный хлебец из заварного теста в виде кольца. (Баранка.)
   Толстая баранка. (Бублик.)
   Маленькая, тонкая, очень сухая баранка. (Сушка.)
   Сладкое мягкое печенье в виде лепёшки или плоской фигурки. (Пряник.)
   Витая сдобная булка, обычно напоминающая по форме восьмёрку. (Крендель.)
   Сдобное сладкое печенье в виде хлеба, хлебца, обычно с изюмом. (Кекс.)
   Белый хлеб продолговатой формы. (Батон.)
   Хлебец из пшеничной муки. (Булка.)
   Лепёшка с загнутыми краями и творожным верхом. (Ватрушка.)
Скачать Кроссворд "Пекари"

IV. ИТОГ. РЕФЛЕКСИЯ
- Вот и подходит к концу наша встреча. Какой она запомнится мне и вам, что ценного вы унесёте с собой, изменилось ли ваше отношение к хлебу. Попросим хлебные колосочки подвести итоги.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект классного часа 3-4 класс ко Дню Победы Классный час в 3-4 классе «Краски природы» Конспект классного часа в начальной школе по теме «Подари улыбку» Конспект классного часа для 3 класса по теме «Родина»

Похожие статьи:

Классный час о заботливом отношении к людям, 3 класс

Классный час по теме Здоровье в 3 классе

Классный час в 3 классе на тему «Кожа человека и её здоровье»

Классный час для 2-3 класса. Государство и права детей

Классный час для 3-4 класса по теме «Огонь ошибок не прощает!»

Адаптация первоклассников
Опубликовано: 1930 дней назад (12 января 2019)
Просмотров: 5755
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!